Поколение Альфа: эффективные стратегии привлечения детей в кружки и секции. Практические рекомендации для педагогов
В статье представлены универсальные принципы привлечения современных детей и подростков на занятия в системе дополнительного образования с учетом когнитивных, социальных, эмоциональных и технологических аспектов с примерами для разных активностей: искусство, спорт, творчество, наука и др. Знание характерных черт детей поколения Альфа позволит педагогам адаптировать подходы к популяризации кружков и секций, записи, набору, содержанию занятий и коммуникации с обучающимися. Статья может быть интересна воспитателям, учителям, педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, педагогам-организаторам, руководителям образовательных учреждений.
Н.Л. Русанова,
методист, психолог,
Служба организационно-методического
сопровождения дополнительного образования,
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Воробьевы горы»,
г. Москва
Поколение Альфа (дети, родившиеся примерно с 2010 года) растет в мире стремительных технологических изменений и новых социальных реалий, которые существенно влияют на его интересы и способы обучения. В условиях широкого выбора образовательных активностей задача педагогов дополнительного образования – привлечь детей и подростков к кружкам и секциям, учитывая их уникальные когнитивные, эмоциональные и социальные потребности [5; 19; 26–29].
В работе «Поколение от Z до Альфа: какое оно?» автором дана подробная характеристика современных детей и подростков, обозначены последствия влияния цифровой среды на их интеллектуальное и эмоциональное развитие, личностные особенности и специфику ценностных отношений, сделан анализ вызовов современной системе образования, продиктованных поколенческими особенностями поколений Z и Альфа [17].
В статье «От Z до Альфа: что делать?» представлен обзор основных принципов организации образовательного процесса в учреждениях общего и дополнительного образования, даны общие рекомендации по выстраиванию диалога и отношений сотрудничества с обучающимися нового поколения и их родителями [18].
Исследования российских и зарубежных авторов, посвященные «цифровым» поколениям, а также накопленный в данной области эмпирический опыт автора проливают свет на то, что представляет собой поколение Альфа [9–12; 25; 26–29] и каков его образовательный запрос [4; 5; 9–11; 16; 21; 25].

Специалисты сходятся во мнении о том, что дети поколения Альфа представляют собой самое многочисленное, самое этнически и культурно разнообразное поколение [11; 21; 26; 29]. Согласно исследованию Марка МакКриндла (Mark McCrindle) [26] – автора самого термина «поколение Альфа» – это еще и самое образованное поколение, по сравнению со всеми предыдущими, – точнее, оно станет таковым в будущем, когда сегодняшние дети вырастут [11; 21; 26].

А сегодня – чем и как привлечь детей и подростков на занятия? Знание каких особенностей обучающихся поколения Альфа способствуют их привлечению в кружки и секции? Система образования перестраивается медленнее, чем меняется мир вокруг нас [4], а современным педагогам уже сейчас нужны не абстрактные советы и рекомендации, но практические рычаги воздействия.
Известно, что интересы, ценности, а потому и мотивация детей к обучению меняются в зависимости от эпохи, в которую они родились [9]. Чтобы эффективно привлекать детей и подростков поколения Альфа в кружки и секции, необходимо понимать их ключевые особенности, сформированные цифровой эпохой и современным обществом.
В данной работе представлены универсальные принципы привлечения современного поколения детей на занятия в системе дополнительного образования с учетом когнитивных, социальных, эмоциональных и технологических аспектов с примерами для разных активностей: искусство, спорт, творчество, наука, техника и пр.
Знание этих черт позволяет адаптировать подходы педагогов к набору обучающихся поколения Альфа в кружки и секции, а также к содержанию занятий и коммуникации:
- «Цифровые аборигены»
Что это значит? Термин «цифровые аборигены» принадлежит Марку Пренски (Marc Prensky) [27]. Дети Альфа не знают мира без интернета, смартфонов, планшетов и интерактивных технологий – это их естественная среда обитания, они в ней родились.
Как это использовать? В силу их «цифровой» природы у современных детей пользуются чрезвычайной популярностью занятия программированием, робототехникой, радиоэлектроникой и т.п.
Сегодня в нашей стране существует запрос со стороны государства на развитие программ технической направленности. В главе V «Приоритеты обновления содержания и технологий по направленностям дополнительного образования детей» «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» отмечается, что «в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности необходимо создать условия для вовлечения детей в создание искусственно-технических и виртуальных объектов, построенных по законам природы, в приобретение навыков в области обработки материалов, электротехники и электроники, системной инженерии, 3D-прототипирования, цифровизации, работы с большими данными, освоения языков программирования, машинного обучения, автоматизации и робототехники, технологического предпринимательства, содействовать формированию у обучающихся современных знаний, умений и навыков в области технических наук, технологической грамотности и инженерного мышления» [8].

Все это следует учитывать при подборе и разработке дополнительных общеразвивающих программ технической направленности.
Также целесообразно внедрять цифровые элементы в офлайн-занятия по программам других направленностей (социально-гуманитарной, художественной и др.). Это могут быть интерактивные доски, образовательные приложения.

Следует использовать онлайн-платформы для записи в кружки и секции, предоставления информации и получения обратной связи. Уместно и эффективно продвижение кружков и секций через соцсети (ВКонтакте, TikTok, Rutube и др.) с ярким визуальным оформлением и короткими роликами.
- Визуальная коммуникация в приоритете
Что это значит? Дети Альфа предпочитают получать информацию через изображения, видео, инфографику, эмодзи и т.п. Тексты они воспринимают значительно хуже.
Как это использовать? [ИА1] Рекламные материалы (афиши, посты) должны быть яркими, лаконичными – с минимумом текста и максимумом визуала (фото, видео, графики и др.). Целесообразно использовать понятные детям мемы, иконки и эмодзи.

Реклама должна быть функциональной: детей и их родителей привлекут не только слоганы и перечисление особенностей и преимуществ данного учреждения дополнительного образования, педагога и/или общеразвивающей программы, но также и QR-коды, 3D-туры по помещению.
На занятиях также следует активно использовать наглядные пособия, презентации, схемы. Чрезвычайно важна визуализация всех моментов: так, даже расписание занятий дети Альфа воспримут значительно лучше, если педагог представит его в формате сторис[1].
- «Клиповое» мышление и низкая устойчивость внимания
Что это значит? Привычка к быстрой смене информации (короткие видео, ленты соцсетей) формирует сниженную концентрацию детей Альфа на длительных задачах без смены активности.
В отличие от поколения Z, которое готово долго и усердно искать информацию по интересным темам, дети Альфа воспринимают контент более поверхностно, не погружаясь, не вникая в первопричины и смыслы. Так, среди них популярны образовательные каналы и подкасты, где «рассказы о динозаврах, устройстве телескопа и заметки по истории Древнего Египта соседствуют с мемами», произведениями художественной литературы и мультфильмами [21]. Качество знаний у современных детей заменяется количеством получаемой ими информации [10].

Как это использовать? У обучающихся Альфа должен быть доступ к разным кружкам и секциям. А в рамках одного кружка, одной общеразвивающей программы, одного занятия – к разным предметам и темам. Это они ценят значительно больше, чем глубокое погружение, долгое занятие чем-то одним. Такой подход позволит реализовать потребность детей Альфа в хаотичном потреблении информации.
Дети Альфа ценят простоту и эффективность, поэтому целесообразно предлагать им быстрые, видимые результаты. Начало занятия следует делать максимально вовлекающим и динамичным. Традиционные часовые занятия в очном формате следует дробить на короткие модули, блоки по 10, 15, 20, 25 минут (в зависимости от возраста обучающихся) с разными активностями.
Учебные материалы стоит комбинировать таким образом, чтобы они включали и видео, и фрагмент теории и могли настолько увлечь ребенка, чтобы ему захотелось самому разобраться в теме.
Если учебный контент содержит подсказку и даже готовое решение, он точно привлечет внимание обучающихся [4]. Однако лучше разрешить ребенку пользоваться материалами, где были бы не только ответы, но и различные способы решения.
Наиболее предпочтительный обучающий формат этого поколения – короткие видеоролики с понятными инструкциями. В формате онлайн-обучения это могут быть короткие видеоуроки на самые разные темы, в которые включены игровые задания, анимация и интерактив [4].
- Мир без границ
Что это значит? «Столкновение вселенных» – часть жизни нового поколения детей. Живя в «бесшовном» мире, сочетающем в себе цифровой и реальный, они могут виртуально посетить практически любую точку планеты, легко общаться с представителями разных культур.

Так же легко они сочетают героев различных мультфильмов, видеоигр и мемов, рождая необычные коллаборации и создавая с их помощью новые истории и сюжеты [11].
Как это использовать? Чтобы сделать занятия в кружках и секциях привлекательными для современных детей, надо помнить, что у форматов обучения тоже может не быть четких границ – они могут свободно перетекать друг в друга.
Педагогам стоит не просто поощрять, но и инициировать выстраивание коммуникации обучающихся с другими культурами, а для этого надо быть для них примером: самостоятельно посещать крупнейшие музеи мира, слушать лекции гениев современности и т.п. Педагог должен делиться с обучающимися своей искренней заинтересованностью, тогда и они с удовольствием будут участвовать в таких активностях, как вместе с педагогом, так и самостоятельно.
- Персонализация и свобода выбора
Что это значит? Современные дети выросли в мире индивидуальных рекомендаций (стриминги[2], онлайн-магазины), поэтому они ожидают от взрослых учета своих интересов и рассчитывают на то, что им будет предоставлена возможность самим влиять на процесс собственного обучения.
От педагога ребенок Альфа ждет, что тот будет не только понимать его, но и каким-то образом выделять из общей массы. То есть, несмотря на уверенное владение виртуальным пространством, дети, как и прежде, хотят индивидуального подхода и в реальном мире [4].

Как это использовать? Предлагать гибкие программы с возможностью выбора тем, проектов, уровней сложности; предоставлять обратную связь, ориентированную на личный прогресс, а не только на общие стандарты. Создавать пространство для самовыражения.
- Прагматизм, практическая польза знаний
Что это значит? Дети Альфа чаще, чем другие поколения, задаются вопросами «Зачем мне это нужно?» и «Где я это применю?». Они ориентированы на практический результат и на навыки для будущего. Для них ценны знания, которые можно применить здесь и сейчас – не достигая быстрого результата, обучающиеся Альфа быстро теряют мотивацию.

Как это использовать? Педагог должен четко формулировать, какие конкретные гибкие и жесткие навыки (soft и hard skills) развивает данный кружок или секция: креативность, работа в команде, критическое мышление, публичные выступления и т.п.
Целесообразно дробить цели обучения на более мелкие, конкретные и практичные, связывать занятия с реальными жизненными ситуациями и перспективными профессиями, а также показывать конкретные примеры применения полученных детьми знаний.
Так, английский пригодится обучающимся для путешествий и для того, чтобы слушать и понимать зарубежные песни, клипы, подкасты, а не для того, «чтобы развиваться»; история, химия, физика, география и литература – для того, чтобы создавать интересный контент; русский – для того, чтобы грамотно писать посты в соцсетях [10]; занятия живописью и графикой – не для того, чтобы «научиться рисовать», а для того, чтобы создать свое первое произведение искусства всего за 4 занятия и т.п.
- «Интерактивные» дети
Что это значит? Не только детей Альфа, но даже их родителей уже не интересуют сухие факты и знания – преподанные вне исторического и социального контекста, не содержащие и не требующие эмоциональных оценок [21]. Поэтому современное образование все больше уходит от академического подхода – в обучении и воспитании все чаще используются жизненные и яркие примеры, интересные демонстрации и другие технологии для вовлечения в процесс.
Как это использовать? Современный подход к образованию требует активного вовлечения ребенка в процесс обучения [4; 11]. При пассивной подаче информации человек усваивает только 20–30% материала. Но если вместо лекции преподаватель вовлекает детей в дискуссию, этот показатель возрастает до 70%. В случае же, когда ребенок применяет новую информацию на практике, он усваивает до 90% материала! [4]
Чтобы поддерживать постоянный интерес детей Альфа к занятиям, нужно давать им задания, побуждающие их анализировать новую информацию, делать самостоятельные выводы и применять полученные знания на практике. Лучше всего дети Альфа учатся в ходе интерактивов, которые нужно обязательно включать в том числе и в процесс изучения теории [4].
Сокращение продолжительности занятий (деление на блоки и пр.), смена формата с добавлением интерактива позволяет увеличить вовлеченность обучающихся. Хорошо, когда ребенок не только слушает педагога, но и сам управляет уроком: выполняет дополнительные задания, влияет на ход развития сюжета, взаимодействует с персонажами на экране (в случае если обучение осуществляется в онлайн-формате) [21].

- Социальная активность и ценность сообщества
Что это значит? Несмотря на цифровизацию, современные дети нуждаются в живом общении (причем не только со сверстниками) [4]. Им необходимо признание референтной группы. Они ценят совместную деятельность и командную работу. Так, дети Альфа с удовольствием осваивают вместе новые навыки, например, создавая игры в Roblox[3] [4].
Как это использовать? Создавать дружелюбную, поддерживающую атмосферу в коллективе, поощрять взаимопомощь. Помнить о том, что очные занятия – это уникальная возможность живого общения и обмена мнениями, формирования чувства принадлежности к коллективу – всего того, что пока еще сложно передать через экран [11].
Следует активно использовать групповые проекты, коллаборации. Организовывать мероприятия, выставки, соревнования, где можно показать результаты своей деятельности, перенять чужой позитивный опыт, пообщаться по интересам. Таким образом, еще один фактор, мотивирующий современных детей на занятия в кружках и секциях – это ощущение себя частью коллектива.

Знакомя детей с историей образовательных организаций, учебных и творческих коллективов, в которых они занимаются, необходимо рассказывать им о выдающихся деятелях науки, культуры, искусства, известных педагогах, спортсменах, прославленных тружениках, героях войн прошлого и настоящего, чей путь подвигов и достижений также начиналась с посещения ими кружков и секций. Преподносить эти рассказы следует в контексте истории города и всей страны – в условиях стремительно меняющегося мира это даст современным детям почувствовать твердую почву под ногами, а себя – частью великого целого.
Неоценима польза очных встреч с выдающимися бывшими кружковцами – круглых столов, бесед, чаепитий и т.п. Неформальное общение, яркие примеры из жизни придадут таким встречам насыщенный эмоциональный окрас, укрепят связь поколений.

- Соревновательность
Что это значит? Поколение Альфа буквально выросло на геймификации. Исследования социологов показывают, что 53% детей предпочитают развивать навыки с помощью обучающих игр и приложений [4].
Как это использовать? Геймификация предполагает в том числе соревновательность обучающихся на занятиях. Однако она не должна сводиться к принципу «1 место – 1 победитель», а строиться на прохождении уровней; целесообразно использовать награды (значки, медали, бейджи), прогресс-бары[4] и т.п. [16]
Значки и медали могут быть как реальными предметами, так и виртуальными – например, это могут быть изображения, закрепленные в профиле обучающихся. При этом важно, чтобы бейджи были видны и остальным игрокам. Особенно ценятся уникальные награды, которые сложно заработать. Они могут выгодно выделить конкретного обучающегося на фоне остальных ребят. Хорошо также, если награды как-то связаны с реальной жизнью ребенка – то есть имеют вес и в реальном мире [13].
И, наконец, самое главное! Основной акцент следует делать не на сравнении ребенка с другими обучающимися, а на его сравнении себя с самим собой, побуждая его задавать себе следующие вопросы: «Каким я был вчера, в прошлом месяце, год назад?», «Чего я достиг сегодня?», «Каков я сейчас?». Этот вид сравнения позволяет оценить свой путь, проанализировать прогресс, зафиксировать успехи и признать поражения, выявить области для улучшения, извлечь уроки, и предотвратить повторение старых ошибок, мотивирует двигаться вперед, фокусируясь на собственном пути, а не на чужих достижениях.
- Развитое чувство юмора
Что это значит? Современные дети ценят положительные эмоции, юмор, позитив. Они не склонны что-либо воспринимать слишком серьезно – даже серьезную информацию.
Как это использовать? Чтобы привлечь и удержать внимание обучающихся Альфа, педагогу стоит говорить легко – с юмором и элементами игры – даже о важном [10]. Письменную информацию можно подавать в том же ключе – используя при этом яркий визуал, мемы, короткие видео.

- Дети – освоители реальности
Что это значит? Для «цифровых» детей и подростков, не умеющих обходиться без интернета и смартфона, навыки самообслуживания, связанные с обеспечением базовых бытовых и жизненных потребностей, становятся вещами, которым им необходимо целенаправленно учиться [11].

В то же самое время среди детей чрезвычайно (больше остальных) популярны научные темы [10] – даже самых маленьких уже интересует физика [21], химия, биология, экология – то есть то, как устроен наш мир и как его сохранить.
Эмпирический опыт автора статьи показывает, что все больше современных детей, начиная с дошкольного возраста, предпочитают химические эксперименты и астрономические наблюдения занятиям рисованием и лепкой, а подростками, как мальчиками, так и девочками, – занятия робототехникой и управлением БПЛА востребованы не меньше, чем занятия спортом, музыкой, иностранными языками.
В то же время современных детей и подростков интересует собственное здоровье, здоровый образ жизни [17]. Как объединить столь, казалось бы, разнородные компоненты и направить их в русло освоения нашими детьми повседневной реальности?
Как это использовать? Обучение, в том числе и по дополнительным общеразвивающим программам, должно быть разносторонним и помогать ребенку осваивать и реальный мир тоже. Так, целесообразно включать в программы естественнонаучной и технической направленности элементы, связанные с наблюдением и изучением химических и физических процессов в том числе и в повседневной жизни, в быту (дыхание, усвоение пищи, горение, окисление металлов, действие моющих средств и т.п.).

Удовлетворить интерес детей Альфа к проблемам экологии, устойчивого развития и одновременно научить их заботиться о себе помогут программы туристско-краеведческой направленности, в которые можно включить элемент выживания в условной катастрофе: выживут те, кто без интернета знает, как разводить огонь, как отличить ядовитое растение от съедобного, как самостоятельно приготовить пищу, согреться и т.п. [11].

Помимо этого, тема устойчивого развития, обеспечивающего баланс экологического, социального и экономического компонентов, с успехом может быть отражена в общеразвивающих программах технической, художественной и социально-гуманитарной направленностей: изготовление своими руками предметов быта, одежды, кулинарных блюд (в том числе традиционных, национальных), апсайклинг, исследование и возрождение проверенных временем народных традиций (в том числе бытовых), возвращение к истокам.
Программы социально-гуманитарной направленности с психологическим уклоном помогут современным детям научиться оставаться наедине с собой – без интернета и гаджетов [11].
- Экологическое и социальное сознание
Что это значит? С ранних лет дети Альфа погружены не только в экологические проблемы – близки и важны для них и проблемы толерантности, инклюзии, социальной справедливости.
Как это использовать? Следует интегрировать в общеразвивающие программы кружков и секций темы устойчивого развития, экологии, волонтерства и инклюзии, даже если эти темы не связаны напрямую с их направленностью.
Если же связаны, то можно создать интересную сюжетную линию – историю, которая будет увлекать обучающихся по мере знакомства с ней, – и добавить в нее персонажей. В этом случае обучение должно напоминать увлекательное путешествие – например, путь к предотвращению глобальной катастрофы или решению какой-либо социальной проблемы.

Привлекательной для современных детей и подростков является исследовательская и проектная деятельность. Так, старших школьников может заинтересовать разработка комплекса мер, направленных на обеспечение гармонии между ростом качества жизни людей, социальной справедливостью и сохранением природных ресурсов для будущих поколений.
Помимо этого, педагогу важно участвовать вместе с обучающимися в социально значимых проектах. Продвигать ценности уважения и заботы, в частности, включая их в занятия в качестве воспитывающего компонента.
- Высокая эмоциональная чувствительность
Что это значит? Поколение Альфа растет в атмосфере уважения своих и чужих границ, высокой толерантности и персонализации окружающего мира. Эти дети менее агрессивны, чем все предшествующие поколения, но они же и более ранимы. Их легко задеть, обидеть – у них нет сильных психологических защит, они не натренированы на борьбу.

С другой стороны, подрастающее поколение, больше, чем их предшественники, интересуется психологией. Так, в силу широкой доступности информации в интернете, нынешние подростки довольно неплохо разбираются в психологической терминологии и уже сейчас начинает заботится о своем ментальном здоровье [17]. Нередки случаи, когда старшие школьники хотят сделать психологию своей профессией.
Как это использовать? Ни в коем случае не следует потакать детям во всем и пытаться оградить от трудностей в силу их ранимости. Однако нужно быть внимательным к их чувствительности и широкому спектру доступных им эмоций, проявлять уважение к их внутренним драмам и искренне сопереживать им. Наиболее гармоничный тип отношений педагога с обучающимися Альфа – стать для них старшим другом, партнером по деятельности, наставником [11].
Современным детям могут быть интересны программы по развитию эмоционального интеллекта, основам психологической грамотности, психогигиены и т.п. Эмпирический опыт автора статьи подтверждает эффективность для старших дошкольников и младших школьников таких программ, как «Я и мои чувства»[5], «Моя первая психологическая азбука» [2].
В 2025/2026 учебном году в Московском дворце пионеров реализуются следующие общеразвивающие программы социально-гуманитарной направленности по основам психологии и практической психологии: в Центре «Исток» – «Юные психологи» (для обучающихся 8–18 лет) и «Психологи – исследователи игротехники» (12–18 лет); в Центре социальных компетенций и медиатехнологий «Диалог наук» – «Навыки будущего. Траектория развития» (для детей 8–11 лет) и «Soft–skils. Навыки будущего» (12–17 лет) [3].
Подростков и старших школьников могут заинтересовать программы, изучающие работу мозга и включающие элементы когнитивной нейробиологии, нейрофизиологии, нейроанатомии; программы на стыке различных областей. Так, программы, посвященные изучению психологии и искусственного интеллекта, помогут научить детей определять качественный контент, в частности различать то, что сделано человеком, а что – ИИ.

В занятия по программам, напрямую не связанным с психологией, целесообразно включать рефлексию и саморефлексию в качестве обязательных элементов [18].
- Искренность, честность
Что это значит? У детей Альфа очень высокая степень доверия к окружающему миру – ведь подавляющее большинство их выросло в достатке, у большинства из них есть любящие и поддерживающие родители, им доступны всевозможные развлечения, обучение переплетается с игрой. По сути, весь мир практически подстроен под них, под их интересы.
Тем не менее, слепого доверия к миру – виртуальному и реальному – у них не

т. Они легко отличают искренность от фальши, правду от лжи [11]. C теми, кто их обманул, не оправдал их ожиданий, разочаровал, современные дети легко прекращают общение – например, могут «забанить» в соцсети, заблокировать в мессенджере [10].
Как это использовать? Чтобы заслужить доверие обучающихся Альфа, педагогу следует быть с ними честным и искренним – использовать приемы самораскрытия, эмпатическую коммуникацию.
Не стоит начинать общение с советов или попыток решить проблемы ребенка, используя свою историю, полагаясь только на собственную точку зрения. Даже если мысли или идеи Альфа вызывают удивление, не стоит сразу осуждать их [1; 11].
Важно дать обучающемуся понять и почувствовать, что педагог здесь для того, чтобы внимательно выслушать, не цензурируя и не «отменяя» сказанного ребенком, независимо от темы [10; 11]. И самое главное, искренне любите детей – «Дети чувствуют, кто их любит» (И.С. Тургенев «Отцы и дети») [22].
- Педагог – популярная личность
Что это значит? Многие дети поколения Альфа берут пример с медийных личностей и других деятелей, добившихся успеха самостоятельно, не следуя по пути традиционного высшего образования. Среди детей и подростков, говорящих, что высшее образование не важно, с 2021 года число тех, кто смотрит видео блогеров, выросло на 11% [29].
Дети Альфа, как и все поколения детей, нуждаются в значимом взрослом. А в контексте образования – в педагоге, который будет им так же интересен, как известные блогеры и медийные личности со всей их увлеченностью и фирменными «фишками».
Как это использовать? Инструменты блогеров и инфлюенсеров, которые могут использовать педагоги в своей деятельности, включают личный опыт и аутентичность, эксперименты с форматами контента (видео, фото, тексты), поиск своей ключевой темы и аудитории, а также использование социальных платформ для самовыражения и расширения круга общения.

Соцсети сегодня можно и нужно использовать как дополнительный источник образования – любой педагог может открыть свой образовательный канал или страницу [21]. Эти же инструменты помогают педагогам делиться знаниями с коллегами, находить среди них поддержку, развивать новые навыки и повышать уверенность в себе [6; 7].
Освоив новые инструменты и методики, погрузившись в привычную детям Альфа цифровую среду, многие школьные учителя нашли в ней и новые источники мотивации для своих обучающихся. Нет причин сомневаться в том, что эти же инструменты будут высоко эффективны и в системе дополнительного образования, учитывая его преимущества перед школьным (индивидуальный подход, свободный выбор направлений, углубление в конкретные области, формирование креативности, социализация, профориентация и др.).
При этом не стоит бояться того, что на «цифровых» занятиях будет страдать дисциплина – она напрямую зависит от того, что лежит в основе обучения: контроль и авторитарность или вовлеченность ученика и уважение к личности педагога [11].
- Педагог – навигатор в мире знаний и возможностей
Что это значит? Современные «цифровые» дети очень загружены в школе и все хуже справляются с большим объемом уроков и домашних заданий [23]. Возникает резонный вопрос: «При таком дефиците времени и сил – ну какие еще кружки и секции?» Ведь если бесконечно нагружать детей, заставлять их учиться, угрожать и наказывать, мотивацию можно вообще убить! [10]

Причем, если с детьми поколения Z хорошо работали оценки, рейтинги и похвала, то для Альф важно не столько поощрение, сколько полученный от занятия положительный эмоциональный заряд, удовольствие. Тогда они способны усвоить любой, даже очень сложный, предмет [10; 21].
Как это использовать? Хорошей новостью для современных детей, их родителей и педагогов стал тот факт, что в 2025/2026 учебном году в России запланировано проведение мероприятий по снижению нагрузки на школьников и учителей, в частности переформатирование домашних заданий и снижение частоты контрольных [20]. А рациональное распределение предметов по дням и неделям поможет оптимизировать учебную нагрузку на школьников и снизить уровень их стресса [20].
Дополнительное образование, не являясь обязательным, уже имеет ряд преимуществ перед школьным: это и гибкость выбора, и развитие талантов ребенка в областях, не предусмотренных школьной программой, и формирование гибких навыков, и занятость ребенка в полезной деятельности, и многое другое.
Потому и педагог дополнительного образования имеет целый ряд преимуществ перед школьным учителем – и в определенном смысле ему легче стать для своих обучающихся своеобразным навигатором.
Педагог-навигатор не должен тащить за собой обучающегося по «единственно верному» пути. Это не «говорящий учебник», но чуткий гид, проводник, мотиватор, гибкий стратег. Педагог-навигатор прежде всего помогает обучающемуся не заблудиться в информационном шуме, не растеряться от обилия возможностей, сориентироваться на местности и составить карту: показать связи между дисциплинами, помочь отделить важное от второстепенного, истинное от ложного.

Он определяет текущую позицию: «Что ты уже знаешь и умеешь? Каковы твои сильные стороны?» Помогает выбрать цель: «Что тебе интересно? Кем ты видишь себя в будущем?»
Предлагает варианты маршрута: «Эту цель можно достичь разными способами. Рассмотрим их плюсы и минусы». Дает инструменты для прохождения пути: учит не просто фактам, а критическому мышлению, самостоятельному поиску информации, умению учиться (гибкие навыки).
Предупреждает о трудностях и вдохновляет: «Тебя ждет сложный подъем (сложная тема), но вид сверху (полученные знания, возможность их применить в конкретном деле и результат этого применения) того стоит!» Поддерживает, когда обучающийся сбился с пути: «Посмотри, как далеко ты уже прошел! Давай скорректируем маршрут и попробуем еще раз!».
Не просто хвалит, поощряет и награждает обучающегося, выделяя среди других, но замечает – и это гораздо важнее! – когда тому становится тесно в какой-либо области, и мотивирует на дальнейшее получение знаний [10].

- Родители – менеджеры детства
Что это значит? Родители Альф активно вовлечены в организацию образования и досуга детей, они ищут для них все самое лучшее, ориентируясь на репутацию образовательного учреждения, на отзывы других родителей.
В последнее время приобрели широкую известность термины «вертолетное родительство»[6], «родители-вертолеты» [15]. Такие – тревожные, контролирующие – родители стремятся управлять не только жизнью своих детей, но и постоянно «мониторить», «держать на контроле» и деятельность педагогов и образовательных организаций. Если в работе с ними не использовать чаты с оперативной обратной связью и фотоотчеты без запроса, они могут вовсе отказаться от посещения их ребенком кружка или секции!
Как это использовать? Работа с родителями чрезвычайно важна! Тем более в сфере дополнительного образования, не являющегося обязательным. Педагогу следует четко и понятно доносить до родителей ценность и уникальность своего предложения (безопасность, квалификация педагогов, развивающий эффект, удобное расписание, отзывы и т.п.); иметь удобные каналы коммуникации с ними (мессенджеры, соцсети, личный кабинет); создавать сообщество родителей.

Все это поможет снизить тревожность в родительской среде, укрепить доверие родителей к педагогу и образовательной организации, выстроить отношения сотрудничества в интересах подрастающего поколения.
На основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы о том, знание каких ключевых черт поколения Альфа способствует привлечению их на занятия в системе дополнительного образования.
| Цифра + Реальность: Сочетайте онлайн-инструменты, живой опыт и живое общение! Динамика + Визуал: Делайте все быстро, ярко, наглядно! Выбор + Польза: Проявляйте гибкость, предоставляйте свободу и показывайте применимость навыков! Сообщество + Ценности: Создавайте позитивную среду и говорите на важные для обучающихся темы! Здоровая соревновательность: Делайте акцент на личном прогрессе каждого обучающегося, а не на сравнении их друг с другом! Мир без границ: Экспериментируйте с форматами обучения, выстраивайте диалог с другими культурами! Педагог – лидер и мотиватор: Являйте собой живой пример самореализации! Родители как партнеры: Убедительно работайте и с этой аудиторией! |
Следует помнить о том, что применение всех перечисленных выше рычагов воздействия всегда должно быть обоснованным, дабы процесс привлечения «цифрового» поколения в дополнительное образование не превратился в простое «заигрывание» с ним. Бесконечное «подлаживание» педагога под обучающихся в конечном итоге снизит и их учебную мотивацию, и образовательные результаты, а педагога приведет к профессиональному выгоранию.

В то время как истинное понимание и уважение особенностей детей поколения Альфа, педагогически и психологически обоснованное и своевременное применение современных инструментов вкупе с давно и прекрасно зарекомендовавшими себя традиционными методами обучения и воспитания – ключ к созданию не только привлекательных, но и высокоэффективных кружков и секций, отвечающих запросам и ожиданиям и самих детей, и общества, в котором им предстоит расти и развиваться на благо нашей страны.
Список источников:
- Бочавер А. Не осуждать, а слышать / Вселенная детских интересов // III Научно-практическая конференция по вопросам дополнительного образования «Открываем детские вселенные. Сокращаем разрыв поколений». 25 апреля 2025 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/3N8HCG (дата обращения: 15.06.2025).
- Вачков И.В., Аржакаева Т.А., Попова А.Х. Психологическая азбука: Программа развивающих занятий в 1-м классе. Генезис, 2017. 144 с.
- Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Воробьевы горы» [Электронный ресурс]. – URL: https://vg.mskobr.ru/dop-obr/poisk-kruzhkov-i-sekcij (дата обращения: 07.10.2025).
- Давыдова К. Дети поколения Альфа: что их мотивирует к знаниям? [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/3PH8qD (дата обращения: 02.09.2025).
- Данилова Л.Н. Образовательный запрос поколения Альфа // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2023. № 1 (45). [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy–zapros–pokoleniya–alfa (дата обращения: 13.03.2025).
- Жукова Т. Как педагогу завести личный блог – и стоит ли это делать? [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/3PH8rh (дата обращения: 02.09.2025).
- Зеленькова А. Найти единомышленников и ощутить связь с миром. Пять причин, почему нужно вести блог // Департамент добрый дел / Официальный портал мэра и правительства Москвы [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/3PH8tJ (дата обращения: 02.09.2025).
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р [Электронный ресурс]. – URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf (дата обращения: 22.10.2025).
- Локтионова В.А. Интересы современного подростка: ключи к пониманию / Вселенная детских интересов // III Научно-практическая конференция по вопросам дополнительного образования «Открываем детские вселенные. Сокращаем разрыв поколений». 25 апреля 2025 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/3N8FcN (дата обращения: 15.06.2025).
- Лукьянова А. Педагоги и психологи рассказали, как растить и учить детей поколения «альфа»: «Домашка им в тягость, зато на эмоциях могут горы свернуть» [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/3PH8us (дата обращения: 02.09.2025).
- Макенова Н. Generation «A»: инструкция к применению и обучению первого технологического поколения [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/3PH8wF (дата обращения: 02.09.2025).
- Микачева А.С. Новое поколение: о себе, о других, о мире // III Научно-практическая конференция по вопросам дополнительного образования «Открываем детские вселенные. Сокращаем разрыв поколений». 25 апреля 2025 г. [Электронный ресурс]. – URL: clck.ru/3N8GvS (дата обращения: 02.09.2025).
- Мосеева А. Геймификация в обучении: лучшие игровые приемы // Unicraft – платформа для онлайн-обучения. 20 января, 2022 (Обновлено: 17 сентября, 2024) [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/3P6wgS (дата обращения: 02.09.2025).
- Немтюрева Я.А. Работа в подростковом возрасте: мотивы и практики / Вселенная детских интересов // III Научно-практическая конференция по вопросам дополнительного образования «Открываем детские вселенные. Сокращаем разрыв поколений». 25 апреля 2025 г. [Электронный ресурс]. – URL:https://clck.ru/3N8HJX (дата обращения: 02.09.2025).
- Паутова Л.А. Тревожность сквозь поколения. Помогающая социология // III Научно-практическая конференция по вопросам дополнительного образования «Открываем детские вселенные. Сокращаем разрыв поколений». 25 апреля 2025 г. [Электронный ресурс]. – URL: clck.ru/3MLWt5 (дата обращения: 06.05.2025).
- Рубцова Н.С. Игра по правилам мотивации: геймификация в образовании // «Про_ДОД» № 4 (58). Август 2025 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/3PH92p (дата обращения: 04.09.2025).
- Русанова Н.Л. Поколение от Z до Альфа: какое оно? Обобщение современных исследований, дополненное эмпирическими наблюдениями автора // Про_ДОД. 2025. № 2 (56) [Электронный ресурс]. – URL: https://prodod.moscow/archives/33973 (дата обращения: 22.05.2025).
- Русанова Н.Л. От Z до Альфа: что делать? Обобщение современных исследований, дополненное эмпирическими наблюдениями автора // Про_ДОД. 2025. № 2 (56) [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/3PH94s (дата обращения: 22.05.2025).
- Семиздралова О.А., Мазурова Н.В. Социально-психологические особенности развития современных детей // Мир психологии. 2022. № 4. С. 78–88.
- Скан О. Учебный год 2025/2026: снижение нагрузки на школьников и педагогов, изменения в СанПиН и другие поправки [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/article/1843429/ (дата обращения: 18.09.2025).
- Томиносец Д. Борьба за внимание: как обучать поколение Альфа // РБК [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/3PH96P (дата обращения: 02.09.2025).
- Тургенев И.С. Отцы и дети. Азбука, 2024. 288 с.
- Цикулина С. Нагрузка на школьников резко растет, а качество обучения падает [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/3PH97h (дата обращения: 18.09.2025).
- Черниговская. О развитии детей [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/3PH99T (дата обращения: 20.02.2025).
- Черниговская Т.В. Как учить детей в современном мире? Татьяна Черниговская [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/3PH9Aw (дата обращения: 20.02.2025).
- Generation next: Meet Gen Z and the Alphas // McCrindle [Электронный ресурс]. – URL: https://mccrindle.com.au/article/generation-next-meet-gen-z-and-the-alphas/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants. On the Horizon (NCB University Press, Vol. 9 No. 5, October 2001) [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/3P6xw2 (дата обращения: 20.02.2025).
- Understanding Generation Alpha [Электронный ресурс]. – URL: https://chrome–extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://generationalpha.com/wp–content/uploads/2020/02/Understanding–Generation–Alpha–McCrindle.pdf (дата обращения: 13.03.2025).
- Walsh G. 7 Gen Alpha characteristics to know for 2025 [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/3N8J62 (дата обращения: 06.05.2025).
[1] Формат сторис – вертикальные фото и короткие видео с соотношением сторон 9:16, которые исчезают через 24 часа, но могут быть сохранены в особых подборках в аккаунте. От обычных постов сторис отличаются временной доступностью и интерактивными возможностями (стикеры, опросы, музыка, ссылки) что делает их популярным инструментом для общения, развлечения, вовлечения аудитории в социальных сетях.
[2] Стриминг – технология непрерывной передачи и воспроизведения аудио- и видеоконтента через интернет в режиме реального времени; вид прямого эфира (стрим), где ведущий общается с аудиторией через интернет, часто с их участием в чате.
[3] Roblox – игровая онлайн-платформа и система создания игр (в некоторых источниках ее называют метавселенной), позволяющая любому пользователю как создавать свои собственные игры, так и играть в игры, созданные другими участниками. Игры, как правило, охватывают широкий спектр жанров.
[4] Прогресс-бар (индикатор выполнения, индикатор прогресса) – это графический элемент (виджет) интерфейса, который визуально показывает, насколько далеко продвинулось выполнение какой-либо задачи.
[5] Авторская программа реализовалась в Центре «Пингвин» ГБОУ «Воробьевы горы» в 2023/2024 учебном году.
[6] Вертолетное родительство – это чрезмерная, навязчивая опека, при которой «сверхвключенные» родители активно вмешиваются в жизнь ребенка, принимают за него решения и устраняют на его пути любые препятствия.
[ИА1]Не понятное предложение. Практико-ориентированными бывают методики. Что такое «практико-ориентированная реклама»?
