Поколение от z до альфа: какое оно? Обобщение современных исследований, дополненное эмпирическими наблюдениями автора

В данной статье предпринята попытка обобщить и проанализировать выявленные исследователями психофизиологические, психологические и личностные характеристики современных детей, особенности их познавательного и эмоционального развития, социализации и коммуникации, интересы и ценностные ориентации. Статья имеет обзорный характер, в ней представлен широкий взгляд на проблему поколений Z и Альфа, дополненный эмпирическими наблюдениями автора. Материал статьи может быть интересен воспитателям, учителям, педагогам-психологам, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, руководителям образовательных организаций.

Н.Л. Русанова,
методист, психолог,
Служба организационно-методического
сопровождения дополнительного образования,
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Воробьевы горы»,
г. Москва

Происходящие в нашей стране и в мире политические и социально-экономические изменения затрагивают все сферы жизни современного общества. Под влиянием происходящих макросоциальных изменений трансформируется и человек, его духовный мир.

Самыми чувствительными к происходящему всегда оказываются дети. Количественно и качественно меняется их психическое, психофизиологическое, психосоциальное и личностное развитие, становление эмоционального интеллекта, формирование социальной компетентности.

На протяжении последних десятилетий в педагогике, психологии и социологии не ослабевает внимание к исследованию условий, влияющих на детское сознание, на изменение детской картины мира. Растет интерес к изучению установок [2; 35; 49], потребностей [18; 22; 25] и ценностных ориентаций современных детей и подростков [9; 13; 23], поскольку знание особенностей подрастающего поколения позволит спрогнозировать тенденции развития общества, минимизировать риски [3; 26; 34]. Меняются и представления о горизонтах образовательных возможностей современных детей [7; 15; 28; 29; 30; 38].

От Z до Альфа?

В последнее время все чаще слышится мнение о том, что сегодняшние дети и подростки относятся к поколению Альфа (от англ. Generation Alpha, сокращенно Gen Alpha). Это поколение является первым полностью родившимся в XXI веке, а точнее, примерно с начала-середины 2010-х по середину-конец 2020-х годов. Свое название оно получило благодаря Марку Маккриндлу [45]. Использование им первой буквы греческого алфавита после окончания латинского призвано символизировать начало новой эпохи. Согласно теории поколений Нила Хау и Уильяма Штрауса, последним перед Альфа было поколение Z [44].

Новое поколение еще мало изучено, еще меньше о нем написано, и некоторые его черты можно лишь прогнозировать. В качестве главного отличительного признака детей Альфа все исследователи отмечают их технологическую грамотность [3; 7; 25; 44; 45; 49].

Некоторые утверждают, что поколение Альфа заметно отличается от своих предшественников, поколения Z, – его характеризуют совершенно новое мировоззрение, иные ценности. Другие вообще не выделяют Альфа в отдельное поколение. Так, согласно российской теории поколений, в основу которой легла теория поколений Н. Хау и У. Штрауса, адаптированная для российских реалий Евгенией Шамис [37], дети, родившихся в России с 2003 по 2023 год, относятся к поколению Z.

Действительно, в силу близости временных периодов и влияющих факторов между Альфа и Z имеется достаточное сходство. Об этом свидетельствует сам факт выделения обеих групп на основе влияния цифровых технологий на их быт, учебную деятельность, общение, досуг и т.д. Однако это же влияние обусловливает и различия между Z и Альфа [7]. В любом случае, легче всего охарактеризовать одно поколение через его сопоставление с другим.

Оба поколения зависимы от интернета и цифровых устройств. Исследователи поколения Z в России утверждают, что своя страничка в интернете есть у 97% старшеклассников и у 40% учеников младших классов, 85% российских детей не могут обойтись без гаджетов, причем 50% из них скрывают от родителей какие-либо подробности своей жизни в сети [13].

Согласно авторам, изучающим поколение Альфа, его зависимость от цифровых технологий и виртуального пространства еще выше и проявляется в более раннем возрасте [7; 9; 26]. Так, 90% современных детей к 2 годам уже умеют пользоваться планшетом, собственный девайс к 3–4 годам имеет каждый пятый, а к 5–7 годам – каждый второй [9].

Среда обоих поколений ‒ цифровая, она характеризуется интеграцией умных технологий в жизни ребенка. Однако Альфа ‒ первое поколение, осваивающее цифровые технологии в совсем раннем детстве, в то время, как Z осваивало их в более позднем детском возрасте.

Знакомство детей Альфа с гаджетами происходит опытно-интуитивным путем и посредством наблюдения за взрослыми [2; 7]. Возраст от 1 года до 3 лет, в котором современный ребенок знакомится с цифровыми технологиями, важен для понимания способов его знакомства с внешней средой и особенностей накопления опыта.

Современное общество живет в эпоху стремительной замены одного образа жизни другим. Так, дети Альфа столкнулись с удаленным режимом занятий в период карантина в связи с пандемией коронавируса, их родители также работали дистанционно.

Родители не только активно создают ребенку цифровое образовательное и игровое пространство ‒ поколение Альфа живет в условиях тотального усовершенствования бытовой жизни семьи: это и виртуальные ассистенты, и роботы-доставщики, и умные дома, и многое другое.

Любые изменения, а особенно технологические, всегда вызывали и вызывают в обществе опасения. С одной стороны, они улучшают качество жизни людей, с другой, представляют угрозу ее устройству. У влияния современных технологий на подрастающее поколение тоже есть свои плюсы и минусы. Уже сейчас исследователи отмечают у поколения Альфа как сильные, так и слабые стороны [2; 7; 19; 26].

Основываясь на наблюдениях и логических заключениях, говоря о психологических и личностных характеристиках современных детей,  особенностях познавательного и эмоционального развития, коммуникации и социализации, авторы отмечают их импульсивность, большие, чем у поколения Z, вспыльчивость, склонность к агрессии, упрямство и жадность, ограниченную эмпатию, отсутствие потребности в авторитетах, нелюбовь к ограничениям, склонность к нарушению правил, технологическую зависимость, еще меньшую, чем у поколения Z, общительность и еще большие проблемы с коммуникацией, избалованность вследствие высокой материальной обеспеченности, эгоистичность, эгоцентричность и нарциссизм [7].

Мнения ученых относительно характеристик нынешних детей нередко оказываются прямо противоположны. Так, одни отмечают у Альфа отсутствие потребности в поддержке окружающих, а другие, напротив, указывают на их повышенную потребность в социальном признании, стремление к лидерству [7]. Безусловно, эти и другие противоречивые данные будут уточняться эмпирическими исследованиями в будущем.

В качестве положительных черт современных детей и подростков выделяют такие качества, как их технологическую подкованность, любознательность, стремление к творческому самовыражению, самореализации [2], активность, мобильность, креативность, предприимчивость, стремление к лидерству и преодолению барьеров, более высокие, в сравнении с предыдущими поколениями, интеллектуальные способности (в частности, большую способность к математике), заботу об окружающей среде, прагматизм, независимость суждений, широту интересов и мнений [7].

Настоящая статья носит обзорный характер, в ней представлен широкий взгляд на проблему, предпринята попытка обобщить и проанализировать выявленные российскими и зарубежными исследователями психофизиологические, психологические, личностные особенности современных детей и подростков, особенности их эмоциональной и когнитивной сфер, социализации и коммуникации, их интересы и ценностные ориентации, Некоторые положения статьи проиллюстрированы профессиональными наблюдениями автора.

Психофизиологические характеристики современных детей

Детский и подростковый возраст характеризуется бурным физическим ростом, развитием познавательных психических процессов, формированием личности растущего человека, постепенным включением его в жизнь общества [11; 22]. Уже сами по себе эти этапы возрастного развития являются очень сложными, трудными и важными в жизни каждого человека – во многом определяющими всю его дальнейшую жизнь. В наши дни они еще более усложнились.

Сегодня исследователи говорят об эволюции человека в целом – о ней свидетельствуют такие феномены, как замедление процессов биологического созревания всех органов и систем человеческого организма [39], омоложение поведенческих стратегий индивида [14], тенденция к астенизации телосложения, отставанию в приросте мышечной силы [25].

Психофизиологические характеристики современных детей тоже изменились. Так, за 2–3 десятилетия сместились на более поздние сроки возрастные кризисы, сдвинулись возрастные этапы развития, ученые официально продлили подростковый возраст вплоть до 21–24 (по некоторым данным до 30) лет [31]. У современных подростков наблюдается несоответствие механизмов мозгового обеспечения когнитивных процессов и осознания ими своей взрослости и независимости [21].

Кроме того, исследования последних десятилетий показывают наличие значительного количества детей с различными нарушениями развития. Каждые 10 лет распространенность основных форм психических заболеваний детей возрастает на 10–15%. При этом причиной 70% детской инвалидности являются нервно-психические заболевания. Продолжает расти категория детей, находящаяся по нейропсихологическим показателям на грани между нормой и патологией.

Повлияла на психику современных детей и пандемия коронавируса. Так, среди мальчиков процент детей с расстройствами вырос с 11% в 2017 году до 16% в 2020 году, а среди девочек – с 10% до 15% [10; 20].

Увеличивается количество детей с наследственными и (или) хроническими заболеваниями [21]. Однако не следует забывать о том, что Альфа – самое многочисленное поколение в истории человечества. Каждую неделю во всем мире рождается 2,5 млн младенцев – неудивительно, что на фоне развития современной медицины и совершенствования методов ранней диагностики может расти количество людей, у которых выявлены те или иные заболевания [9].

Существуют и другие причины ухудшения здоровья современных школьников. Так, неврозы, астеноневротический синдром, синдром дефицита внимания и гиперактивности все чаще отмечаются у учеников старших классов, когда организм становится наиболее уязвим для возросших учебных нагрузок [24]. Подростки все чаще жалуются на повышенную утомляемость, проблемы внимания и памяти, пониженные работоспособность и стрессоустойчивость.

В целом для современных детей характерны статичные, «сидячие», занятия. Этому способствует цифровая среда, в которой сегодня реализуются ведущие виды деятельности ребенка. Активности, не задействующие весь организм, вызывают нарушения его развития. Так, например, гиподинамия может привести не только к ожирению, но и к депрессии [2].

Однако малоподвижность и депрессивность – не единственные эффекты длительного пребывания в цифровой среде. Избыточное времяпрепровождение ребенка за компьютером и смартфоном может привести к головным болям, проблемам с позвоночником, туннельному синдрому запястья. ТС развивается вследствии повышенной нагрузки на кисти рук при длительной работе с клавиатурой и мышью без опоры на предплечья, при продолжительном удержании смартфона одной рукой и т.д. Сегодня он встречается у 50 человек из 1000, будь то взрослые или дети [12].

Также автором статьи подмечено, что продолжительное нахождение подростков в виртуальной реальности (участие в видеоиграх и пр.) часто приводит к неловкости движений, скованности, неуклюжести. Постоянно наблюдая движения своего аватара – а по сути своего альтер эго – в игре, геймер вольно или невольно, из любопытства или в шутку, сразу или постепенно перенимает его жесты, странную – несколько механическую, не совсем физиологичную – манеру двигаться и в реальной жизни начинает вести себя «по референсу».

          Все большее беспокойство врачей, родителей и педагогов вызывает влияние цифровой среды на зрение подрастающего поколения. Наиболее частые его дефекты среди всех возрастных групп – близорукость [6]и компьютерный зрительный синдром (комплексное нарушение, включающее синдром сухого глаза, спазм аккомодации и др.) [6]. Обе эти проблемы особенно остро касаются детей – ведь сегодня зрительная нагрузка школьника сопоставима с нагрузкой взрослого человека! Неудивительно, что, если в начальной школе близорукостью страдают 6–8% учеников, то к ее окончанию – уже почти 50% [6].

          В то же время растет интерес зарубежных и российских исследователей к феномену влияния цифровых технологий, в частности видеоигр в жанре экшн, на перцептивные и визуально-когнитивные процессы человека [16; 40; 43; 46].

          В результате исследований, проведенных в Политехническом университете Каталонии (Испания), доказано, что регулярное использование экшн-игр дает геймерам определенные преимущества в таких зрительных процессах, как контрастная чувствительность [46]. Полученные данные указывают на то, что 1 час экшн-игры может улучшить показатели динамической остроты зрения [42]. Также выявлено, что ДОЗ у опытных молодых игроков в возрасте от 20 лет, играющих в видеоигры (особенно шутеры и платформеры) более 5 часов в неделю, выше по сравнению с группой начинающих молодых геймеров [40].

          В связи с этим специалисты рассматривают инновационные методы тренировки зрения детей и подростков с помощью виртуальной реальности. Многообещающими являются направления исследований об использовании видеоигр для лечения амблиопии (синдрома ленивого глаза)и о будущем иммерсивных технологий в качестве тренажеров ДОЗ [16; 46].

          Безусловно, необходимы дальнейшие, уточняющие исследования влияния цифровых технологий на физическое, психическое, психологическое и интеллектуальное здоровье детей и подростков. В частности, до сих пор мало исследований, посвященных влиянию компьютерных видеогр на способность поколений Z и Альфа к самообслуживанию [46].

exiting asian child male boy enjoy metaverse gaming with wearable vr headset with control handle playing sport gaming online in living room at home,home technology young teen using vr technology

Психологические особенности современных детей

Нарушения образа жизни и здоровья не могут не сказываются на детской психике. Наиболее ярко психологические особенности современных детей и подростков видны в своих крайних проявлениях (синдромах), таких как гиперактивность, аутизация, повышенная тревожность, депрессивность.

Согласно российским и зарубежным исследованиям, синдромом дефицита внимания и гиперактивности страдают 8,4% современных детей, причем среди мальчиков это нарушение развития встречается в 5 и более раз чаще, чем среди девочек [24; 41; 48]. Дети с СДВГ чрезвычайно впечатлительны, возбудимы, неусидчивы, невнимательны, импульсивны и, непослушны, их гиперактивность носит хронический характер. Если такой ребенок не желает выполнять указания взрослых, а его заставляют что-то сделать, он может выразить резкий протест, вплоть до агрессии [2].

В качестве причин развития СДВГ у детей исследователи называют недостаток эмоциональных контактов в семье (в первую очередь с матерью) и избыток информации, обрушивающийся на незрелую детскую психику с самого раннего возраста, что ведет к нарушению возрастного развития нервной системы [24].

Дефицит эмоциональных контактов в семье, в свою очередь, нередко вызван цифровой зависимостью родителей. Погруженные в свои гаджеты, они не уделяют достаточного количества времени общению и взаимодействию с детьми. Страдает и качество такого взаимодействия и общения. Лишенный родительского внимания, в отсутствии четко обозначенных родителями границ, ребенок стремится привлечь его к себе любой ценой: проявляет избыточную активность, шалит, капризничает.

Исследователи высказывают предположения о том, что в будущем мы получим общество бывших гиперактивных детей. Люди в таком обществе будут отличаться повышенной потребностью в новизне, новых ощущениях, пониженными терпением и терпимостью, повышенной конфликтностью [23].

Другой яркой чертой современного детства является склонность к аутизации. Речь не об аутизме как о в виде расстройства, а о его доклинических формах, рассматриваемых современными исследователями как одно из проявлений эволюции человечества. Погружение в себя, в свой внутренний мир, в его исследование, нежелание и (или) неспособность общаться с окружающими, с одной стороны, вызваны тем, что современные дети проводят много времени наедине с собой и (или) в виртуальном пространстве, а с другой, выступает как защита от проблем современного образа жизни, способ отгородиться от мира [18]. Даже будучи уверенными в себе, в своей незаурядности и исключительных способностях, современные дети чувствуют постоянную угрозу со стороны внешних условий, их доверие к миру снижено, в связи с чем они все чаще испытывают чувство неуверенности, тревоги, враждебности [2].

Также к повышенной тревожности приводит зависимость от гаджетов. Смартфоны, компьютеры, общение в сети вызывают всплеск дофамина, отвечающего в мозгу за вознаграждение. Такой способ его получения не требует особых усилий, в отличие от чтения, учебы и других видов деятельности, требующих временных и умственных затрат, сосредоточенности. Дети, которые не в состоянии занять себя чем-либо другим, кроме компьютера или смартфона, склонны к частым истерикам и агрессии [2; 23; 35].

Нынешние дети и подростки достаточно много играют в агрессивные онлайн-игры – таким образом они получают возможность выражения своей агрессии социально приемлемым способом. Тем не менее с каждым годом дети школьного возраста становятся не только все более тревожными, но и более депрессивными. Дело в том, что использование цифровых технологий снижает возможность телесного контакта между людьми. У каждого человека, особенно в детском возрасте, есть потребность в тактильных ощущениях, телесных переживаниях, телесном контакте. Испытываемый в детстве дефицит таких ощущений приводит к усилению тревожности и депрессивности [18]. В то же время некоторые психологи отмечают, что у детей, выросших в обедненной среде, меньше потребности в том, чтобы быть тактильными [9].

Личностные особенности современных детей

В современном российском обществе чрезвычайно высок процент неполных семей. Развод и рождение детей вне брака, рождение в семье только одного ребенка практически стали нормой. Так, по данным ВЦИОМ, в 2024 году в России разводом закончились около 80%браков [5]. Говоря о социальной ситуации развития современного ребенка, исследователи отмечают и такие ее особенности, как отчуждение родителей от мира детства, недостаточный уровень родительской компетентности [25].

Озабоченность вызывают и совсем новые формы семейных отношений – так называемые «суррогатные» формы брака. Набирают популярность «гостевой брак» и «семья выходного дня», когда люди не проживают совместно, а ходят друг к другу в гости либо проводят вместе выходные и праздники. Все чаще говорят о «серийном браке», когда в течение жизни люди вступают в брак не единожды – каждый раз для достижения определенных целей (например, рождение и воспитание детей), а затем переходят к следующему этапу жизни с новым партнером [2]. Мы полагаем, что это связано с увеличением продолжительности жизни и улучшением ее качества, созданием таких условий жизни в социуме, когда потребность людей в самореализации не только возрастает, но и приветствуется, а возможностей ее удовлетворения становится все больше.

Высокий темп современной жизни, происходящие в мире миграционные процессы приводят к тому, что встречи в семейном кругу уходят в прошлое, становясь все более виртуальными, семейное общение все чаще происходит в онлайн-формате. Коммуникативная дистанция между детьми и родителями увеличивается, прерывается цепочка передачи и наследования опыта поколениями [23].

Воспитание преимущественно в среде взрослых, ограниченность общения с ровесниками ведут к трудностям усвоения норм морали и нравственности, формирования эмпатии, без которых немыслимо выстраивание качественной коммуникации [2].

Ребенок, выросший в семье, где он – единственный, автоматически превращается в центр ее внимания. Он привыкает к такому положению в микросоциуме и впоследствии, выйдя «в люди», полагает, что они не только будут, но должны относиться к нему так же, как его родители.

Психологи отмечают, что для детей в целом характерен эгоцентризм – ребенок думает исключительно о себе, и это нормально. Повышенный эгоцентризм Альфа (еще больший, чем у Z) можно объяснить повышенной родительской опекой, стремлением обеспечить максимально благополучное детство – недаром Альфа называют самым обеспеченным поколением.

Для современных детей и подростков, в отличие от поколений их предшественников, характерна еще и меньшая общительность, большая погруженность в виртуальный мир, в себя и в свои фантазии – интроверсия. Можно сказать, что представители нового поколения – интровертированные индивидуалисты [23]. Даже если они эмоционально открыты и контактны, в целом они все равно акцентированы на самости, что может быть и результатом недоверия к миру, и влиянием информационной среды [13].

Тревогу исследователей вызывает формализация школьного микросоциума [25], а также тот факт, что большинство современных детей не принимает участия в работе детских общественных объединений, и, следовательно, не имеет возможности получить опыт дружбы, сотрудничества, взаимовыручки, взаимопомощи, лидерства, работы в группе, в команде. Это ведет к изолированности, тепличности [2].

Современные дети и подростки не всегда понимают и принимают методы командного взаимодействия, им сложно понять, как, почему и зачем распределяются роли команде. Зато они прекрасно ориентируются в субъективных смоделированных ситуациях, могут создать для себя (и «под себя») собственный мир – виртуальный – удобный и безопасный. Реальные же дела, например, бытовые, являются для них неприятной обязанностью [23]. Стимулировать выполнение детьми Альфа домашних обязанностей помогают цифровые приложения, предлагающие виртуальные призы. Таким образом, цифровая среда, в которой современные дети живут с рождения, охватывает не только быт, но и семейное взаимодействие [7].

Преобладание в современном обществе нуклеарных[1] семей, имеющих лишь одного ребенка, в отличие от расширенных семей прошлого, где присутствовало несколько поколений взрослых и старшее поколение (бабушки и дедушки) вносило значимый вклад в развитие своих внуков, ведет к тому, что родители детей львиную долю времени посвящают профессиональной деятельности и другим делам. Ребенок же остается один и ему приходится организовывать свою деятельность самому [2].

Вынужденный самостоятельно структурировать свое время, ребенок заполняет его видами деятельности, которыми он может заниматься без помощи и участия взрослых. Как правило, это статичные, «сидячие», занятия: рисование, настольные или компьютерные игры, просмотр видеороликов, телепередач и т.п.

У многих из родителей граница между работой и домом размыта вследствие удаленной работы. Родитель дома, но он «отсутствует». В результате ребенок получает в руки все тот же планшет – чтобы у взрослого появилось свободное время для работы и (или) домашних дел [9].

И в том, и в другом случае виртуальные развлечения, являясь наиболее доступными для ребенка, выходят на первый план. Это одна из причин, по которой нынешнее поколение детей живет в виртуальном мире и менее склонно выходить из дома, гулять, путешествовать, чем его предшественники. Зато, по мнению некоторых исследователей, приобретая навыки самоорганизации, эффективного тайм-менеджмента, занимаясь самообразованием в интернете, современные дети и подростки быстро взрослеют [2; 23].

Погружение в мир цифровых технологий способствует и развитию у подрастающего поколения креативности. Начиная с младшего дошкольного возраста, дети успешно сочетают рисование на бумаге и на планшете, а подрастая, умело используют различные компьютерные программы для рисования. Существуют приложения для сочинения музыки, создания аудио- и видеоклипов, цифровых арт-объектов и т.п. Неслучайно поколение Альфа называют самым творческим: согласно исследованию Understanding Generation Alpha, родители считают, что Альфа-учащиеся в наибольшей степени обладают цифровыми навыками и творческими способностями (60% и 57% соответственно) [49].

У родителей нынешних поколений Z и Альфа в детстве не было ни компьютеров, ни других цифровых устройств, ни интернета. Это не может не отразиться на детско-родительском общении и взаимодействии. Родители все реже играют роль авторитета для своих детей. Вместе с родителями теряют свои позиции педагоги – ведь компьютер и интернет «знают» намного больше [23]. Теперь уже родители многому учатся у своих детей и можно говорить формировании так называемого префигуративного общества, в котором дети наделяются новыми правами [33].

Говоря о префигуративной культуре, где дети в известной мере играют роль взрослых, нельзя не отметить другое значимое социально-психологическое явление нового времени – инфантилизацию. Она характерна для общества в целом и проявляется в том, что взрослые люди дольше сохраняют детские черты и во «взрослых» ситуациях продолжают вести себя по-детски. Среди факторов, влияющих на формирование инфантильной личности выделяют недостаточное участие семьи в первичной социализации ребенка, отсутствие авторитета старших, увеличение продолжительности жизни и рост ее качества, когда «вечная молодость» становится для общества нормой. В современном обществе модно быть не только здоровым, но и молодым [1].

Подвержено инфантилизации и подрастающее поколение. Одним из факторов инфантилизации современных детей и подростков является их взгляд на окружающий мир сквозь призму ролевых и компьютерных игр, где есть уровни и правила их прохождения: что-то не получилось – можно пройти уровень еще раз и все исправить [18]. Отсюда меньшая исполнительность, более низкая ответственность, но при этом ожидание от окружающих «приза» в виде безусловного принятия, одобрения и признания «прав и свобод».

Подвести итог под сказанным выше можно, «примирив» оба явления в виде парадокса: с одной стороны, вследствие доступа к большим объемам информации современные дети раньше других поколений вступят в подростковый возраст и достигнут психологической зрелости, а с другой, они позже сепарируются от родителей и начнут самостоятельно зарабатывать [26].

Теряя авторитет, в стремлении сохранить статус-кво современные родители начинают еще больше опекать своих детей. Этому способствует и постоянный рост и доступность информации о криминале и несчастных случаях. Поколение Z никогда не видело «мира, в котором не было высоких технологий или терроризма», – писал американский детский психолог Шерри Постник-Гудвин.А поколение Альфа – единственное, родившееся и выросшее в годы пандемии. Пандемия не только нанесла ущерб здоровью, уровню когнитивного развития и психике современных детей, она изменила и поведение детей и родителей – и в социальных сетях, и в реальной жизни [10; 17; 20].

Гиперопекаемые дети практически лишаются самостоятельности, испытывают страх перед чужими людьми, перед всем незнакомым [23], «…редко бывают на улице, если только родители не организуют их досуг» (Ш. Постник-Гудвин). Готовые решения взрослых и во многом заменивший их интернет, который также предлагает именно готовые решения, могут воспитать в детях выученную беспомощность [23; 47].

С одной стороны, представители подрастающего поколения уверены в своей исключительности, самоуверенны, и похвалу воспринимают как должное [7]. С другой, они весьма болезненно реагируют на критику, что может породить у них неуверенность в себе, неустойчивую самооценку. Данное противоречие создает у современных детей и подростков проблемы с самоидентификацией [13; 29]. Зачастую они ощущают себя полноценными личностями лишь в виртуале – в мире, вход в который для них прост и естественен, а для представителей других поколений – сложен и непонятен [23].

Анализируя роль интернета и цифровых устройств в жизни современных детей, некоторые исследователи характеризуют их как некое вспомогательное эго [25]. Авторы полагают, что данная ситуация меняет не только регламенты поведения и шаблоны воспитания детей и подростков, но и их психологический статус.

Тот факт, что современные дети и подростки испытывают сомнение в авторитетах, вполне объясним – в современном обществе идеалы сменяют друг друга очень быстро [2]. Образцы того, как правильно жить, современные подростки черпают в сети. Слишком большое доверие поколения Альфа к информации из интернета создает определенные риски: оно может использоваться отдельными организациями и странами, создающими псевдореальные информационные потоки и формирующими фейковую реальность, в политических и экономических целях, в связи с чем молодое поколение может принимать опасные решения [3]. Также велика угроза стать жертвами кибербулинга.

Другие исследователи считают, что сегодня, напротив, дети настроены к миру более критично, нежели представители предыдущих поколений, – они более открыто выражают и отстаивают свое мнение. «Их ничем не удивишь», они могут не реагировать на открытия, их не впечатляют интересные факты, но тем не менее они готовы к самостоятельному исследованию мира, приобретению и принятию нового опыта [2].

Также специалисты отмечают, что современные дети более требовательны, чем их предшественники. Они очень рано начинают проявлять активность, требуют к себе повышенного внимания, активно познают мир вокруг себя [2]. Они не только знают, чего они хотят, но и как это получить. Они отлично эрудированы и, когда выпрашивают что-либо у родителей, прекрасно аргументируют свои просьбы [23]. Большинство детей и подростков Альфа проявляют инициативу и влияют на решения родителей при покупке игрушек, одежды, еды и т.п., причем психологи характеризуют их как очень разборчивых потребителей [26].

В виртуальной реальности все желания ребенка исполняются, стоит лишь нажать кнопку. Но в реальной жизни этого недостаточно, поэтому современные дети и подростки, когда им не удается быстро и без усилий получить желаемое, легко фрустрируются. Причем Альфа в большей степени, чем Z, поскольку в целом для них характерны повышенная возбудимость и вспыльчивость [7].

Тревогу вызывает и нелюбовь Альфа к ограничениям, склонность не принимать и нарушать правила, даже когда они известны, что может быть объяснено благополучностью и избалованностью [7].

По этим и другим причинам дети и подростки нового поколения (будь то Z или Альфа) часто нуждаются в профессиональной поддержке психологов, психоаналитиков и психотерапевтов [23]. Вспоминается известный мем: «Вот вырасту, все про вас психологу расскажу!»

Особенности коммуникации и социализации современных детей

Сегодня дети сталкиваются с вызовами цифровой коммуникации еще до формирования у них речевых умений, что не может не повлиять на развитие их мышления, на процессы социализации [7]. По мнению исследователей, современным детям и подросткам легче устанавливать контакт с цифровым устройством, чем друг с другом [9; 23]. Современные гаджеты обладают всеми важными для ребенка коммуникативными параметрами: это изображение человека, звуки человеческого голоса, набор эмоциональных реакций [2], наконец, искусственный интеллект. Виртуальному помощнику можно задать любой вопрос и получить на него ответ, пообщаться с ним. Все это не только стимулирует интерес ребенка к цифровым устройствам, но и формирует настоящую потребность в них, зависимость от техногенной коммуникации.

Другие специалисты считают, что, современные дети и подростки все-таки нацелены на общение друг с другом, но преимущественно в интернете [9], что, естественно, влечет за собой неумение взаимодействовать вне виртуального пространства [35]. Также отмечают, что, будучи в целом дезадаптивными[2] в реальности, в рамках виртуальной коммуникации современные дети нередко демонстрируют высокий уровень социализации [13]. Сегодня подросток, который не общается онлайн, будет социализирован хуже, нежели его «сидящие» в интернете ровесники – поскольку он попросту не будет понимать, о чем они говорят [18]. Можно сделать вывод о том, что в современном детском обществе трансформируется сама социализация, поскольку меняются требования к ней – теперь, чтобы полноценно общаться, у человека должен быть компьютер или другой гаджет с выходом интернет.

Техногенная коммуникация определяет специфику развития эмоциональной сферы детей Альфа, лишая ее такой важной составляющей, как эмпатия. Да, виртуальный помощник способен выражать определенные эмоции, он может даже «обидеться». Но обидеть его по-настоящему нельзя – ведь он «не живой». Следовательно, в общении с ним детям «не обязательно» проявлять сострадание, чуткость, испытывать чувство вины. Так, младшие школьники нередко совершенно безнаказанно подшучивают над Алисой, задавая ей «неудобные» вопросы, и при этом им «не обязательно» признавать свою неправоту, извиняться за плохое поведение – потому что даже их родителям не всегда понятно, перед кем. Часты случаи, когда дети в возрасте 7 лет, специально понижая тембр голоса, «обманывают» виртуального ассистента, получая таким образом доступ к контенту для взрослых.

То же и с виртуальным общением детей с реальными людьми. С одной стороны, оно имеет свои неоспоримые плюсы. К примеру, ребенок получает возможность ежедневного онлайн-общения с проживающими далеко бабушкой и дедушкой. С другой, минусы говорят сами за себя: двухлетний ребенок забавы ради кладет «дедушку» (телефон, в котором он общается с ним по видеосвязи) под кровать или закрывает его в шкафу и, невзирая на громкий дедушкин протест, выходит из комнаты. Так маленький человек получает возможность (и, если этому не противостоять, то в последствие и научается) игнорировать значимого взрослого, проявляя при этом известную долю изобретательности.

Подростки игнорируют текстовые послания взрослых (будь то родители или учителя) в мессенджере («не получил/-а», «виснет WhatsApp»), во время запланированного сеанса видеосвязи вдруг оказывается, что у них «не работает» камера, учебник «не грузится», ссылка «не открывается». Мнимые неполадки с техникой очень «хорошо» маскируют их нежелание общаться с представителями «нецифровых» поколений. И таких примеров, к сожалению, немало.

Особенности познавательного развития, мышления, внимания и памяти современных детей

Развитие цифровых технологий и интернета определило и особенности познавательного развития современных детей и подростков. Они проводят в виртуальной среде гораздо больше времени, чем в непосредственном общении и реальном взаимодействии с родителями и ровесниками. Это приводит к тому, что ведущий вид деятельности каждого этапа возрастного развития – игра в дошкольном возрасте и учеба в школьном [11] – тоже реализуется в интернет-пространстве [7; 29].

Возможность найти в интернете и скачать информацию по любому интересующему их вопросу выключает у современных подростков интерес и способность к самостоятельным открытиям. Они гораздо более эрудированы, но гораздо меньше знают по сравнению со своими предшественниками. По сути, они живут в мире, где все уже известно, нужно лишь знать, где найти правильный ответ. Конфликт эрудиции и знания проявляется в учебной деятельности. Он все чаще выражается в слабом воображении, низком уровне рефлексии, слабом развитии теоретического мышления, проектного мышления, сложностях логического и аналитического мышления [17; 23].

Цифровые технологии создают иллюзию безграничных возможностей, стирания временных и пространственных границ, проникновения в любые пространства и совершения в них любых действий. На самом же деле пользователь принимает только те решения и совершает только те действия, которые уже просчитаны за него программой. Привыкшие к иллюзии такой деятельности школьники испытывают затруднения в ситуациях, требующих постановки реальных целей, поисков средств для их достижения, проектирования и реализации действий, взаимодействия с другими участниками проекта [29].

Проводя много времени в виртуальной реальности, современные дети испытывают сенсорную депривацию, лишаясь части сигналов, связанных с познанием окружающего мира: телесных, тактильных, обонятельных ощущений и т.п. [9; 29]. Виртуальная среда – количество предоставляемой ею информации и сам способ ее подачи – способствуют тому, что у современных детей меняется способ восприятия. Можно сказать, что мы имеем дело с поколением визуалов: оно тяжело воспринимают сложную информацию в больших объемах, для них характерно желание получать информацию не в виде текстов, а в виде изображений, фильмов и т.п. [13]

Современные дети практически с рождения любят смотреть телевизор. Согласно исследованиям педиатров, сейчас дети в возрасте от 2 лет проводят перед экранами в среднем 7 часов в день [36]. Среди прочего их привлекает реклама, поскольку она, наряду с информационной насыщенностью, отличается лаконичностью и динамизмом [2]. С такими явлениями современной массовой культуры, как рекламные ролики, музыкальные клипы, новостная лента и т.п., связано понятие клипового мышления [36].

Формат клипа подразумевает вмещение сжатого объема информации в короткий фильм от нескольких секунд до нескольких минут. Соответственно, клиповое мышление представляет собой процесс отражения множества свойств объектов без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, разнородностью поступающей информации, ее алогичностью, высокой скоростью переключения между фрагментами, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира [36].

Дети более других подвержены клиповому мышлению, и это создает для них очевидные трудности в обучении и общении с окружающими. Привычка переключать теле- и видеоканалы, листать ленту соцсетей приводит к тому, что дети могут полностью игнорировать то, что не вызывает у них интереса с первых же секунд. Современные дети и подростки склонны воспринимать и перерабатывать информацию быстро, но короткими порциями.

Сегодня дети мало читают, особенно классику. Большим книгам они предпочитают комиксы, короткие тексты в сети (посты, твиты) – то, что может поместиться на экране гаджета [23]. Следствием низкой культуры чтения являются несформированность навыков смыслового анализа текста различных жанров и внутреннего плана действий, слабо развитые логическое мышление и воображение, что вызывает трудности обучения в школе [2].

Говоря же о сильных сторонах поколений Z и Альфа, исследователи отмечают, что они с самого раннего возраста научаются воспринимать мир целостно, выстраивая отношения между объектами и явлениями интуитивно [2; 7]. Мыслительные операции у них развиваются комплексно: дети мыслят блоками, модулями, квантами [2]. Квантовое мышление можно определить, как способность видеть проблему со всех сторон, одновременно соглашаясь и не соглашаясь с аргументами, держась в мире вероятностей [4].

Проиллюстрировать работу квантового мышления можно на следующем примере: современный трехлетний ребенок легко составляет сложную комбинацию из картинок, сравнивая и сопоставляя одновременно несколько признаков предметов, однако не может объяснить, почему он делает так, а не иначе. Это же комплексное задание, разбитое на элементы, может вызвать у него затруднения [2].

Еще одной особенностью мышления современных детей является то, что у них, в отличие от детей прошлого века, с самого раннего возраста формируется и начинает функционировать смысловое восприятие, развивается образное мышление, т.е. активно задействовано правое полушарие головного мозга [2]. По мнению некоторых исследователей, это поколение художников, поэтов и композиторов [23].

Ввиду того, что современные дети воспринимают мир целостно, объем долговременной памяти у них намного больше, а проходимость оперативной выше, чем у представителей предыдущих поколений. Это позволяет им за короткий промежуток времени воспринимать и перерабатывать большое количество информации [2].

В то же время кратковременная память у нынешних детей развита больше, чем долговременная. Информация передается из кратковременной памяти в долговременную лишь в том случае, если имеет смысл ее хранить. Современному ребенку, имеющему возможность в любое время найти нужную информацию в интернете, нет смысла хранить ее в долговременной памяти – сегодня дети и подростки гораздо лучше запоминают не саму информацию, а место, где ее можно «погуглить» [18].

А вот устойчивость внимания у современных школьников по сравнению с предыдущими поколениями значительно ниже [2]. Однако гораздо лучше развиты переключение и распределение внимания – это одно из последствий клипового мышления. 10 лет назад ребенок мог удерживать внимание в течение 45 минут, сейчас этот промежуток имеет тенденцию к сокращению [18; 23]. Зато современные дети и подростки многозадачны – с завидной легкостью они могут заниматься несколькими делами одновременно: делать уроки, общаться в мессенджере, слушать музыку и т.д.

В целом необходимо отметить поляризацию детей по уровню умственного и познавательного развития, сформированности познавательных интересов и инициативы. С одной стороны, наблюдается рост количества способных и одаренных детей, а с другой, все большее число школьников попадают в категорию группы риска – детей интеллектуально пассивных, часто болеющих, испытывающих трудности обучения, проблемных [2].

Если у нынешних взрослых обилие информации вызывает информационное пресыщение, то у современных детей высокая информированность, напротив, вызывает повышенную потребность к получению все новых и новых «доз» информации – зачастую неструктурированной с точки зрения психофизиологических возможностей ребенка и по большей части ему не нужной. Повышенный «информационный голод» заставляет ребенка искать и находить все новые и новые возможности его удовлетворения, и, если он не получает своевременной «подпитки», то начинает проявлять недовольство, вплоть до агрессии [2].

Упор на так называемое «раннее развитие», а на самом деле раннее обучение детей чтению, письму и выполнению математических операций в дошкольном возрасте в связи со все возрастающими требованиями подготовки к школе (по сути это досрочное освоение детьми программы начальной школы) происходит за счет развития эмоционального интеллекта. Мозг ребенка созревает последовательно – те его участки, которые отвечают за контроль над собственными эмоциями, волю и восприятие абстрактно-символьной информации (включая буквы и цифры) развиваются в самую последнюю очередь. Эти процессы ни в коем случае нельзя форсировать [38].

Позже, уже в школе, детей буквально «натаскивают» на прохождение различных тестов. Родительские амбиции, ставка на пресловутую «успешность» приводит к развитию интеллекта в ущерб другим способностям, к перегрузке центральной нервной системы ребенка, проблемам с самооценкой, отсутствию эмпатии. В конечном итоге это ведет к дегуманизации отношений, росту агрессивности в детской среде [2].

Получается, что у современных детей смысловая сфера личности управляет развитием четырех остальных: тела (физическое развитие), души (эмоциональное развитие), разума (ментальное развитие) и духа (развитие воли), в то время как все сферы личности должны развиваться гармонично с момента рождения [2]. Неудивительно, что современные дети и подростки обладают низким эмоциональным интеллектом – в технике, в чем-то материальном, они разбираются гораздо лучше, чем в человеческих эмоциях и в человеческом поведении. [23].

Children using mobile phone in living room

Ценностные ориентации современных детей и подростков

Процессы, происходящие в обществе, обусловливают трансформацию ценностных ориентаций подрастающего поколения. Согласно зарубежным опросам, главную ценность для современного ребенка представляет семья и значимый взрослый (71% детей), на втором месте друзья и общение (43%). Однако есть исследования, согласно которым, общению с друзьями Альфа предпочитает гаджеты. Для 16% детей ценностью является игра, для 13% – телефоны и планшеты [7].

Согласно исследованию Understanding Generation Alpha [49], поколение Альфа дорожит дружбой и отношениями. Однако дети, рожденные после 2010-го года, предпочитают виртуальные контакты физическим: под виртуального друга не нужно подстраиваться – если не хочется общаться, его в любой момент можно просто отключить. Уединение, приватность современные дети и подростки ценят не меньше, чем близость [9].

Большую ценность для нынешних детей и подростков представляют их личные границы. Они очень хорошо информированы о своих правах, не боятся идти на конфликт со взрослыми, практически не терпят насилия, в ответ на принуждение выражают резкий протест. Подрастая, такие дети активно поднимают проблемы неравенства, борются за права животных и т.п. [32].

В целом у современного ребенка рефлекс свободы преобладает над подражательным. Смысловая сфера личности ребенка доминирует над остальными: для того, чтобы ребенок выполнил требуемое от него действие, он должен понимать и принимать его смысл [2]. Если же этого нет, то ребенок отказывается выполнять требуемое, протестует, агрессирует – «не слушается», «капризничает», «истерит».

Некоторые российские педагоги говорят об угрозе девальвации семейных ценностей [2; 23]. Единственные дети, рожденные в нуклеарных семьях, зачастую неполных, не видят перед собой образца межличностного взаимодействия на примере родителей, лишены опыта общения и взаимодействия с братьями и сестрами, что не только значительно затрудняет их социализацию, но и снижает шансы на будущие успешные отношения в паре, в браке [2].

Одной из главных ценностей поколения Альфа является физическое здоровье. Интерес к собственному здоровью, с одной стороны, может быть проявлением кризиса идентичности, подросткового бунта, раннего взросления и роста осознанности, а с другой, обусловлен свободным доступом к информации, когда каждый может узнать в интернете о строении человеческого организма, об уходе за собственным телом и т.п. [9].

Young blonde woman in sportswear running on the road at outdoors training, multicolored wall on the background

В качестве одной из ценностей поколения Альфа зарубежные исследователи упоминают здоровый образ жизни. Однако, российские ученые отмечают, что здоровый образ жизни еще не входит в число присвоенных нашими детьми и подростками ценностей [7].

Примечательна забота подрастающего поколения о своем ментальном здоровье. Интерес к этой теме, как к наиболее личной, сокровенной, перевесил интерес подростков к сексуальной стороне жизни. Все та же доступность информации дала им возможность задаться вопросами: «Что я чувствую и почему? Что можно сделать, чтобы чувствовать себя лучше?» [9]

С другой стороны, фиксация нынешних подростков на своем внутреннем мире может быть симптомом тревожности вследствие влияния внешних событий – как политических, так и экономических [9], а также демографических и экологических проблем, эпидемиологической ситуации.

Будучи наиболее многочисленным в истории человечества, поколение Альфа является и наиболее разнообразным, как этнически, так и культурно [49]. Оно ценит и это разнообразие, и возможность продемонстрировать на его фоне собственное «я», свою индивидуальность. Вследствие расширения с начала 2000-х годов применения методов гуманной педагогики дети получили и ценят свободу самовыражения, их мало беспокоит то, что скажут о них окружающие [9; 32].

Некоторые психологи отмечают, что современные дети и подростки отличаются своей толерантностью, они спокойно относятся к инаковости, к различиям между собой и другими. Иной цвет кожи, необычный цвет волос, равно как и особенности здоровья сверстника, не вызывают удивления у сегодняшних школьников [9].

Альфа ценят положительные эмоции, свободу их выражения и получения: позитивный и юмористический контент чаще всего публикуется ими в сетях и набирает наибольшее количество лайков и отзывов. А вот тяжелые и сложные эмоции им выражать сложнее и в сети, и в жизни.

Young black girl using a digital tablet

Для современных детей и подростков интернет является не просто игрушкой или инструментом для решения задач, но фактически средой обитания, следовательно, сам по себе уже является ценностью. Обитая одновременно в двух средах – виртуальной и реальной, – подрастающее поколение умеет и разделять их. Будучи чрезвычайно технологичным, оно ценит природу, которая даритуединение, свободу от давления социума и информационных перегрузок [9; 49].

Еще одна ценность поколения Альфа – высокое качество жизни в сочетании с ее экологичностью и осознанной заботой об окружающей среде. Заботясь о природе, современные дети стремятся претворить в жизнь идеал того, как они хотели бы жить: в чистых городах с парками и садами, в непосредственной близости от лесных массивов. Причем, чем младше ребенок, тем острее он нуждается в природе и тем сильнее демонстрирует свою связь с нею в играх, рисунках [9].

Будучи эгоцентриками, индивидуалистами, современные дети и подростки самым важным для себя считают собственный комфорт, удовлетворение собственных потребностей [9; 23; 26]. И здесь агрессивная информационная среда, в частности обилие коммерческой рекламы, согласно которой, нужно «взять кредит», «заказать готовой еды», «принять лекарство от переедания», «купить что-нибудь на Ozon» и «оплатить в рассрочку», создает угрозу изменения детской картины мира в сторону меркантилизации детского сознания – преувеличенного отношении к материальным благам [7].

Как и поколение Z, Альфа ориентированы на удовольствия, развлечения, отдых и личный успех. Однако некоторые исследователи утверждают, что если Z имели весьма расплывчатое представление о средствах его достижения [35], то Альфа, ощущая требования, предъявляемые к ним обществом, осознают необходимость совершенствоваться и уже сейчас думают о выборе профессии и образа жизни, которые останутся востребованными даже в сложные времена [9].

По данным Всемирного экономического форума, две трети профессий, по которым придется работать поколению Альфа, еще не изобретены. Следовательно, учиться и заниматься самообразованием им придется всю жизнь. Поэтому они ищут дело, которое сделает мир лучше. В их жизни должна была высокая миссия [9], которая внесет важный вклад в жизнь страны, послужит делу спасения планеты.

Говоря о ценности знаний, образования для современных подростков, исследователи отмечают, что происходит их социально-психологическая поляризация – интеллектуально-культурное расслоение. На одном полюсе общества – меньшая часть подростков, для которых знания имеют чрезвычайно высокую ценность. На другом – большая часть, для которых знания, образование и культура не столь важны [23]. Та часть подростков, которым свойственна тяга к образованию, предпочитает заниматься самообразованием в разных областях в интернете [9; 32].

Постоянное нахождение в интернете формирует у подрастающего поколения ощущение потока, в котором все меняется очень быстро [13]. Поэтому известную ценность для Альфа, как и для Z, представляет поиск нового, причем оба они ориентированы на быстрый результат. Современным детям не нравится долго заниматься одним тем же, они не любят и не умеют ждать. Нетерпеливость развивает у них предпринимательское мышление, креативность, умение быстро принимать решения [9; 27; 30].

Примечательно, что если представителей поколения Z исследователи преимущественно характеризовали как поколение, которому постоянно скучно [13] и которое испытывает дефицит интересов [2], то, характеризуя Альфа, они, напротив, отмечают широкий круг интересов и мнений [7]. В работах российских и зарубежных авторов делается акцент на социальной грамотности и гражданской позиции современных подростков, на понимании ими сущности ключевых проблем, обсуждаемых в обществе.

К тому же нынешние подростки чрезвычайно прагматичны и гибки: они следят за политической и экономической ситуацией в стране и в мире и руководствуются ею, принимая решения о своем будущем. Они вполне настроены найти дело всей жизни: получить образование, закрепиться в определенной сфере и продолжать развиваться в ней – но только если она им действительно нравится [9].

В то же время исследователи предполагают, что по достижении нынешними детьми и подростками зрелости стабильность и постоянство не будут представлять для них особой ценности – так, например, в своей будущей профессиональной деятельности молодые люди не будут ставить во главу угла работу на одном месте и т.п. [32]

Сегодняшние дети живут в чрезвычайно плодотворное время, богатое не только разнообразными возможностями, но и ресурсами для их реализации. В наши дни большинство родителей, представителей среднего класса, может себе позволить дополнительное образование для себя и для своих детей, путешествия, активный досуг, разнообразные развлечения. Ресурсы граждан идут не на выживание, а на творческую самореализацию – как собственную, так и подрастающего поколения. Для этого к услугам современных детей имеется обширная и хорошо развитая детская инфраструктура: учреждения дополнительного образования, детские развивающие центры, кружки и секции, предлагающие множество интересных занятий на любой вкус [2; 22].

Выводы

Рассматривая психофизиологические и психологические характеристики современных детей, мы постарались обозначить как положительные, так и отрицательные последствия влияния цифровой среды на интеллектуальное и эмоциональное развитие нового поколения. Сформировавшая его цифровая среда определила и его личностные особенности, специфику ценностных отношений: это жизнь в цифровом потоке, техногенная коммуникация и виртуальная социализация, фиксация на собственной значимости и прагматизм, сомнение в авторитетах и проблемы с эмпатией. Все это создает определенные риски и ставит перед современным обществом новые вызовы.

Данные исследователями характеристики детей с новым типом сознания неоднозначны, нередко диаметрально противоположны и, без сомнения, будут дополнены эмпирическими исследователями в будущем. Тем не менее уже сейчас они свидетельствуют о том, что новое поколение не только отличается от своих сверстников прошлого века – между поколениями XXI века Z и Альфа также имеются определенные различия. Причем при всей противоречивости Альфа, исследователи настроены по отношению к нему более оптимистично, чем по отношению к Z.

Все сказанное выше свидетельствует о том, что новое поколение детей требует изменений в подходах к воспитанию и обучению. Одной из актуальных проблем системы образования в целом становится необходимость овладения педагогами знаниями в области психологии современного детства. Основные принципы организации образовательного процесса в учреждениях общего и дополнительного образования, рекомендации по выстраиванию диалога и отношений сотрудничества с обучающимися нового поколения станут темами публикаций в следующих выпусках журнала.

          Список источников:

  1. Ардельянова Я.А., Саидов Б.Ш. Факторы и условия инфантилизации современной молодежи // Теория и практика общественного развития. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-i-usloviya-infantilizatsii-sovremennoy-molodezhi (дата обращения: 20.02.2025).
  2. Буданцова А.А. Современный ребенок: новый тип сознания // Педагогика и психология образования. 2012. № 1 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-rebenok-novyy-tip-soznaniya (дата обращения: 14.02.2025).
  3. Воронин В.Н., Ионцева М.В., Шураева Л.Ю. Социально-психологические риски разных поколений в процессе цифровизации общества // Вестник ГУУ. 2022. № 4 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-riski-raznyh-pokoleniy-v-protsesse-tsifrovizatsii-obschestva (дата обращения: 13.03.2025).
  4. В режиме наблюдателя: как квантовое мышление помогает отказаться от предубеждений // Forbes [Электронный ресурс]. – URL: https://forbes.ru/forbeslife/480987-v-rezime-nabludatela-kak-kvantovoe-myslenie-pomogaet-otkazat-sa-ot-predubezdenij (дата обращения: 22.02.2025).
  5. ВЦИОМ: восемь из десяти браков в РФ в 2024 году распадались // ТАСС [Электронный ресурс]. – URL: https://tass.ru/obschestvo/22702277 (дата обращения: 21.02.2025).
  6. Главный внештатный офтальмолог Минздрава России, директор НМИЦ глазных болезней им. Гельмгольца, академик РАН Владимир Нероев: Близорукостью страдает каждый 3–4-й взрослый житель России // Министерство здравоохранения Российскй Федерации [Электронный ресурс]. – URL: https://minzdrav.gov.ru/news/2022/10/13/19398-glavnyy-vneshtatnyy-oftalmolog-minzdrava-rossii-direktor-nmits-glaznyh-bolezney-im-gelmgoltsa-akademik-ran-vladimir-neroev-blizorukostyu-stradaet-kazhdyy-3-4-vzroslyy-zhitel-rossii (дата обращения: 07.04.2025).
  7. Данилова Л.Н. Образовательный запрос поколения Альфа // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2023. № 1 (45). [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyyzaprospokoleniyaalfa (дата обращения: 13.03.2025).
  8. Жукембаева А.М., Садуов А.Т., Сарсенбаева А.О., Бектурганов К.Б., Игентаева А.Т., Смаилова Н.К., Шиенов Н.М., Азаматова Д.А., Калибекова Ж.Б., Турсынбаева У.Ж. Влияние компьютера на здоровье детей и подростков // Вестник КазНМУ. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-kompyutera-na-zdorovie-detey-i-podrostkov (дата обращения: 09.04.2025).
  9. Ефимова А. Их вайб: 10 главных ценностей поколения альфа // Forbes. 26.09.2024 [Электронный ресурс]. – https://www.forbes.ru/forbeslife/521956-ihvajb-10-glavnyhcennostejpokoleniaalfa (дата обращения: 13.03.2025).
  10. Ковидное поколение: как пандемия влияет на психику // BBC. 31.01.2021 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.bbc.com/russian/features-55770589 (дата обращения: 12.03.2025).
  11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Смысл, 2020. 526 с.
  12. Луговская Е. Туннельный синдром запястья: что это, почему от него страдают подростки и как это лечится // Мел. 12.03.2024 [Электронный ресурс]. – URL: https://mel.fm/vospitaniye/zdorovye/2864730-tunnelny-sindrom-zapyastya-chto-eto-takoye-pochemu-ot-nego-stradayut-podrostki-i-ofisnyye-rabotniki- (дата обращения: 11.04.2025).
  13. Лоткин И.В., Слижевская А.Н. Поколение Z: психологические особенности и ценности (на примере Омского государственного университета путей сообщения // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. № 4 (38) [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pokolenie-z-psihologicheskie-osobennosti-i-tsennosti-na-primere-omskogo-gosudarstvennogo-universiteta-putey-soobscheniya (дата обращения: 20.02.2025).
  14. Манокин М.А. Ювенилизация современного общества: культурологические аспекты // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2012. № 3 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yuvenilizatsiya-sovremennogo-obschestva-kulturologicheskie-aspekty (дата обращения: 28.02.2025).
  15. Митягина Е.В., Долгополова Н.С. «Клиповое сознание» молодежи в современном информационном обществе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2009. № 3 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klipovoe-soznanie-molodezhi-v-sovremennom-informatsionnom-obschestve (дата обращения: 22.02.2025).
  16. Оказывается, геймеры лучше распознают движущиеся объекты, чем обычные люди // Инк [Электронный ресурс]. – URL: https://incrussia.ru/news/okazyvaetsya-gejmery-luchshe-raspoznayut-dvizhushhiesya-obekty-chem-obychnye-lyudi/ (дата обращения: 07.04.2025).
  17. Поколение пандемии: как коронакризис изменил наши онлайн-привычки в соцсетях // Интеллектуальная шеринг-платформа Adindex [Электронный ресурс]. – URL: https://volna.adindex.ru/to-read/how-everything-works/287289/ (дата обращения: 13.03.2025).
  18. Психологические особенности поколения Z // Государственное бюджетное учреждение «Научный центр безопасности жизнедеятельности» [Электронный ресурс]. – URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://ncbgd.tatarstan.ru/file/pub/pub_3409141.pdf (дата обращения: 14.02.2025).
  19. Пирогова И., Полищук А. Альфа: характеристика поколения Gen Alpha // Я знаю. Проект Kp.ru [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kp.ru/edu/molodezhnyjsleng/pokoleniealfa/ (дата обращения: 13.03.2025).
  20. Последствием пандемии COVID-19 может стать превращение нынешней молодежи в еще одно «потерянное поколение» // Группа всемирного банка. Пресс-релиз № 2023/048/HD. 16.02.2023 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/news/press-release/2023/02/16/covid-19-s-impact-on-young-people-risks-a-lost-generation (дата обращения: 12.03.2025).
  21. Проблемы здоровья подростков в Российской Федерации / Л.С. Намазова-Баранова [и др.] // Альманах Института коррекционной педагогики. 2016. № 31: Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в педиатрическом стационаре [Электронный ресурс]. – URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-31/difficulties-of-development-of-communication-in-children-first-years-of-life-with-disabilities (дата обращения: 28.02.2025).
  22. Русанова Н.Л. Выбор программы дополнительного образования для ребенка. Советы родителям // Про_ДОД. 2023. № 4 [Электронный ресурс]. – URL: https://prodod.moscow/archives/28929 (дата обращения: 14.02.2025).
  23. Сапа А.В. Поколение Z – поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pokolenie-z-pokolenie-epohi-fgos (дата обращения: 03.03.2025).
  24. СДВГ и аутизм. Есть ли разница? // Институт прикладного анализа поведения и психолого-социальных технологий [Электронный ресурс]. – URL: https://iaba.ru/news/sdvg-i-autizm-est-li-raznica/ (20.02.2025).
  25. Семиздралова О.А., Мазурова Н.В. Социально-психологические особенности развития современных детей // Мир психологии. 2022. № 4. С. 78–88.
  26. Сентеброва П. Детство у экрана: чем отличается поколение Альфа и какое будущее его ждет // РБК. 20.09.2023 [Электронный ресурс]. – URL: https://style.rbc.ru/life/650ad3839a79474a6559404f (дата обращения: 13.03.2025).
  27. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у руководителей помогает развивать бизнес // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. – URL: https://spb.hse.ru/news/913224171.html (дата обращения: 20.02.2025).
  28. Современное образование: векторы развития. Цифровизация экономики и общества: вызовы для системы образования: Материалы международной конференции (Москва, МПГУ, 24–25 апреля 2018 г.): Сборник научных трудов / под общ. ред. М.М. Мусарского, Е.А. Омельченко, А.А. Шевцовой; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и др. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2018. [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=500558 (дата обращения: 04.12.2019).
  29. Сорокоумова Е.А., Борисова М.А. Исследование особенностей развития познавательных процессов младших школьников поколения Z // Коллекция гуманитарных исследований. 2020. № 1 (22) [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-osobennostey-razvitiya-poznavatelnyh-protsessov-mladshih-shkolnikov-pokoleniya-z (дата обращения: 05.03.2025).
  30. Стоянова Э. Гиперактивные и креативные: СДВГ дает детям преимущество // Сириус Журнал [Электронный ресурс]. – URL: https://siriusmag.ru/articles/1854-giperaktivnye-deti-neozidannye-plusy-sdvg/ (дата обращения: 23.02.2025).
  31. Субботина Е. Ученые официально продлили подростковый возраст до 25 лет // Российская газета. 2013 [Электронный ресурс]. – URL: https://rg.ru/2013/09/26/podrostki-site-anons.html (дата обращения: 28.02.2025).
  32. Тренина П.Е., Неволина К.А., Харлова К.А. Особенности личностных черт поколения Z // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2022. № 2 (78) [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-lichnostnyh (дата обращения: 06.03.2025).
  33. Трошин А.А. Скрытые 1950-е: нарратив префигуративной культуры // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021. № 6 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skrytye-1950-e-narrativ-prefigurativnoy-kultury (дата обращения: 03.03.2025).
  34. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития: Доклад на выездном заседании Президиума РАО в Нижнем Новгороде 19–20 апреля 2010 г. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. 14 с.
  35. Черникова Е.Г., Пташко Т.Г., Соколова Н.А. Социально-психологические особенности современного подростка // Вестник ЮУрГГПУ. 2018. № 5 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-osobennosti-sovremennogo-podrostka (дата обращения: 20.02.2025).
  36. Что такое клиповое мышление и как извлечь из него пользу // РБК [Электронный ресурс]. – URL: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/60dad2ce9a794760a59e66f5?from=copy#p1 (дата обращения: 19.02.2025).
  37. Шамис Е., Антипов А. Теория поколений [Электронный ресурс]. – URL: https://psycho.ru/library/2581 (дата обращения: 03.03.2025).
  38. Шеховцова В.В. Проблема раннего обучения детей: за и против // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 6 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-rannego-obucheniya-detey-za-i-protiv (дата обращения: 22.02.2025).
  39. Щуров В.А., Могеладзе Н.О., Горбачева Л.Ю. Децелерация роста тела детей как форма адаптации и изменившимся социально-экономическим условиям жизни // Фундаментальные исследования. 2011. № 9-2. С. 322–325 [Электронный ресурс]. – URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=28152 (дата обращения: 28.02.2025).
  40. Argilés, M., & Quevedo, L. (2019). Videojuegos de acción como herramienta para mejorar habilidades visuales. Gaceta de optometría y óptica oftálmica, (544), 52–55 [Электронный ресурс]. – URL:. http://hdl.handle.net/2117/131268 (дата обращения: 09.04.2025).
  41. Benson, S. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD) // American Phsychiatric Association [Электронный ресурс]. – URL: https://www.psychiatry.org/Patients-Families/ADHD (дата обращения: 20.02.2025).
  42. Faiges Llauradó, A. (2023). Efecte de jugar 1 hora a videojocs d’acció en l’agudesa visual dinàmica [Bachelor thesis, Universitat Politècnica de Catalunya] [Электронный ресурс]. – URL: https://upcommons.upc.edu/handle/2117/396353 (дата обращения: 09.04.2025).
  43. Fogt, J., Emerson, A., James, O., Kraemer, W., & Fogt, N.F. (2022). Oculomotor characteristics of video game players. Investigative Ophthalmology & Visual Science, 63 (7), 529-A0227 [Электронный ресурс]. – URL:  https://iovs.arvojournals.org/article.aspx?articleid=2779586 (дата обращения: 09.04.2025).
  44. Howe, N., Strauss, W. (1991). Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. New York: William Morrow & Company.
  45. McCrindle, М. The ABC of XYZ: understanding the global generations. Sydney: UNSW Press, 2009.
  46. Pérez Pena, A. (2024) Agudeza visual dinámica: revisón narrativa y propueata de entrenamiento. [Trabajo final de máster en optometría y ciencias de la visión.  Departamento de Óptica y Optometría. Universitat politècnica de Catalunya. Facultat d Óptica i Optometria de Terrassa] [Электронный ресурс]. – URL:  https://upcommons.upc.edu/bitstream/handle/2117/413704/AGUDEZA%20VISUAL%20DIN%C3%81MICA%20Abril%20P%C3%A9rez%20Pena.pdf?sequence=2 (дата обращения: 09.04.2025).
  47. Peterson, C., Maier, S.F., Seligman, M.E.P. (1995) Learned Helplessness: A Theory for the Age of Personal Control. New York: Oxford University Press.
  48. Stappers, J., Andries, P. The role of distinct ADHD symptoms for pre-entry entrepreneurial behavior: when intentions do not translate into action. Small Bus Econ 58, 1441–1457 (2022) [Электронный ресурс]. – URL: https://doi.org/10.1007/s11187-020-00440-x (дата обращения: 20.02.2025).
  49. Understanding Generation Alpha [Электронный ресурс]. – URL: https://chromeextension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://generationalpha.com/wpcontent/uploads/2020/02/UnderstandingGenerationAlphaMcCrindle.pdf (дата обращения: 13.03.2025).

[1] Нуклеарная семья (от лат. nucleus – ядро) – семья, состоящая из супружеской пары с детьми или без детей или одного из родителей со своими детьми, не состоящими в браке.

[2] Социальная дезадаптация – состояние, при котором ребенок не справляется с требованиями социальной среды, не может подстроиться под изменения и принять новый опыт.

Изображения, использованные в статье, разработаны freepik.com.

Добавить комментарий

Войти с помощью: