Я в это верю!
Прянишникова Ксения Вадимовна,
участник конкурса «Педагог года Москвы -2015»
«Нам школа очень мешает!» – сказала мама девочки, которая занимается у нас во Дворце в театре кукол, в студии литературного творчества, изостудии, изучает английский язык и еще и танцует… И на вопрос: «Когда же Алена успевает учиться в школе?» – её мама дала такой ответ. «Мешает школа, в общем, учиться, приходится от любимых занятий отвлекаться».
Объяснила, что во Дворце на занятиях ребенку интереснее, он себя может лучше реализовать, понять, что ему важнее, к чему у него есть стремление. То есть жить полной жизнью, быть свободным в выборе, в общении со сверстниками и взрослыми…
Увы, школа не всегда готова стать местом, воплощающим эти ценности. Зачастую система, рассчитанная на стандартизацию личности (причем, в хорошем смысле, в этой оценке вовсе нет негатива, это лишь одна из сторон образования человека!), опирающаяся на необходимость образования для перехода на следующую социальную ступень, не может, да, наверное, и не должна в полной мере подготовить ребёнка к его дальнейшему жизненному пути.
Видимо, ребёнок получает в школе первый опыт государственной оценки его компетентности в рамках достаточно четких стандартов. А в учреждении дополнительного образования при помощи педагогов раскрывает именно индивидуальные, личностные способности, намечает свой жизненный, свойственный только ему, выбор.
То есть, ребёнок в школе в большей мере учится ДЛЯ ШКОЛЫ, с её системой оценивания, системой стандартов, системой отношений между учителями и учениками. Мне в этой связи приходит на ум хрестоматийная цитата Сенеки-младшего: «К сожалению, мы учимся не для жизни, а для школы». Ну, а у нас во Дворце мы вместе готовимся К ЖИЗНИ. Учимся ДЛЯ ЖИЗНИ.
Так вот уже на протяжении многих десятилетий образование в школе и образование в центрах и дворцах творчества, во внешкольных учреждениях делали вместе общее дело – результатом которого были наши общие победы. Это были и будут поколения, способные отправлять людей в космос и удивлять весь мир своим искусством, побеждать врагов и быть готовыми к сложным, а порой и трагическим переменам… Высокопарные слова, но вдумайтесь в их смысл!
Каким бы я стала педагогом, если бы приоритетом для меня были бы оценки и «показатели», а не живой процесс общения в познании и труда в творчестве, во взаимопомощи и рождающейся отсюда не навязанной, а свободно выбранной ответственности?
Ответственности перед самим собой и окружающими. Счастья от учения, от восприятия чего-то нового и интересного… От своей полезности…
Я лично поначалу училась в школе неважно, мне что-то мешало получать хорошие оценки: наверное, черты характера, моя подвижность, то, что называют непослушанием… Иногда я просто не видела смысла в том, чтобы быть прилежной.
Но вот моя бабушка привела меня во Дворец пионеров. Причем сразу в несколько кружков. А впоследствии в другие кружки, и так всю школьную жизнь.
Я занималась танцами, в театре, астрономией, кулинарией, в школе гувернанток, в школе художественных ремесел…
Это постепенно сделало меня более организованной, я привыкла к коллективному труду, я научилась переживать за других… И в результате я окончила школу без троек, а в дальнейшем колледж и институт с красным дипломом. Кстати, учась в Плехановской академии, я продолжала посещать свой родной театр кукол. На своём личном опыте убедилась, что искусство – это и есть настоящая жизнь, а красный диплом по экономическому профилю – следствие и один из возможных профессиональных выборов, который даёт человеку его «траектория» в дополнительном образовании.
Потому что всё-таки дополнительное образование – всегда именно полёт, движение к успеху, сотрудничество со взрослыми. Оно учит разрешать многие будущие личностные проблемы, учит, и опять повторю уже целую нашу любимую фразу: «Быть готовым к жизни!» – это девиз наших «Воробьёвых гор».
Меня дополнительное образование научило многому тому, что необходимо в повседневной жизни: готовить, шить, воспитывать детей. Научило не бояться выбрать профессию не по первому или второму диплому, а именно по призванию.
Мы много с разными коллективами выезжали на фестивали, гастроли и экспедиции – это то, что помогло мне самостоятельно планировать и организовывать выезды и гастроли моих ребят, не теряться в сложных ситуациях.
Наше искусство, наш артистический коллектив, наши кукольные мастерские, наши поездки и наш труд, которым мы делимся с людьми, – всё это наша ЖИЗНЬ, это то, чему я учу своих юных артистов. Это то, что пригодится им даже тогда, когда рядом не будет ни педагога, ни полного зрительного зала, ни любимой, сделанной своими руками, куклы. Когда нужно будет сдавать самый сложный экзамен. И мои ученики не смутятся от того, что этот экзамен не вписывается в образовательный стандарт, они будут готовы, они не окажутся куклами в чужих руках: в школе и в театре они учились не для школы и не для театра, а для ИСКУССТВА ЖИТЬ.
Я в это верю!