Из опыта организации профессионального обучения старшеклассников в учреждении дополнительного образования
В статье описывается опыт работы учреждения дополнительного образования по организации профессионального обучения старшеклассников: структурно-организационная модель, формы и методы работы, результаты. Статья будет интересна руководителям учреждений дополнительного образования, педагогам дополнительного образования, организаторам профессионального обучения школьников.
И.Н. Деветьярова
магистр психолого-педагогического образования,
заместитель директора по научно-методической работе
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Центр детского творчества»,
г. Ижевск
Профориентационная работа со школьниками в нашей стране имеет богатую историю, связанную с развитием производства, экономики, общества и реализацией педагогических идей подготовки подрастающего поколения к выбору будущей профессии и сферы созидательной деятельности. В разные исторические периоды в разработку научно-педагогических основ профориентации внесли свой вклад А.П. Болтунов, Н.И. Киреев, Е.А. Климов, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Н.А. Рыбников, П.И. Петражицкий, Н.С. Пряжников, Т.Ф. Шацкий и другие.
На разных этапах развития отечественной педагогики вопросы трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников решались по-разному:
- в 1920–30-е годы это были идеи политехнической школы, где учащиеся приобретали обширные практико-ориентированные политехнические знания и умения;
- в 1950–70-е годы происходило ознакомление школьников с видами производственного труда на фабриках, в мастерских, в рамках профконсультаций;
- в 1980–90-е годы открываются учебно-производственные комбинаты, в которых старшеклассники обучались по различным специальностям [5; 6], организуется профессиональное обучение в школах совместно с крупными подшефными предприятиями;
- в последующие годы 20-го столетия и начала 21-го века профориентация в образовательных организациях сохраняет традиции углубленного изучения предметов в старших классах в качестве подготовки к поступлению в высшие учебные заведения.
Параллельно характеристики профессионального труда публикуются в книгах для подростков, открываются лаборатории по изучению проблем школьной профориентации «Бюро профконсультации», где разворачиваются психотехнические обследования выпускников разных типов школ.
Сегодня на государственном уровне создана единая модель профориентации, реализующая семь направлений, одно из которых – профессиональное обучение. Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» профессиональное обучение может быть реализовано в организации, осуществляющей образовательную деятельность (ст. 73), имеющей лицензию на профессиональное обучение для лиц разного возраста, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего, а пункт 4 Статьи 23 регламентирует реализацию образовательных программ профессионального обучения в организациях дополнительного образования.
В современных условиях возрастает роль дополнительного образования как базы для профориентационной работы со старшеклассниками, стимулирования их профессионального самоопределения и познавательной самостоятельности, вовлечения в практико-ориентированную социально значимую деятельность, без которой все последующее профессиональное образование будет малоэффективно. Профессиональное обучение в дополнительном образовании способствует формированию «механизмов преемственности и непрерывности образовательных траекторий в общем, дополнительном образовании детей, среднем профессиональном и высшем образовании», а также вовлечению обучающихся «в программы… обеспечивающие поддержку профессионального самоопределения, формирование навыков планирования карьеры, включающие инструменты профессиональных проб, стажировок в организациях реального сектора экономики» [1].
Профориентационная работа, замкнутая на школьных профильных предметах, не позволяет подросткам выстраивать свой профессиональный путь, что, по мнению А.Г. Асмолова, является дефектом социализации: «Нужно понимать, что сегодня другой мир профессий и модели успеха для детей тоже сильно меняются… их не устраивают те нормы, по которым жили и трудились взрослые» [14]. Последствия возникшей проблемы проявляются в неготовности старших школьников к профессиональному самоопределению, в пассивности осмысления будущей карьеры. Профессиональное самоопределение, по мнению ряда ученых, – это процесс осознания человеком соответствия потребностей общества в профессиональных кадрах и собственных целей, интересов, ценностей, наличие соответствующих способностей и наклонностей к будущей профессии [7; 11; 12].
Профессиональное обучение позволяет старшеклассникам строить раннюю карьеру и приобретать трудовые компетенции, включаясь в реальные трудовые процессы без отрыва от получения общего образования, почувствовать ответственность, осознать, чем учебный процесс отличается от трудового, активизирует полезную занятость для низкомотивированных и слабоуспевающих учащихся. Профессиональное обучение старшеклассников в учреждении дополнительного образования обусловлено, во-первых, тем, что подросток реализует себя в роли обучающегося, осваивающего профессиональные компетенции, что позволяет ему отличаться от роли ученика школы. Во-вторых, позволяет обеспечить не только обучение профессии, но и трудовое воспитание старшеклассников.
МБОУ ДО «Центр детского творчества» города Ижевска (далее – ЦДТ, Учреждение) с 2021 года является республиканской инновационной площадкой Министерства образования и науки Удмуртской Республики по теме «Организация профессионального обучения как условие формирования профессиональных компетенций у старшеклассников», имеет лицензию на осуществление профессионального обучения, материально-техническую базу для обучения профессиям «Портной», «Парикмахер», «Чертежник», квалифицированные кадры. Данный вид деятельности обеспечивается Муниципальным заданием Учреждения.
Ресурсами успешной деятельности «Центра детского творчества» являются его кадровый потенциал, многолетний опыт организации профессионального обучения (с 1995 года), преемственность поколений и ценности ЦДТ как «Центра ранней профориентации», что позволяет обеспечивать высокое качество профессионального обучения и результаты, удовлетворяющие участников образовательных отношений.
К тому же особенности деятельности учреждения дополнительного образования позволяют осуществить преемственность программ разного вида. Например, в ЦДТ реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее – программа) для младших и средних школьников «Дизайн из ткани», для младших подростков (5–7 класс) – программа «Моделирование причесок», а для старшеклассников – программы профессионального обучения «Портной» и «Парикмахер».
Цель профессионального обучения – формирование у старшеклассников профессиональных компетенций через систему профессионального обучения в учреждении дополнительного образования.
Структурно-организационная модель обучения (далее – Модель) разработана в соответствии с научно-педагогическими и методическими подходами: карьерное развитие школьников (С.С. Гиль) [4], профессиональное самоопределение (А.А. Попов) [11; 12], методологические основы методики профессионального обучения (Н.Е. Эрганова) [12].
Профессиональное обучение организуется по трем профессиям: «Портной», «Парикмахер», «Чертежник», – что соответствует Приказу Министерства просвещения РФ «Об утверждении перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение» [2].
Системообразующие панели Модели позволяют упорядочить организацию профессионального обучения, а модули, представленные в панели, позволяют фокусироваться на деятельностном содержании.
Организация профессионального обучения в ЦДТ представлена организационно-методической, материально-технической и образовательной панелями (рис. 1):

1. Организационно-методическая панель представлена двумя модулями.
Первый – внутренний, включающий разработку локальных нормативных актов, выявление дефицитов и ресурсов педагогических кадров, методическое сопровождение образовательной деятельности для реализации программ профессионального обучения. Нормативно-правовое обеспечение профессионального обучения включает «Положение об организации профессионального обучения в учреждении дополнительного образования», устанавливающее порядок и правила организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения.
Для выявления дефицитов и ресурсов педагогов на основе Профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [3] разработан лист самооценки. Анализ ответов самодиагностики педагогов позволяет составить план курсов повышения квалификации, разработать индивидуальные образовательные маршруты методического сопровождения, включающие разные формы повышения профессионального и методического мастерства. Это – самообразование, участие в конференциях, конкурсах, методических объединениях, проектирование событий и программно-методических материалов, индивидуальные и групповые консультации, рефлексия и самооценка педагогического опыта с использованием онлайн- и офлайн-форматов взаимодействия (рис. 2, 3).


Второй модуль – внешний, устанавливающий партнерские отношения с общеобразовательными организациями, организациями профессионального образования, родителями и старшеклассниками. Проведение рабочих встреч с администрацией школ для определения согласованной позиции по организации профессионального обучения старшеклассников. С родительской общественностью – встречи через работу специалистов по профориентации, как индивидуально, так и на родительских собраниях. Осуществляется работа со старшеклассниками, закончившими школу и не поступившими в интересующее профильное учреждение. С каждым обучающимся заключается договор на обучение. Регулярно проводятся встречи с потенциальными работодателями.
2. Материально-техническая панель описывает необходимое оборудование и оснащение для организации профессионального обучения по выбранной профессии. Разработаны все необходимые инструкции по технике безопасности. В Учреждении оборудованы швейная мастерская, два кабинета для обучения профессии «Парикмахер», чертежно-проектное бюро.
3. Образовательная панель представляет организацию разных видов деятельности со старшеклассниками:


3.1. Обучение осуществляется по основным образовательным программам профессионального обучения, разработанным на основе профессиональных стандартов с учетом методических рекомендаций [8]. В Учреждении старшеклассники получают профессии «Портной», «Парикмахер», «Чертежник» (рис. 4). Программы реализуются в течение одного года (10 месяцев). Режим занятий – 3 раза в неделю по 3 часа. Каждая программа включает учебную/производственную практику. Например, производственная практика по профессии «Парикмахер» организуется на базе Учреждения для обслуживания незащищенных категорий населения (рис. 5). Программы реализуются согласно разработанным модулям, по завершении которых проводится промежуточная аттестация.
Итоговый квалификационный экзамен включает проверку знаний, умений и навыков через тестовые задания и выполнение практической работы (рис. 6). Обучающимся, успешно сдавшим экзамен, присваивается квалификация и разряд, выдается свидетельство установленного образца по профессии рабочего, должности служащего, реквизиты которого заносятся в Федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении». За три учебных года 111 учащихся успешно сдали квалификационный экзамен, из них 35 % – на отлично, 55 % – хорошо, 10 % – удовлетворительно.

3.2. Участие в конкурсных событиях (от уровня Учреждения до Всероссийских конкурсов) позволяет удерживать мотивацию старшеклассников на дальнейшее обучение через совершенствование профессиональных компетенций в условиях реального труда, общения с единомышленниками, включения во взрослые практики жизнедеятельности (рис. 7, 8).


Ежегодно в ЦДТ проводится Кейс-чемпионат. Первый уровень предлагает выбор кейсов по каждой профессии. Второй уровень предлагает командную работу участников разных профессии по решению кейса, где необходимо использовать знания из разных профессий, например, «Домашняя одежда 2120 года», «Школьные годы в 1950-х годах».
Обучающиеся по профессии «Парикмахер» ежегодно принимают участие в республиканском конкурсе «Цирюльник», в полуфинале Чемпионата России по парикмахерскому искусству, декоративной косметике, моделированию и дизайну ногтей, в международном турнире «Золотые ножницы».
3.3. Помощь подросткам в выборе дальнейшего обучения по приобретенным профессиональным компетенциям, в трудоустройстве. Для подростков, продолжающих школьное обучение, организуется трудоустройство в летний период. Для подростков, которые окончили 9/11-й класс, появляется возможность официального трудоустройства согласно квалификации и поступление в учреждения профессионального образования.
Вариант трудоустройства старшеклассников предполагает два пути: приглашение от работодателей, которые присутствуют на экзаменах, или самостоятельный поиск работы. Опыт работы Учреждения в организации трудоустройства обучающихся включает участие в республиканском конкурсе по трудоустройству в летний период, получение гранта на трудоустройство. За три года обучения по программам профессионального обучения 32 % обучающихся выбрали дальнейшее обучение по профессиям, по которым обучались; 25 % обучающихся работали в летний период по полученной профессии.
В обучении используются разные методы и технологии: традиционные (словесные, наглядные, практические), методика проектной деятельности, кейс-метод, коммуникативные групповые работы; событийные форматы (чемпионаты, конкурсы, акции); трудоустройство и краткосрочное наставничество; анкетирование среди учащихся как внутренняя оценка качества образования. Педагоги выходят на встречи со старшеклассниками в образовательные организации.
Большая работа проводится с родительской общественностью: родительские собрания, индивидуальные консультации, размещение постеров в социальных сетях образовательных организаций.
Администрация Учреждения выстраивает партнерские отношения с потенциальными работодателями и учреждениями профессионального образования:
- с парикмахерской «Дива», специалисты которой присутствуют на итоговом квалификационном экзамене, принимают на стажировку, трудоустраивают;
- с Автономным профессиональным образовательным учреждением Удмуртской республики «Экономико-технологический колледж», зачисляющим выпускников Учреждения на получение профессионального образования.
Для устранения профессиональных дефицитов для педагогов организуются методические мастерские по темам: «Как разработать программу профессионального обучения для старшеклассников?», «Кейс-технология. Проектирование кейсов для Чемпионата компетенций», «Нормативная база профессионального обучения в учреждении дополнительного образования», «Профессиональное самоопределение подростка: потребности, мотивация, смыслы». При разработке контрольно-измерительных материалов для итогового квалификационного экзамена изучаются материалы и система оценки профессиональных компетенций [10].
Одним из показателей результативности обучения является мнение обучающихся, анализ которого показывает актуальность такого вида деятельности в учреждении дополнительного образования: 98 % обучающихся порекомендуют его родственникам и сверстникам; 89 % обучающихся высоко оценивают качество обучения; 93 % обучающихся высоко оценивают организацию обучения; 63 % обучающихся планируют трудоустроиться после окончания обучения. К тому же значительная часть выпускников, уже получивших одну профессию, пожелали попробовать себя в других или, осознав, что для будущей профессии необходимы дополнительные компетенции, продолжили обучение по другим программам.
Таким образом, модель и содержание, разработанные в условиях республиканской инновационной площадки по организации профессионального обучения старшеклассников в учреждении дополнительного образования, позволяют старшеклассникам в благоприятных и безопасных условиях без отрыва от обучения в общеобразовательных организациях приобрести профессиональные компетенции и непосредственный трудовой опыт в выбранной профессии; получить документ установленного образца, который в дальнейшем поможет им в продолжении обучения в профессиональных образовательных организациях или в трудоустройстве, в обретении финансовой самостоятельности.
Список источников:
- Концепция дополнительного образования до 2030 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р.
- Приказ Министерства просвещения РФ от 14 июля 2023 г. № 534 «Об утверждении перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение».
- Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н.
- Гиль С.С. Почему или зачем СПО? // Вести образования. 2020. [Электронный ресурс]. – URL: https://vogazeta.ru/articles/2020/7/30/opinion/14106-pochemu_ili_zachem_spo (дата обращения: 23.06.2024).
- История профориентации в России [Электронный ресурс]. – URL: https://prof-buro.ru/rus/o-proforientatsii/istoriya-proforientatsii-v-rossii/ (дата обращения: 29.12.2024).
- Макаренко А.С. Выбор профессии [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Выбор_профессии_(Макаренко) (дата обращения: 15.12.2024).
- Методические рекомендации по организации профессионального обучения школьников Московской области [Электронный ресурс]. – URL: https://kuro-mo.ru/media/download/1888 (дата обращения: 01.07.2024).
- Методические рекомендации по разработке профессиональных образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов / Авт.-сост.: В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина. М.: ФИРО РАНХиГС, 2019. 42 с.
- Национальный проект «Кадры» – 2024 // Центр Содействия Реализации Национальных проектов и программ [Электронный ресурс]. – URL: https://crnprf.ru/tpost/x1o5a9o8a1-natsionalnii-proekt-kadri-2024 (дата обращения: 05.07.2024).
- Оценочные средства. Предоставление парикмахерских услуг [Электронный ресурс]. – URL: https://nok-nark.ru/os/detail/33.00400.01.002/ (дата обращения: 15.12.2024).
- Попов А.А, Аверков М.С., Матюнина М.А. Самоопределение: модель и способы организации // Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология. 2022. № 65. С. 154–170.
- Попов А.А., Глухов П.П., Аверков М.С. Профессиональное самоопределение: основные принципы и методы организации // Интерактивное образование. 2024. № 1 [Электронный ресурс]. – URL: https://interactiv.su/2024/04/23/профессиональное-самоопределениеос/ (дата обращения: 28.06.2024).
- Специалист по предоставлению парикмахерских услуг (профессиональный стандарт) [Электронный ресурс]. – URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=60034 (дата обращения: 15.12.2024).
- Чудовищные перегрузки в школе превращают детей в Буратино. Академик Асмолов – о профориентации подростков // Газета.ru. 2023 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.gazeta.ru/family/2023/04/28/16618699.shtml (дата обращения: 23.06.2024).
- Эрганова Н.Е, Шалунова М.Г., Колясникова Л.В. Практикум по методике профессионального обучения: Учебное пособие. 2-е изд. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011. 88 с.