Технология «геометрические кейсы» как инструмент развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста
Динамичность происходящих перемен и новые стратегические образовательные ориентиры требуют от современного дошкольника обладания хорошо развитыми коммуникативными навыками. Но все больше детей испытывают проблемы в общении, поскольку у них слабо развиты коммуникативные навыки, что объясняется снижением значимости в обществе самой коммуникации, отсутствием элементарных коммуникативных навыков даже у взрослых людей. В данной статье представлен опыт реализации технологии «Геометрические кейсы» в развитии коммуникативных навыков детей-дошкольников. Статья будет интересна всем категориям педагогов, работающих с обучающимися дошкольного возраста.
Е.В. Апичина,
воспитатель
Н.Л. Крупник,
воспитатель
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Школа № 629»,
г. Москва
На встрече с лауреатами и финалистами Всероссийского конкурса «Учитель года» 3 октября 2024 года Президент Российской Федерации В.В. Путин затронул необходимость развития у подрастающего поколения одного из наиболее значимых коммуникативных навыков – речи. В частности, Президентом было сказано: «Хорошая речь – один из существенных признаков интеллектуального развития подрастающего поколения» [4, с. 1].
Динамичность происходящих перемен, новые стратегические образовательные ориентиры требуют от современного дошкольника обладания хорошо развитыми коммуникативными навыками – способностями к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками (Г.Р. Хузеева) [8]. Но все больше дошкольников испытывают проблемы в общении, посколльку у них слабо развиты коммуникативные навыки (речь, приемы взаимодействия), что обусловлено снижением значимости в обществе самой коммуникации, отсутствием элементарных коммуникативных навыков даже у взрослых людей.
Исследователь Н.Н. Новак, пишет о том, что дополнительное образование помогает педагогам развивать у старших дошкольников (дети в возрасте 5–6 лет) различные коммуникативные навыки: вступать в контакт; общаться вежливо; выполнять коммуникативные правила (обращаться к сверстнику по имени, не перебивать собеседника); строить диалог; задавать вопрос; отвечать на вопрос; договариваться с собеседником; проявлять радость или грусть в зависимости от того, что говорит собеседник; просить о помощи и благодарить за помощь; знать приемы коммуникации; развивать внимание, познавательный интерес, стремление к достижению положительного результата в процессе коммуникации [7]. Дополнительным инструментом, расширяющим возможности дополнительного образования в развитии коммуникативных навыков дошкольников, может стать новая образовательная технология «Геометрические кейсы».
Понятие «геометрический кейс» было введено К.К. Лэнгделлом (C.C. Langdell) во второй половине XIX века [9] для обозначения технологии проблемно-ситуационного анализа, основанной на обучении путем решения конкретных практико-ориентированных задач-ситуаций (кейсов), представленных в виде геометрических фигур. Позже Т. Бьюзен [2], на основе понятия «геометрический кейс» (графическая работа с текстовым материалом) составил так называемые «карты ума» – схемы тестов, понятные без слов.
Обобщение результатов современных исследований технологии «Геометрические кейсы» позволяет выделить несколько ее базовых характеристик.
В настоящее время понятие «геометрический кейс» имеет насколько разных определений:
- технология проблемно-ситуационного анализа, имеющая в своей основе геометрическую фигуру, в центре которой находится ключевая тема, а главные темы расходятся от нее лучами по геометрической фигуре (А.В. Виневская) [3];
- поле для графического обсуждения темы, связанной с ознакомлением дошкольников с предметным, социальным и природным миром, вписанное в геометрическую форму (чаще всего круг или квадрат, реже –многоугольник, ромб), разделенное через центр на несколько секторов (по количеству детей или подгрупп); в центре в качестве символа дается отправная точка для обсуждения и выполнения детьми задания (О.Ю. Корниенко) [5];
- технология решения проблемных ситуаций с помощью наглядного представления их в виде геометрических фигур (Н.Н. Новак) [7];
- технология решения проблемных ситуаций с помощью поля для графического обсуждения темы, связанной с ознакомлением дошкольников с предметным, социальным и природным миром; это поле вписано в геометрическую форму (круг или квадрат, реже – многоугольник, ромб, круг), в центре которой в качестве символа дается ключевая тема для обсуждения и выполнения задания (А.С. Большаков, В.П. Пилявский, Р.Ш. Тахтаева) [1].
Цель применения технологии «Геометрические кейсы» – ознакомление дошкольников с предметным, социальным и природным миром, развитие у них познавательного интереса, когнитивных процессов, коммуникативных навыков и стремления к достижению положительного результата в процессе коммуникации (А.С. Большаков, В.П. Пилявский, Р.Ш. Тахтаева) [1].
Основная задача применения геометрических кейсов – решение проблемных коммуникативных ситуаций на графическом поле, что подразумевает необходимость подумать, вступить в контакт, знать и соблюдать нормы и правила коммуникативного поведения, строить диалог, договариваться с собеседником (П.В. Лебедев) [9].
Три главных характеристики геометрических кейсов (А.С. Большаков, В.П. Пилявский, Р.Ш. Тахтаева) [1]:
- ключевая тема коммуникации размещается в центре геометрической фигуры;
- составляющие ключевой темы коммуникации находятся по углам геометрической фигуры;
- картинки по углам геометрической фигуры четко характеризуют составляющие ключевой темы коммуникации.
Алгоритм работы с геометрическим кейсом (А.С. Большаков, В.П. Пилявский, Р.Ш. Тахтаева) [1]:
1. Предъявление геометрического кейса детям.
2. Рассматривание детьми геометрического кейса.
3. Первичные вопросы по геометрическому кейсу детям от педагога.
4. Определение ключевой темы геометрического кейса и ее проговаривание.
5. Вопросы детям по ключевой теме геометрического кейса.
6. Рассматривание составляющих ключевой темы, находящихся по углам геометрической фигуры.
7. Вопросы детям по составляющим ключевой темы геометрического кейса слева направо в треугольнике, по цифрам в квадрате, по цифрам в круге.
8. Подведение итога работы детьми по геометрическому кейсу.
9. Дальнейшая самостоятельная работа детей с геометрическим кейсом.
Анализ возможностей применения технологии «Геометрические кейсы» позволяет предположить, что включение ее в процесс дополнительного образования детей дошкольного возраста будет способствовать развитию у них начального уровня коммуникативных навыков, практических приемов общения со взрослыми и сверстниками (А.В. Виневская) [3].
Авторы статьи хотят поделиться с коллегами опытом реализации новой образовательной технологии «Геометрические кейсы» в условиях дополнительного образования дошкольного отделения Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 629».
Цель применения технологии «Геометрические кейсы» – развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Задачи применения технологии «Геометрические кейсы»:
– знакомство обучающихся с правилами и приемам эффективной коммуникации с другими людьми;
– развитие у обучающихся мышления, внимания, памяти;
– воспитание у них таких жизненно важных качеств, как самостоятельность, активная жизненная позиция.
Планируемые результаты применения технологии «Геометрические кейсы»:
– обучающиеся будут знать правила и нормы коммуникативного взаимодействия со сверстниками: как правильно вступать в контакт, общаться вежливо, выполнять коммуникативные правила – обращаться к сверстнику по имени, благодарить за помощь, не перебивать собеседника;
– обучающиеся будут уметь: строить диалог; задавать и отвечать на вопрос; договариваться с собеседником; в зависимости от того, что говорит собеседник, проявлять радость или грусть; просить о помощи.
Содержательно процесс формирования коммуникативных компетенций обучающихся старшего дошкольного возраста включал несколько последовательно изучаемых тем-бесед:
- Коммуникативные навыки – что это?
- Какие бывают коммуникативные навыки?
- Развиваем коммуникативные навыки.
- Вступаем в контакт.
- Общаемся вежливо.
- Выполняем коммуникативные правила.
- Строим диалог: задаем вопрос; отвечаем на вопрос.
- Договор: договариваемся с собеседником.
- Учимся просить о помощи.
- Учимся проявлять радость или грусть в зависимости от того, что говорит собеседник.
В процессе работы использовались такие геометрические кейсы, как: «Коммуникативные навыки», «Какие бывают коммуникативные навыки?», «Вступаем в контакт», «Договор» и другие.

Вначале дети работали с геометрическим кейсом неуверенно и не вполне справлялись с задачей, но затем они стали последовательно и четко выполнять задания геометрического кейса, у них стало получаться договариваться с собеседником.
Эффективность развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста проверялась по методике «Диагностика уровня социально-коммуникативных компетенций дошкольников с помощью геометрического кейса» (Н.Н. Новак). Результаты диагностики показали высокую эффективность применения технологии «Геометрические кейсы»: дети старшего дошкольного возраста научились вступать в контакт, выполнять коммуникативные правила, строить диалог, договариваться с собеседником.
Список источников:
- Большаков А.С., Пилявский В.П., Тахтаева Р.Ш. Кейс-технологии в образовательных процессах. СПб.: Питер, 2021. 158 с.
- Бьюзен Т. Интеллект-карты: полное руководство по мощному инструменту мышления. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 190 с.
- Виневская А.В. Метод кейсов в педагогике. Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. 141 с.
- Встреча В.В. Путина с лауреатами и финалистами Всероссийского конкурса «Учитель года» [Электронный ресурс]. – URL: https://gramota.ru/journal/novosti-i-sobytiya/na-vstreche-s-uchitelyami-vladimir-putin-podcherknul-vazhnost-razvitiya-rechevoy-kultury?ysclid=m77plylulw121291684 (дата обращения: 16.02.2025).
- Корниенко О.Ю. Метод кейсов: шаг за шагом. М.: МАКС Пресс, 2020. 172 с.
- Лебедев П.В. Использование кейсов и кейс-метода в образовательном процессе. М.: НГПК, 2017. 112 с.
- Новик Н.Н. Метод кейсов в подготовке педагогов дошкольных образовательных организаций. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2020. 60 с.
- Хузеева Г.Р. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника. Москва: ВЛАДОС, 2024. 65 с.
- Langdell C.C. Christopher Columbus Langdell [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikibrief.org/wiki/Christopher_Columbus_Langdell (дата обращения: 16.02.2025).