Я работаю психологом
А.Б. Пшеничнер, участник конкурса «Педагог года Москвы-2015»
Честно говоря, я работаю не совсем психологом, точнее не только психологом. Моя работа – педагог-психолог крупного образовательного комплекса «Воробьевы горы». По этой причине мне удается (или волей-неволей приходится?) почувствовать себя в разных профессиональных позициях – и психолога-консультанта, и преподавателя психологии в группе дополнительного образования на базе лицейских классов, и автора образовательных программ, и даже методиста, участвующего в разработке конкретных методик обучения.
Все эти позиции объединяются своей принадлежностью к практической педагогике, которая по сути – больше искусство и ремесло, чем наука. Искусство – пожалуй, слишком возвышенное понятие, поэтому остановимся на слове «ремесло». Порой я чувствую, что мне очень хочется достичь статуса крепкого профессионала, ремесленника в лучшем смысле этого слова. Причем добиться этого, не лишаясь ни одной из перечисленных профессиональных ипостасей. А бывает и наоборот – бросить бы все «лишнее», сосредоточиться на одном – только консультировать или только преподавать. Но так уж устроена педагогическая жизнь крупных многопрофильных образовательных учреждений, что узкая специализация здесь крайне редко выпадает на долю педагогов-психологов, да и со многими другими сотрудниками дело обстоит также.
Значит, чтобы не раствориться в этой многоплановости, не потерять себя во множестве профессиональных ролей, нужно найти интегрирующий, центральный элемент деятельности. Как мне представляется, и я, и некоторые мои коллеги такой элемент нашли. Или почти нашли…
Это важнейшее звено – диалогичность нашей психолого-педагогической работы. Я бы даже сказал, диалог как образ жизни. Педагог-психолог должен быть в постоянном диалоге с детьми и их родителями (консультативная работа как диалог), с коллективами классов и групп дополнительного образования (диалогические формы психологического просвещения), с разработчиками и потребителями образовательных программ и методик (психологическое обоснование и экспертиза программ как диалогическая деятельность). Итогом каждого такого диалога, в случае успешного осуществления психолого-педагогической работы, когда хватает ресурсов ремесленника-психолога (смею надеяться, иногда на уровне мастерства), становится готовность собеседника принять квалифицированное решение по той или иной проблеме.
Итак, мы, педагоги-психологи, обязаны быть, прежде всего, профессионалами диалога. Получается ли? Стараемся…