«Игра – самый мощный инструмент для привлечения ребят в мир знаний»
Борис Леонидович Хейфец
Борис Хейфец – учитель математики. Последние 19 лет посвятил дополнительному образованию. Для достижения своих целей, Борис Хейфец, раздвигая рамки школьной программы, создает интеллектуальные игры для детей.
В рамках реализации Государственной программы развития образования 2013-2020 годов Борис Леонидович проводит вместе с коллегой и соавтором Евгением Игоревичем Нехаевым московский городской турнир по интеллектуальным играм «Кубок Воробьевых гор» по принципу знаменитой игры „Что? Где? Когда?“, но специально для детей, учитывая возрастные особенности психологии и физиологии. Поэтому вопросы задаются в различных форматах, таких как: «Эрудит-лото» и «Своя игра», что делает игру живее и интереснее. Если в 2013 году в 3-м туре турнира участвовали чуть больше 600 человек с 5-го по 11 класс (около 100 команд), то в этом году – около 4000 человек (почти 700 команд). Турнир в каждой возрастной категории состоит из нескольких конкурсов, каждый из которых имеет свой коэффициент сложности. Темы игр объявляются заранее, поэтому у участников есть возможность подготовиться: посетить библиотеки, музеи и выставки.
Евгений Игоревмч Нехаев
– Борис Леонидович, расскажите, пожалуйста, о целях и задачах вашего проекта? Какие качества развивает у детей этот проект?
– Можно долго и наукообразно перечислять все цели и задачи, но оставим это скучное дело авторам учёных докладов. Положение вещей в нашем школьном образовании оставляет желать лучшего. Вспомните свои молодые годы и ответьте: можно ли школьника 12-16 лет насильно затолкать в мир знаний? Не получится. А вот заманить, завлечь – запросто. Возможно, «запросто» – слишком сильно сказано, тем не менее, это возможно. А как это сделать? Единственный инструмент, – гибкий, и в то же время мощный, способный на это – игра. В любом человеке с детства спрятан демон соревновательности: кто быстрее добежит, кто лучше спрячется… Наша задача – направить действия этого демона в нужное русло: кто быстрее даст правильный ответ, кто лучше справится с хитрым заданием, и даже кто внимательнее других слушает вопрос. Качества, которые развивает такой вид деятельности, пригодятся в жизни. Это и умение внимательно слушать, и работа в команде. Игра поможет сохранить и укрепить интерес детей, расширит их кругозор, горизонты их знаний, пробудит в них стремление узнать больше, искать новые источники информации, и, самое главное, научит их думать своими головами.
– Как родилась идея проводить интеллектуальные игры вне учебной программы?
– Идея интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» зародилась сорок лет назад у Владимира Яковлевича Ворошилова. Играли, в основном, студенты. Работая в школе учителем математики, постоянно сталкивался с тем, что не хватает времени на уроках для рассказа ребятам об исторических фактах, о жизни и приключениях великих математиков. Это всё важные вещи, которые способствуют изучению и пониманию предмета. И не только математики… Вот и возникла идея проводить турнир по интеллектуальным играм, похожий на «Что? Где? Когда?», но для детей, учитывая возраст и образовательный уровень. Ведь, говоря, например, о лесе, можно задавать вопросы, затрагивая самые разные пласты культуры: живопись, музыку, литературу, фольклор.
– Нужна ли специальная подготовка участников или знаний, полученных в школе, достаточно?
– В наших играх речь идёт не о знаниях, а о способности быстро соображать, перерабатывать имеющиеся знания. Иногда интересный вопрос можно построить на простейшем факте, например, 2Х2=4. Если проводится тематический турнир, то подготовка желательна. Некоторое погружение в заданную тему необходимо. Это и поиск дополнительной информации, ведь учебник содержит некий минимум по предмету в рамках программы. Очень много чего интересного остаётся за рамками программы. Перед каждой тематической игрой мы даём список книг, которые хорошо бы прочитать, рекомендуем посещение музеев и выставок. Мы проводим тренировки, на которых показываем разные конкурсные задания и учим отвечать на вопросы разных форматов.
– Дает ли новые, дополнительные знания этот проект?
– Обязательно. И это один из громадных плюсов интеллектуальных игр – возможность сделать, вроде бы из ничего, новое знание. И второй путь познания – это целенаправленный поиск информации в самых разных источниках. Однако и здесь бывают каверзы. Некая команда, тщательно выучившая химические и физические свойства воды перед игрой на тему «Кругом вода», заняла последнее место. Ведь что значит тема «Кругом вода»? Это, конечно, вопросы о реках, морях, озёрах, лужах и прочих водоёмах, но не по учебникам географии, а по произведениям живописи, литературы, кинематографа, других видов искусства. В конце концов, вопросы о себе самих – ведь человек на три четверти состоит из воды.
– Эта программа самостоятельна, или в соответствии с учебной программой?
– Единственное соответствие с учебными планами – мы стараемся не обгонять школьную программу и не делать вопросы на основе фактов, которые игрокам ещё только предстоит познать. Мы вообще делаем конкурсы не столько на основе школьных знаний, но, прежде всего, на основе знаний самых общих. Разумеется, с применением законов физики, химии, биологии, исторических фактов и так далее. Например, в игре на тему «Фауна» законы биологии никто даже не упоминал, а вот детская песенка «В лесу родилась ёлочка» очень пригодилась тем, кто её вспомнил, потому что вопрос был задан про животных, которые в этой песенке упоминаются.
– Раньше проводились олимпиады в школах, но они были по конкретному учебному предмету. Вы охватываете различные сферы науки. Кто выбирает темы? Имеют ли дети возможность сами предлагать что-то новое, интересное для них?
– Олимпиады по школьным предметам ставят совсем другую задачу: выявить способных ребят по отдельным предметам. Мы же ставим задачу развития гармоничной личности. Хорошо ли, если ребёнок умеет решать очень сложные задачи по физике, но при этом не знает столицу Франции? Или не может найти на карте Уральские горы? Наверное, не очень, должен же быть какой-то общекультурный минимум. Темы наших конкурсов рождаются как-то сами собой в разговорах с моим коллегой Евгением Нехаевым, который впоследствии облекает почти бесплотные идеи в конкретные строчки Word, графические образы, отрывки из песен, киноэпизоды… Разумеется, если сами школьники предложат интересную тему, мы её задействуем. Пока таких предложений не поступало. Примеры тематических игр: «Кругом вода», «Пути-дороги», «Приятного аппетита», «Игры и игрушки».
– Вы руководитель этого проекта. Чему хотите научить своих учеников?
Думать головой. Желательно своей. Анализировать полученные знания, слушать товарищей, работать в команде.
– А чему учат они Вас?
– Тому, что для детей всё надо делать так же, как и для взрослых, только ещё лучше.
– В последнее время дети читают меньше – это всем известный и очень тревожный факт. А участники в Вашем проекте – умные и интеллигентные ребята. Как вы сумели привлечь их, организовать и как поддерживаете их интерес?
– В основном, это заслуга родителей и некоторых учителей, которые привили любовь к чтению своим детям и ученикам. К сожалению, таких детей всё меньше и меньше. Информационные потоки захлёстывают новые поколения, знания часто выдаются разжёванными. Добывать информацию, анализировать её, а потом использовать – это большой труд. Мы стараемся направить на поиск интересной информации. Я считаю, что никакое знание ни бывает лишним. В детстве невозможно предугадать когда, где и какое знание пригодится. При этом, конечно же, надо понимать, что выучить ВСЁ абсолютно невозможно. А вот знать в какую книгу посмотреть, к какому информационному ресурсу обратиться, чтобы ответить на поставленный вопрос, проанализировать, овладеть различными приёмами решений – это и есть суть современного образования.