Партнёрские отношения не миф, а реальность

Форум проходил под девизом «ИЗУЧАЙ НАУКУ ИСКУССТВА И ИСКУССТВО НАУКИ», поэтому особое внимание было уделено предложениям производителей современного оборудования и средств обучения для развития художественной, технической и естественное научной направленностей дополнительного образования, возможностям их интеграции, позволяющей решать задачи, поставленные перед системой дополнительного образования.

Организатором форума является общественная организация Ассоциация участников рынка артиндустрии, ведущая  свою работу с целью содействия повышению качества, доступности и инвестиционной привлекательности дополнительного образования через проекты социального и государственно-частного партнерства.

Участие в работе Форума приняло около тысячи руководителей, педагогов и специалистов организаций, реализующих программы дополнительного образования, внеурочной и культурно-досуговой деятельности.

За три дня Форума руководители и педагоги смогли принять участие, как в деловой программе, так и в 140 практико-ориентированных мастер-классах по техническому и художественному творчеству, для чего производители и поставщики современного оборудования, материалов и средств обучения предоставили современные материалы и оборудование, направили лучших специалистов, которые не только продемонстрировали их возможности, но и обучили педагогов  технологиям работы.
Большая часть участников Форума была из Москвы и Московской области. Однако интерес к этому уникальному мероприятию растет и   в этом году своих представителей направили Ленинградская, Калужская, Владимирская, Тульская, Ульяновская, Курская, Ростовская, Липецкая, Челябинская области, ХМАО, Чувашкая республика и др. регионы России.

Форум является логичным продолжением той большой работы, которую проводит Ассоциация участников рынка артиндустрии. В рамках деловой программы Форума состоялась презентация разработанных Ассоциацией «Методических рекомендаций по развитию государственно-частного партнерства в дополнительном образовании» (Письмо Минобрнауки России № 09-2638 от 29 сентября 2015 г.), которые были направлены Министерством руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования. В данном документе удалось формализовать несколько моделей ГЧП и социального партнерства, которые могут быть широко распространены и достаточно эффективны при внедрении.

На Форуме были представлены готовые решения по модели «Наращивание потенциала», апробация которой позволила выделить несколько частных случаев – это «Кружки под ключ», «Комплексные решения» и «Кейс-боксы». Отличительной особенностью образовательных решений является то, что они предлагают подборку современного оборудования и средства обучения вместе с апробированными образовательными программами, методическим обеспечением, техническим сопровождением, а также конкурсным и соревновательным сопровождением.

На Форуме состоялась презентация каталога «Готовые проекты для развития государственно-частного партнерства в социальной сфере. Образование. Спорт. Культура», который стал дополнением к методическим рекомендациям. Участник каталога Группа компаний «Активное обучение», в лице руководителя центра методических разработок Балыко  Елена Анатольевна, представила участникам проект «Центра развития мотивации к познанию и творчеству», который эффективно решает проблемы повышения качества и расширения спектра образовательных услуг.

 

Отечественные производители современного оборудования поддерживают наиболее глобальные образовательные проекты, в том числе развитие программы ранней профориентации и основ профессиональной подготовки школьников JuniorSkills. Гаврилов Олег Сергеевич, руководитель социально-образовательных проектов ЗАО «Дидактические системы»
обосновал преимущества партнерских взаимоотношений и познакомил участников Форума с несколькими готовыми проектами («Кружки под ключ») для ранней профориентации детей и молодежи.
Образовательное решение «Кейс-бокс» в первую очередь направлено на обновление программного поля дополнительного образования и внеурочной деятельности. На Форуме было представлено 2 кейс-бокса, которые созданы специалистами Института художественного образования и культурологии РАО, а создание их инициировано Ассоциацией участников рынка артиндустрии при финансовой поддержке компаний ОАО «ГАММА», ООО «АРТЕФАКТ», ООО «Фила Статионари»:

1.    Полихудожественная общеразвивающая программа «Художественно-творческое развитие детей» (2 – 4 года; 5 – 7 лет).
Авторы: доктор пед. наук, профессор, член-корреспондент РАО Савенкова Любовь Григорьевна и кандидат педагогических наук Ермолинская Елена Александровна.
2.    Полихудожественная общеразвивающая программа «Создаю и украшаю свой мир» (начальная школа). Автор – доктор пед. наук, профессор Кашекова Ирина Эмильевна.
Кейс-боксы, включают комплексное методическое обеспечение, подборку оборудования и комплекта расходных материалов (из расчета обучения в течение года   15 детей), экономические расчеты для оптимизированной закупки расходных материалов, а также программу повышения квалификации для педагогов, желающих обеспечить качественное внедрение нового образовательного продукта. Авторы обратили внимание участников Форума на то, что обе программы являются материалоемкими, основаны на сочетании традиционных и современных материалов для творчества и подчеркнули значение использования современных материалов для качества программы.

Невозможно было обойти вниманием особенности, проблемы, перспективы применения информационных технологий для повышения качества дополнительного образования, внеурочной и культурно-досуговой деятельности. Участники Форума смогли обсудить «Возможности новых информационных сред для эстетического воспитания и художественного образования», разработанной Ханнановым Азат Дамировичем, директором АНО «Институт информационных технологий в образовании», экспертом ЮНЕСКО.  Обсуждались вопросы информационной безопасности детей при нарастающей информатизации дополнительного образования и внеурочной деятельности. Данную тему подняла в своем выступлении кандидат пед. наук, ректор Академии инновационного образования и развития, Ольга Владимировна Рубцова. В ходе дискуссии удалось обсудить множество способов решения этой проблемы.

На Форуме состоялась презентация-конкурс «Выбор педагогов», который призван стать одним из эффективных механизмов реализации обратной связи между педагогическим сообществом и компаниями, производящими или поставляющими оборудование и средства обучения.

Руководители и педагоги, принявшие участие в работе «Большого экспертного совета конкурса» и в мастер-классах, смогли оценить новые программы, современное оборудование и материалы, а также «готовые или комплексные решения» для организаций, реализующих программы дополнительного образования и внеурочной деятельности.

Конкурс призван решать сразу несколько задач. С одной стороны, необходимо повысить информированность, выявить потребности педагогов и обеспечить доступность предложений производителей для образовательного сообщества, а с другой стороны, отметить признанием педагогического сообщества учебное оборудование, материалы и средства обучения, максимально обеспечивающие удовлетворение потребностей организаций и педагогов, реализующих программы дополнительного образования, внеурочной и культурно-досуговой деятельности.

Участники презентации-конкурса «Выбор педагогов» в номинации «Оборудование и средства обучения для художественной направленности ДОД» убедительно обосновали, что обновление программного поля и повышение качества дополнительного образования невозможно без соответствующего материально-технического оснащения и без обучения, действующих педагогов применению современных материалов и технологий для организаций изобразительной деятельности и декоративно-прикладного творчества.

Большой экспертный совет и педагоги-эксперты, принимавшие участие в мастер-классах, высоко оценили преимущества использования в системе образования выставленного на конкурс полимерной глины, единственного в России производителя этого материала ООО «АРТЕФАКТ» (г. Санкт-Петербург).

Малкина Валерия Вадимовна – руководитель секции пластических материалов Гильдии арт-педагогов Ассоциации участников рынка артиндустрии – представила полимерную глину в качестве гипоаллергенного пластического материала, обладающего широкой колористкой, простотой и множеством технологий использования. Приобретение хорошей твердостью после запекания делает этот материал “долгожителем” по сравнению с другими пластическими материалами, используемыми до сих пор в детском творчестве. Педагоги эксперты отметили широту применения материала – от создания игрушек и дидактических материалов своими руками с дошкольниками до разнообразных форм применения в программах дополнительного образования и внеурочной деятельности школьников всех возрастов, студентов колледжей и вузов, детей с особыми образовательными потребностями, а также взрослого населения.

Участники Форума отметили широкие возможности этого материала для реализации интеграции общего и дополнительного образования, использование его в рамках программ художественной, экологической, технической, естественнонаучной направленностей. Педагоги заинтересовались предлагаемыми Ассоциацией курсами повышения квалификации,  вебинарами, методическими пособиями, а также мероприятиями Гильдии Арт-педагогов при Ассоциации артиндустрии.
Не менее высоко педагоги-эксперты оценили предложения компании «Фила Статионари» (г. Москва), представивших на конкурс полную линейку продукции, для организации художественного образования детей начиная с 8 месяцев. На Форуме компания постарались развеять два мифа, во-первых, что хорошие материалы – это дорого и, во-вторых, что заниматься изобразительной деятельностью можно на чем угодно.

Руководитель – «Фила Статионари» Сас Ольга Ивановна представила философию компании включающую: системность (методический подход к потребностям образования), последовательность (соблюдение постоянства в использовании приемов и методов в образовании), преемственность (последовательный переход от простого к сложному, от одних материалов к другим).

Наибольшее число разработок в мире делается именно для детей раннего возраста, понимая значение этой темы для будущего развития страны. Качество и инвестиционная привлекательность общеразвивающих программ для детей раннего возраста напрямую зависят от материалов, а компания смогла предложить целостную линейку более долговечных, экологичных, безопасных, эргономичных художественных материалов, разработанных с применением инновационных технологий и с учетом возрастных особенностей детей.

Большой интерес у членов большого экспертного совета вызвали предложения ОАО «ГАММА» (г. Москва) по оптимизации затрат при организации творческой деятельности детей в образовательных организациях.

Опираясь на анализ мирового опыта, Шевченко Дмитрию Дмитриевичу, менеджеру отдела маркетинга ОАО «ГАММА», удалось обосновать, что при организации системы снабжения образовательных организаций материалами для творчества, необходимо стремиться к обеспечению условий для максимально гибкой программы обучения.
Большинство педагогов высоко оценило предложения компании, позволяющие расширить возможности педагога в формировании наборов материалов под различные программы и занятия за счет закупки художественных материалов в студийных упаковках отдельными цветами.  В рамках дополнительного образования и внеурочной деятельности такой подход позволит не только расширить возможности детского творчества, создать условия для развития проектного мышления детей, через самостоятельный выбор и экспериментирование с материалами и инструментами, но и значительно сэкономить средства на их закупку.

Участники Форума отметили и перспективность выстраивания взаимодействия образовательной организации с предприятием, с целью максимального учета и обеспечения потребностей образовательной организации в художественных материалах.
Участники презентации конкурса «Выбор педагогов» по номинации «Оборудование и средства обучения для технической направленности, в том числе для робототехники ДОД» продемонстрировали возможности отечественных производителей и поставщиков современного оборудования.

Большой интерес вызвала презентация ООО “Брейн Девелопмент” (г. Санкт-Петербург) о проектных траекториях развития технического творчества и робототехники в России и комплексных предложениях по их реализации, в том числе с использованием моделей ГЧП. По итогам педагогической экспертизы робототехнический комплекс «РОБОТРЕК» стал первым победителем и обладателем знака «Рекомендовано педагогическим сообществом».

Устинский Дмитрий Владимирович, являющийся начальником отдела разработок и главным тренер-консультантом компании, презентовал Российский робототехнический комплекс «РОБОТРЕК» в качестве «Готового решения» для развития дополнительного образования. Комплексный подход к его внедрению включает не только материально-техническое оснащение конструкторами нового поколения, но и:

  • методическое обеспечение (пособия для педагогов);
  • рабочие тетради для детей;
  • программное обеспечение;
  • робототехнические модули, предназначенные для проведения соревновательных мероприятий и конкурсное сопровождение;
  • курсы повышения квалификации педагогов;
  • консалтинговое и сервисное обеспечение;
  • варианты сетевого взаимодействия с образовательными организациями в рамках ГЧГ.

Большинство экспертов отметили возможности и вариативность обучения, полную преемственность и логическую законченность 4-х разноуровневых программ, предлагающих проектные траектории для детей 5-6, 7-10, 11-13, 14-17 лет. Участник Форума отметили высокую педагогическую целесообразность использования программ-траекторий в совокупности образовательным конструктором «РОБОТРЕК».

Не менее высоко педагоги эксперты оценили готовые решения для дополнительного образования и внеурочной деятельности в области робототехники от АО «ТЫРНЕТ» (Санкт-Петербург).

Мыздрикова Оксана Анатольевна, представитель АО «ТЫРНЕТ», продемонстрировала возможности робоплатформы для развития навыков алгоритмики, программирования, робототехники и основ электротехники.

Педагоги, принявшие участие в мастер-классах, отметили, что продукт сочетает следующие характеристики:

  • свободное аппаратное и программное обеспечение;
  • легкость подготовки к занятиям за счет наличия методического обеспечения;
  • доступность для освоения даже педагогами с минимальной подготовкой.

В необходимости обновления программного поля, повышения привлекательности и совершенствования материально-технической базы по программам естественнонаучной направленности убеждать педагогов не было необходимости.  В номинации «Оборудование и средства обучения для естественнонаучной направленности ДОД» знаком отличия было отмечено оборудование, производства ЗАО «Крисмас+».  Демонстрация учебно-методического комплекса для организации экологической учебно-исследовательской и проектной работы «Экологическая лаборатория» вызвала живой интерес участников Форума, а директор регионального представительства компании Черных Наталья Евгеньевна продемонстрировала его возможности.

Учебные мини-лаборатории, нашли широкое применение в системе дополнительного образования и используются при организации детских исследовательских экспедиций, а также при проведении занятий в лаборатории по программам дополнительного образования детей: «Экологическая химия», «Химия окружающей среды», «Агрохимия и агроэкология», «Мир веществ», «Первые шаги в науку», «Занимательная химия», «Юные исследователи» и др. Заинтересовало педагогов методическое и конкурсное сопровождение, предлагаемые производителем.

Образовательные организации смогли найти среди производителей и поставщиков современного оборудования и средств обучения перспективных партнеров, способных выстраивать долгосрочные и эффективные отношения, направленные на повышение качества, доступности и инвестиционной привлекательности программ дополнительного образования и внеурочной деятельности. Организатор Форума – Ассоциация участников рынка артиндустрии – надеется, что с каждым годом и с каждым новым партнером у образовательных организаций будут появляться новые возможности для разработки реальных, неформальных программ развития организаций и их кадрового потенциала.

Егорова И.И., Президент Ассоциации участников рынка артиндустрии
Михайлова Н.Н., научный руководитель социально-образовательных проектов Ассоциации участников рынка артиндустрии, д-р пед. наук, профессор

Добавить комментарий

Войти с помощью: