Пионеры Лаборатории железнодорожного моделизма
Сейчас, в век компьютерных технологий, приставок «робо-» и «нано-», миниатюрные железные дороги удивляют видимой детальностью: поезда не только плавно ездят по рельсам, но и светятся, и гудят, и дымят, причём каждый по-своему.
В конце 60-х годов многие школьники мечтали о хотя бы двигающихся локомотивах, куда уж там до звуков и прочего. Поэтому идею создания во Дворце кружка, где ребята могли бы сами делать свои миниатюрные миры, руководство с радостью одобрило. Так, в сентябре 1968 года, начали свою работу первые две группы, а первыми педагогами стали Карел Иосифович Прохазка и Борис Григорьевич Хренников.
Пионеры заняты строительством макета. 1990 год
Своими воспоминаниями о первых годах деятельности Лаборатории делится «мальчик из первого кружка», как он себя называет, Алексей Николаевич Журин.
Саша Тишечкин заняты сборкой рамы
«В кружок железнодорожных моделистов я записался практически случайно. Мой одноклассник Саша пригласил меня сходить вместе с ним ко Дворцу: он хотел записаться в туркружок, а я тем временем разглядывал небольшой макет железной дороги в Игротеке. Саша, завидев мои горящие глаза, побежал к двум мужчинам, сидевшим за одним из столов – один высокий, старый и строгий (так Алексей Николаевич описывает Б.Г. Хренникова), а второй небольшого роста, как казалось, добродушный (К. И. Прохазка). Через несколько минут Саша протянул мне бумажку: «Место занятий – цоколь, комн. 6-15, Лаборатория железнодорожного моделизма. Время занятий – среда, суббота».
Карел Прохазка демонстрирует вагон
Кто же были наши первые учителя? Человек, которого я назвал стариком – на момент открытия кружка ему было 66 лет – Борис Григорьевич Хренников, кинооператор комбинированных съёмок Мосфильма. Высокий, худощавый, всегда ровно держащий голову, будто смотрящий куда-то вперёд, «в прекрасное далёко». Борис Григорьевич железную дорогу любил истово, охотно делился с нами, я бы сказал – взращивал в нас эту любовь. Не ошибся я и в другой его характеристике: человек он был строгий, спуску хулиганам не давал. От старших товарищей по увлечению знавших его, я слышал: «Старик был суров, старик был нрава крепкого!». Даже «за глаза» все мы иначе, как по имени отчеству, его не называли. Яркая звезда его закатилась внезапно – уехал в отпуск на юг, прямо оттуда попал в больницу. Рак. Остался большой недостроенный макет – его «лебединая песня» – и мы, «мальчики из первого кружка».
Карел Осипович Прохазка за пультом макета. 06.02.2006
Другим наших преподавателем был добродушный Карел Иосифович Прохазка. 36 лет – улыбчивый, плавно-неспешный, говоривший всегда тихим, спокойным голосом с приятным акцентом: по национальности Карел Иосифович – чех, который и Иосифовичем-то стал именно в Лаборатории, ведь у западных славян нет отчества. Кстати, по этому признаку очень легко узнать воспитанника Лаборатории – только они величают Карела Иосифовича полным титулом. Для Лаборатории, как и для моделизма в целом, Карел Иосифович если не всё, то очень многое. Литьевой пресс, прокатный стан для рельсов, книга «Модели железных дорог» – «библия» моделистов-железнодорожников, центрифуга и первые модели из эпоксидной смолы, полки чертежей и целые первые серийные отечественные модели – всё это о нём. А сколько макетов построено по его разработкам…»
Выставка. 1985 год