Как нейронаука может помочь вашему ребенку принимать верные решения
Данная статья представляет собой перевод обзора новой книги Эрин Клабоу, которая утверждает: «навык саморегуляции поможет вашему ребенку добиться успеха в будущем». Почему этот навык столь важен? Как со стороны нейронаук выглядит эффективное развитие эмпатии, креативности и самоконтроля, вы узнаете из этого материала. Книга содержит ответы на эти вопросы и практические советы по развитию ребенка для родителей и педагогов.
Диана Дайвеча,
Ph.D., специалист в области психологии развития,
клинический доцент в Центре исследования детства
и Центре эмоционального интеллекта Йельского университета.
Представьте: Сосед по парте постоянно тычет вашего 8-летнего сына карандашом. Как он реагирует?
Он может спокойно терпеть и не жаловаться, благодаря своей силе воли, или же молчать об этом из чувства страха и беспомощности. Он может потерять самообладание и среагировать агрессивно, накричать на одноклассника или ткнуть в ответ. Или он может «отрегулировать свое поведение», оценив свои возможности и ресурсы, эмоции и сильные стороны, применить это к своему прошлому опыту и среагировать осознанно.
Саморегуляция у детей? Звучит как трудновыполнимая задача, однако это наилучший выбор, как считает Эрин Клабоу, невролог, мать четверых детей и автор книги «Вторая натура: Как родители могут использовать нейронауки для развития чувства эмпатии, самоконтроля и творческого начала у своих детей» («Second Nature: How Parents Can Use Neuroscience to Help Kids Develop Empathy, Creativity, and Self-Control»).
Саморегуляция – это навык, который мы используем, когда хотим принять правильное решение или добиться цели, особенно, если ситуация связана с сильными чувствами и эмоциями – нашими или других людей. К сожалению, у американских детей качества, необходимые для саморегуляции, все чаще оказываются неразвитыми. С 1940-х годов самоконтроль у детей начал проявляться на два года позже (например, простую задачу – стоять без движения – сегодняшний ребенок семи лет выполнит так же как тогдашний ребенок пяти лет, а сегодняшние пятилетние дети – как и тогдашние трехлетние). За последние 30 лет значительно меньшему количеству студентов колледжей свойственно чувство эмпатии, все реже у детей наблюдается креативность и критическое мышление, особенно у детей дошкольного возраста.
Эти тенденции необходимо пресечь, если мы хотим жить в мирном, продуктивном гражданском обществе. В своей книге Эрин Клабоу накладывает нейробиологию развития на истории из своей семейной жизни, тем самым объясняя, как родители могут помочь детям развить чувство эмпатии, креативность, самоконтроль, и, главное, почему они должны это делать. В совокупности эти качества поддерживают способность ребенка к гармоничной саморегуляции, которая обеспечит более полную самореализацию, более хорошие отношения с окружающими и больший успех в жизни.
Саморегуляция vs самоконтроль
В своей книге Клабоу рассказывает, чем отличается саморегуляция от самоконтроля. Идея самоконтроля привлекла внимание после знаменитого «зефирного эксперимента», на который ссылались еще несколько десятилетий. В этом классическом исследовании 1970 года 1000 детей в возрасте от 4 до 6 лет получали небольшой вкусный подарок (зефир, крендель, печенье), но могли сделать выбор: не есть его сразу, а ждать большего подарка (больше угощений). Лонгитюдные исследования показали, что дети, которые смогли отсрочить угощение, в дальнейшим показали более высокие результаты SAT («Scholastic Assessment Test», стандартизованный тест для приема в высшие учебные заведения в США – прим.ред.), имели более крепкое здоровье, больший доход, низкую склонность к преступной деятельности в следующие 40 лет. Умение отсрочить удовольствие в раннем детстве является более ясным индикатором будущего успеха, чем интеллект или социальный бэкграунд.
Но зефирный эксперимент может и не означать того, что мы думаем. Как пишет Клабоу, в действительности во время этого эксперимента испытывался скорее уровень послушания детей, то, как они воспринимают авторитет, или же уровень их доверия к взрослым. Или же эксперимент показывал, насколько ребенок любит зефир, хочет ли он ждать, умеет ли он ждать (дети более старшего возраста спокойнее относятся к отложенному удовлетворению, чем младшего).
К тому же, по словам Клабоу, самоконтроль не является конечной целью, потому что он, по сути, предлагает не действовать – то, что родители и учителя хотели бы от детей, но не ключ к жизненному успеху. Саморегуляция, наоборот, говорит о действии, и именно это надо воспитывать в детях.
Человек с хорошей саморегуляцией имеет также и хороший самоконтроль и, к примеру, может пресечь собственную первую негативную реакцию при необходимости. Также он использует креативность и эмпатию для того, чтобы оценивать альтернативные варианты и лучшим образом достигать своих целей. Такие люди играют по правилам, но могут также творчески изменять их, вводить новые. Для того, чтобы понять, как действовать, они принимают во внимание свои чувства и желания, но также думают о чувствах других и о возможностях других в сложных социальных ситуациях.
Например, в ситуации с одноклассником и карандашом ваш ребенок для начала должен «прочитать» мотивации другого мальчика: он тычет карандашом просто для развлечения или это продолжение какой-то начатой игры, хочет ли он таким образом обратить на себя внимание из-за испытываемого стресса, или, возможно, он дразнит или издевается? И в чем цель вашего ребенка: хочет ли он сам продолжать игру или он хочет сконцентрироваться на уроке, или же ему нужна помощь? Креативность дает ему свободу и гибкость, чтобы свести все к шутке или установить границы или, в конце концов, обратиться к взрослым за помощью. Самоконтроль позволяет принять обдуманное решение, а не инстинктивно реагировать.
Другими словами, дети с хорошо развитой саморегуляцией всегда начеку, они гибкие и креативные, и, главное, они умеют оценивать причины происходящего. «Саморегуляция гораздо шире и важнее, чем самоконтроль», – пишет Клабоу. «Это не просто умение контролировать поведение, но и способность быть достаточно гибким, чтобы при необходимости резко изменить стратегию поведения, …способность видеть путь к достижению цели, сохраняя при этом доверие и чувство взаимного контакта с окружающими». Если у детей будет более высокая саморегуляция, дети будут не только более здоровы психологически, но станут более открытыми другим, добрыми, интегрированными в общество. Автор книги считает, что такие дети будут показывать более хорошие академические результаты, добиваться успехов в карьере, обладать большей конкурентоспособностью в рамках глобальной экономики»
Саморегуляция и мозг
«Вторая натура: Как родители могут использовать нейронауки для развития чувства эмпатии, самоконтроля и творческого начала у своих детей»: вероятно, первый и наиболее прикладной труд по развитию мозга для обычного читателя (не ученого), который не перегружает научной информацией и в то же время не упрощает все чрезмерно. Автор описывает этапы развития мозга, чтобы сформировать у родителей адекватные ожидания касательно способностей детей в зависимости от возраста. Это помогает родителям понять, в чем надо ограничить ребенка или в какой момент ребенку необходима наибольшая поддержка. Например, автор пишет, что в раннем детстве игры важны для развития креативности, в то время как современные дети имеют меньше возможностей играть с другими детьми на раннем этапе, и эту ситуацию нужно менять.
Обложка книги «Вторая натура: Как родители могут использовать нейронауки для развития чувства эмпатии, самоконтроля и творческого начала у своих детей».
Автор предлагает простые, ориентированные на читателя, но глубокие описания базовых неврологических процессов (в частности, формирования синаптических связей, их разрушения, миелинизации). Для родителей полезно знать, что на самом деле, прививая детям привычки, ежедневные правила, опыт, они укрепляют синаптические связи и стимулируют ремоделирование нейронных цепей. А также то, что отсутствие каких-то действий со стороны родителей одинаково важно, как и наличие такого действия.
Клабоу описывает методы воспитания, опираясь на научное знание о развитии мозга. Наиболее интересными являются главы книги, которые посвящены тому, «как это сделать», где автор предлагает конкретные руководства для родителей, различные «лайфхаки» и упрощенные способы. Например, рассказывая, что клетки мозга, отвечающие за самоконтроль, потребляют большое количество глюкозы быстрыми темпами дает подсказку – срочно кормите своего распсиховавшегося ребенка!
Иногда Клабоу касается вещей, научное мнение по поводу которых еще не едино или не сформулировано вовсе. Например, она пишет, что дети, которые подвергаются травле, должны «найти взрослого», но текущие исследования не поддерживают, казалось бы, такого простого и очевидного подхода (известно, что некоторые взрослые не склонны к сочувствию или у них недостаточно навыков общения, и потому большинство подростков в сложной ситуации не стремятся обращаться к взрослым за помощью). Современные исследования выводят два основных решения проблемы травли: развитие эмоциональных и социальных навыков у детей и взрослых и создание позитивной атмосферы в образовательных организациях.
Кроме того, автор советует родителям вступаться за своего ребенка перед другими детьми, контролировать детей в социальных сетях, чтобы установить основные правила взаимодействия, но по этим вопросам необходимо провести более широкую дискуссию. Она также выступает за 1-ю и 2-ю программы SEL (программы социального и эмоционального обучения), которые помогут воспитать осознанность, исключая при этом остальные уровни программы SEL, направленные на повышение самосознания и социальных навыков, саморегуляции. Автор считает, что и взрослые, и дети, должны знать и понимать, как работает их мозг. Взрослые могут научить ребенка только тому, что они сами понимают и принимают, а нейронауки стремительно развиваются.
Эмпатия, креативность и самоконтроль – это те сильные качества. которые можно развить. Привитые в детстве, эти качества могут быть преимуществом для человека на протяжении всей его жизни. Воспитывая эти качества в наших детях, пишет автор, «мы сможем воспитать творческих мыслителей, которые будут понимать, как решать любые вопросы с выгодой для всех сторон».
Материал подготовил:
И.С. Григорьев,
методист Ресурсного центра
ГБПОУ «Воробьевы горы»
Москва