Опыт работы по реализации междисциплинарного творческого проекта «Читаем вместе. И.С. Тургенев»

В статье описан опыт реализации междисциплинарного творческого проекта художественной направленности в системе дополнительного образования детей, целью которого является духовно-нравственное воспитание и художественное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе интеграции литературного, изобразительного, декоративно-прикладного и музыкального творчества.

УДК 374

М.А. Малявина,
педагог-организатор,
ГБОУ Школа № 1384 имени А.А. Леманского

А.С. Хлебников,
кандидат педагогических наук,
доцент Института культуры и искусств
ГАОУ ВО «Московский городской
педагогический университет»,

Москва 

В рамках мероприятий, посвященных 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева в Центре дополнительного образования детей ГБОУ Школа № 1384 имени А.А. Леманского был реализован творческий, междисциплинарный проект «Читаем вместе. И.С. Тургенев».

Цель проекта – духовно-нравственное воспитание, приобщение детей и подростков к общечеловеческим и национальным ценностям, развитие устойчивого интереса к творчеству И.С. Тургенева через творческую проектно-исследовательскую деятельность.

Данная цель решалась посредством следующих задач:

  • активизация духовно-нравственного воспитания и гражданско-патриотической работы среди обучающихся;
  • знакомство с творчеством И.С. Тургенева как непревзойденного художника слова, яркого представителя «золотого века» русской литературы;
  • развитие устойчивого интереса к литературе, источнику интеллектуального, духовного и творческого развития, к чтению как культурной ценности;
  • развитие эстетического вкуса, способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества, музыки, к выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • организация освоения обучающимися технологии проектирования, исследовательской, поисковой, коллективной творческой деятельности;
  • формирование рефлексивных, коммуникативных и презентационных умений и навыков, умения работать в команде, навыков оценочной самостоятельности;
  • формирование у воспитанников представления о многогранности культурных явлений, развитие умений сопоставлять различные источники, обобщать материал и делать выводы, находить различные варианты решения поставленных проблем, правильно распределять время работы над заданием, оценивать свою работу и работу группы;
  • создание обстановки эмоционального уюта и тепла в процессе совместного общения детей и родителей;
  • сбор материалов и отработка методик, позволяющих повысить качество и эффективность, актуализировать воспитательную деятельность в Центре.

Проект «Читаем вместе. И.С. Тургенев» ориентирован на развитие у подрастающего поколения интереса к творчеству Тургенева, развитие художественных и творческих способностей в области изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, академического вокала, классической хореографии, инструментального исполнительства, технологии, расширение социального партнерства, организация нового формата досуга, включение в активную проектную деятельность на основе современных подходов в организационном, содержательном и технологических аспектах.

В реализации междисциплинарного проекта принимали участие педагоги и обучающиеся, занимающиеся по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам художественной и социально-педагогической направленностей: «Фантазия» (студия ИЗО), «Пахита» (классический танец), «Живопись и графика», «Стиль» (конструирование и моделирование одежды), «Фортепиано», «Классическая гитара», «Мы растем» (развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста), педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы.

Основная задача подготовительного этапа заключалась в создании условий для успешной реализации проекта. С этой целью была организована педагогическая мастерская, на которой обсуждались вопросы снижения интереса к чтению у детей и подростков и в связи с этим актуальности литературного образования подрастающего поколения, актуализации знаний детей о творчестве И.С. Тургенева, особенностях эпохи XIX века, особенностях пейзажной живописи, характере исполнения музыкальных произведений и стилистики костюма. Итогом стало решение организационных вопросов и определение основных направлений деятельности для достижения поставленных целей и задач проекта, разработка паспортов творческих проектов, распределение ролей и задач.

Проект «Читаем вместе. И.С. Тургенев» реализовывался через различные виды деятельности, основывался на принципах: системного и деятельностного подходов, открытости для всех категорий обучающихся, многовариантности исполнения с учетом ресурсов образовательного учреждения. Осуществлялся через использование современных образовательных технологий: проблемного обучения, проектной, исследовательской и поисковой деятельности, технологии обучения в сотрудничестве, технологии организации самостоятельной работы обучающихся и др.

Организация внешней оценки творческих проектов позволяла отслеживать их эффективность. Характер этой оценки зависел как от типа проекта, так и от его темы, содержания и условий проведения.

В рамках междисциплинарного проекта было реализовано четыре подпроекта:

  • «Образ русской природы в пейзажах Тургенева и русских художников XIX века», объединение «Живопись и графика»;
  • «Вешние воды», объединение «Стиль» (моделирование и конструирование одежды);
  • «Вальс цветов», студия классического танца «Пахита».

На учебных занятиях дети знакомились с жизнью и творчеством Тургенева, с основными бытовыми реалиями той эпохи, говорили о красоте, лиричности, напевности изысканной прозы и стихотворных текстов писателя.

Исследовательская деятельность обучающихся объединения «Живопись и графика» и студии ИЗО «Фантазия» была направлена на сбор информации из различных источников о творчестве художников-пейзажистов XIX века. Дети отвечали на проблемные вопросы: что хотел донести до зрителя художник? В чем состоит художественный замысел написания пейзажа? Является ли целью работы художника-пейзажиста лишь фотографическое отображение действительности?

В процессе знакомства с произведениями внимание обучающихся акцентировалось на форме изображаемых элементов, композиционном и цветовом решении, на используемых способах передачи различных состояний природы для передачи настроения картины.

Творческая практическая деятельность была направлена на раскрытие внутреннего мира детей, развитие умения передавать эмоциональное восприятие состояния природы и развитие образно-эстетических представлений.

В объединениях «Классическая гитара» и «Фортепиано» обучающиеся познакомились с музыкальными страницами жизни и творчества Тургенева, получили более полное представление о его музыкальных пристрастиях и вкусах, проследили тесную взаимосвязь литературы и музыки в его жизни и творчестве.

В проекте «Читаем вместе. И.С. Тургенев» особое внимание уделялось выставочной деятельности детей, что способствовало возрождению интереса к творчеству Тургенева, приобщению к классической литературе.

Выставки изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, проводимые в рамках проекта, отражали результаты творческой, поисковой и исследовательской деятельности обучающихся по изучению жизни и творчества писателей и поэтов различных эпох. Совместная работа педагога и обучающихся позволяла создать единое пространство, которое явилось центром проявления активной жизненной позиции взрослых и детей.

Обучающиеся объединения «Живопись и графика», студии ИЗО «Фантазия» подготовили выставки творческих работ «Неизвестный И.С. Тургенев», «Тургеневские барышни». Дети из объединений «Фортепиано» и «Классическая гитара», студий актерского мастерства и эстрадного вокала «Зажги свою звезду» подготовили музыкально-поэтическую композицию по мотивам произведений Тургенева. В музее была проведена экскурсия и мастер-класс «О чем расскажет книга». Торжественно прошло открытие фестиваля-конкурса «Читаем вместе. И.С. Тургенев».

В объединении дошкольного развития «Мы растем» была организована тематическая выставка «Сказки И.С. Тургенева». На занятиях «И.С. Тургенев – великий сын земли Орловской», «Знакомство с творчеством И.С. Тургенева» дошкольники познакомились с литературными произведениями Тургенева о красоте и богатстве русской природы.

Посещение тематических выставок в музее Центра, знакомство с поэтическими и прозаическими произведениями, жизнью и творчеством Тургенева способствовали развитию интереса к чтению, формированию активной читательской позиции.

Активное участие в междисциплинарном проекте принимали родители, оказывая посильное содействие в проведении мероприятий. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни коллективов и объединений, эмоционально поддерживать своих детей. Совместная деятельность сблизила детей, педагогов и родителей, подружила семьи.

Презентация проекта «Читаем вместе. И.С. Тургенев» проходила в форме театрализованного представления. Сцена была оформлена декорациями по мотивам произведений И.С. Тургенева. Воспитанники студии актерского мастерства «Зажги свою звезду» читали фрагменты из произведений Тургенева. Обучающиеся коллектива классического танца представили музыкально-хореографическую композицию «Вальс цветов». В зале была организована выставка творческих работ объединения «Живопись и графика» и студии ИЗО «Фантазия». В фойе Центра участники и гости могли увидеть капсульную коллекцию «Вешние воды» объединения «Стиль». Звучала инструментальная музыка в исполнении обучающихся объединений «Фортепиано» и «Классическая гитара».

Для учащихся начальной школы были проведены классные часы о жанрах изобразительного искусства: знакомство в игровой форме с художественными терминами по теме «пейзаж» и написание пейзажей.

Детям были предложены творческие задания: сравнить переживания, возникающие в процессе ознакомления с произведением изобразительного и литературного искусства, с переживаниями, рождающимися в жизненных ситуациях, а затем выразить свои эмоции с помощью рисунка. Разделившись на подгруппы, они работали над созданием фронтальных и коллективных работ: иллюстраций к прочитанным литературным отрывкам в различных техниках (масло, акварель, гуашь, пастель).

На просмотре дети представляли свои творческие работы, рассказывали какой литературный отрывок они проиллюстрировали, обосновывали название и выражали свое отношение к произведениям писателя.

Широкое использование различных видов эстетической деятельности в процессе реализации междисциплинарного проекта «Читаем вместе. И.С. Тургенев» способствовало развитию творческих способностей, художественного воображения, формированию художественных склонностей и интересов.

Список литературы

  1. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., 2000.
  2. Стратегия государственной культурной политики РФ на период до 2030 года: утверждено распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. №326-р
  3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р
  4. Хлебников А.С. Методология формообразования в Баухаузе, ВХУТЕМАСе и ИНХУКе / Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 7 (63). С. 227-232.
  5. Хлебников А.С. От линии к художественному образу / В сб.: Музыка и живопись как средство коммуникации. М., 2012, С. 72-73.

Добавить комментарий

Войти с помощью: