Опыт применения умственных игр в очно-заочной работе с детьми на празднике
В Московском городском Дворце пионеров (с 2014 г. – ГБПОУ «Воробьевы горы») ежегодно в течение более 60 лет проводится игровой праздник «Неделя игры и игрушки».
В дни осенних школьных каникул сотни детей в течение нескольких часов могут поиграть в различные подвижные и умственные игры, поучаствовать в конкурсах и мастер-классах. После игровой программы проходит игровое представление или концерт в концертном зале Дворца. Но праздник «Неделя игры и игрушки» начинается задолго до того, как его юный участник придет во Дворец на Воробьевы горы. Получая пригласительный билет на праздник, он получает и игровое домашнее задание «Конкурс смекалки». Обычно в нем 15-20 игровых задач и заданий; многие из них связаны с различными науками и школьными предметами (астрономия, биология, география, история, лингвистика, литературоведение, математика, физика, химия и др.). По форме задания конкурса смекалки являются ребусами, анаграммами, криптограммами, буквенными и цифровыми задачами, головоломками и т.д.
Корни, истоки праздника «Неделя игры и игрушки» находятся в игротеке Московского городского Дома-Дворца пионеров. «Неделя игры и игрушки», как и игротека, является детищем крупного специалиста в области детской игры, создателя игротек в Одессе (1935 г.) и в МГДП (1947 г.) Ефима Марковича Минскина (1906-1987).
Его стремление донести игры до каждого ребенка, принесенное им из одесской игротеки 1935-1941 гг., совпало с парадигмой массовой работы Московского городского Дома пионеров, выражающейся в стремлении к наиболее широкому охвату московских школьников мероприятиями Дома пионеров. В этих целях игротекой МГДП в конце 1940-х – 1950-х гг. практиковались выездные, заочные, очно-заочные формы работы, а также массовые праздники. Среди последних самым ярким был праздник новогодней елки, организуемый в МГДП тех лет почти исключительно силами игротеки и по схеме, близкой к схеме будущей «Недели игры и игрушки».
Практика предварительного, предпраздничного вручения детям игровых домашних заданий была выработана Е.М.Минскиным именно в годы работы в Московском городском Доме пионеров. В преддверии праздников новогодней ёлки, начиная с нового 1949 года, игротекой Московского Дома пионеров по московским и подмосковным школам рассылались сборники конкурсных задач, занимательных вопросов и головоломок на зимнюю и новогоднюю тематику (тиражи – 10-13 тыс. экз.). Нами выявлено 14 модификаций таких сборников, изданных в 1948-1957 гг. Примеры названий: «Мой новогодний подарок» (1951), «Затеи Деда-Мороза» (1952), «В зимний вечер» (1954), «Новогодний подарок Деда Мороза» (1956) [12]. Школьники, выполнившие эти задания, сдавали ответы лично во время праздников в Доме пионеров или присылали по почте. Подведение итогов обычно проходило в марте. Победителей собирали в МГДП также путем рассылки приглашений по почте; они получали в подарок настольные игры, изготовленные в мастерской Дома пионеров. Е.М. Минскин не сочинял игровые задания, он располагал огромной информационной базой в виде книг, журналов, газет, других изданий, а также вырезок, выписок, рисунков из литературы, которую собирал десятилетиями. До сих пор многие его издания из числа указанных выше успешно используются в практической работе.
Е.М. Минскин и игротека МГДП, не отказываясь от проведения новогоднего праздника, в короткие сроки смогли организовать еще один увлекательный длительный праздник для московских школьников – «Неделю игры и игрушки». «Неделя игры», ставшая одной из лучших традиций нашего Дома-Дворца, проходит с 1950 года [4; 11].
Домашние игровые задания «Недели игры», получившие впоследствии название «Конкурс смекалки», были введены с 1965 г. Они давались сначала под традиционным для игротеки Е.М. Минскина заглавием «Над этим стоит подумать», затем (с 1971 г.) появилось словосочетание «Ума палата» и параллельно — «Конкурс смекалки». Задания были оформлены как черно-белый вкладыш в цветной билет на праздник [5].
Организационно процесс получения ответов на задания и их оценки был четко структурирован; в этом алгоритме он проходит и по сей день. Пока дети осваивали игровое пространство Дворца, участвуя в играх и соревнованиях, специальное жюри «Конкурса смекалки» проверяло их работы. При оценке работ учитывались: правильность решения, полнота ответов, самостоятельность выполнения творческих заданий, качество и глубина выполнения творческих заданий, красочное оформление работы. Жюри могло выделить в некоторых случаях выполнение и отдельного задания. Объявление фамилий победителей и вручение призов происходило по окончании игрового представления на сцене Концертного зала [3].
Обратимся теперь к давним педагогическим истокам «Конкурса смекалки»: под этим названием проходил конкурс, включающий в себя решение авторских головоломок, занимательных задач и трудовых заданий, составленных учащимися (и педагогами) под руководством замечательного педагога-игровика, энциклопедиста В.Н. Терского (1898-1965), в коммуне им. Ф.Э. Дзержинского, руководимой А.С. Макаренко (1888-1939) [13; 14; 15].
А.С. Макаренко высоко ценил В.Н. Терского и его деятельность в области клубной работы, в области организации досуга коммунаров. «Конкурс смекалки» (он же «Ребусник») являлся одной из крупнейших инноваций В.Н. Терского, содержавшей огромный социально-педагогический потенциал. «Что такое ребусник – трудно даже определить. Во всяком случае – это организация, насчитывающая в некоторые периоды до ста коммунаров. Когда начинается ребусник, каждый коммунар имеет право предложить для него любую задачу, но непременно оригинальную. Художественно оформленный ребусник вывешивается на общем листе <…> Задачи можно давать самые разнообразные – от простой арифметической до сложной производственной. Даются и шуточные задачи. Таких задач на ребусном листе появляется больше двухсот» [10. – Т.2. – С.108-109; см. также: 10. – Т.5. – С.183-184].
Сам В.Н. Терский впоследствии не раз давал определения придуманному им конкурсу смекалки как особой формы внешкольной работы, основанной на организации многоаспектной соревновательной деятельности детей. Задания, предлагаемые участникам, были настолько многообразны, насколько была в этом необходимость, и непременно были связаны с повседневной жизнью коммуны им. Ф.Э. Дзержинского. Конкурсная форма наполнялась актуальным, жизненным содержанием; сложность заданий и вопросов варьировалась. «Конкурс смекалки является формой влияния, обеспечивающей наиболее объемную сферу действия, несравнимо большую, чем любая другая игра или даже комплекс игр» [13, С.83-84]. «Эта массовая игра исключительно точной педагогической направленности, как и все игры системы А.С. Макаренко. Особенность ее и в том, что это не только игра. Это и особая, специально для детей инструментованная форма соревнования. Впрочем, не только для детей. Многие студенты и научные работники считают, что подобные игры очень нужно проводить и в вузах. <…> В 1919-1924 годах я проводил подобные конкурсы в клубах Красной Армии, и они себя вполне оправдывали» [14, C.100, 102].
Позже, в 1950-е – 1960-е гг. В.Н. Терский совместно со своей последовательницей О.С. Кель успешно практиковал игру «Конкурс смекалки» в ряде школ-интернатов; с их легкой руки эта форма работы приобрела известность в педагогических кругах и успешно применялась на практике [6; 7; 8]. «Суть ее состоит в том, что перед детским коллективом систематически ставятся различные интересные задачи и трудовые задания, выполнение которых развивает у детей смекалку, сообразительность, трудолюбие. Задачи размещаются на особых плакатах целыми сериями, иллюстрируются рисунками, чертежами, стихами, вообще чем-либо интересным. На лучшее их решение и объявляется конкурс <…>. Игра «конкурс смекалки» способствует практическому осуществлению индивидуального изучения детей по решениям задач конкурса, по выполнению детьми трудовых заданий, по их письменным ответам на задачи – документам, более ценным и показательным в педагогическом отношении, чем анкеты и даже иные задушевные разговоры с детьми» [15, С.13, 81-83, см. также: 14, С.97-103].
Более подробная подборка материалов по «Конкурсу смекалки» В.Н. Терского помещена в вышедшем несколько лет назад в МГДД(Ю)Т сборнике «Празднично-игровой мир детства: проблемы и технологии развития» [1].
Е.М. Минскин, в отличие от практикующих педагогов В.Н. Терского и О.С. Кель, работавших в замкнутых детских коллективах – в коммуне им. Ф.Э. Дзержинского, в школах-интернатах – был организатором детской игровой деятельности в рамках крупнейшего в столице внешкольного учреждения. Он работал со значительным количеством детей, в том числе и дистанционно. Взяв название конкурса и его общее содержание, он соединил с ними выработанную еще в Доме пионеров форму «Задач Деда Мороза» (предпраздничное домашнее задание). Этот синтез оказался педагогически оправданным и плодотворным.
В течение многих десятилетий «Конкурс смекалки» является традиционной заочной формой работы с детьми в контексте «Недели игры и игрушки», бережно хранимой педагогами отдела игры Дворца. Оказывается, что и в наше щедрое на развлечения время семьи с удовольствием проводят не один вечер, решая задания и головоломки «Конкурса смекалки», мастеря самоделки.
В последние годы, уже в XXI веке, в отделе игры были разработаны «Положения о конкурсе смекалки», где четко обозначались его структура, цели и задачи. Обратим внимание на формулировку педагогических задач конкурса смекалки: привлечение детей школьного возраста к выполнению занимательных задач и заданий, развитие познавательных интересов детей через игру; совершенствование форм рациональной организации досуга детей и подростков; накопление опыта в области организации очно-заочных конкурсов. Эта форма очно-заочной игровой работы с детьми была признана столь удачной, что была заимствована уже в начале 2000-х гг. и устроителями новогодних праздников в нашем Дворце. В течение нескольких лет на праздниках новогодней ёлки действовала «Почта Деда Мороза», организованная по тому же принципу.
Работа над заданиями «Конкурса смекалки» предваряет очное участие детей в игровом празднике. Они получают возможность проверить и дополнить свои знания по школьным предметам, используя разные источники. В «Конкурс смекалки», кроме умственных, логических, занимательных заданий входят одно или несколько творческих заданий, требующих не только эрудиции, но и работы с книгой, наблюдательности, изобретательности, фантазии, литературных навыков. С 1990-х гг. в «Конкурс смекалки» включены задания, выделенные в отдельные конкурсы («Конкурс собирателей игр или Вопросы Деда-игроведа», «Конкурс самодельных игр и головоломок», по которым также были разработаны «Положения») – рассказать об интересном случае, связанном с игрой, назвать любимые игры, сделать игрушку и т.п. Таким образом, еще находясь дома, дети включаются в специально-организованную игровую деятельность. В конкурсе может принять участие любой школьник, группа школьников, класс, семья (последнее весьма важно для укрепления межпоколенных связей, неумолимо рушащихся в нашем постиндустриальном обществе).
Задания предваряются обращением к юному участнику «Недели игры и игрушки»: «Дорогой друг! Реши дома эти задания. Аккуратно оформив ответы на отдельных листах или в тетради (можно напечатать), сдай их при входе во Дворец творчества. Обязательно укажи фамилию, имя, номер школы и класс (также домашний адрес и контактный телефон), административный округ. Выполнять задания можно самостоятельно или с друзьями; можно пользоваться помощью старших и дополнительной литературой. Желаем успеха!»
Пожалуй, неплохо процитировать отзыв одного из родителей, напечатанный в «Информационном бюллетене» Дворца. «… Настольный футбол увлек нас настолько, что мы чуть не опоздали на представление и подведение итогов конкурса. Вот тут-то нас ждал сюрприз. Среди победителей заочного тура конкурса был и мой сын. Мы даже не сразу сообразили, что звучит имя сына, которого приглашали на сцену для вручения подарка – конечно – игры. Сын был удивлен, что так бывает в реальной жизни. Он думал, что такое событие можно увидеть только по телевизору <…> Но главное, чем завершился праздник игры – это то, что победителей заочного тура «Конкурса смекалки» пригласили на очное соревнование в игротеку. Здесь мы познакомились не только с победителями, но и с организаторами этого праздника. Удивляет, как психологически точно и тонко сотрудники игротеки смогли провести очный тур. Предусмотрено было и то, что не каждый участник сможет самостоятельно показать свои возможности, поэтому отдельно проходил конкурс в команде старшеклассников (интересно, что их было немало) и команде младших школьников, а также была организована команда родителей с детьми.< …> В ходе решения задач я был приятно удивлен тем, что сын выполнил некоторые задания быстрее меня и правильно, а с некоторыми нам пришлось «повозиться» вместе. <…> Теперь в игры, которые мы получили в качестве призов, играют все ученики нашего 4-б класса» [9].
Опыт перевода «Конкурса смекалки» в круглогодичный электронный формат оказался неудачным из-за отсутствия в структуре отдела как и адекватного компьютерного оборудования и специального сотрудника для постоянной заочной работы с детьми, так и материала для такой работы [2]. Однако «просторы Интернета» всё же оказались задействованы в этой работе. По многочисленным просьбам родителей о возможности получения заданий «Конкурса смекалки» по Интернету был заведен электронный почтовый адрес konkurs-smekalki@yandex.ru, который успешно используется для рассылки текстов заданий и для ответа на вопросы посетителей о «Конкурсе смекалки» и о Неделе игры. Общение по этому адресу проходит и в течение учебного года.
По результатам заочного конкурса проходит встреча победителей, куда входит, в частности, очный тур конкурса. В него включены несложные задания числом не более четырех, но на решение каждого задания отводится 2-3 минуты. На очной встрече проходит также разбор ответов, обмен соображениями и впечатлениями от участия в конкурсе.
Желающие дети вместе с родителями могут впоследствии посещать встречи Клуба смекалистых (4 раза в год). В течение 10 лет деятельности Клуба смекалистых его участники совершили выезды в Сергиев-Посад в Музей игрушки, в Театр Занимательной науки под руководством С.Н. Кириллова, в игротеку Политехнического музея. Прошли встречи со специалистами – головоломщиком Д.Л. Певницким, палиндромистом А.В. Бубновым, с клубом «Маленькие находчивые». На встречах Клуба смекалистых дети вместе с родителями разыгрывали и отгадывали шарады, знакомились с правилами решения и составления ребусов, головоломок, решали цифровые задачки и шифровки.
Опыт последних 5-10 лет показал многочисленные изменения в контингенте участников и в масштабах той информационной базы, которой они располагают. Параллельно общему снижению возраста кружковцев (обучающихся) Дворца серьезно снизился и возраст участников «Конкурса смекалки». Если в начале 2000-х гг. среди участников и победителей «Конкурса смекалки» были учащиеся 10 и даже 11 классов, то в 2015 г. самый старший участник «Конкурса смекалки» – шестиклассник, а самый старший победитель – пятиклассник. Часто бывает, что родители, стремясь зафиксировать раннее развитие ребенка, привлекают к решению заданий детей дошкольного возраста; однако участие детей сводится к перерисовыванию печатными буквами текста ответов в тетрадку и, вероятно, устному обсуждению задач и заданий с родителями. Также мы столкнулись с необходимостью подбирать такие задания для «Конкурса смекалки», ответы на которые невозможно найти в интернете. Тем не менее, как нам не раз довелось убедиться, «Конкурс смекалки» собирает вокруг себя умных, любознательных детей и мотивированных на конструктивное общение с детьми родителей.
Опыт очно-заочной работы с детьми, выработанный при проведении «Конкурса смекалки», весьма интересен и может быть широко распространен. Историко-педагогические корни этой работы могут стать предметом отдельного исследования.
Послесловие 2016 года
В 2015 и 2016 годах билеты на «Неделю игры и игрушки» не печатались в бумажном виде: регистрация желающих проводилась на сайте Дворца. При несомненной экономии бумаги и увеличении возможности выбора даты посещения праздника это новшество дало и минусы: задания «КС» были представлены также в электронном варианте. Для тех потенциальных посетителей, кто не знал об этой необычной по сравнению с другими детскими праздниками составляющей «Недели игры», «КС» зачастую оставался за рамками праздника: они не знали, не только где его искать, но и вообще — что его надо искать на сайте. Для тех, кто знал, участвовал в «КС» в предыдущие года и хотел продолжать участвовать, было дополнительное задание — узнать, где же можно получить задания «КС». С этими вопросами они обращались на электронную почту konkurs-smekalki@yandex.ru, в отдел игры (отдел начального технического моделирования и игровых технологий), в дирекцию Дворца. Кто ищет, тот всегда найдет!
Хочется принести благодарность тем инициативным родителям, которые своими звонками и обращениями к руководству комплекса и отдела весьма ускорили размещение давно уже подготовленных материалов «КС» на сайте. Непонятны были эти задержки — но всё хорошо, что хорошо кончается…
Отсутствие в два последних года концерта или спектакля после игровой программы также «отщипнуло кусочек» необычности «КС». Нет концерта — нет и награждения победителей «КС» после концерта. Вся работа с ними шла по электронной почте. Удалось (именно так) собрать очный тур, т.к. дело упиралось в призы, которые не были профинансированы. Однако потом возможность выделить призы, и очный тур состоялся. Как в 2015, так и в 2016 году нас выручил клуб «Логика» лицея №1367, явившийся чуть ли не в полном составе, а не клубных детей было человек 5 (и столько же родителей). Электронные варианты дипломов все не явившиеся на очный тур получили по почте, а бумажные ждут их в игротеке.
Смекалистые дети и их родители полны энтузиазма участвовать и на будущий год…
Список литературы
1. Актуализация истории психолого-педагогических исследований празднично-игровой культуры. Педагогика игры А.С. Макаренко и В.Н. Терского. Публикация Е.А. Ефимовой // Празднично-игровой мир детства: проблемы и технологии развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – М. : МГДД(Ю)Т, 2005. – С.53-81.
2. Аромштам В.С., Григорьев С.В., Ефимова Е.А., Самсонова А.В. Опыт создания интернет-варианта «Клуба на дому». // Игра и праздник: современные проблемы. Доклады, тезисы, материалы городской научно-практической конференции. / С.В. Григорьев, А.С. Фролов. – М. : МГДД(Ю)Т, 2003. – С.126-128.
3. Ефимова Е.А. Конкурс смекалки на «Неделе игры и игрушки» // Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт). – 2008. – №1(48). – С.31-32.
4. Ефимова Е. А. Неделя игры и игрушки: историко-педагогический экскурс // Мир игры и празднично-игровая культура детства. – Ч.1. / Отв. ред. С.В. Григорьев. Под общ. ред. Д.Л. Монахова, С.В. Григорьева, А.С. Фролова. – М. : ОДИ-International, МГДД(Ю)Т, 2010. – С.137-151.
5. Ефимова Е.А. Приглашения в игру: билеты на праздник «Неделя игры и игрушки» в фондах Музея истории детского движения Московского городского дворца детского (юношеского) творчества // «Гуляй там, где все» : история советского детства: опыт и перспективы исследования / Сост.: В.Г. Безрогов, М.В Тендрякова; редкол.: М.Р. Балина, В.Г. Безрогов, К. Келли, А.А. Котомина, … О.М. Розенблюм, М.В. Тендрякова, Ю.В. Филиппов. – М. : РГГУ, 2013. – С.307-316.
6. Игра в школе-интернате // Воспитательная работа в школах-интернатах / Под ред. М.Н. Колмаковой. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1959.
7. Конкурс смекалки. – Калининград : Калининградский обл. институт усоверш. учителей, 1958.
8. Кривцов С.И. «Конкурс смекалки» – форма внеклассной и внешкольной работы // Учиться на опыте лучших. – Новосибирск : Новосибирский обл. институт усоверш. учителей, 1959.
9. Летягин А.А. Праздник игры и игрушки (родительские наблюдения с воспоминаниями и размышлениями) // Информационный бюллетень МГДД(Ю)Т. – 2007. – №44, янв.-февр. – С.6-8.
10. Макаренко А.С. Сочинения : В 7 т. / Ред. коллегия: И.А. Каиров (глав. ред.) [и др.] ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики . – М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1957-1958.
11. Неделя игры и игрушки: История и педагогическое значение // Московская игротека. Выпуск 2. – М. : МГДТДиЮ, 1999-2000. – С.1-16.
12. Публикации Е.М. Минскина. Составитель Е.А. Ефимова // Празднично-игровая культура и современное образование : материалы научно-практической конференции по празднично-игровой культуре / Сост.: В.Ю. Колчев, Л.А. Нисловская. – М. : МГДД(Ю)Т, 2013. – С.114-131.
13. Терский В.Н. Клубные занятия и игры в практике А.С. Макаренко. – М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. – 159 с. (Пионерская и комсомольская работа в школе / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики).
14. Терский В.Н., Кель О.С. Игра «Конкурс смекалки» в школе : (Опыт школы-интерната) / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. – М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. – 88 с.
15. Терский В.Н., Кель О.С. Игра. Творчество. Жизнь. – М. : Просвещение, 1966. – 303 с.
Ефимова Е. А.,
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Воробьевы горы», Москва