«Мы видим, у кого есть стержень». Интервью с Алексеем Жуковым о том, как подготовить хорошего вожатого

Во Дворце пионеров на Воробьевых горах завершились летние смены образовательного проекта «Профильная четверть». Большинство вожатых, работавших на «Профильной четверти», прошли обучение в Школе вожатых. Мы поговорили с руководителем Школы Алексеем Жуковым, как учат на вожатого.

Е.В. Ремизова,
Специалист по связям с общественностью
ГБПОУ «Воробьевы горы»
Москва

— В структуре ГБПОУ «Воробьевы горы» есть колледж вожатых, это среднее профессиональное образование, и есть Школа вожатых, полугодовая программа обучения. В чем разница объема материала колледжа и Школы?

— Колледж вожатых готовит педагогов дополнительного образования, Школа вожатых — курс, направленный на получение очень узких знаний, курс, который готовит вожатых к работе в детских лагерях и образовательных центрах. По большому счету, общего у колледжа и школы только слово «вожатых». На самом деле, конечно и там и там готовят педагогов, просто в колледже более основательно и для других целей. В программе обучения Школы — общие знания психологии детей разного возраста, педагогика временного коллектива, специфика выездного и городского лагеря и многие другие темы, некоторые из которых в курсе среднеспециального образования упоминаются вскользь.

— Вы обучаете людей, а после обучения сразу трудоустраиваете. Это большая редкость сейчас — обучающая организация сразу после учебы дает работу.

— Да, мы стараемся учить кадровый состав для проектов Московского дворца пионеров, к себе в педагогический отряд, однако среди обучающихся Школы вожатых есть процент слушателей, которые не остаются работать с нами. — Кто составляет ядро вашего педагогического отряда?

На протяжении ряда лет это были активисты ученического самоуправления. Сначала эти ребята ездили к нам в «Команду» учиться и отдыхать, а потом многие из них начинают у нас работать. Сначала младшими организаторами, а потом, с 18 лет, вожатыми. Сейчас в авангарде педагогического отряда активные участники наших образовательных программ.

— Как можно доверять детей 18-летним детям?

— Я не могу сказать, что вожатые — дети. У тех, кто прошел Школу, есть понимание их горизонта ответственности. И мы, когда набираем педсостав, видим, у кого есть стержень, понимание, видение педагогического процесса. Когда ты начинаешь работать с детьми, у тебя включается голова, ты очень быстро взрослеешь, потому что ответственность, которая падает на тебя, колоссальна. Но в то же время, для того, чтобы работать с детьми, нужно всю жизнь самому быть ребенком. Радоваться жизни и возможности творить. Поэтому ваш вопрос глубже, чем кажется. Вожатые, даже если им только 18 лет — начинающие педагоги. Наше доверие к ним стопроцентное. Мы стараемся строить работу педагогического отряда в атмосфере полного доверия друг к другу. Нам важно, чтобы вожатые не боялись спросить нас о чем-то в трудной ситуации, не стеснялись своих проблем, важно, чтобы в любой ситуации они пришли к нам и были в состоянии услышать совет, принять его и пойти работать дальше.

— В чем уникальность методики Школы вожатых?

— Мы стараемся строить программу на проверенных годами методиках, не забывать традиции и при этом идти в ногу со временем. Каждая школа вожатых, по сути, об одном и том же, а по факту все разные. Поскольку люди, которые пишут программу, по-своему формируют ее, соединяют информацию в блоки по-разному, а педагоги, которые ведут занятия, добавляют свои кейсы. Но в основе всего — забота о благополучии детей и их гармоничном развитии.

Из того, чем мы немного отличаемся от коллег — у нас есть дополнительные модули. Каждый год они немного меняются.

Большинство слушателей Школы набора 2018-2019 пошли работать на летние смены Центра «Команда» и на проект «Профильная четверть» Московского Дворца пионеров. Идея модулей возникла в связи с тем, что существует огромное количество нюансов в работе городского лагеря, классического детского оздоровительного лагеря и образовательного центра, а еще существует огромное количество вещей, которые должен уметь делать вожатый, потому что вожатый — это не просто педагог, это педагог, который умеет делать абсолютно всё на свете, и невозможно столько разной информации уложить в один курс.

Возможно, в следующем учебном году модули поменяются. Мы стараемся не стоять на месте и строить программу обучения от запроса и фактических наблюдений о том, что вожатому нужно знать и уметь прямо сейчас.

Когда я сам учился в школе вожатых, то понял, что есть такое понятие — авторская школа вожатых. Каждый педагог, каждый начальник смены затачивает под себя свой коллектив. Таким вожатым потом трудно переключаться и работать с другим человеком. Мы стараемся давать максимально общие базовые знания в течение основного курса. В формате модулей мы даем больше авторского и прицельного контента.

— Есть запрос на педагогические кадры, выращенные в Школе вожатых Московского Дворца пионеров?

— Да, периодически мне пишут коллеги из разных городских и подмосковных лагерей. Спрашивают у нас контакты вожатых, а мы в свою очередь спрашиваем у ребят, есть ли у них желание поработать. Обычно все стороны остаются довольны.

— Сейчас бум городских лагерей. Есть запрос на профессию?

— Лагерей точно не становится меньше, чем 10 лет назад, но все, конечно, познается в сравнении. В СССР детских лагерей было в сотни раз больше. И тем не менее, вожатые нужны всегда.

Сейчас существует множество различных школ вожатых. Это нужная и важная профессия, которая дает очень много необходимых профессиональных и личных навыков.

— Какая литература для обучения вожатых сейчас популярна, какие методики пишутся для будущих вожатых?

— У меня есть учебник «Теория и методика организации детского отдыха», который выпускался в 2009 году на моей кафедре в РГСУ, я по-прежнему во многом опираюсь на него. Многие институты и школы вожатых выпускают свои методические пособия, и каждый педагог собирает свою библиотечку.

А вообще, конечно, педагогика временного детского коллектива — это все равно педагогика. Так что рассказываем и про Макаренко, и про Иванова, и про Лутошкина, и про Корчака, про Ушинского, Выготского и других выдающихся педагогов. Стараемся идти в ногу со временем, читаем много трудов современных психологов и педагогов.

— Что бы вы рекомендовали родителям, которые хотят отправить ребенка в лагерь?

— Посоветую расслабиться и получить максимум удовольствия от того, что ваш ребенок находится в надежных руках. И еще посоветую не забывать, что мы с родителями работаем сообща, одной командой, над одной и той же целью.

Слушать себя, свое сердце, своего ребенка и не изводить себя тревогами.

Добавить комментарий

Войти с помощью: