Отношение младших школьников к физическому воспитанию и спорту

Одну из важнейших ролей в организации физического воспитания является формирование положительного отношения к спортивной деятельности и спорту среди учащихся.

Положительное восприятие к спорту может сыграть важную роль в вопросе формирования здорового образа жизни ребенка. Поэтому авторы данной статьи решили выяснить, каково отношение учащихся начальных классов к физической культуре и спортивным мероприятиям в регионах Детва и Зволен. Авторы представляют отношение к физической культуре и спорту, а также спортивным мероприятиям школьников 8-го класса начальной школы школьников в регионах Детва и Зволен, а также их частоты. Авторы обсуждают вопросы, какие из внешкольных или в свободное от основной деятельности время мероприятий, являются наиболее популярными. Согласно результатам, представленных в исследовании, видно, что ученики имеют положительно относятся к занятиям физической культурой и спортом. Спортивные игры являются одними из самых любимых в группе предпочтений.

Павол Бартик,
Доктор педагогических наук, PhD,
профессор

Жан Кубис,
Магистр педагогических наук

Университет Матея Бэлa, Словакия

Введение

Двигательная активность и спортивная деятельность в значительной степени влиять на физическое развитие человека, повышает его работоспособность и укрепляет его здоровье. Двигательная активность создает диаметральную противоположность современному малоподвижному образу жизни у детей и молодежи, которые большую часть дня сидят не только в школе, но и вечером во время подготовки к следующему дню школы, при просмотре телевизора, общении в социальных сетях, находясь перед компьютером. В этом возрасте двигательная активность не только в значительной степени востребована, но и является одной из наиболее значимых потребностей ребенка. Однако среди молодёжи наблюдается снижение в двигательной активности и эффективности движения (Frömel, Novosad and Svozil, 1999; Pavlík, 1999; Šíma соавт., 1998; Sigmund et al., 2003; Chow and Fung, 2005). Чтобы с точностью установить мотивацию молодежи к двигательной активности, необходимо понимать сферу ее интересов. Положительное отношение и жизненная позиция влияют на наше восприятие и оценку воспринимаемого, а также на то, какую информацию мы сопоставляем другой, а какую нет. Положительное отношение экономит время, улучшает нашу ориентацию в социальной среде, дает нам уверенность и знание того, что мы ищем и чего хотим избежать.

По мнению Гернера (Görner, 1998), внешкольное образование занимает незаменимое место в воспитательном процессе детей и молодежи. С точки зрения эффективности воспитательной работы, внеаудиторное образование, например, внеклассная школьная физкультура и спортивные кружки, при определенных условиях, могут давать лучшие результаты, чем обязательное школьное физическое воспитание. Благодаря меньшему количеству слушателей в этом учебном процессе мы можем уделять больше внимания индивидуальным интересам, не применимым в обязательном школьном физическом воспитании.

Материалы и методы

Цель исследования – изучить мотивацию учащихся к физическому воспитанию и двигательной деятельности, выявить различия между отношением мальчиков и девочек, между сельскими и городскими школами и между учащимися, посещающими и не посещающими спортивные секции. В соответствии с результатами исследований, анализа литературных источников и собственного педагогического опыта авторов можно предположить, что мальчики более мотивированы к физической и двигательной активности, чем девочки. Учащиеся посещающие спортивные секции более заинтересованы физической активностью, чем ученики их не посещающие, а мотивация учащихся сельской школы выше, чем у городских школьников.

В исследовании, проведенном в 2014-2015 учебном году принимали участие 256 школьников, из них 124 мальчиков и 132 девочки, из восьми школ словацких регионов Детва и Зволен.

Для выявления отношения учащихся к занятиям физической культурой и спором по данным Silva et al., (2000) было проведено анкетирование. Исследования проводились в рамках научного проекта VEGA 1/06/15.

Результаты и обсуждение

Исследование было сосредоточено на выявлении мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом, поэтому авторы в основном интересовались отношением учащихся к занятиям физической культурой и спортом, их частотой занятий и любимыми видами спорта среди них.

В прошлом другие ученые-исследователи были обеспокоены проблемой отношения учеников к физическому воспитанию, например Chromík et al. (1993), Antala and Dorošová (1996), Görner and Starší (2001), Bartík (2005, 2006, 2007), Vladovičová and Novotná (2005), Mesiarik (2013) и Palicka (2013). Наиболее интересные результаты были представлены Гернером и Старчи (Görner and Starší (2001)), которые проводили свои исследования среди учащихся 6-х и 8-х классов в отдельных школах Центрального словацкого региона. Авторы, перечисленные выше, выяснили, что положительное отношение к школьному физическому воспитанию и спорту преобладает среди учащихся 6-х и 8-х классов отобранных школ. Помимо большой работы учителей физкультуры, авторы ставят в заслугу положительные отзывы о школьном физическом воспитании и спорте то, что спорт стал значимым социальным явлением, в частности, через такие каналы СМИ, как телевидение.

На рисунке 1 видно, сколько учеников данного исследования посещают или, точнее, не посещают спортивные секции. Очевидно, что интерес к занятиям спортом у мальчиков и девочек находится на одинаковом уровне, при этом большее число учащихся не посещают спортивные секции. Интерес к школьной физкультуре и спорту очень близки к рекреационной физической культуре и спорту. Применение этой активности молодежи также исследовали многие авторы, такие как Hrčka и Drdácka (1992), Смит (1994), Hrčka (1997), Либа (2002, 2003), Hrčka, Михал и Bartík (2004) вместе с Blahutková, Řehulka и Дворжаковой (2005). Они особо подчеркивают социальную и медицинскую значимость двигательной активности и спортивныхмероприятий, а также профилактический эффект от различных вредных привычек.

Рис. 1. Посещаете ли вы спортивную группу

Помимо частоты посещения спортивных секций, авторы также интересовались, какие виды спорта посещаются чаще всего. Наиболее популярными мероприятиями (Рис. 2) были спортивные игры, которые посещали 19% девочек и 30% мальчиков. Второй по популярности вид деятельности – флорбол; 6% школьников отдают предпочтение стрельбе, футболу и волейболу, 5% – баскетболу и 4% – бадминтону.

Рис. 2. Какую спортивную группу посещаете

Результаты (Рисунок 3) показывают, что на сегодняшний день все большее число молодых людей ведут малоподвижный образ жизни, при этом информированность общества растет: регулярно, три и более раз в неделю, занимаются выбранной ими физической активностью всего 7,5% мальчиков и девочек 8-х классов школ. Это по мнению авторов, не является положительным отношением к спортивной деятельности. Один раз в неделю посещают спортивную секцию 57,5% школьников, два раза в неделю – 27,5%.

Рис. 3. Я посещаю спортивную группу каждую неделю

Авторы также интересовались количеством часов, которые учащиеся проводят на занятиях спортом (Рис. 4) в рамках спортивной секции. График показывает, что 16,25% опрошенных тратят три и больше часов на спортивную деятельность, 42,5% учеников говорят, что они тратят один час в неделю и 32,5% тратят два часа каждую неделю на спортивную деятельность в рамках спортивных секций.

Рис.4. Я посещаю спортивную секцию каждую неделю

Результаты показывают (Рис. 5), что 60.93 % учеников позитивно относятся к физической и спортивной деятельности. Индифферентное отношение преобладает у 34,37 % учащихся, отрицательное – у 4,69 % опрошенных. В данном исследовании не подтвердилось предположение о преобладании мотивации к физической активности у мальчиков по сравнению с девочками. Исследование отношения к учебным заведениям физической культуры и спорта среди учеников 6-го и 8-го классов выбранных школ центрального словацкого региона было проведено Görner и Starší (2001). Они отметили позитивное отношение как мальчиков, так и девочек к школьному физическому воспитанию и спорту.

Рис. 5. Отношение к занятиям физической культурой и спортом

Результаты (рисунок 6) показывают, что среди мальчиков (33,9 процента) и девочек (37,29 процента), посещающих сельскую школу, преобладало положительное отношение к физической культуре и спорту по сравнению с мальчиками (23,19 процента) и девочками (26,09 процента), посещающими городские школы. Поэтому было подтверждено предположение о более высокой мотивации к физической активности у учащихся сельских начальных школ к учащимся городских школ. Мы также видим негативное отношение, которое преобладало в городских школах – у 1,4 процента мальчиков и 7,25 процента девочек.

Рис. 6. Отношение учащихся к занятиям физической культурой и спортом

В заключение авторы интересовались различиями в отношении к физкультур-но-спортивной деятельности среди учащихся, посещающих и не посещающих спортивные секции. Авторы предположили, что отношение учащихся, посещающих спортивную секцию, будет более позитивным, чем отношение учащихся, не посещающих какую-либо спортивную секцию и это предположение подтвердилось. Результаты исследования показывают (рис.7), что 32,5 процента мальчиков и 40 процентов девочек, посещающих спортивные секции, более мотивированы к спорту по сравнению с 25 процентами мальчиков и 27,27 процентов девочек, не посещающих спортивные секции.

Рис. 7. Отношение учащихся, посещающих / не посещающих спортивные секции

Заключение

Исследовательская деятельность в школах регионов Детва и Зволен продемонстрировали отношение школьников к занятиям физической культурой и спортом. Результаты исследования не подтвердили более положительное отношение мальчиков к занятиям физической культурой и спортом, чем девочек. В соответствии с полученными результатами мы можем констатировать факт, что учащиеся, посещающие спортивную секцию, более мотивированны, чем учащиеся, не посещающие какую-либо спортивную секцию; кроме того, у учащихся сельских школ более положительное от-ношение к физической активности, чем у учащиеся городских школ.

Движение оказывает огромное воздействие на людей, в том числе биологическое и гуманистическое воздействие на их жизненные установки, трудовую деятельность, фактическую эффективность, пищевые привычки, поведение и самооценку (Labudová, 2002). Школьное физическое воспитание оказывает большое влияние на биологическое развитие человека, а также на его здоровый образ жизни. Одной из основных функций школьного физического воспитания является обучение школьников наиболее адекватному способу развития двигательных навыков и умений, а также способу активного проведения свободного времени наряду с внеклассной физической активностью.

В качестве практических рекомендаций авторы предлагают активное сотрудничество школы, родителей и спортивных секций с целью улучшения отношения учащихся к школьному физическому воспитанию, увеличения мотивации к регулярному движению и занятиям спортом преимущественно среди учащихся 8 классов.

Перевод подготовил:

А.И. Родин,
старший методист,
Ресурсного центра
ГБПОУ «Воробьевы горы»
кандидат экономических наук
Москва

Список литературы:

  1. ANTALA, B. – DOROŠOVÁ, S. 1996. Postoje žiakov pohybovo podpriemerných a pohybovo nadpriemerných ku školskej telesnej výchove. In Telesná výchova a šport, roč. 6, 1996, č. 4. ISSN 1335-2245, s. 8 – 10.
  2. BARTÍK, P. 2005. Postoje žiakov 2. stupňa základnej školy k telesnej výchove. In Acta uvniversitatis Natthaei Belii, Zborník vedeckovýskumných prác, č. 9. Banská bystrica: UMB, 2005. ISBN 80-8083-161-0, s. 158-164.
  3. BARTÍK, P. 2006. Postoje žiakov 1. stupňa ZŠ k telesnej výchove a pohybovým aktivitám v regióne Čadca. In Sborník referátu z 6. medzinárodního vědeckého semináře „Efekty pohybového zatížení v edukačním prostředí tělesné výchovy a sportu“. Olomouc: FTK UP, 2006. ISBN 80-244-1366-3, s. 46
  4. BARTÍK, P. 2007. Postoje žiakov 5. a 9. ročníkov na vybraných ZŠ k telesnej výchove. In Optimální pusobení tělesné záteže a výživy. Sborník příspevku ze XVI. Rožníku interdisciplinárni konference s medzinárodní účastí. Hradec Králové: PF UHK, 2007. ISBN 978- 80-7041-513-9, s. 210 – 216.
  5. BARTÍK, P. – KUBIŠ J. 2013. Záujem žiakov základných škôl o voľnočasové pohybové aktivity v regióne mesta Detva, Banská Bystrica: UMB FHV, 2013. ISSN 1337-7310, In Exercitatio Corporis – Motus – Salus, s. 76
  6. FR MEL, K. – NOVOSAD, J. – SVOZIL, Z. et al. 1999. Pohybová aktivita a športové záujmy mládeže. Olomouc: Univerzita Palackého, 1999. 141 s. ISBN 80-7067-945-X.
  7. G RNER, K. 1998 Turistické aktivity voľného času – činitele pozitívneho formovania mravných postojov. Vychovávateľ: Časopis pedagógov, roč. 41, 1998. s. 18-20 ISSN 0139-6919.
  8. G RNER, K. – STARŠÍ, J. 2001. Postoje, vedomosti a názory žiakov II. stupňa ZŠ na telesnú výchovu. Banská Bystrica: UMB, Fakulta humanitných vied, 2001, 162 s. ISBN 80- 8055.565-6.
  9. HENDL, J. 2004. Přehled statistických metod zpracování dat. Praha: Portál, 2004. 583 s., ISBN 80-7178- 820-1.
  10. HROMÍK, M. et al. 1993. Didaktika telesnej výchovy. Bratislava: Univerzita Komenského Bratislava, 1993. 200 s. ISBN 80-224-0349-6.
  11. KUBIŠ, J. 2015. Interest of Elementary School Pupils in Physical Activities and Recreational Sport in the Region Detva. Košice: UPJŠ, 2015, 208 s. ISBN 978-83-7455-442-8
  12. MESIARIK, P. 2013. Postoje žiakov 2. stupňa základných škôl k telesnej a športovej výchove v kontexte školských vzdelávacích programov. Banská Bystrica: UMB FHV, 2013. 196 s.
  13. PALIČKA, M. 2013. Školský vzdelávací program a jeho vplyv na zmenu postojov žiakov základnej školy k telesnej a športovej výchove. Banská Bystrica: UMB FHV, 2013. 163 s.
  14. SIVÁK, J. et al. 2000. Vzdelávací štandard z telesnej výchovy pre 2. stupeň základných škôl. Bratislava: MŠ SR, 2000. 31 s.
  15. VLADOVIČOVÁ, N. – NOVOTNÁ, N. 2005. Športové záujmy rómskych žiakov 1. stupňa základnej školy. In Acta universitatis Matthiae Belli, Zborník vedeckovýskumných prác, č. 9. Banská Bystrica: PF UMB, 2005, ISBN 80-8083-161-0, s. 173 – 179.

Добавить комментарий

Войти с помощью: