Обзор статьи «Четыре пути, которыми обучение в школе может работать на целостное развитие ребенка»
В большинстве зарубежных стран дополнительное образование как известная и привычная нам институция отсутствует. Тем не менее, необходимость решения тех задач, на которые оно направлено, очевидна.
Школа рассматривается как основной инструмент получения образования для всех детей в определенных возрастных границах. Но без особых форм работы, привлечения сторонних специалистов, она не может дать все то, что позволяет получить ребенку дополнительное образование.
Помимо преподавания академических дисциплин, школы могут способствовать развитию обучающихся, их социализации, формированию гражданской идентичности, коммуникации и общем благополучии. Данный материал представляет собой обзор статьи Лизы Флук, старшего научного сотрудника Института образовательной политики (Learning Policy Institute), которая рассматривает пути, способствующие не только получению обучающимися академических знаний, но и целостному развитию ребенка. В статье описаны знакомые нам формы работы, которые, если рассмотреть их с точки зрения влияния на психологический комфорт образовательной среды, предстают в новом свете.
Лиза Флук,
старший научный сотрудник
Института образовательной политики
Лондон
В наше время система образования зачастую ориентирована на когнитивное развитие в узком его понимании, с акцентом на передачу содержательных знаний, часто подлежащих запоминанию и повторению в той же форме, в какой они были получены. Уроки математики, естественных наук, чтения — и проверки этих знаний и навыков — доминируют в учебной программе. Хотя эти предметы являются важными, обучение включает в себя гораздо больше, чем просто приобретение инертных знаний по алгебре или химии. Такой узкий подход не учитывает специфики обучения и развития ребенка, способствуя его социализации, эмоциональному благополучию, формированию у него гражданской идентичности. Ведь дети — это сложные существа; их развитие должно быть всесторонним и целостным.
Недавние исследования в области нейробиологии, возрастной и педагогической психологии, социологии и многих других областях подтверждают, что комплексный подход не только желателен, но и необходим для того, чтобы дети хорошо учились. По данным двух комплексных обзоров исследований о развитии и обучении детей можно сказать, что:
- развитию функций мозга способствуют последовательные, стабильные отношения, доброжелательное общение, моделирование продуктивного поведения. Способности мозга развиваются наиболее продуктивно, когда дети чувствуют себя в безопасности физически и эмоционально, когда они чувствуют себя активно вовлеченными в образовательный процесс;
- обучение включает в себя различные аспекты: социальный, эмоциональный и академический. Позитивные отношения — в том числе доверие к учителю и положительные эмоции — способствуют развитию желания учиться. Негативные эмоции, такие как страх неудачи, тревога и неуверенность в себе снижают способность мозга обрабатывать информацию и учиться. Детей необходимо учить, каким образом они могут справиться с эмоциями и управлять ими;
- жизненные трудности, с которыми так или иначе сталкиваются дети, у многих вызывают стресс, и он также влияет на обучение и поведение ребенка. При этом очень важно, каким образом на это среагируют педагоги. Позитивные, стабильные отношения, когда взрослые проявляют сочувствие, умеют выслушать и понять ребенка, в значительной мере могут смягчить последствия даже серьезных проблем.
В Институте политики в области образования (Learning Policy Institute) в рамках новой инициативы в сфере педагогики мы обобщили эти научные результаты, чтобы понять, как образовательные организации могут наилучшим образом содействовать развитию детей. Мы выделили четыре основные составляющие успеха, которые позволяют нам заботиться о детях и развивать их потенциал: позитивный школьный климат, эффективные стратегии обучения, социально-эмоциональное развитие и индивидуализированная поддержка. Ниже перечислены выводы о том, почему именно эти компоненты имеют такое значение и как их применять на практике.
1. Создание благоприятной среды, способствующей прочным отношениям между педагогами, обучающимися и родителями
В недавнем национальном опросе только 30% старшеклассников оценили свою школьную среду положительно. Многие школы сегодня основаны на устаревших концепциях начала XX века, которые имитируют заводскую модель: учителя видят сотни учеников в день и работают как на конвейере. Это не позволяет педагогу учитывать особенности конкретного обучающегося.
Создание позитивного школьного климата, основанного на прочных отношениях, обеспечивает основу для эффективного обучения. Чтобы показывать хорошие результаты в учебе, дети должны чувствовать безопасность образовательной среды и включенность в коллектив. Ниже перечислены некоторые из факторов, которые способствуют формированию психологически комфортной образовательной среды:
- меньшие размеры школы и учебной группы, класса;
- ситуации, когда преподаватели остаются с одними и теми же обучающимися более одного года (в рамках одной или разных образовательных программ);
- консультации с обучающимися и родителями (индивидуально или в небольших группах), которые позволяют обсуждать процесс обучения и личные трудности;
- соблюдение педагогом принципа ценности и важности каждого ученика;
- регулярные родительские собрания и/или посещение педагогами обучающихся дома с целью создания взаимосвязи между семейной и образовательной средой;
- наличие возможности для педагогов проявить себя в совместных проектах, во взаимодействии с коллегами.
Например, один из способов помочь студентам обучающимся почувствовать свою принадлежность к коллективу — это вовлечь их в разработку общих норм и правил поведения в классе, которые фиксируются и регулярно упоминаются. При этом важно следить, чтобы эти правила соблюдал каждый. Это превращает детей из группы индивидов в сообщество. Также важно, чтобы педагог оказывал адекватную поддержку ученикам с любым уровнем достижений, чтобы ребенок не чувствовал себя неуспешным. Это особенно важно для ребят, которые получали жесткие, противоречивые или просто не педагогические оценки своих способностей от взрослых.
Создать чувство общности можно разными способами. Например, совместные экскурсионные прогулки по значимым местам города (района) могут помочь педагогу лучше понять учеников, узнать их интересы и увлечения, увидеть их с совершенно другой стороны. Этот способ представляется нам особенно эффективным в том случае, если экскурсия будет организована совместно с другими педагогами-предметниками — это одновременно и взаимообмен опытом, и передача новых знаний детям: ведь один педагог может лучше рассказать об истории и архитектуре, а другой — об окружающей экосистеме.
В целом, позитивный школьный климат направлен на развитие более глубоких, доверительных отношений между взрослыми и детьми. Это способствует формированию у обучающихся чувства безопасности, надежности и принадлежности к общему делу, к коллективу, которые, в свою очередь, влияют на образовательные результаты.
2. Дать возможность обучающимся самим влиять на процесс и содержание обучения
Опрос в фокус-группах и интервью с обучающимися, которые прогуливали занятия, показал, что почти половина прогулов (47%), были по причине не-интересных занятий. Среди тех, кто не имел проблем с дисциплиной, большинство ребят (81%) высказали пожелание о том, чтобы на уроках больше рассказывали о темах, приближенных к реальной жизни.
Дети жаждут возможности узнать больше о тех вещах, которые важны для них здесь и сейчас, в настоящий момент, а не когда-то в будущем. Знания усваиваются лучше в том случае, когда очевидна сфера их применения на практике. Ни для кого не секрет, что на уроках математики, особенно в начальных классах, условия задачи педагог зачастую облекает в знакомую ученикам ситуацию — например, покупок в магазине и необходимости посчитать сдачу. Но кто мешает учителю истории для объяснения гражданской войны в США актуализировать тему, проведя связь с современной борьбой с расизмом?
Если педагогу связать обучение с реальными интересами детей, то это положительно влияет на академические успехи. Например, в одном классе средней школы в Окленде ученики решили изучить, как загрязнение окружающей среды влияет на океан, а затем разработали кампанию по сокращению отходов и мусора и увеличению рециркуляции в своей школе. Помимо прочего эти проекты учат ценным навыкам сотрудничества, решения реальных проблем и формируют организационные навыки.
Также важно, помимо оценки образовательных результатов, правильно давать обратную связь, чтобы ребенок мог увидеть свою работу с другого ракурса, понять свои ошибки. Это позволяет не только формировать, но и развивать определенные компетенции. Иногда используют метод исследовательских проектов обучающихся, который позволяет ребенку в течение учебного года, оглядываясь назад, самому оценивать свои достижения, видя, как этап за этапом складывается результат. Если проектно-исследовательская работа является групповой, то помимо развития знаний, этот процесс влияет и на развитие сообщества, гармоничной образовательной среды, в которую включены и дети, и педагог.
Контроль обучающихся за процессом собственного образования также поддерживается такими практиками, как школьные конференции, которые позволяют ребятам регулярно делиться своей работой с экспертами, родителями и учителями, а также размышлять о своем обучении и его целях.
Эффективные учебные стратегии оказываются отнюдь не скучными и связывают обучение с жизнью обучающихся, дают им возможность использовать свои знания на благо себе и другим.
3. Развивайте навыки, привычки и установки, которые формируют социальную, эмоциональную и академическую компетентность обучающихся
Ученики в США говорят о том, что испытывают стресс, находясь в школе, в течение практически всего времени (80%). Когда студенты обучающиеся перегружены, они, скорее всего, испытывают трудности с адаптацией и обучением в школе. Действительно, количество пропусков занятий детьми в государственных школах США составило 11 миллионов учебных дней в течение одного учебного года.
Формирование социально-эмоциональных навыков обучающихся студентов способствует самоуправлению стрессом, развитию социальных навыков, навыков сотрудничества, эмпатии. Таким образом, социально-эмоциональные навыки предполагают развитие большей осведомленности о себе и других. Многие школы формируют эти навыки непосредственно через программы социально-эмоционального обучения, которые, как было сказано выше, способствуют повышению успеваемости учащихся, а также формируют чувство безопасности и принадлежности учебному сообществу.
Кроме того, в целях предотвращения «карательных» мер при возникновении различных проблем, в школах используются восстановительные подходы, такие как «круги» и посредничество сверстников. Этот подход основан на обучении детей брать на себя ответственность, налаживании отношений, которые были по каким-либо причинам испорчены и т.д. Восстановительный подход основан на признании и оценке обучающимися своей роли и ответственности в обществе. В конечном счете, восстановительные практики служат для развития индивидуальных навыков и культивирования более сильного сообщества, а также повышения успеваемости студентов и степени их окончания.
4. Создание интегрированной системы поддержки школ, которая включает расширенные возможности обучения и партнерские связи с сообществом
Не все семьи обладают материальным и социальным капиталом, чтобы обеспечить своим детям к высокому качеству образования. Например, родители с высокими доходами за последние несколько десятилетий увеличили свои расходы на «делающие умнее» услуги, такие как репетиторство и внеклассные занятия, на 151% по сравнению с 57% для родителей с низкими доходами. Это неравенство увеличивает разрыв в успеваемости между детьми из богатых и бедных семей.
Необходимо также оказывать дополнительную поддержку растущему числу детей, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Это дети из малообеспеченных семей, дети, испытывающие трудности в обучении или отсутствии медицинского обслуживания. Школы нуждаются в гибкой системе поддержки таких детей.
Существует модель общинных школ (community schools model) — модель, в рамках которой государственные школы сотрудничают с семьями и общественными организациями для обеспечения всесторонних возможностей в области образования и поддержки успешности обучающихся. Специфика модели заключается в «насыщении» времени до и после школы образовательными программами, проектами; популярны такие формы поддержки, как наставничество, организация летних образовательных смен, спортивных лагерей, экскурсий на дальние расстояния, чтобы посетить кампусы колледжей. Некоторые школы взаимодействуют с местными организациями и сотрудниками университетов, чтобы предложить опыт погружения, когда ребята учатся у профессионалов на стажировках.
Кроме того, благодаря партнерским отношениям с общественными организациями, школы взаимодействуют с учреждениями здравоохранения и социального обеспечения с целью оказания помощи учащимся в преодолении различных препятствий на пути к хорошему, качественному образованию. Координацией такой работы занимаются, как правило, социальные работники. Некоторые школы сотрудничают с университетскими программами, а также организациями, оказывающими медицинскую и психологическую поддержку и помощь: в школы привлекаются стажеры (например, студенты-психологи) в качестве вспомогательного персонала.
Эти виды поддержки отражают целостный подход школы, который способствует всестороннему развитию ребенка и позволяет каждому из детей добиться успеха.
В совокупности, эти четыре компонента являются важнейшими элементами всеобъемлющей структуры, которая на практике подкрепляет друг друга. Многочисленные исследования показывают, что успешное образование не может происходить по частям. Комплексный подход может помочь детям полностью раскрыть свой потенциал.
Перевод подготовил:
И.С. Григорьев,
методист Ресурсного центра
ГБПОУ «Воробьевы горы»
Москва
Список литературы и интернет-ресурсы:
- Four Ways Schools Can Support the Whole Child — Режим доступа: https://greatergood.berkeley. edu/article/item/four_ways_schools_can_support_the_whole_child