Робототехника – профессия будущего
Павел Баскир – учредитель ФОДО «Образ» и сети робототехнических кружков «Лига Роботов» в Москве, в прошлом ИТ-предприниматель. Сейчас – бизнес-ангел в робототехнике. Он предпочитает заниматься тем делом, которое одновременно можно назвать и работой, и жизненной философией, и хобби. Тем делом, которое может полностью захватить, вдохновить процессом и результатом. «Бизнес-ангельством» в роботортехнике он начал заниматься недавно, выйдя из бизнеса, которому посвятил 18 лет. Поставив на свою визитку должность «бизнес-ангел», определился, что умеет, чем может быть полезен, что интересно и что может приносить доход.
Материал подготовлен методистом РНМЦ НО ГБПОУ “Воробьёвы горы”
Сергеевой Н.Н.
Московская «Лига роботов» началась с конструктора Lego Mindstorm, который Павел подарил сыну на Новый год. Игрушка давала возможность в игровой форме познакомить сына с дисциплинами, которые необходимы для создания роботов – математике, физике, информатике. Павел стал искать образовательную программу, которая бы использовала принципы роботехники. Поиск привел его на конференцию «Skolkovo Robotics», где он познакомился с Николаем Паком из Новосибирска, основателем открытого инженерного движения «Лига роботов». Проект зародился в 2011 году в Новосибирске и с тех пор успешно развивается и в других городах – Томске, Симферополе, Астане и др. Павлу понравилось, что у новосибирской команды есть франшиза и уже работающие по ней проекты в других городах. Он купил франшизу и открыл «Лигу роботов» в Москве. Его привлекли известный бренд на пока еще небольшом рынке, личная и инженерная харизма Николая.
«Лига роботов» – уникальная авторская методика обучения робототехнике для всех школьных возрастов, состоящая из 13 модулей по 12 занятий общей продолжительность более 600 академических часов. Методика была апробирована на нескольких тысячах детей. Каждый урок этой методики детально расписан и включает в себя теоретические знания разных научных дисциплин, задание на сборку и программирование задач, связанных с новыми знаниями, а также обязательные разгрузочные активности. Уроки трехчасовые, за это время ребенок успевает получить знания и полноценно их проверить на новом роботе. Такой формат занятий – одно из главных преимуществ методологии Лиги Роботов.
Занятия «Лиги роботов» проходят по выходным дням 1 раз в неделю. Ребенок изучает теорию из тех разделов, которые необходимо знать для робототехники – математики, физики, программирования, инженерии, механики. Потом, основываясь на полученных знаниях, ребята собирают робота, программируют его и испытывают в действии. Курс рассчитан на 3 месяца. Последние 2 урока – проектные занятия. Ребёнок делает своего робота, используя конструктор Lego, и презентует родителям.
У каждого занятия есть сценарий. Преподаватель работает в рамках сценария, иногда адаптируя его под особенности группы или примеры из своего профессионального опыта. Работа десятков преподавателей контролируется и синхронизируется различными способами. Это системы дистанционного контроля, общение через соцсети, обратная связь от родителей и коллег. Раз в неделю преподаватели участвуют в общем собрании, где обсуждаются текущие вопросы, педагогические моменты, а также актуальные события из мира робототехники.
На занятиях используют роботов, которых собирают из конструкторов Lego. Именно этими конструкторами пользуется новосибирская «Лига роботов», по ним компания и наработала методическую базу. Конструкторы Lego включают в себя датчики, двигатели и контроллер (мозг робота), а также набор механических деталей. Датчики самые разнообразные – света, касания, звуковые, инфракрасные.
Для этих конструкторов разработана специальная визуальная среда программирования. Дети не пишут код программы, а перетаскивают в программу и настраивают через параметры готовые программные блоки. Набор Lego WeDo предназначен для детей дошкольного или младшего школьного возраста. В нём проще детали и они такие же, как в классических конструкторах Lego. Набор Lego Mindstorm рассчитан на ребят постарше: там другой принцип крепления деталей. Стоят наборы 10 и 30 тысяч рублей соответственно. На занятиях они выдаются детям бесплатно.
Павел Баскир подчеркивает, что курсы робототехники – это центр междисциплинарного обучения, где дети одновременно учатся математике, физике, информатике, инженерии – так, чтобы им было интересно то, что они в школе учат в рамках отдельных уроков, причем если в школе это не имеет практического выхода, то на курсах как раз приближено к практике
На данный момент 95% детей в наших кружках раньше не занимались робототехникой, – замечает он. – А мы, привлекая новые образовательные технологии и идеи, активно занимаемся развитием образовательного рынка, кратным увеличением его масштабов.
Один из первых курсов по робототехнике открылся в Политехническом музее еще в 1995 году. Сначала они назывались компьютерной студией «Политех», а в январе 2008 года в Политехническом музее было создано новое подразделение – научно-учебная лаборатория робототехники и искусственного интеллекта. Здесь занимаются не только школьники, но и студенты проходят практику и защищают дипломы. Совместно с Российской ассоциацией искусственного интеллекта (РАИИ) в музее проводятся «Поспеловские чтения» и семинары «Проблемы искусственного интеллекта».
Согласно последним исследованиям учёных Оксфордского университета, в ближайшие 10-20 лет ряд популярных нынче профессий или исчезнет, или этой работой займется искусственный интеллект. Роботы заменят нас в таких профессиях, как солдат, врач, риелтор, учитель. Получается с техникой надо быть на «ты». И дети осваивают язык общения с роботами.
Тимофей Асмолов, научный руководитель Объединения детских центров технического творчества Polycent, кандидат технических наук, лауреат премии правительства РФ в области образования 2015: «Если в начале нулевых в России робототехникой занималось не более 200 школьников, то в 2007 году – таких желающих было уже порядка 1000, в 2010 – около 2000 детей. В 2012 году уже 10 тысяч российских школьников увлеклись робототехникой, в 2013 году их было 25 тысяч, в 2014 – 50 тысяч. На данный момент предположительно более 60 тысяч детей занимаются робототехникой в том или ином виде, из них около 20 тысяч – в Москве».
Желание заниматься изъявляют больше всего дети 8-9 лет (35 %). По 25 % приходится на ребят 6-7 лет и 10-11 лет, еще 10 % – школьники 12-13 лет, и 5 % – подростки старше 14 лет.
Павел Баскир на стадии запуска бизнеса понимал, что в Москве «Лигу роботов» надо развивать не на одной, а сразу на нескольких площадках. Управление несколькими площадками одновременно помогает снизить как расходы на закупки оборудования, так и расходы на обучение персонала. Изначально Павел ориентировал свой проект только на школы и школьников. Он исходил из того, что в школах есть компьютерные классы с оборудованием, которые по выходным пустуют. Их можно использовать для занятий на взаимовыгодных для «Лиги роботов» и школ условиях. «Лига роботов» заключает с образовательным учреждением договор о сетевой реализации образовательных программ. Компания не платит за помещение для занятий, а школа получает обучение школьных педагогов, комплекты конструкторов, подготовку школьных команд к спортивным соревнованиям по робототехнике. Конструкторы через год после работы кружка в школе становятся собственностью образовательного учреждения. Полученные методики и оборудование школа может использовать для своего основного образовательного процесса. Мы не противопоставляем себя консерватизму школьной системы, – говорит Павел Баскир. – Мы его стараемся дополнять энергетикой и активностью.
Чтобы договориться со школами, Павел Баскир и коллеги в мае 2015 года попали на прием в департамент образования Москвы, где рассказали о проекте. Летом они свозили завучей школ в фонд «Сколково», где сделали презентацию достижений современной робототехники и своего проекта. После этого несколько директоров школ предложили сотрудничество. «Лигу роботов» зовут на свою территорию и частные детские сады. Компания проводит также занятия на базе организаций, у которых есть собственные учебные компьютерные классы, простаивающие в выходные дни. За предоставление помещения «Лига роботов» бесплатно обучает детей сотрудников.
На каждой площадке функционирует один кружок робототехники. Пропускная способность кружка – до 100 детей за выходные. В каждом кружке занимается 6 групп детей, группа обычно формируется из 16 человек. Группы формируются по возрасту участников и по уровню их подготовленности. Если в «Лигу роботов» придут двое ребят одинакового возраста, но один из них уже занимался в кружке, а другой нет, их распределят в разные группы. И они будут учиться по разным программам.
Существенная трудность – найти квалифицированные педагогические кадры. Учителей-профессионалов, которые преподают робототехнику, мало. На курсах по робототехнике «РОБОЛАБ Kids» в качестве преподавателей работает много инженеров, окончивших Бауманку. «Бал роботов» либо нанимает педагогов и обучает их инженерии, либо нанимает инженеров и учит их педагогике. Лучших преподавателей они отправляют в Корею и Великобританию на стажировку. Среди сотрудников Polycent много самоучек, которые регулярно обучаются на семинарах.
Наши педагоги – это люди не из образовательной среды, – говорит Павел Баскир. – В основном, это студенты технических вузов. График работы максимально учитывает их интересы. У нас есть состоявшиеся в других профессиях специалисты, которые увлекаются робототехникой и получают удовольствие от работы с детьми. Главным инструментом наших преподавателей является детальная поурочная методика «Лиги роботов».
Московская «Лига роботов» для поиска преподавателей создала отдельную структуру – Школу преподавателей Лиги роботов (ШПЛР). Всем кандидатам перед началом работы необходимо пройти в ней обучение. В ШПЛР им дают уроки педагогического мастерства, робототехническую теорию и практику под руководством опытного наставника.
Цены на свои занятия московская «Лига роботов» устанавливала интуитивно – 1000 рублей за один трехчасовой урок. У большинства конкурентов столько же стоит час занятий. Но невысокие цены способствовали большой пропускной способности. За счёт этого получилось выйти на массовый рынок.
Одним из мероприятий с целью популяризации образовательной робототехники в «межсезонье» стал «Робомарафон» Это серия бесплатных мастер-классов, которые проводятся в течение нескольких месяцев в году в технопарках, библиотеках и центрах молодёжного творчества. Его устраивает московская «Лига роботов» совместно с привлечёнными партнёрами. «Робомарафон» – это возможность рассказать о своём проекте и получить новых участников платных занятий. Также «Лига роботов» участвует в научно-технических фестивалях, которые устраивают другие организаторы.
Сеть курсов по робототехнике «РОБОЛАБ Kids» осваивает нишу преподавания в частных детских садах. Курсы охватывают 6 детсадов и 6 независимых центров. «Дети быстро все схватывают в процессе игровой и экспериментальной деятельности. Они изучают все механизмы, датчики в процессе конструирования, программирования. К 5 годам они уже смогут, пройдя курс, строить свои элементарные модели по заданию», – считает Елена Мухаметзянова, основатель и руководитель сети «РОБОЛАБ Kids. – Мы доносим до родителей, что это профессия будущего. Максимум через 5 лет робототехника не только как наука, но и как профессия выйдет на новый уровень. И таких специалистов будут нанимать. Мы хотим, чтобы слушатели наших курсов выросли у нас, и из них мы могли бы выбирать специалистов, которые бы проходили у нас стажировку. И могли бы применять свои навыки уже на практике.
Михаил Манаков, координатор проекта «РобоКлуб ScratchDuino»: Проект работает с 2013 года, здесь приветствуют детей от 5 лет. Главное, чтобы ребенок уже умел читать, это нужно для программирования. Занятия робототехникой – это образовательная программа в формате игры. Другие курсы подходят к этому более серьезно. Там обучают конкретным навыкам. У таких центров есть свои разработки и методология обучения.
Мы ставим целью сделать ребят не пользователями какой-либо технологии, а ее авторами, изобретателями. Не все курсы учат создавать самому, – рассказывает Михаил Манаков. – Мы даем схемотехнику нашего робота, его можно разобрать и потом заново собрать – и тогда дети понимают, до последнего винтика, как он работает. Потом они могут купить любые детали, платы, напечатать корпус на 3D-принтере и сделать своего робота, любого, на что им хватает фантазии».
Есть спектр инженерных специальностей, которые можно получить на основе образования, которое дает робототехника. Это инженеры, IT-специалисты, специальности по робототехнике, по искусственному интеллекту.
Я считаю, что воспринимать эти специальности как отдельные друг от друга в контексте робототехники – неверно, – подчеркивает Михаил Манаков. – Сейчас робототехника – это сплав дисциплин. Междисциплинарная вещь, которая готовит междисциплинарных людей. В будущем это станет все более востребованным. Нужны будут инженеры-инноваторы, комплексно обученные, владеющие глубоким пониманием технологий, умеющие создавать технологии автономно от кого-то. Только лет через 10 такие специальности будут включены в учебные программы. Поэтому мы и работаем, чтобы наши дети не ждали 10 лет, а уже сейчас обучались новым современным технологиям.
Тимофей Асмолов: «Два обязательных компонента образовательной робототехники – это программирование и конструирование. Все дети разные, но раньше 5,5 лет ребенок вряд ли сможет самостоятельно заниматься программированием, даже “визуальным”. Шестилетний ребенок не только должен сконструировать – по заданной схеме – и запрограммировать льва, например, но и рассказать об особенностях своего творения, его навыках, среде обитания и прочее. Задача хорошего центра (или преподавателя, родителя) – создать мотивирующую интерактивную среду, куда надо очень аккуратно “поместить” ребенка».
Мы заинтересованы в том, чтобы наши ученики получали навыки реального применения своих знаний. – говорит Павел Баскир, – Для этого мы организуем курсы по дизайн-мышлению (как прийти от потребностей через идеи к востребованному продукту) и ТРИЗу. Мы запускаем курсы по 3D-моделированию и печати, нейротехнологиям, электронике и схемотехнике, увлекательным математике, физике и химии, квадрокоптерам и т.д. и т.п. По всем направлениям мы открыты к партнерству и готовы предоставлять помощь в акселерации образовательных методик и технологий и доступ к нашим ресурсам (маркетинг, преподаватели, оргпроцессы, ученики, оборудование, площадки). Под маркой наших партнеров проекта «Синхронизация» мы запускаем линейку курсов по искусствоведению. По всем направлениям у нас будут предложения и для детей, и для взрослых как в формате курсов, так и в формате отдельных самодостаточных лекций и занятий.
Московская «Лига роботов» получила грант от департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы и министерства экономического развития России на открытие собственного центра молодёжного инновационного творчества. Он будет оборудован 3D-принтерами, фрезерами и лазерами – всем оборудованием, необходимым для знакомства школьников с современными технологиями 3D-печати.
Имея свою техническую базу и базы партнеров, сообществом из 4000 школьников, 150 педагогов и нескольких десятков инженеров можно свернуть горы. Чтобы система заработала, необходимы интересные коммерческие заказы и возможности стажировок на реальных инженерных проектах.
Робототехника становится популярной, – говорит Максим Васильев, президент Российской ассоциации образовательной робототехники. – Моду на занимательную робототехнику создают сами родители, которые часто увлечены не меньше детей, а также государство. В новых образовательных стандартах для начальной и средней школы говорится, что школы должны развивать техническое творчество.
Доля технических детских кружков на рынке платных образовательных услуг всего 1%, но она увеличивается, – констатирует Васильев. – Основам робототехники в Москве учат детей 27 компаний (большинство предлагают множество детских учебных программ инженерного профиля).
У компании «Бал роботов» собственная методика. Ее создавали инженеры, штатные методисты-педагоги и специалист по дизайну. Компания взяла за основу стандартную методику Lego и доработала ее.
Организаторы кружков робототехники не работают со школами, как «Лига роботов», а находят учеников только с помощью мероприятий. Помещения они обычно арендуют. Компания «Бал роботов» проводит «Робоелку», выставку «Робостанция» и др., на которых показывает роботов (Kuka, Fanuk, Robobuilder) и предлагает детям поучиться робототехнике. Компания проводит разовые мастер-классы в школах. Еще у нее есть собственный учебный центр в Москве. Компания Polycent проводит регулярные занятия и разовые мастер-классы в собственной студии в помещениях Российского общественно-политического центра, за аренду которых не платит. Polycent устраивает занятия в детских центрах и музеях: Геологическом музее им. Вернадского, «Экспериментаниуме», «Живых системах».
Кружков сейчас много, но эффективную бизнес-модель с франшизой и бесплатным присутствием в школах удалось построить лишь «Лиге роботов», – говорит Владислав Халамов, директор учебно-методического центра Российской ассоциации образовательной робототехники из Челябинска. – Конкуренция между операторами усилится и выиграют те компании, которые сумеют интегрироваться в систему дополнительного школьного образования.
ИСТОЧНИКИ
1. Каталог кружков робототехники и ЦМИТ http://edurobots.ru/katalog-kruzhkov-robototexniki-search/
2. Ангел образовательной робототехники. Интервью с Павлом Баскиром, учредителем московской Лиги Роботов. http://edurobots.ru/2015/12/angel-obrazovatelnoj-robototexniki-intervyu-s-pavlom-baskirom/
3. «Лига роботов»: как заработать на обучении детей робототехнике https://biz360.ru/materials/liga-robotov-kak-zarabotat-na-obuchenii-detey-robototekhnike/
4. Бизнес-ангел создал сеть кружков занимательной робототехники http://www.vedomosti.ru/management/articles/2016/01/29/625947-biznes-angel-sozdal-set-kruzhkov-zanimatelnoi-robototehniki