Социализация подростков в подростковых клубах

В данной статье автор поднимает актуальную тему сегодняшнего дня — проблемы социальной жизни подростков, делится опытом работы в подростковом клубе по направлению «Хендмейд и арт-моделирование». В контексте деятельности этого направления раскрываются возможности творческого развития и дальнейшей профессиональной ориентации детей подросткового возраста.

О.А. Лосева,
педагог дополнительного образования,
ГБУ ДО ЦТ «На Вадковском»,
Творческая мастерская «Радуга»
(на базе Центра социальной помощи семье и детям
«Восточное Дегунино»)
Москва

Настоящее время характеризуется переоценкой ценностей, трансформацией образа жизни и стереотипов поведения, что болезненно переживается различными социальными группами, в особенности — подростками и молодежью. В последние годы социологи отмечают значительный рост правонарушений и преступлений, подростковой алкоголизации, наркомании, суицидов. Подросткам не хватает живого полноценного общения.

Социализация подростков является значимым направлением деятельности для общества.

  • Исследователи отмечают, что социализация проходит в три этапа.
  1. Освоение социальных ценностей и норм, благодаря которым личность осваивает первичные навыки взаимодействия с обществом.
  2. Личностное самоопределение, когда на индивида непосредственно влияет общество и формирует его систему ценностей.
  3. Интеграция с обществом посредством определенной социальной группы, где человек наиболее полно раскрывает свои свойства и возможности[1].

Важно помнить, что именно в такой последовательности человек способен адаптироваться в обществе, состояться как личность и не потерять своей индивидуальности. Иными словами, социализацию возможно подразделить на следующие виды: первичная и вторичная.

Первичная заключается в освоении общественных норм и правил в период с рождения до осознанного окончательного взросления. Вторичная подразумевает осознанное перестроение личностных качеств в пору зрелости во время тесного взаимодействия с социумом. То есть данные периоды развертываются во временном пространстве детства, отрочества и юности[2].

В такие периоды психика подростка наиболее подвержена техногенным и информационным воздействиям, а также подросток, как тип личности, является наиболее уязвимым из-за того, что зависим от мнения окружающих в силу несформированной и потому шаткой системы ценностей.

Для успешного процесса социализации подросток в определенный период жизни должен преодолеть ряд проблем, к которым относят перечисленные ниже.

  1. Проблемы в семье. Прежде всего, они связаны с недопониманием, с неумением слышать и слушать, дефицитом внимания по отношению к ребенку. Конфликты в семье также отражаются на негативном поведении подростка, который не проявляет признаков агрессии дома, а в школе не может найти контакт со сверстниками. Родители, как правило, видят одну сторону проблемы, считая, что они правы, а их проблемы главнее, чем взгляд подростка. Когнитивный диссонанс порождает неадекватную реакцию, так как подросток и привязан к родителям, и хочет отстоять свою независимость.
  2. Проблемы с восприятием мира самим подростком. Данная проблема вытекает напрямую из первой, именно от родителей зависит напрямую то, как подросток учится воспринимать мир. Без учета данных особенностей ребенок тяжело ориентируется в познании мира. Психологи выделяют несколько психотипов по типу восприятия информации: визуал (зрительное восприятие) — связан с доминирующим восприятием и познанием мира благодаря зрению, кинестетик (тактильное восприятие) — связан прежде всего с осязанием, аудиал (слуховое восприятие) — ориентируется на органы слуха и вербально выраженную информацию, дискрет (дигитальное восприятие) — в подавляющих случаях являет совокупность логических умозаключений[3].
  3. Проблемы влияния на подростка агрессивной внешней среды (интернет, СМИ, телевидение). Данная проблема является также основной, так как современная информационная скорость не адаптирована под процессы подростковой психики. Вращаясь в определенной среде, подросток испытывает информационный стресс, так как наряду с позитивной информацией есть и негативная[4]. Поскольку эмоционально подростки неустойчивы, им требуется защита и поддержка, а «токсичное» общение, наоборот, ведет к деструкции личности и деградации личностного роста. Также нарушаются психические механизмы восприятия мира из-за игровой зависимости[5].
  4. Проблемы влияния малого и большого круга общения на поведение и становление личности. Подростки ассоциируют себя с определенными группами, от которых они зависят. Именно в определенных социальных группах они ищут возможность для самореализации, следовательно, личность, повадки и ценностные установки будут зависеть от групповых установок, которые довлеют над личностью подростка[6].

Как можно решать данные проблемы в пространстве и деятельности подросткового клуба?

Подростковые клубы могут являться такой территорией свободного общения, которая доступна для всех и позволяет развивать навыки общения, целеполагания у детей подросткового возраста.

Работа с подростками в подростковом клубе предполагает иной подход, чем с детьми возрастом младше. Главной потребностью этого периода является поиск своего места в обществе, желание стать значимым. И все это реализуется в обществе сверстников. Возможности широкого общения с группой сверстников для подростка связаны с привлекательностью занятий и интересов. Поэтому программа клуба должна включать различные организационные формы и учитывать разнообразные интересы детей, формировать их социальную активность, способствовать профессиональному самоопределению, подготовке к осознанному выбору профессии, оказывать содействие в формировании у подростков мотивации к познанию и творчеству[7]. Наличие различных программ в клубной деятельности дает возможность подростку выбрать для себя дело по душе, раскрыть свой творческий потенциал, а в дальнейшем реализовать себя в соответствии со своими интересами, потребностями и возможностями.

В рамках городского проекта «Мой выбор — ступени роста» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы открыты и действуют различные подростковые клубы.

На базе подросткового клуба мы реализуем свои программы по различным направлениям. Одной из программ клуба является программа по направлению «Хендмейд, арт-моделирование». Основная деятельность данного направления базируется на двух вспомогательных направлениях: досуговая и познавательная деятельность. Досуговая деятельность предполагает организацию и проведение различных мероприятий, познавательная — подготовку и проведение мастер-классов по хендмейду.

В рамках такой деятельности подростки находят путь самореализации через творчество, что стабилизирует их психологический, эмоциональный фон и развивает креативное мышление, так необходимое во многих сферах деятельности. Это направление работы реализует не только воспитательные и образовательные задачи: развитие основ художественного вкуса — чувства красоты, цвета и пропорций, основ культуры труда, коммуникативных навыков общения со сверстниками; но и ряд других, психологических задач, связанных с личностным ростом будущей личности. Доказано, что работа с разнообразными материалами: бумагой, нитками, деревом, тканью, кожей имеет большое значение для всестороннего развития подростка, способствует креативному мышлению, развивает мелкую моторику и творческое видение. Использование различных инструментов развивает аккуратность, бережливость, внимание и усидчивость.

Например, занятие «Цветовой круг. Теплые и холодные тона. Гармоничное и контрастное сочетание цветов. Таблица сочетания цветов. Колорит» учит воспринимать мир посредством зрительных рецепторов, то есть раскрывает потенциал как логиков, так и кинестетиков, которые могут воспринимать цвет тактильно, ощущая теплоту или холод цветовой гаммы. Также это занятие учит правильному эстетическому восприятию картины мира, открывая гармоничный взгляд на мир, что немаловажно в системе ценностей подростка. Гармония — залог умиротворения, того явления, которого часто не хватает подросткам.

Знакомство с разными материалами, тканями, типами росписей расширяет значительно кругозор, пробуждает интерес к окружающему миру. Например, на занятии «Виды кож. Изучение частей шкуры. Применение в различных сферах. Изготовление изделий в зависимости от вида кожи» обучающиеся учатся отличать кожу натуральную от искусственной, способы отделки шкур разных животных, а также технологии изготовления синтетической кожи. В рамках данного занятия можно организовать либо виртуальную, либо настоящую экскурсию по кожевенному заводу для понимания специфики данной сферы промышленности в целом, также это будет полезно в рамках профессионального самоопределения для подростков. А на занятиях по оформлению различных изделий (декупаж, папье-маше, соленое тесто, и т.п.) подросткам будет важно познакомиться с историей, традициями, происхождением ремесел разных стран, а также ощутить связь со своими предками и историей своего края, своей страны. Данные связи укрепляют нравственное, эмоциональное и психологическое состояние подростка, прививают стремление к познанию самого себя и окружающего мира.

Программа по направлению «Хендмейд, арт-моделирование» позволяет не только реализовать свои таланты, но и завязать новые знакомства. Доказано, что многие прочные знакомства и дружеские связи возникают в таких подростковых клубах в рамках досуговых мероприятий.

Таким образом, в рамках реализации данной программы осуществляется не только познавательная, воспитательная помощь подросткам, но и моральная, помогающая сформировать гармоничную систему ценностей и личностных ориентиров. Подростки в таких клубах находят не только возможность реализовать свои интересы, но и друзей, которые подбадривают и заставляют стремиться к самосовершенствованию, самореализации. Все это дает толчок к выбору профессиональной деятельности и дальнейшему социальному развитию.

Литература

  1. Анчакова Е.С. Особенности восприятия подростком окружающего мира // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6. — С. 19-20.
  2. Гинзбург Э.Л. Когда компьютер приносит беду / Элеонора Гинзбург // Обучение в России. — 2006. — № 11.
  3. Дубинина Т.М. Дети в Интернете / Т. Дубинина // ИКТ в образовании. — 2008. — № 14. — С. 4-5.
  4. Казанская В.Г. Подросток: социальная адаптация. Книга для психологов, педагогов и родителей. — СПб, 2011.
  5. Кимберли С.Я. Диагноз — интернет-зависимость. — М. 2015.
  6. Кузина С.В. (РАГС). Роль СМИ в формировании культурных приоритетов молодежи / С.В. Кузина // Власть. — 2007. — № 8.
  7. Левицкая А.А. Ваш ребенок и реклама. — М. 2011.

[1] Казанская В.Г. Подросток: социальная адаптация. Книга для психологов, педагогов и родителей. — СПб. 2011.

[2] Анчакова Е.С. Особенности восприятия подростком окружающего мира // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6. —С. 19-20.

[3] Гинзбург Э.Л. Когда компьютер приносит беду / Элеонора Гинзбург // Обучение в России. — 2006. — № 11.

[4] Левицкая А.А. Ваш ребенок и реклама. — М., 2011.

[5] Дубинина Т.М. Дети в Интернете / Т. Дубинина // ИКТ в образовании. — 2008. — № 14. — С. 4-5.

[6] Кимберли С.Я., «Диагноз — интернет-зависимость». — М. 2015.

[7] Кузина С.В. (РАГС). Роль СМИ в формировании культурных приоритетов молодежи / С. В. Кузина // Власть. — 2007. — № 8.

Добавить комментарий

Войти с помощью: