Использование возможностей «Единого сервиса записи» в управлении системой дополнительного образования
Моргунов Александр Игоревич,
аспирант, ГАОУ ВО МГПУ
Московские образовательные учреждения переходят в сеть Интернет. Эти меры обусловлены, в первую очередь, удобством и доступностью. Благодаря государственной программе по развитию столичного образования родителям стало проще записать ребенка в школу и держать на контроле успеваемость, а детям интереснее обучаться.
Общегородская единая информационная система «Единый сервис записи» содержит сведения обо всех программах дополнительного образования, которые реализуются в различных учреждениях города, вне зависимости от ведомственной принадлежности. На сегодняшний день к системе «Единый сервис записи» подключены учреждения Департамента образования, Департамента культуры, Департамента спорта и туризма, Департамента труда и социальной защиты населения, Префектур административных округов города.
Государственная программа по развитию образования в городе Москве «Столичное образование» подразумевает реализацию комплекса мер по модернизации образовательной системы города с целью максимального удовлетворения потребностей московских семей.
Качество и доступность – два основных показателя, которые характеризуют эффективность и результативность современной системы образования. Данные критерии отражают основные (государственный и общественный) заказы системе образования столицы. Таким образом, именно они были положены в основу решений по стратегии изменения городской системы образования.
Реализация государственной программы «Столичное образование» подразумевает решение следующих задач:
- комплексное развитие сети образовательных учреждений для обеспечения доступности дошкольного, общего и дополнительного образования независимо от территории проживания и состояния здоровья;
- внедрение современных стандартов качества образования («Московский стандарт качества образования»), инструментов для независимой и прозрачной для общества оценки, обеспечивающих индивидуализацию образовательных траекторий и достижение обучающимися образовательных результатов, необходимых для успешной социализации и работы в инновационной экономике;
- создание в системе образования условий для формирования здорового образа жизни обучающихся и воспитанников, сохранения и укрепления здоровья, оказания помощи детям, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
- создание механизмов использования интеллектуальных, социокультурных и физкультурно-спортивных ресурсов города Москвы в образовании, реализации потенциала образования в развитии города Москвы;
- обеспечение эффективности управления системой образования города Москвы.
Поставленные задачи успешно реализуются. Так, например, стоит отметить рост средней заработной платы учителя. Профессия педагога в столице стала престижной. Помимо этого, учреждениями закупается современное оборудование, в том числе электронные доски, проекторы и т.д., общеобразовательные учреждения города Москвы перешли на электронные журналы и дневники.
Изменения коснулись и системы дополнительного образования столицы. Постановлением Правительства Москвы от 7 октября 2014 года № 585-ПП в целях повышения качества и доступности услуг, предоставляемых в столице, установлено ведение консолидированного электронного учета лиц, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы, занимающихся досуговой деятельностью, а также спортсменов и занимающихся в учреждениях физической культуры и спорта.
Осуществление консолидированного учета подразумевает создание общегородской единой информационной системы «Единый сервис записи», содержащей сведения обо всех программах дополнительного образования, которые реализуются в различных учреждениях города, вне зависимости от ведомственной принадлежности. На сегодняшний день к системе «Единый сервис записи» подключены учреждения Департамента образования, Департамента культуры, Департамента спорта и туризма, Департамента труда и социальной защиты населения, Префектур административных округов города.
Создание информационной системы «Единый сервис записи» послужило импульсом к переводу государственной услуги «Запись детей в государственные учреждения города Москвы на обучение по дополнительным образовательным программам» в электронный вид. Запись в кружок или секцию теперь может осуществляться посредством подачи электронного заявления с Официального сайта Мэра Москвы. Родитель обучающегося или сам обучающийся при достижении 14-летнего возраста может записаться на обучение по интересующей его программе дополнительного образования, не выходя из дома. Постоянно обмениваясь данными с системой «Единый сервис записи» подраздел «Запись в кружки и секции» Официального сайта Мэра Москвы стал единой навигационной площадкой по поиску кружков и секций, функционирующих в городе, а также возможным инструментом записи в них.
Из вышесказанного следует, что информационная система «Единый сервис записи» не является закрытой, она постоянно взаимодействует с другими информационными ресурсами столицы.
Диаграмма информационных потоков в нотации DFD представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Диаграмма информационных потоков
Посредством постоянного взаимодействия «Единого сервиса записи» с информационной системой «Зачисление в ОУ» происходит верификация обучающегося в реестре московских школьников (определяется образовательная организация, в которой обучающийся осваивает программу основного общего образования). Таким образом, указанный обмен данных позволяет делать аналитический срез по контингенту обучающихся, осваивающих программы дополнительного образования в зависимости от места освоения программы общего образования, который может быть использован при мониторинге востребованности услуг.
Помимо этого, сведения из информационной системы «Единый сервис записи» выгружаются также и в электронный журнал, предоставляя возможность педагогам отслеживать занятость обучающегося во внеурочное время, позволяя, тем самым, учесть интересы и образовательные потребности ребенка при формировании личностно-ориентированных учебных планов, построении индивидуальной траектории развития обучающегося.
Как было сказано ранее, в осуществлении консолидированного учета лиц, осваивающих программы дополнительного образования, участвуют не только организации, подведомственные Департаменту образования города Москвы, – школы, колледжи, дома творчества, но и другие организации города Москвы, реализующие программы дополнительного образования: музыкальные и художественные школы Департамента культуры, спортивные школы и центры Департамента спорта и туризма, культурно-досуговые центры, подведомственные Префектурам административных округов города Москвы, и др. Перечень данных организаций увеличивается с каждым годом.
Раньше каждая ведомственная структура города осуществляла внутренний учет обучающихся, осваивающих дополнительные образовательные программы. Причем суммарное значение численности обучающихся школьного возраста по программам дополнительного образования значительно превышало число школьников столицы.
Создание информационной системы «Единый сервис записи» позволило городу измерять численность обучающихся по программам дополнительного образования не только подсчетом суммы количества обучающихся по каждой программе дополнительного образования, но и определять количество детей, охваченных программами дополнительного образования, в общей численности детей школьного возраста.
В итоге, определены ключевые показатели, измеряющие численность обучающихся по программам дополнительного образования: «человеко-кружок» и уникальный обучающийся. «Человеко-кружок» – факт обучения одного ребенка по конкретной программе дополнительного образования, уникальный обучающийся – фактическое лицо, осваивающее одну и более программ дополнительного образования.
Показатели рассчитываются по следующим формулам:
Kчк = ∑ nm,
где Kчк – количество «человеко-кружков»,
n – численность обучающихся в кружке/секции,
m – кружок/секция.
Kуо = ∑ n,
где Kуо – количество уникальных обучающихся,
n – обучающийся, зачисленный в один или несколько кружков/секций.
Таким образом, создание информационной системы «Единый сервис записи» позволило осуществлять консолидированный учет лиц, осваивающих программы дополнительного образования, а также проводить анализ развития системы дополнительного образования.
Список литературы:
- Постановление Правительства Москвы от 10 июля 2013 года № 447-ПП «О Комплексной информационной системе «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mosopen.ru/document/447_pp_2013-07-10. – (дата обращения – 29.01.2017).;
- Постановление Правительства Москвы от 16 июля 2013 года № 467-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года № 450-ПП» // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mosopen.ru/document/467_pp_2013-07-16. – (дата обращения – 29.01.2017).;
- Постановление Правительства Москвы от 7 октября 2014 года
№ 585-ПП «О консолидированном электронном учете лиц, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы, занимающихся досуговой деятельностью, а также спортсменов и занимающихся в учреждениях физической культуры и спорта в городе
Москве» // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mosopen.ru/document/585_pp_2014-10-07. – (дата обращения – 29.01.2017).; - Моргунов А.И. Потребность в информационной системе для образовательного комплекса и ее особенности // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sibac.info/studconf/tech/xxvi/39843. – (дата обращения – 29.01.2017).;
- РомашковаО.Н., Моргунов А.И. Информационная система для формирования рейтинга образовательных организаций (МГПУ, г. Москва) // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://journals.rudn.ru/informatization-education/article/view/13266. – (дата обращения – 29.01.2017).