Анализ выбора учащимися школы «Летово» спортивных секций

В статье исследуется выбор спортивных секций обучающимися частной школы «Летово», сделанный ими перед началом учебного года. Исследование ведется путем сравнения выбора различных видов спорта мальчиками и девочками, а полученные результаты сравниваются с результатами в других образовательных школах. Также внимание уделяется специфике создания новых секций по физической культуре в общеобразовательных школах.

А.А. Машковцев,
студент 2 курса направления «Спортивный менеджмент»,
РЭУ им. Г.В. Плеханова

Е.Р. Шарый,
студентка 2 курса направления «Спортивный менеджмент»,
РЭУ им. Г.В. Плеханова

А.В. Антонов,
учитель физической культуры высшей квалификационной категории
ОАНО «Школа Летово»

Москва

Школа «Летово» находится в Новомосковском округе г. Москвы в месте, окруженном лесом. На территории кампуса — дома учеников и учителей, стадион и спортивные площадки, места для прогулок и отдыха. Миссия школы «Летово» — обеспечить всем способным и мотивированным школьникам из любых уголков страны возможности для получения качественного образования мирового уровня и раскрытия их интеллектуального и творческого потенциала.

В настоящее время в «Летово» учатся 589 школьников из разных регионов страны. Каждый из них прошел несколько туров экзаменов, показав высокие результаты, а главное — интерес к учебе.

В школе, помимо обучения гуманитарным и точным наукам, проводятся обязательные для учеников уроки физической культуры, ответственными за которые являются сотрудники кафедры физической культуры и здоровья. Помимо обязательных двух часов физкультуры в неделю для каждого обучающегося, они обязаны выбрать физическую активность по вкусу и дополнительно заниматься минимум 4 академических часа в неделю. Данное правило обуславливается желанием главного инвестора способствовать не только умственному, но и физическому развитию детей.

Обучение в «Летово» ведется для учащихся 7-11-х классов. Перед новым 2020-2021 учебным годом учеников обязали выбрать дополнительные занятия, которые они будут посещать. Ученики могут выбрать несколько видов активности, после чего в течение года сотрудниками школы ведется учет посещения ими выбранных занятий.

Ниже, в Таблице 1, приведены виды активности, которые ученики могли выбрать, а также количество совершенных выборов того или иного спорта.

Таблица 1. Выбор учениками школы «Летово» спортивной активности на 2020-2021 учебный год

Для проведения анализа все виды активности были упорядочены по следующим категориям:

  • индивидуальные виды спорта;
  • одиночные игровые вид спорта;
  • командные игровые виды спорта;
  • циклические виды спорта;
  • единоборства;
  • фитнес;
  • лечебная физическая культура.

По результатам выбора обучающимися видов спорта можно видеть, что самыми популярными направлениями являются плавание, силовые упражнения в зале (Strong body) и стретчинг. Группа открывается только при наличии как минимум шести желающих. Занятия по гандболу проводиться не будут ввиду малого количества желающих, по минимуму укомплектованы группы тхэквондо, джиу-джитсу и классического танца.

Школа «Летово» располагает большим спортивным залом, который при необходимости может быть разделен на три игровые площадки, а также залом единоборств и малым спортивным залом, в котором, в основном, проводятся занятия по баскетболу. В распоряжении школы находится необходимый инвентарь, позволяющий проводить тренировки и занятия на требуемом уровне. Также недалеко от здания школы находится лес, в котором будут проводиться тренировки по кросс-кантри. С этого учебного года начнет функционировать секция по фигурному катанию, но, так как у школы нет катка, занятия будут проводиться на роликовых коньках на большой асфальтированной площадке на территории школы. Также в школе имеются 25-метровый бассейн с шестью дорожками и многофункциональный, современно оборудованный тренажерный зал.

По результатам анализа полученной информации можно сказать, что девочки в основном выбирают фитнес и индивидуальные виды спорта, а мальчики — командные виды спорта, а в единоборствах и циклических видах спорта гендерное соотношение примерно одинаковое.

Важно заметить, что соотношение девочек и мальчиков в обычных школах, как правило, равное, в то время как в «Летово» доля девочек от общего числа обучающихся составляет около 60%. Несмотря на их численное доминирование, в категории игровых командных видов спорта наблюдается практически двукратный перевес мальчиков. Та же картина существует практически в любой общеобразовательной школе, где дополнительные занятия, в основном, проводятся по командным видам спорта, таким как футбол, баскетбол или волейбол. Руководство таких школ не может в силу тех или иных причин создать условия для разных групп детей для занятий различными видами спорта. Это единственная категория (что видно в Таблице 2), в которой наблюдается доминирование мальчиков; во всех остальных, включая единоборства, девочек, как минимум, не меньше.

Таблица 2. Процентное соотношение мальчиков и девочек в выборе видов спорта по категориям

Создав условия для занятий фитнесом, индивидуальными и циклическими видами спорта, школа «Летово» позволяет детям заниматься тем, чем им интересно. Несмотря на возможность тренироваться в комфортабельных условиях с хорошим инвентарем, школьники не так часто выбирают игровые виды спорта — как одиночные, так и командные.

По всей видимости, обнаруживается новый тренд — современным подросткам не так интересны командные виды спорта, как предыдущим поколениям. В частности, один из наиболее популярных видов спорта в стране — футбол — был выбран детьми реже, чем настольный теннис. Причинами могут стать перенасыщенность популярных видов спорта в средствах массовой информации, а также желание культивировать собственное тело, пусть даже без достижений в виде побед в командных турнирах.

Результаты в фитнесе не поддаются измерению в той степени, как в командных видах спорта. Современным школам выгоднее иметь секции по командным видам спорта, т.к., заняв призовые места на районных или городских турнирах, школа имеет возможность заявить о себе во всеуслышание. Однако на примере школы «Летово» мы видим, что современные дети хотят заниматься различными видами спорта, но часто не имеют такой возможности.

Видя такое желание современных детей заниматься фитнесом и индивидуальными видами спорта, современным школам следует задуматься над перепрофилированием такого направления обучения, как физическая культура. Многие школы оборудованы большим и малым залами, в то время как найти функциональный школьный тренажерный зал, отвечающий требованиям безопасности, нелегко. Наличие небольшого фитнес-клуба в школе, пусть и не настолько функционального, как в специализированных заведениях, помогло бы привлечь детей к регулярным занятиям физическими упражнениями. Более того, развивая эту идею, можно предположить, что подобные помещения могли бы увести детей из упомянутых выше дорогих специализированных фитнес-клубов, и это привлекло бы денежные потоки в школы, а также сэкономило бюджет родителей обучающихся. Одновременно с этим открытие новых секций помогло бы повысить вовлеченность учеников в занятия физической культурой, что положительно скажется на степени удовлетворенности от процесса обучения, а также поможет воспитать здоровых детей.

Литература

  1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ.
  2. Официальный сайт Школы «ЛЕТОВО». URL: https://letovo.ru/
  3. Отчет о деятельности Фонда Школа «ЛЕТОВО» в 2019-2020 учебном году.
  4. Правила приема в ОАНО «Школа «Летово» в 2019-2020 году. — М., 2019.
  5. Устав общеобразовательной автономной некоммерческой организации «Школа «ЛЕТОВО». — М., 2019.

Добавить комментарий

Войти с помощью: