Профессиональная ориентация обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам физкультурно-спортивной направленности. Из опыта работы учреждения дополнительного образования

В статье описан положительный опыт педагогического коллектива учреждения дополнительного образования по профессиональной ориентации обучающихся по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам физкультурно-спортивной направленности. Организационно-содержательную основу этой работы составляет программа «Правила проведения соревнований», предполагающая изучение обучающимися основ организации соревнований по разным видам спорта и привлечение их к непосредственному выполнению судейских обязанностей в своей и других учебных группах, ведению протоколов соревнований. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования, тренерам-преподавателям, реализующим дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы физкультурно-спортивной направленности, методистам по дополнительному образованию.

Т.П. Булыгина,
методист,

А.П. Красненков,
педагог дополнительного образования

Е.И. Крашенникова,
педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Центр детского творчества»,
г. Саяногорск

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года в рамках перспективной задачи по профориентации и самоопределению определяет «…вовлечение обучающихся в программы и мероприятия ранней профориентации, обеспечивающие ознакомление с современными профессиями и профессиями будущего, поддержку профессионального самоопределения…» [1, с. 9].

Учреждения дополнительного образования детей предоставляют возможности для профессионального определения и самоопределения обучающихся, в числе которых:

  • возможность свободного выбора образовательной области, одной или нескольких общеразвивающих программ и времени их освоения;
  • личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности ребенка к познанию и творчеству, его профессиональному самоопределению [3].

Особое внимание уделяется разработке моделей по созданию воспитательного пространства в системе образования, интеграции основного и дополнительного образования, его роли в воспитании, обучении, творческом развитии, личностном и профессиональном самоопределении личности ребенка.

Основу личностно-деятельностной концепции профессионального самоопределения ребенка в системе дополнительного образования детей, точно определяет В.А. Березина [2]:

  • самоопределение – это действия ребенка по отношению к обучению, обществу, труду, к самому себе;
  • самоопределение – это двусторонний процесс: с одной стороны, форма самореализации и самоорганизации ребенка, с другой – результат педагогического воздействия в организации его творческой деятельности;
  • самоопределяющаяся личность – сложное и многоаспектное педагогическое понятие, характеризующееся личностными проявлениями, способами самостоятельного поведения в системе познания, интегрированного с творческой деятельностью.

Основной вектор занятий в учреждении дополнительного образования направлен на обеспечение каждому обучающемуся уникальной возможности без каких-либо ограничений и проверок раскрыть свои способности, определиться в сфере своих интересов и потребностей. Что создает оптимальные условия для профессионального самоопределения обучающихся в процессе реальной практико-ориентированной деятельности.

Педагогический коллектив МБУ ДО «Центр детского творчества» города Саяногорска (далее – Центр) с января 2023 года работает по единой методической теме «Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации обучающихся в условиях дополнительного образования».

В рамках работы по единой методической теме был проведен мониторинг готовности обучающихся к выбору профессии в двух возрастных группах: для обучающихся 1-4 классов и 5-11 классов. Обобщенно результаты мониторинга могут быть представлены следующим образом:

  • обучающиеся младшего возраста при ответе на вопрос «Чье мнение при выборе профессии для тебя важно» на первое место поставили «свое мнение» (38%), далее «мнение родителей» (31%) и «мнение педагога» (8%); при чем, на вопрос «если родители будут не согласны?» в большинстве решили остаться при своем мнении; в этом возрасте дети часто путают профессию с должностью и мечтают работать в собственной фирме или быть блогером;
  • в старшей возрастной группе у 60% опрошенных выявлен средний уровень готовности к выбору профессии, который повышается до 76% к возрасту 16-17 лет; половина профессий выбирается не по популярности, а будем надеяться, по интересу.

Исходя из полученных результатов, решением педагогического совета Центра были определены следующие направления деятельности:

– в каждом творческом объединении провести мероприятия по теме: «Что такое профессия» с целью ознакомления с профессиями в сфере избранного обучающимися вида деятельности;

– ввести в учебно-тематические планы дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей тематический блок профессиональной ориентации.

Выполняя решение педсовета, педагоги провели профориентационные занятия в объединениях всех направленностей, был сформирован банк видеозаписей занятий, размещенный на сайте Центра. Так, например, в секции «Атлант» (дзюдо, самбо) проходили занятия «Спортивные профессии», в студии мажореточного спорта «Фламинго» – просмотр показательных номеров мажореток.

В данной статье мы хотим представить системно организованную работу педагогов Центра по профессиональной ориентации обучающихся. Педагогами была разработана сквозная дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Правила проведения соревнований» (далее – Программа), позволяющая обучающимся творческих объединений данного профиля расширять представления о профессиях в области спорта.

Модульная структура Программы предусматривает возможность ее реализации в сетевой форме, где ее участником выступила МБОУ «Школа № 3 им. Героя России С. Медведева» (направление работы школы – кадетство).

Соревнования являются органической и неотъемлемой частью образовательного процесса в объединениях физкультурно-спортивной направленности, одним из методов привлечения обучающихся к занятиям различными видами спорта. В соревнованиях проверяется качество учебно-тренировочной работы, выявляются ее недостатки, подводятся итоги работы за определенный учебный период.

В педагогически правильно организованном соревновании есть сильные эмоционально-ценностные стимулы для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, которые:

– усиливают основные мотивы учебной деятельности детей (особенно если деятельность длительная и уже «потускнела» ее привлекательность);

– стимулируют проявление совершенно неожиданных способностей детей, которые в привычной обстановке не давали о себе знать;

– сплачивают детей, развивая дух коллективизма и укрепляя дружбу.

Спортивные соревнования – это яркие и эмоциональные зрелища, которые доставляют удовольствие их участникам – зрителям и спортсменам. Одно из условий успешности соревнований – действия судей в соответствии с правилами, принятыми в данном виде спорта. Но нередко у участников спортивных соревнований возникают недоумения по тем или иным действиям судейской коллегии.

Чтобы ориентироваться в ситуации и получать удовольствие от любимого вида спорта необходимо разбираться во всех перипетиях состязаний, а для этого важно знать правила проведения соревнований. Кроме того, эти знания стимулируют участие обучающихся в систематической тренировочной работе, что повышает качество образовательной деятельности творческого объединения.

Новизной Программы является сочетание двух содержательных компонентов:

– понимание правил соревнований как важного документа, четко определяющего условия соревновательной борьбы в конкретно виде спорта, работу спортивных арбитров, способы фиксирования выигрыша и проигрыша, порядок определения победителя в отдельной встрече и распределения мест среди участников соревнования;

– специальные знания о работе тренера и практическое выполнение ее отдельных элементов (например, подготовка зала к тренировке, сбор и раздача инвентаря, организация отдельных этапов тренировки, участие в инструкторской и судейской практике).

Такой подход позволяет сделать мечту обучающихся о карьере тренера или спортивного арбитра более реальной, достижимой.

В контексте реализации профориентационного компонента Программы назовем ее результаты:

обучающиеся сформируют представления:

  • об истории возникновения и изменения правил по спортивным играм;
  • об особенностях проведения спортивных соревнований различного уровня;
  • об особенностях организации судейства по разным видам спорта;
  • о различиях командных, личных и лично-командных соревнований;

обучающиеся приобретут умения:

  • вести документацию соревнования в избранном виде спорта;
  • подавать команды судьи соревнований в избранном виде спорта;

у обучающихся сформируются личностные качества и социальные компетенции:

  •  управления своими эмоциями в различных ситуациях;
  • общения и взаимодействия со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности;
  • коммуникативные компетенции – умение слушать собеседника и высказывать свою точку зрения, предлагать свою помощь и просить о помощи товарища, и др.

В течение 2023/2024 учебного года обучение по Программе прошли 86 человек, а 58 из них получили практический опыт судейства соревнований в учреждении (13 соревнований) и на муниципальном уровне (3 соревнования).

По результатам профориентационных мероприятий были выявлены гендерные различия в выборе будущей профессии в области спорта среди обучающихся по Программе:

  • около 50% мальчиков предполагают связать свою будущую профессию с избранным видом спортивной деятельности;
  • девочки в большей степени занимаются в спортивных секциях «для самоутверждения», и лишь 16,5% предполагают связать спортивные занятия с будущей профессией.

Таким образом, включение профориентационного компонента в дополнительные общеразвивающие программы физкультурно-спортивной направленности и реализация программы «Правила проведения соревнований» позволили уже на этапе становления личности сформировать не только начальные спортивные знания, умения и навыки, но и осознанно определиться в сфере будущей профессиональной деятельности.

Список источников:

  1. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р [Электронный ресурс]. – URL: 3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf (government.ru)
  2. Березина В.А. Развитие дополнительного образования в системе российского образования. М.: АНО «Диалог культур», 2007. 512 с. [Электронный ресурс]. – URL: В. А. Березина. Дополнительное образование детей в России (academic.ru)
  3. Павлов А.В. Профессиональное самоопределение обучающихся в учреждении дополнительного образования детей // Концепт. 2012. № 11 (ноябрь) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12153.htm.

Добавить комментарий

Войти с помощью: