Организация дистанционного обучения в коллективе эстрадно-спортивного танца «Эридан»

Авторы статьи рассматривают формы и методические приемы в организации дистанционного о обучения детей в танцевальном коллективе «Эридан». В статье подробно описываются механизмы проведения занятий и нюансы работы при постановке итогового онлайн-танца «Мечтай и следуй за своей мечтой».

С.Н. Сверчкова,
педагог дополнительного образования высшей категории

А.А. Лелет,
педагог дополнительного образования высшей категории

МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества»
Московская область, Королев

Дистанционные формы обучения позволили педагогам пересмотреть и внести коррективы в дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы и формы проведения занятий по ним. Педагоги вынуждены были в сжатые сроки производить корректировку своих учебных планов и перестраивать процесс обучения под новые дистанционные технологии.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогов.

Вынужденные организационные условия дистанционной работы с детьми позволили педагогам адаптироваться в кратчайшие сроки к условиям выполнения своих педагогических обязанностей. И чтобы не потерять контакт с детьми и поддерживать набранную физическую форму детей, необходимо было продолжать занятия танцами в онлайн-режиме и искать новые решения этой проблемы. Из всех предлагаемых на тот момент известных форм дистанционного обучения нами были выбраны следующие:

  • дистанционное самообучение посредством уникальных видеоуроков, отснятых заранее;
  • дистанционное обучение с помощью видеоконференций;
  • дистанционные конкурсы и марафоны;
  • социальные сети «ВКонтакте», «Instagram» для своевременного общения и игр;
  • электронная почта для контроля и обратной связи;
  • мобильные чаты;
  • облачные диски отечественной доменной зоны для хранения и обмена файлами большого объема.

План дистанционного обучения хореографическому искусству на основе выше перечисленных форм был разработан в течение нескольких дней и позволил детям продолжить обучение по общеразвивающим программам танцевального коллектива «Эридан». После утверждения приказа об организации дистанционного обучения, порядка оказания учебно-методической помощи детям и проведения итогового контроля, дистанционная образовательная программа стала реализовываться.

Перед тем как уйти на дистанционное обучение, педагогами и родителями были отснят и смонтирован курс видеозанятий по обучению танцам, в которых педагоги подробно рассказывали и показывали, как надо выполнять разминку, делать упражнения на развитие природных данных, растяжку мышц — «стретчинг» и даже успели в видеоформате разобрать некоторые танцевальные связки. Тщательно отобрали и продемонстрировали, как выполнять элементы классического танца с учетом особенностей каждого года обучения.

Примеры видеоуроков: видеоурок «Стретчинг», см. Фото № 1, видеоурок «Классический танец», см. Фото № 2.

Такие оригинальные видеоуроки и стали одной из форм занятий. Кроме того, концертмейстер коллектива во время игры на фортепиано сделала записи классической музыки, чтобы дети, посмотрев видеоурок по классическому танцу, смогли самостоятельно, слушая музыку, повторять движения. Концертмейстер коллектива выпускала познавательные музыкальные странички с интересными рассказами и биографиями известных музыкантов, которые еженедельно публиковались в социальных сетях, их читали и ждали даже родители. См. Фото № 3.

Фото№ 3. Одна из авторских музыкальных страничек концертмейстера.

Физическая форма любого человека зависит от многих факторов, одним из которых является гибкость. Среди остальных компонентов можно выделить силу, выносливость, энергичность, скорость, равновесие, координацию, подвижность и технику. Однако, если не придавать значения выработке соответствующих навыков и развитию гибкости, можно легко получить травму. На это было обращено особое внимание, и кроме самостоятельного повторения упражнений по видео, на второй неделе обучения была организована связь посредством видеоконференций с использованием современных технологий, в частности, приложения ZOOM. Перед первым выходом в онлайн педагоги с активным участием родителей разработали памятку — инструкцию для родителей, где четко и подробно расписали требования к таким урокам. Приводим содержание такой памятки:

  1. Надеть форму и сделать прическу.
  2. Подготовить коврик и место для занятий.
  3. Никто не должен отвлекать детей во время занятия (строгий контроль родителей).
  4. Ссылка на занятия появится в WhatsApp-чате за 10 минут до его начала. (См. Фото № 4).

Фото № 4. Онлайн-занятие «Развитие природных данных»

Для оптимизации времени детей и родителей, основная часть которого была отведена общему образованию, каждый вечер на страничках в социальных сетях группы «Эридан» выносили расписание для детей и родителей, чтобы участники групп и родители смогли подготовиться, рассчитать свое время. На следующий день в группе «Эридан» ВКонтакте подробно расписывали задания и прикрепляли к ним видеоуроки (См. фото № 5).

Фото № 5. Расписание занятий дистанционного обучения

Дети самостоятельно или при помощи родителей смотрели видео, повторяли движения, записывали видео своего занятия и отправляли его на общую электронную почту коллектива «Эридан». И в этот же день, после проведения онлайн уроков, педагоги проверяли все домашние задания и в ответном письме подробно расписывали, на что обратить внимание в следующий раз. В таком формате педагоги сумели контролировать, стимулировать детей к занятиям, сообщать подсказки, и главное, поддерживать физическую форму своих воспитанников танцевального коллектива. Кроме того, педагоги отметили, что дети стараются заниматься самостоятельно, у них есть желание к саморазвитию, самодисциплине, что, в свою очередь, помогает развивать такие качества, как ответственность, самостоятельность, способности к адаптации и самоконтролю, анализу своих действий.

Большую популярность в дистанционном обучении показали задания на зрительскую практику. После просмотра какого-либо концерта, фильма или балета Большого театра, который мы не раз посещали онлайн вместе с детьми и родителями, дети отвечали на вспомогательные вопросы и присылали свои отзывы в виде текста, фото или рисунков (см. Фото № 6 и Фото № 7). Выполняя такие задания, дети открывали что-то новое для себя, вместе с родителями учились делать выводы. Анализируя, ученики понимали, что только своим трудом можно достичь больших высот в искусстве хореографии, на что постоянно обращается внимание и на традиционных уроках в танцевальном коллективе «Эридан».

В любом формате при дистанционном обучении просто обязаны быть небольшие переменки, чтобы немного отвлечься от занятий и снять напряжение и, что не менее важно, поддержать интерес к занятиям коллектива. Такими минутками отдыха стали для всех онлайн-конкурсы фотографий. Их было два: «Сижу дома с Эридан», где дети и родители показывали, как они с пользой проводят время, и «Сами с усами», который заключался в том, чтобы придумать упражнение и название к нему. На официальной страничке ВКонтакте все участники: дети и родители — проводили открытое голосование и выбирали победителя. Все было честно! Также был проведен фотомарафон «Повтори образ», где нужно было скопировать образ танцора и показать его на отснятом фото.

Таким образом, в ходе самостоятельной работы обучающихся при технической поддержке и организационной помощи родителей стала возможным 100% реализация образовательной программы в дистанционном формате. Это были следующие организационные дистанционные технологии и элементы дистанционного обучения:

  • просмотр видеоуроков;
  • прослушивание аудиофайлов;
  • зрительская практика;
  • создание фото- и видеоотчетов, отправка которых выполнялась с помощью родителей или самостоятельно посредством электронной почты.

Таким образом, в течение двух месяцев учебного года, посредством смонтированных заранее видеозаписей хореографических номеров, коллектив спортивного танца «Эридан» принял участие в восьми онлайн-конкурсах. За это время «Эридан» стал дипломантом 1 степени, получил три диплома лауреата 3 степени, восемь дипломов лауреата 2 степени, тринадцать дипломов лауреата 1 степени и дважды становился обладателями ГРАН-ПРИ! Именно на дистанционном обучении были выпущены первые выпуски журнала «Эридан».

Рассмотрим подробнее пример организации дистанционного обучения при постановке танца онлайн. Этот материал был также описан на страничках ВК в социальных сетях и опубликован в одном из выпусков журнала «Эридан».

В жизни каждой семьи есть обычаи, которые появляются внезапно или обдуманно и начинают повторяться через какой-то промежуток времени. Такие устои, нормы поведения, которые традиционно передаются из поколения в поколение, можно назвать традициями. Традиция отмечать какой-либо семейный праздник, традиция путешествовать вместе или культурно отдыхать по выходным и т.д.

Так и в нашей семье «ЭРИДАН», а именно так педагоги и называют иногда свой коллектив, основанный на взаимопонимании всех его участников, объединенных одинаковыми взглядами по отношению к творческому, интеллектуальному и физическому развитию детей, есть свои устоявшиеся традиции! Это и участие в ежегодных городских мероприятиях, новогодний концерт для родителей с дискотекой для обучающихся и, конечно же, ежегодный отчетный концерт с общим танцем всех учеников в его финале. Финальный танец — это сложная хореографическая постановка, которая, обычно, ставит точку в нашем концерте, подчеркивает его основную и главную тему, красиво завершает праздничное мероприятие и очередной раз всем показывает и доказывает, что мы — это большая, дружная семья! Это сложный творческий процесс, основанный на объединении в одном танце всех детей, проходивших обучение в нашем коллективе в течение года под единой, заранее выбранной музыкальной композицией. Казалось бы, не имея тактильного контакта с детьми, невозможно воплотить это в жизнь. Но мы попытались, несмотря на все трудности, и смогли продолжить традицию финального танца, которая уже вошла в историю.

На первый взгляд, может показаться, что сделать такую постановку онлайн еще проще, чем в реальной жизни. XXI век — век высоких технологий, когда во всемирную сеть можно выйти лишь одним нажатием кнопки на своем любимом гаджете и установить визуальный контакт с кем угодно, причем в любом месте земного шара, собрать танец из отдельных кусочков видео не представит особого труда. Разобравшись с платформой ZOOM для онлайн-конференций, педагоги стали тщательно готовиться и изучать движения для каждой возрастной группы на каждом онлайн-занятии. Кроме того, также для каждой группы педагогами были записаны связки: видео уроки, которые дети через нашу страничку в социальной сети ВКонтакте продолжали изучать дома самостоятельно. В этом году для финального танца мы выбрали красивую песню «Мечтай», чтобы показать, что, несмотря на все трудности, которые появляются в нашей жизни, надо жить, любить, мечтать и верить в свою мечту!

Так продолжалось несколько недель. Дети учили связки, а мы проверяли и повторяли их изо дня в день на каждом онлайн-уроке. А дальше мы столкнулись с трудностями, которые намного осложнили весь процесс. Многочисленные попытки записать выученные фрагменты танца сразу всей группы с помощью все той же платформы для конференций ни разу не увенчались успехом из-за нестабильного Интернета у детей и, как следствие, асинхронного выполнения движений отдельными учащимися. Наши мечты о финальном танце «Мечтай» таяли прямо на глазах, и у многих, наверное, опустились бы руки на данном этапе. Собрав всю волю в кулак, вспомнив слова «невозможное возможно», педагоги и родители решили пойти другим путем.

Середина мая. Каждому ученику раздали персональное домашнее задание: записать с помощью родителей или самостоятельно в вертикальном формате видео связки своей группы и присылать нам на наш электронный почтовый ящик. Далее самым тщательным образом нами проверялись домашние задания у каждого ученика, и если были ошибки во фрагменте исполнения финального танца, мы просили записать и отправить нам заново. Все должно быть идеально! А 20 мая педагоги коллектива попросили всех выйти на связь в режиме онлайн, чтобы всем вместе помахать ручками для финального аккорда. В итоге в одной конференции присутствовали около 100 участников, и мы сделали эту запись!

Так, ежедневно получая письма от учеников и родителей, мы стали отбирать лучшие видео связки финального танца и передавать их нашему администратору, (он же родитель), начинающему фотографу/видеографу, который согласился помочь педагогам собрать все воедино. Уникальным этот финальный танец делала не только его дистанционная составляющая, но и участие, как нас самих — педагогов, так и созданной в этом году группы родителей — «ЭПСИЛОН ЭРИДАНА»! См. Фото № 8.

Фото № 8. Постановка танца онлайн

В течение этого времени все мы все находились на огромном расстоянии друг от друга, но одновременно были вместе. Дети и родители прекрасно все понимали и помогали нам, адекватно реагируя на просьбы вновь и вновь переписать ту или иную связку. Все были объединены одной целью: сохранить традицию коллектива — сделать финальный танец! Так получился НАСТОЯЩИЙ ФИНАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ «МЕЧТАЙ», сделанный дистанционно! И мы благодарили и благодарим всех, кто в нем участвовал, кто поддерживал нас в это трудное время, кто помогал воплотить этот проект и осуществить наши мечты и сохранить нашу семейную традицию! Мы рады, что у нас такой замечательный, сплоченный коллектив, который постоянно развивается и с каждым годом становится больше, лучше, сильнее (Plus, Prius, Fortius)!

Литература

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020). Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
  2. Александров Ю.И. Основы психофизиологии. — М.: Инфра, 1998.
  3. Барышникова Т. Азбука хореографии. — М., 2001.
  4. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии. — М.: КноРус, 2015.
  5. Ваганова А. Основы классического танца. Л.-M., 1963.
  6. 6. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., Социальная психология малой группы. — М., 2001.
  7. Львова Н. Калейдоскоп. — С.-Пб: Гуманистика, 2008.
  8. Никитин В.Ю. Модерн-Джаз танец. — М.: ГИТИС, 2000.
  9. The Anatomy of Stretching, Second Edition: Your Illustrated Guide to Flexibility and Injury Rehabilitation by Brad Walker © 2007, 2011 by Brad Walker. Публикуется по соглашению NORTH ATLANTIC BOOKS (USA) при содействии агентства Александра Корженевского (Россия). Татаренко Н.А., перевод на русский язык, 2017 © ООО «Издательство «Э», 2017, 300 с.

Добавить комментарий

Войти с помощью: