Вебинар «Работа с детьми с ОВЗ и применение здоровьесберегающих технологий в режиме online»
21 июня 2021 года Отдел профессионального развития кадров ГБПОУ «Воробьевы горы» завершил цикл вебинаров и семинаров 2020-2021 учебного года вебинаром по теме «Работа с детьми с ОВЗ и применение здоровьесберегающих технологий в режиме online».
Вебинар был адресован педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, методистам, специалистам управленческого звена и руководителям блока дополнительного образования в школе. Всего в нем приняли участие 286 человек.
В начале вебинара ведущий, старший методист Отдела профессионального развития кадров, кандидат педагогических наук Жирова Надежда Анатольевна представила выступление по теме «Какие нормативные документы регламентируют работу с детьми с ОВЗ?». Речь шла о трех ключевых документах федерального уровня. Во-первых, о тех статьях Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, где даются определения ключевым понятиям, применяемым в данной сфере деятельности. Во-вторых, о Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Минпросвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196, с учетом изм. и доп., внесенных приказом от 30 сентября 2020 г. № 533). В данном документе четвертая часть посвящена именно организации работы с детьми с ОВЗ. В-третьих, была дана ключевая информация по Методическим рекомендациям по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (направлены письмом Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. №ВК-641/09). Данный документ по-прежнему остается ключевым для регламентации работы с таким контингентом детей.
Вебинар продолжило выступление Наталии Эдуардовны Таракановой, методиста Центра эстетического воспитания детей «Моцарт» ГБПОУ «Воробьевы горы», кандидата педагогических наук: «Здоровьесберегающие и музыкотерапевтические технологии в музыкальной педагогике». Данные технологии были представлены как с теоретических позиций, так и с точки зрения их практической значимости для нормативно развивающихся детей, а также детей с ОВЗ. Наталья Эдуардовна любезно предоставила слушателям возможность ознакомиться с двумя видеофрагментами из своего архива: как возможно спонтанно, здесь и сейчас, организовать ритмическую импровизацию в среде детей и как можно построить работу с ритмопластикой. Отдельной частью ее выступления стала характеристика музыкотерапевтических занятий с детьми с ОВЗ, проводимых онлайн. Были выявлены их преимущества и недостатки, обозначено необходимое оборудование для их проведения, дана примерная структура онлайн-занятия, а также техники, которые понадобятся педагогу для эффективной работы с детьми. Выступление украсил видеофрагмент «Голосовые игры по методу В.В. Емельянова». Необходимо отметить, что в адрес Наталии Эдуардовны слушатели высказали немало развернутых реплик с благодарностями.
Наталья Ивановна Мужичкова, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории ГБОУДО «Зеленоградский дворец творчества детей и молодежи» представила выступление по теме «Дополнительная общеразвивающая программа „Артпедагогика“. Развитие обучающихся с ОВЗ средствами музыкального искусства». Она работает с такими детьми уже шесть лет. Т.е., программа апробирована, востребована. Более того, как говорит Наталья Ивановна, дети не хотят ее отпускать, стремятся заниматься, и она, даже будучи в отпуске, приходит во Дворец, чтобы доставить им эту радость. За время общения с такими детьми Наталья Ивановна поняла, что стратегию работы надо выстраивать в данном случае и от мотивации (хочу играть на рояле!) и от тех психофизиологических особенностей, которые свойственны детям-аутистам (таких и Натальи Ивановны в группе больше всего), детям с тяжелыми расстройствами речи, детям с синдромом Дауна и т.д. Еще одна важная особенность, акцент на которой поставила она, — это необходимость тесного контакта с родителями, их просвещения, их присоединения к такой особенной артпедагогической работе с детьми. В то же время она считает, что успешной социализации ребенка с ОВЗ будет способствовать постепенное «отодвигание» родителей от него во время занятий: он научится чувствовать себя комфортно в коллективе, во взаимодействии с другим без присутствия мамы. И это дает свои плоды: мы видели фрагменты онлайн-занятий начинающих, а затем — видеосъемку конкурсного выступления (конкурс международный!) одного из таких ребят.
Эльвира Рафаиловна Исламова, заместитель директора по методической работе МБОУДО Центр развития творчества «Радуга» (г. Уфа) назвала свое выступление «Социализация обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в современном инклюзивном образовательном пространстве дополнительного образования». Это не просто работа, это еще и исследование, где поставлена, цель гипотеза, намечены задачи, которые позволят достичь поставленной цели. И это очень верно, так как работая в большом формате — формате организации дополнительного образования детей — необходимо постоянно отслеживать эффективность того, что происходит. Предыдущие примеры говорили о деятельности конкретных педагогов, которые такую фиксацию — «что получилось, что нет» — ведут каждое занятие, каждую встречу с детьми, а затем еще и анализируют. Но здесь другой масштаб, и это требует исследовательского подхода. Кроме того, МБОУДО ЦРТ «Радуга», будучи партнером АНО «Территория развития» реализует совместно с данной организацией проект «Наставничество как эффективная форма социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».
Итак, цикл вебинаров и семинаров 2020-2021 учебного года завершен. Слушатели высказали немало слов благодарности каждому спикеру. Планируем новый цикл!
Материалы вебинара: