Трансформация содержания деятельности педагога-организатора в современной московской школе
В статье рассказывается, как с учетом задач, которые описываются в «Стратегии развития московского образования до 2025 года», можно разработать модель, описывающую перспективную структуру содержания деятельности педагога-организатора в современной московской школе и помогающую преодолеть имеющиеся на сегодняшний день сложности.
Е.В. Левина,
методист
Городского центра образовательных проектов
ГБПОУ «Воробьевы горы»
Актуальная ситуация развития общества ставит перед московскими школами и московским образованием новые вызовы:
- постоянство неопределенности – неизбежные постоянные изменения становятся нормой жизни;
- быстрое развитие цифровизации и информационного общества, что приводит к изменениям ценностных ориентиров;
- потеря школой «монополии» на образование ребенка – мест (физических и виртуальных), где ребенок имеет возможность получить образование, становится все больше, урок выходит за стены класса;
- постоянно меняющиеся требования к профессиональным умениям и навыкам, необходимость быстро учиться и переучиваться приводит к тому, что образование в течение всей жизни становится нормой.
Задачи, которые ставят перед собой участники образовательного процесса, описываются в «Стратегии развития московского образования до 2025 года» следующим образом:
- продолжить создавать возможности для использования эффективных методов обучения и воспитания, как новых, так и отлично зарекомендовавших себя в прошлом, с учетом появления новых возможностей для их более результативного и массового использования;
- совместно с семьей школьника обеспечить воспитание в нем ответственного отношения к себе, своей семье, обществу, городу и стране, уважения к отечественной и мировой истории и культуре;
- совершенствовать систему выявления, поддержки и развития способностей и талантов каждого школьника [4].
Данные задачи и вызовы входят в явное противоречие с реальной практикой содержательной деятельности большинства образовательных организаций. Нам видится возможным преодоление этого противоречия через изменение содержания деятельности педагогов-организаторов.
На основании данных предпосылок, а также исследования, проведенного в рамках образовательного выездного семинара для педагогов-организаторов в апреле 2018 года, и опроса участников рабочей группы «Педагог-организатор современной школы», был выявлен ряд образовательных дефицитов педагогов-организаторов:
- навык системного целеполагания;
- методическая подготовка в плане оперирования понятиями «компетенция», «навык», «способность»;
- осведомленность о современных методах, технологиях и способах формирования и развития компетенций и талантов;
- осведомленность о способах и методах измерения результатов собственной деятельности;
- готовность к работе в самоорганизующихся группах;
- уровень развития коммуникативных навыков.
В плане выполнения трудовых функций, были выявлены следующие закономерности:
- весь объем реализуемых задач можно отнести к одной из двух групп: а) проведение мероприятий (организация концертов, экскурсий, непосредственное ведение кружковой деятельности и др.); б) административно-документационная (составление планов, программ, заполнение ЕКИС по наполняемости групп дополнительного образования и др.);
- неясное представление о целях деятельности и отсутствие понятного критериального инструментария оценки их достижения способствуют насыщенности образовательной среды мероприятиями, воспитательный эффект которых не диагностируется;
- непосредственная работа с обучающимися не оценивается как приоритетное направление деятельности.
Вышеописанные дефициты и закономерности формируют тип деятельности, способствующей увеличению энтропии в образовательной среде, и, как следствие, увеличению психических и материальных усилий для получения значимого результата деятельности, то есть положительного целенаправленного формирования значимых личностных результатов обучения.
С учетом указанных в «Стратегии развития московского образования до 2025 года» задач, нам видится целесообразным разработать модель, которая описывает перспективную структуру содержания деятельности педагога-организатора в современной московской школе и поможет преодолеть имеющиеся на сегодняшний день сложности.
Модель представлена в виде следующей схемы на рис.1.
Рис 1.
Опираясь на представленную схему, мы можем утверждать, что наиболее эффективным видом педагогической деятельности в описанной ситуации нам видится наставничество, как «особый вид педагогической деятельности, в основе которой лежат субъект-субъектные отношения более старшего, обладающего знанием, опытом и мудростью наставника и подопечного.
Для удовлетворения индивидуальных потребностей подопечного (познавательных, психологических, эмоциональных, социальных, духовных, образовательных, профессиональных и др.) необходимы: мотивирующая обучающая среда; индивидуальная поддержка и сопровождение, характеризующиеся долговременностью, наличием общего интереса, взаимного уважения и доверия. Добровольность, эмпатия, взаимная заинтересованность и принятие своей роли обоими участниками создают условия, направленные на реализацию потенциала подопечного, повышение уровня его самостоятельности и социализации, личностного и (или) профессионального развития; реализуемые в различных образовательных, профессиональных и социальных контекстах на формальной и неформальной основе» [3].
Принимая во внимание широкий спектр диверсификации моделей наставничества («ментор», «тьютор», «коуч», «фасилитатор») [5], мы считаем необходимым разработать и апробировать в рамках программы развития профессиональных компетенций педагогов-организаторов цикл образовательных семинаров. Они позволят: сформировать высокий уровень готовности педагога к осуществлению наставнической деятельности в области применения инновационных моделей обучения и воспитания обучающихся; разработать индивидуальные и групповые программы их профессионального и личностного развития, создать в образовательных организациях возможности развивать разнообразные способности, учитывая интересы и особенности обучающихся, а также удобные им форматы занятий и учебных курсов.
Формируя деятельность педагогов-организаторов по представленной нами модели, школа получает возможность стать «точкой входа» к ресурсам города, где каждый обучающийся сможет реализовать свой потенциал.
Список литературы
- Андреева Я.Н. Принципы хорошего наставничества. // Вопросы студенческой науки. – 2018. – № 1 (17). – С. 127-131.
- Байбородова Л.В. Подготовка будущих педагогов к воспитательной деятельности. // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – № 2. – С. 17-23.
- Дудина Е.А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура. // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 5, том 7. – С. 25-34.
- Стратегия развития московского образования до 2025 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://вики.школа2025.москва/index.php /Стратегия развития московского образования до 2025 года, свободный. – Загл. с экрана.
- Фаляхов И.И. Диверсификация моделей наставничества: ментор, тьютор, коуч, фасилитатор и идентификация их готовности к осуществлению наставнической деятельности. // Казанский педагогический журнал. – 2016. – № 2. – С. 45-49.
- Эсаулова И.А. Новые модели наставничества в практике обучения и развития персонала зарубежных компений. // Стратегии бизнеса. – 2017. – № 6 (38). – С. 8-13.
Фото на превью: freepik.com