Школа Деда Мороза как социокультурный проект нового века
Статья посвящена описанию и анализу значимого социокультурного проекта Московская Школа Деда Мороза, созданного в МГДД(Ю)Т при участии Московского института открытого образования и поддержке Департамента образования города Москвы. Автор рассматривает основные принципы реализации данного проекта, ключевые направления и виды деятельности. В статье анализируются образовательные и культурные практики школы. Автор на конкретных примерах показывает, что детские новогодние праздники способствуют творческому взаимодействию детей и взрослых в освоении празднично-игровой культуры.
А.С. Фролов,
Руководитель Московской Школы Деда Мороза,
главный режиссер МДП,
заслуженный работник культуры РФ,
кандидат педагогических наук
Социокультурный проект Московская Школа Деда Мороза (МШДМ) по формированию празднично-игровой культуры современного мира детства, созданный в МГДД(Ю)Т при участии Московского института открытого образования и поддержке Департамента образования города Москвы, ведет свою историю с 2000 года. Наиболее активная форма деятельности МШДМ в Московском дворце пионеров была проведена в 2000-2012 гг.
Именно в это время, с начала нового тысячелетия, остро встал вопрос обновления празднично-игровой культуры всей индустрии новогодней компании в нашей стране. Влияние правильного, с педагогической точки зрения, организованного детского праздника на нравственное развитие ребенка обосновывает актуальность и целесообразность данного проекта, который был продиктован недостаточным вниманием к творческой деятельности педагогов, а также, все возрастающими современными требованиями к организации зимней кампании для детей в России в ходе осуществления программы Департамента образования города Москвы «Столичное образование» и межрегионального проекта Правительства Москвы «Великий Устюг — родина Деда Мороза».
К реализации данного проекта были подключены ведущие образовательные и культурные учреждения Москвы: ММГДЮТ, Детский музыкальный театр им. Н.И. Сац¸ Государственный музей им. А.С. Пушкина, школа искусств имени Балакирева и др. Комитетом общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы (председатель Л.И. Швецова) и Комитетом образования Правительства Москвы (председатель Л.П. Кезина) была сформирована творческая группа, в которую был включен и автор этой статья, как главный режиссер МГДДЮТ, по реализации и практическому внедрению в Москве межрегионального проекта «Великий Устюг — родина Деда Мороза». Так возникла идея создать во Дворце Московской Школы Деда Мороза. Руководство МГДДЮТ (директор Монахов Д.П.) поручило режиссерской группе Дворца концептуальную разработку и создание «Школы» как долгосрочного социокультурного проекта. Решено было начать с программы, которая в первую очередь была направлена на систему дополнительного образования детей, позволяющую ребенку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве.
Привлечение к участию в проекте Московского института открытого образования (ректор А.Л. Семенов) позволило разработать более глубокое методическое содержания программы для обучения специалистов системы дополнительного образования и начать ее реализовывать во Дворце.
Важным направлением «Школы» стало создание новых новогодних празднично-игровых мероприятий для детей и юношества, среди которых:
Открытие школы с участием сказочных персонажей, Новогодние ярмарки, мастер-классы «Елка своими руками», акции «Письмо Деду Морозу», мастер-классы «Сохранение образов российского Деда Мороза и Снегурочки» (костюм и грим), выпускные экзамены в Школе Деда Мороза, Рождественские благотворительные программы, Новогодние представления с участием Российского Деда Мороза и персонажей русских народных сказок, викторина «Деды Морозы разных стран мира», выставка-инсталляция «История новогодних елок», выставка «Из истории праздников Елки во Дворце» и др.
Департаментом образования города Москвы специалистам «Школы» была поручена экспертная оценка сценариев городских учреждений дополнительного образования и непосредственный прием их новогодних программ, что значительно повысило художественный уровень содержания детских новогодних театрализованных представлений и спектаклей. Большим педагогическим достижением в работе «Школы» стало направление работы с детским активом — юных помощников Деда Мороза в организации праздников в период каникул. Со временем было создано Детское жюри, с их активным участием в оценке проходящих новогодних программ ведущих площадок города, включая Дворцы и Центры детского творчества, Колонный зал, Елка в конференц-зале Мэрии Москвы, Государственный Кремлевский Дворец и др. Выпускники Школы педагоги и дети неоднократно выезжали в составе экскурсионных поездов школьников Москвы в Великий Устюг.
Активное участие в образовательной и культурной деятельности Школы приняли педагоги и сотрудники Дворца практически всех образовательных и административных отделов: Дирекция, ТОКМП, Совет ветеранов Дворца, Музей истории детского движения, Отдел Игр, Ансамбль им. Локтева, ТЮМ, КИД, Культурологический отдел, Отдел Художественного творчества, Отдел Экологии, Отдел технического творчества, Отдел социального творчества, Отдел спорта, КЮД, Библиотека, Лицей, СМИ, РИО и др.
Творческо-педагогический состав Школы в основном состоял из опытных специалистов Дворца: Клятова Н.И., Монахов Д.Л., Мягкова В.С., Кленова Н.В. к.п.н., Кузнецова Л.В. к.п.н., Григорьев С.В. к.псих. н, Гоппен С.В., Петрова Г.В., Фомина А.Б. д.п.н., Фролов А.С. к.п.н., Щигарева М.В… А так же с приглашением профессиональных режиссеров, актеров, музыкантов, дикторов: Силин А.Д. — режиссер-постановщик, лауреат Государственной премии, Гладков Г.В. — композитор, заслуженный деятель искусств, Судец Т.А. — диктор ЦТ, заслуженная артистка, Ласточкин В. Н. — режиссер-постановщик Елки мэра Москвы, заслуженный работник культуры, Панфилов В. В. — режиссер и сценарист новогодних праздников, Московский театр игр и забав «Неужели», актеры Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. М. Горького… Практически Большое внимание к Школе проявили как отечественные, так и зарубежные СМИ, практически информационными партнерами стали: журналы «Праздник», «Вожатый века», «Радость», «Город»; газеты «Культура», «Вечерняя Москва», «Пионерская правда», «За Калужской заставой», «Метро», «Досуг» и др.
Проведя социально-педагогический анализ проделанной работы «Школы» за указанные годы можно кратко подвести следующие итоги:
— Впервые в МДП была создан социокультурный проект по развитию индустрии новогодних праздников для детей и юношества в системе дополнительного образования нашего города в ногу с новым веком.
— В течение ряда лет сложилась разноплановая система программно-методического содержания Школы: обучение в Школе специалистов дополнительного образования города и детского актива юных помощников Деда Мороза, рецензирование сценариев Новогодних праздников УДОД, консультации педагогам-организаторам по новогодним детским праздникам. создание взрослого и Детского жюри, по оценке Новогодних праздников для детей и юношества. Осуществлен выпуск более 20 репертуарно-методических сборников, буклетов, статей и информационных материалов.
— Создан уникальный социокультурный проект по развитию новогодней празднично-игровой индустрии для детей и юношества в рамках межрегионального проекта «Великий Устюг — Родина Деда Мороза».
— Социально-педагогическая значимость проекта МШДМ заключается в том, что его реализация имела фундаментальное и прикладное значение для повышения профессионального уровня педагогических работников столичной системы дополнительного образования детей, что позволяло поднять на новый уровень качество организации новогодних культурно-массовых мероприятий для детей и юношества. Подготовлено более 300 специалистов в сфере культурно-досуговой деятельности образовательных учреждений столицы.
— Подготовлены репортажи в российских и зарубежных СМИ, проведены благотворительные рождественские программы, городские выставки-концерты (Мэрия Москвы, Манеж, ВВЦ, МДО, МДП и т.д.), осуществлен выпуск более 50 информационных материалов в печатных СМИ и теле-радио.
— Школа стала системообразующим проектом, идею быстро подхватили УДОД, а также учреждения образования и культуры других городов. Дворцом были налажены межрегиональные творческие и педагогические контакты по взаимодействию в сфере новогодней праздничной индустрии для детей и юношества в Москве, Московской области, Санкт Петербурге, Ленинградской области, Вологде, Великом Устюге, Костроме, Череповце, Ярославле…)
Как показывает практический опыт Московского Дворца Пионеров, детские новогодние праздники — одни из самых ярких моментов в жизни ребенка, открывающие детям простор для творчества, которые рождают в душе светлые чувства, благородные порывы, учат жить в коллективе, духовно обогащают ум и сердце, помогают тесному творческому взаимодействию детей и взрослых в освоении празднично-игровой культуры.
Список литературы:
- Здравствуйте, я — Дед Мороз. Репертуарный сборник в помощь организаторам детских праздников. / Сост. А.С. Фролов. — М.: МГДД(Ю)Т, 2003.- 36 с.
- Календарь Деда Мороза, — М. Комитет общественных связей города Москвы, 2007. — 75 с.
- Летопись реализации проекта «Великий Устюг — родина Деда Мороза»., Вологда, Издательский дом Вологжанин, 2003. — 60 с.
- Мир игры и празднично-игровая культура Детства: Материалы научно-практических конференций по празднично-игровой культуре. Часть II / Ответственный редактор С. В. Григорьев; Под общей редакцией Д. Л. Монахова, С. В. Григорьева, А. С. Фролова. — М.: ОДИ-International, МГДД(Ю)Т, 2011. — 198 с.
- Московская школа Деда Мороза. История рождения и развития. — М.: МГДД(Ю)Т, 2005. — 58 с.
- Празднично-игровой мир детства: проблемы и технологии развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. / Отв. ред. С.В. Григорьев, А.С. Фролов. — М.: МГДД(Ю)Т, 2005. — 304 с.
- А.С.Фролов. Московская школа Деда Мороза приглашает. — М.: «Golden Print», 2005.- 12 с.