Креативные экскурсии в организации летнего отдыха и оздоровления в учреждении дополнительного образования детей

В статье рассматривается опыт организации летнего отдыха и оздоровления детей в лагере дневного пребывания, направленный на формирование у детей потребности содержательно и с пользой проводить своё свободное время посредством вовлечения в поисковую деятельность краеведческого характера. Показана эффективность серии креативных экскурсий в организации поисково-исследовательской деятельности в период летнего отдыха и оздоровления детей в лагере дневного пребывания. Статья может быть полезна образовательным организациям, реализующим программы отдыха и оздоровления детей.

Е.В. Авдюкова,
методист первой квалификационной категории
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр детского творчества «Выйский»,
Россия, Свердловская область, Нижний Тагил

Большинство детей ждут каникул, потому что это время отдыха, свободы, а значит, отличного настроения, веселых встреч с друзьями, и, конечно же, это время интересных и увлекательных событий.

Каким образом сохранить все эти слагаемые каникул и в то же время обеспечить возможность познания, творческого развития и самореализации детей? Безусловно, путем организованной программы, насыщенной разнообразными познавательными мероприятиями, конкурсами, приключениями!

В 2021 году в Центре детского творчества «Выйский» в рамках муниципального задания был организован лагерь дневного пребывания детей, целью которого стало создание условий для организованного отдыха детей в летний период и формирование у них потребности содержательно и с пользой проводить своё свободное время посредством вовлечения в поисковую деятельность краеведческого характера.

Тематика смены навеяна идеей городского туризма как современного многогранного явления, сочетающего познание, отдых, приобретение нового опыта в той или иной сфере деятельности. Своеобразным концептом смены стала серия креативных экскурсий, в ходе которых интерес детей был направлен на поисковую, исследовательскую и проектную деятельность, а также на приобщение к культурным и гуманистическим ценностям посредством участия в мероприятиях, обращенных, прежде всего, к темам истории, а также к темам настоящего и будущего города. Дети узнали о малоизвестных, не транслируемых широко событиях в истории города, познакомились с народными праздниками и традициями, приобрели опыт творческой и исследовательской деятельности. Основными событиями смены стали Большой слет туристов и Фестиваль талантов.

Использование темы городского туризма в организации детского лагеря в нашем учреждении обусловлено следующим:

— во-первых, развивающими возможностями этой сферы досуга как для детей младшего школьного возраста, так и для подростков;

— во-вторых, наше учреждение расположено в примечательном историческом месте города, снискавшем славу родоначальника города-труженика, связанного с именами известных мастеровых и инженеров-изобретателей;

— в-третьих, несмотря на активное использование детьми и подростками современных гаджетов, в особенности в условиях досуга, природа человеческой психики такова, что познавательный интерес к материальным объектам, процессам, явлениям сохраняет своё колоссальное значение в качестве движущей силы в развитии ребенка.

Новизна программы заключалась во включении в содержание деятельности детей работы с топографической картой города в её материальном и электронном виде (последнее с помощью ресурса izi.TRAVEL.ru), а также в проектировании средствами указанного электронного ресурса экскурсионного маршрута по местам существовавших ранее достопримечательностей (значимых объектов) города:

— креативная арт-экскурсия по местам ремесленных мастерских «Тайна тагильской розы» — место расположения кустарных мастерских по изготовлению бураков, подносов и металлической домашней утвари; место расположения дома художников Худояровых — знаменитой мастерской по изготовлению подносов [6];

— детективная экскурсия «Загадка первого городского театра» — поиск месторасположения первого городского театра, на карту будут нанесены несколько мест, где существовали первые театральные объединения [4];

— историческая экскурсия «Улица Фрунзе вчера, сегодня, завтра…» — места расположения первого в России детского сада-яслей для рабочих Нижнетагильского завода, первого окружного фотосалона, Выйско-Никольской церкви (в том числе фамильной усыпальницы Демидовых).

В основу программы положены следующие педагогические идеи

  1. Туристско-краеведческая деятельность учащихся — одно из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней формируются основные стороны воспитания: гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор учащихся — идёт интенсивное умственное развитие (К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, М.Н. Покровский, А.А. Остапец, Б.П. Шемякин и др.) [8]
  2. Культурно-досуговая деятельность — мощный ресурс развития личности ребенка, его благополучной социализации, творческого развития и формирования его общей культуры (А.Д. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, И.Ю. Исаева, А.Д. Жарков, М.Б. Зацепина, С.А. Шмаков). Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то у него «портится голова, сердце и нравственность» (К.Д. Ушинский) [1,5,7].

Принципиальными положениями программы, на которых базируется организация её содержания и деятельности, являются следующие позиции:

  1. Принцип сознательности и активности характеризуется активной ролью детей в организуемой деятельности, их включенностью в процесс самостоятельного познания.
  2. Принцип сотрудничества и сотворчества — ориентация во взаимоотношениях педагогов и детей на партнерство, совместное творческое решение проблем.
  3. Принцип единства отдыха, познания и творчества — соединение в организованной досуговой деятельности отдыха, развлечения, удовольствия и познания.
  4. Принцип учета индивидуально-личностных особенностей предполагает учет индивидуальных, личностных характеристик детей.
  5. Принцип безопасности означает целостную систему профилактических мероприятий, обеспечивающих сохранность здоровья детей и комфортные условия пребывания в лагере для всех участников образовательного процесса.
  6. Принцип здоровьесбережения — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью.

Теоретические основания программы

  1. Детство — сензитивный период воспитания культурных потребностей детей, в том числе средствами развлечений, праздников, познавательных игр и т. п. во время отдыха [7].
  2. Организация культурно-досуговой деятельности будет строиться на интегративности ее видов и культурных потребностях детей, что способствует более успешной адаптации к современной жизни и их более активную позицию в организации собственной досуговой деятельности [9].
  3. Формирование самостоятельности в определении содержания досуговой деятельности базируется на организации сотрудничества взрослых и детей, в котором особое внимание уделяется рефлексивному развитию познавательной и личностной сферы младшего школьника и подростка [5, 7, 9].

Основной формой реализации деятельности лагеря стала сценарная ролевая игра «Тайны 58-й параллели», она соответствует возрастным особенностям как детей младшего школьного возраста, так и подросткового, способствует искреннему проживанию событий, проявлению самостоятельности и инициативности в условиях коллективной деятельности [1, 3, 5].

Другие используемые в реализации лагерной смены формы: креативные экскурсии, игры, тренинги, драматизации, проектирование, эксперименты, мастер-классы, беседы и др.

Основное содержание смены

Каждый ребенок стал участником одной из трех команд (всего в смене участвовало 40 детей):

1) Искатели. Девиз: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

2) Следопыты. Девиз: «Следопыт идёт вперёд, никогда не устаёт. Сумеет тайны разгадать и всё на свете отыскать».

3) Пилигримы. Девиз: «Мы — команда пилигримы, вместе мы непобедимы, дружба главное для нас, всем покажем высший класс».

Девиз игры: «За смену карту соберём, всю параллель непременно пройдём!»

Игра началась с момента знакомства с детьми и продолжалась в течение 18 дней летних каникул, каждый из которых имел свои особенности.

Понятийный аппарат смены

— «58-я параллель» — географическая координата, используемая в названии лагерной смены, а также игры, в которую в течение 18 дней вовлечены дети. Дети получают задание выяснить, почему так назвали игру и в чём ошибка? На самом деле географические координаты города Нижний Тагил имеют 57,55 параллель. Этот нюанс и предстоит выяснить всем участникам смены в числе других интересных тайн и загадок.

— Туристы — дети, участники лагерной смены.

— Туристический отряд — отряды смены.

— Директор турагенства — начальник лагеря. Игровая ситуация позволила обозначить лагерь турагентством, в котором каждый участник смены может принять активное участие в предлагаемых экскурсионных турах по родному городу. Отчасти этот момент решает проблему адаптации детей к условиям оздоровительного лагеря и формирования культуры временного детского коллектива [2].

— Экскурсоводы и инструкторы — воспитатели (педагоги дополнительного образования).

— Туроператор — вожатый (педагог-организатор) — лицо, являющееся организатором подготовки Туристического слета и Фестиваля талантов (совместно с руководителем театральной студии).

— «Турики» — игровые фишки, получаемые в награду за выполненные задания. На языке туристов туриками называют груду камней конической формы, которой путешественники помечают маршрут. Турики служат ориентирами и облегчают путь туристам.

— «Маршрут дня» — распорядок текущего дня.

— «Турнавигатор сезона июнь 2021 года» — план-сетка мероприятий, проводимых в лагере.

— «Карта умений» — лист формата А1, на котором в течение смены фиксировались приобретенные умения по результатам предыдущего дня в виде знаков-символов.

Игровой замысел заключался в том, чтобы, участвуя и побеждая в различных мероприятиях, набрать как можно больше «туриков», которые подлежат обмену на символы приобретенных умений. Команда, набравшая наибольшее количество «туриков» за определенное количество дней, могла обменять их на один из символов умений.

В конце смены по набранным символам умений оценивалась готовность каждой команды к выполнению главного проекта смены — созданию маршрута городского туриста с аудиогидом. Например, если ребята получили такой символ как «Оратор», то их задачей было создание аудиозаписи — описания значимости достопримечательности, которая нанесена на карту. Если отряд получил символ «Спасатель», то их задача — составление пояснений по безопасному прохождению маршрута. Всего предлагались такие знаки-символы: «Оратор», «Спасатель», «Творец», «Спортсмен», «Друг», «Краевед».

Каждый участник игры должен был соблюдать Законы и Правила.

Законы:

  • Закон точного времени.
  • Закон доброты.
  • Закон порядочности.
  • Закон дружбы.
  • Закон безопасности.
  • Закон взаимовыручки.

Правила:

  • Один за всех и все за одного.
  • Порядок прежде всего.
  • Каждое дело вместе.
  • Все делай творчески, а иначе зачем?
  • Даже если трудно, доведи дело до конца.
  • Чистота — залог здоровья.

Турнавигатор сезона июнь — 2021 (план-сетка мероприятий)

Дни смены Мероприятие
1 день

Международный день защиты детей

«Ты да я, да мы с тобой».

Открытие туристического сезона.

Тренинг на знакомство (этюды «Настроение»).

«Я+ ТЫ = МЫ».

Творческая мастерская «Эмблема нашего отряда».

Игровая программа в честь Дня защиты детей

2 день «Приключения нас зовут, сами построим интересный и безопасный маршрут».

Обсуждение правил сюжетной игры лагеря.

Встреча с сотрудниками Отдела пропаганды ГИБДД.

Квест-игра «Школа безопасности».

3 день

Народный праздник Симеон Столпник, Никита Столпник

(Начало лета, цветение шиповника «Шиповник цветет — румянец года ведет») (отмечается

6 июня)

День обмена «туриков»

«Июнь! Туристы торжествуют, прокладывают новый путь».

Беседа «Турист как художник» (на примере картин художников-туристов и исследователей) — мероприятие можно провести в детской библиотеке.

Школа скетчинга: рисуем шиповник.

Креативная арт-экскурсия по местам ремесленных мастерских «Тайна тагильской розы». Маршрут по улице Высокогорская (бывшая Зелёная) — место расположения кустарных мастерских по изготовлению бураков, подносов и металлической домашней утвари; улице Максима Горького (бывшая Береговая) — место расположения дома художников Худояровых — знаменитой мастерской по изготовлению подносов.

Туристы на привале (пост-релиз по итогам экскурсии дня для публикации в соцсетях).

4 день

Всемирный день окружающей среды; День Эколога.

Василиск, Василисков день (отмечается 4 июня)

Народный праздник Летние (зелёные) святки

(отмечается 6 июня)

«Приведём в порядок дом, в новый путь тогда пойдём».

История народного праздника «Летние святки».

Высадка цветов у здания детского центра.

Школа скетчинга «Кто такой Василиск?»

Игровая программа «Летние святки».

Туристы на привале (пост-релиз по итогам игровой программы дня для публикации в соцсетях)

5 день

Пушкинский день в России. День русского языка.

(отмечается 6 июня)

День обмена «туриков»

«Клуб Театральных Путешествий,
Как свежий ветер перемен,
Героев и ролей созвездье,
Свобода от хандры и музы сладкий плен…»

Детективная экскурсия: «Загадка первого городского театра» (начало).

Театральные зарисовки. «Сценки из Пушкинских сказок».

Туристы на привале (пост-релиз по итогам экскурсии дня для публикации в соцсетях)

6 день «Туриста нельзя воспитать и обучить, если не воспитать в нем человека».

Детективная экскурсия: «Загадка первого городского театра» (окончание).

Театральное закулисье. Экскурсия в Театр кукол (Нижнетагильский драматический театр).

Туристы на привале (пост-релиз по итогам экскурсии дня для публикации в соцсетях).

7 день

Международный день друзей

«Знаем, есть неизвестная широта из широт, где нас дружба чудесная непременно сведёт».

Путешествие в мир кино (К/т «Красногвардеец»).

Игра-викторина «Если с другом вышел в путь…».

Школа скетчинга «Дружеский шарж».

8 день День обмена «туриков»

«Когда меня трамвай тагильский везёт в знакомые, но неизвестные места».

Историческая экскурсия «Улица Фрунзе вчера, сегодня, завтра…» (начало)

История названий улицы Фрунзе, история Выйско-Никольской церкви (ныне ДК «Юбилейный»), история первого в России детского сада-яслей для рабочих Нижнетагильского завода — Авроринский приют.

Туристы на привале (пост-релиз по итогам экскурсии дня для публикации в соцсетях)

9 день

День России

(отмечается 12 июня)

«Широка страна моя родная».

«В гостях у книжек» (Программа в библиотеке «День России»).

Творческая мастерская «Русские берёзки», куклы-закрутки «Россияночка»

10 день «И, где фотограф ставит точку,

Там многоточье ставит жизнь».

Историческая экскурсия «Улица Фрунзе вчера, сегодня, завтра…» (окончание).

История первого окружного фотосалона Генри Инглиса (ныне дом по ул. Фрунзе, 30).

Туристы на привале (пост-релиз по итогам экскурсии дня для публикации в соцсетях)

11 день День обмена «туриков»

«Мир — это книга, и те, кто не путешествуют, читают лишь одну её страницу»

«Школа юного туриста» (Встреча с сотрудниками МЧС)

Конкурс рисунков на асфальте «Безопасный туризм»

12 день

Всемирный день детского футбола

«Туристам, как никаким другим спортсменам, важно умение собраться».

Туризм и спорт.

Спортивно-игровая программа «Футбол и другие замечательные игры»

13 день День обмена «туриков»

«Мы не верим в усталость,

Не умеем грустить,

Нас хорошие книжки развлекают в пути».

«В гостях у книжек» (Программа в библиотеке).

Творческая мастерская «Наши туристические находки — подготовка к Большому туристическому слёту и Фестивалю талантов»

14 день

Народный календарь Илларион Пропольник (прополка посадок)

«Туристы испытаньям рады,

И труд любой для них в почёте».

Игровая программа-экскурсия «Во саду ли, в огороде»
Творческая мастерская «Наши туристические находки — подготовка к Большому туристическому слёту и Фестивалю талантов»

15 день

День памяти и скорби

День обмена «туриков»

«У войны в тылу какое лицо?»

По следам истории. «Жизнь города в годы войны».

Творческая мастерская «Цветы для героев». Возложение цветов к памятнику

16 день

Международный олимпийский день

«Нас походная жизнь закалила,

Лица дышат здоровьем и бодростью».

Спортивно-игровая программа «Быстрее, выше, сильнее».

Творческая мастерская. «Наши туристические находки — подготовка к Большому туристическому слёту и Фестивалю талантов»

17 день День обмена «туриков»

«Ведь не зря изучали мы тактику турпоходов в любые места…».

Завершающая игра-проект: «Маршруты 58-й параллели». Создание интерактивного аудиогида путешествия по памятным местам города Нижний Тагил с помощью онлайн-сервиса «izi.travel.ru

18 день «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

Итоги тура «Тайны 58-й параллели».

Большой слёт туристов и Фестиваль талантов

Освещение деятельности летнего лагеря дневного пребывания

Программа лагеря дневного пребывания с описываемой практикой получила третье место на областном конкурсе программ летнего отдыха детей. На основании опыта этой практики была разработана краткосрочная программа дополнительного образования «Юный экскурсовод». Тема истории родного города получила развитие в серии публикаций в соцсетях учреждения на тему «Легенды Урала», что позволяет включить этот материал в содержание программ туристско-краеведческой направленности учреждения и планировать новые практики по вовлечению детей в поисковую и проектную деятельность.

Список литературы

  1. Барышникова Г.Б. Будни и праздники в детском оздоровительном лагере: настольная книга вожатого. Ярославль, 2007.
  2. Данилков А.А., Данилкова Н.С. Детский оздоровительный лагерь: организация и деятельность, личность и коллектив: монография. Новосибирск, 2010.
  3. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов искусств. М., 2007.
  4. История театра и кино. Сайт: история Нижнего Тагила от основания до наших дней. [Электронный ресурс]. URL: http://historyntagil.ru/10_kinoteatr.htm (дата обращения: 4.12.2021)
  5. Коротаева Е.В. Педагогика летних каникул: история, теория и практика: учебное пособие. Екатеринбург, 2018.
  6. Малахитовая линия. [Электронный ресурс]. URL: https://malahitline.ru/ (дата обращения: 4.12.2021)
  7. Методические рекомендации по примерному содержанию и разработке оздоровительно образовательных программ организаций отдыха и оздоровления Свердловской области 2018 г. Сайт: Уральские каникулы. [Электронный ресурс]. URL: http://уральские-каникулы.рф/news/4102 (дата обращения: 4.12.2021)
  8. Остапец. А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся: Методические рекомендации. М., 2001.
  9. Царева Н.П. Проектирование программ организации летнего отдыха детей (методические рекомендации) [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommunarstvo.ru/biblioteka/bibtsapro.html (дата обращения: 4.12.2021)

Добавить комментарий

Войти с помощью: