О дополнительных возможностях реализации воспитательной и образовательной задач в практике театральной студии

В данной статье предлагается новый подход к работе театральной студии («Театр юных москвичей») Московского Дворца пионеров, заключающийся в отказе от узкоспециализированного взгляда на актёрскую студию в пользу максимального использования воспитательных и просветительских функций театра.

Этот подход позволяет произвести интеграцию дополнительного и общего образования для решения общих задач обучения и воспитания, а также охватить широкий круг обучающихся. Иллюстрацией осуществления данного подхода является описание результатов реализации проекта «Образовательный театр» на примере спектакля «Таня Ларина».

С.В. Розов,
старший методист ТЮМа
ГБПОУ «Воробьёвы горы»

К.В. Прянишникова,
старший методист ТЮМа
ГБПОУ «Воробьёвы горы»

А.Ю. Ларина,
педагогорганизатор ТЮМа
ГБПОУ «Воробьёвы горы»

Е.Ю. Громова,
преподаватель
университетская гимназия МГУ имени М.В. Ломоносова
Москва

«Подмена мысли памятью, яркого восприятия,
наблюдения за сущностью явлений заучиванием — большой порок,
отупляющий ребёнка, отбивающий, в конце концов, охоту к учению…»

В.А. Сухомлинский,
заслуженный учитель,
кандидат педагогических наук, Герой Социалистического труда [5]

Знания обретают ценность для человека только когда они «присвоены» и применяются на практике. Доктор психологических наук, учёный-психолог А.А. Мелик-Пашаев пишет: «знать что-то — значит знать изнутри, через приобщение, открывая нечто и в предмете познания, и, тем самым, в самом себе…» [1].

А что же даёт возможность наиболее органично «присваивать» изучаемый материал? Варианты ответа на этот вопрос могут быть разные, но, если присмотреться, все они так или иначе связаны с необходимостью творчества познающего.

Создатели проекта «Образовательный театр», реализуемого на базе образовательного комплекса ГБПОУ «Воробьёвы горы», предлагают такой ответ: воспитывайте театром, познавайте при помощи театральных средств, используйте потенциал школы «искусства переживания» для более полного погружения в материал.

Преимуществом использования театральных средств в воспитании и познавательной деятельности является то, что театральное искусство одновременно воздействует, интеллектуально и эмоционально, на разные органы чувств и органично развивает как рациональное, так и творческое начало в личности. Причём это происходит и при актёрском существовании на сцене, и при восприятии спектакля из зрительного зала.

Последнее активно применяется в общем образовании (театр является непременным атрибутом школьных лет, походы на спектакли обязательно стоят в воспитательном плане каждого класса), но очень редко учитывается в работе театральных студий.

Стандартный курс развития детского театрального коллектива предполагает два пути. Это либо прямое подражание взрослому репертуарному театру, либо специализация на регулярном проведении мероприятий, посвящённых календарным праздникам.

Будучи уверены, что театральное искусство может напрямую помочь освоению школьной программы, не подменяя и не дублируя её, а лишь дополняя и обогащая, мы предлагаем третий путь.

Вместо работы над «спектаклем ради спектакля», мы провозгласили принцип спектакля как проекта — целевых постановок, направленных на освещение той или иной общеобразовательной темы.

Таким образом, наш проект призван развивать и воспитывать не только самих студийцев (юных «актёров», исполнителей), но и обучающихся комплекса и городских образовательных учреждений (зрителей).

Комплексный подход позволяет не просто функционировать театральной студии, но и создавать с её помощью полезный продукт — дополнительный инструмент для освоения школьной программы.

Работа над спектаклем состоит из нескольких этапов:

  • Выбор темы совместно со студийцами.
  • Беседы с обучающимися образовательного комплекса и преподавателями общего образования с целью — проверить актуальность выбранной темы.
  • Подготовка материалов для будущей инсценировки: изучение творчества и биографии автора, эпохи, контекста, специальной терминологии (если требуется) и т.д. Привлечение профильных педагогов в качестве консультантов по теме.
  • Изучение «образовательного запроса». Неформальные беседы и опрос студийцами сверстников и педагогов общего образования для выяснения, что в выбранной теме кажется современному школьнику сложным, непонятным. Что наоборот увлекает. На чём следует сосредоточиться в спектакле, чтобы действо было не только интересным, но и полезным с образовательной точки зрения. На чём хотелось бы сделать интеллектуальный и эмоциональный акцент педагогам. На что им кажется важным обратить внимание учеников.
  • Написание инсценировки на основе собранной информации, в том числе посредством этюдного метода.
  • Репетиции и выпуск спектакля. Во время репетиционного процесса инсценировка дополняется, корректируется и углубляется в зависимости от потребностей исполнителей. Ведь в том и заключается суть познания театром: мы не просто «холодно» рационально разбираем материал «сидя за столом», мы проверяем то, что разобрали, эмоционально, психофизическим аппаратом артиста, «на ногах», всеми органами чувств.
  • Выход на зрителя (премьера, показ репертуарного спектакля).

Мероприятие непременно делится на две части: сам спектакль и «зрительская конференция» — обсуждение тех тем, которые он поднимает. Иногда до начала спектакля организуется предварительное погружение зрителя в материал. Формы отличаются в зависимости от темы и целей конкретного мероприятия: короткая беседа, викторина, театрализованный пролог-рассуждение и т.д., например, перед спектаклем «Таня Ларина» может проводиться блиц-опрос: юные зрители отвечают на вопросы о жизни А.С. Пушкина, желающим предлагается в свободном формате исполнить его стихи. Это настраивает гостей на лучшее восприятие спектакля, эпохи, в которой будут действовать персонажи, подготавливает нужную атмосферу.

На первом этапе работы проекта было решено обратиться к самому родственному для театра предмету: литературе. В рамках проекта поставлен ряд спектаклей по мировой классике: «Таня Ларина» (на основе романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»), «Шинель» (на основе повести Н.В. Гоголя), «Муму» (по мотивам рассказа И.С. Тургенева), «Луч. По дорогам Островского» (по пьесам А.Н. Островского), «Каждый может быть Шекспиром» (по пьесам В. Шекспира), «Мальчики» (на основе романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»).

В работе над спектаклем «Таня Ларина» создатели опирались на проведённые в различных учебных группах исследования (при помощи устных и письменных опросов, бесед с обучающимися образовательного комплекса и т.д.), показавшие, что современная молодёжь в большинстве своём относится к роману «Евгений Онегин» скорее отрицательно. Ребятам кажется, что повествование в нём движется слишком медленно, и сюжет теряется за многочисленными лирическими отступлениями. С опорой на эту информацию и писалась инсценировка, а также формировался подход к работе над материалом: режиссёру и педагогам хотелось создать такую учебную ситуацию, при которой обучающиеся могли бы органично прийти к пониманию художественной целостности романа и по-новому взглянуть на авторские отступления.

В спектакле был оставлен лишь костяк произведения — линия отношений Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Юные актёры получили возможность сосредоточиться на интересной сюжетной линии, не тратя время на лирические отступления.

Но вскоре студийцы увидели, что внешнего конфликта произведения мало для того, чтобы понять, почему события развиваются именно так. Что привело Татьяну и Онегина к печальному финалу? Почему, сразу заинтересовавшись друг другом, они всё же не нашли общий язык? Чтобы попытаться ответить на возникающие вопросы, мало изучить сюжетную линию. Ребятам пришлось обратиться за подсказками к пушкинскому тексту и взглянуть на лирические отступления с совершенно другой стороны: как на помощника, раскрывающего мысли автора и героев и создающего объём произведения.

Эта же проблема вскрывается и на обсуждении после спектакля. Уже прошедшие своеобразный «квест» по «Онегину» (напомним, что ребята изучали «образовательный запрос», разбирали материал, писали вместе с педагогами инсценировку и т.д.), студийцы увлекают своим пониманием глубины романа зрителей-сверстников. Юные актёры сами в этот момент являются воспитателями. «Обучаясь — обучай».

В настоящее время происходит разработка следующего этапа развития проекта: раскрытие театральными средствами других образовательных предметов — истории, географии, биологии, физики и др. В подобной работе ещё важнее непрерывная связь с общим образованием: необходимо постоянно консультироваться со специалистами, проверять грамотность изложения материала.

Важным принципом проекта является отношение к обучающимся не только как к «объектам», но и как к «субъектам» воспитательного процесса. Активно участвуя в создании инсценировки, видя, как под их влиянием меняется образ сценического действа, проводя обсуждения спектаклей и информационное продвижение своей работы, студийцы воспитывают в себе ответственность и неравнодушное отношение к общему делу, начинают ощущать свою социальную значимость. А исследовательский подход к изучению темы развивает индивидуальность восприятия материала и привычку проникать в глубинную суть вещей. Ведь чтобы создать художественное произведение (инсценировку, сценическую зарисовку, спектакль), необходимо не просто «разложить и прочитать по ролям» имеющийся текст. Нужно им увлечься, «зажить» и, «пропустив через себя», составив собственное мнение о поднимаемых вопросах, научиться это мнение творчески выражать.

И.И. Судакова, театральный педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР, писала: «Как сказал Гёте, если сделать мопса, вполне схожего с натурой, то будет одним мопсом больше, но никакого обогащения искусства при этом не будет. Художественное произведение всегда несёт в себе мнение художника о жизни, его настроение, его увлечённость…» [4, с. 34].

Данный принцип творчества вообще и театрального искусства в частности предоставляет широкие возможности для воспитания самостоятельного мышления у обучающихся.

В нашем проекте воспитывается самостоятельность мышления не только исполнителей, но и зрителей. К.С. Станиславский называл зрителя «третьим творцом спектакля», имея в виду, что реакция зала — сосредоточенная тишина, смех, «дыхание» смотрящих — влияет на сценическое действие. Мы же со своей стороны даём нашим юным гостям возможность стать со-творцами спектакля не только во время действия, но и посредством прямого общения с исполнителями.

Организация мероприятий строится так, что зрители-учащиеся во время и после обсуждения могут делиться своими знаниями и мыслями, тем самым влияя на дальнейшее развитие спектакля и всего проекта.

Здесь методом обучения и воспитания является беседа, диалог — приём, восходящий ещё к Сократу [2]. Ребята-артисты и их сверстники-зрители стараются задавать друг другу интересные, часто наводящие, вопросы для углубления и расширения понимания материала, персонажей и информационного и образного наполнения спектакля.

Таким образом, деятельность театральной студии рассчитана на решение целого спектра задач. Это и воспитание в обучающихся уважительного отношения к наследию мировой культуры, и популяризация современных исследований в различных областях, и развитие личности посредством работы над социально-значимым проектом, и создание дополнительного инструмента, который может использовать общее образование для эмоционального погружения обучающихся в изучаемые темы.

Исполнение ролей и исследовательская работа при подготовке спектакля, дают возможность студийцам не только разобрать определённые ситуации на словах, но творчески «прожить» их. Поскольку зрители являются соучастниками спектакля, интеллектуально и эмоционально откликаясь на события, происходящие на сцене, у них появляется возможность получить не набор сухих фактов, а опыт непосредственного восприятия и осмысления поднимаемых тем.

«Образовательный театр» как сопровождение общеобразовательной программы даёт возможность студийцам не только самим глубже погрузиться в разбираемую тему, но и поделиться наработками со зрителем.

Исполнители своей игрой, увлечённостью, внимательным отношением к материалу могут зажечь интерес к теме и в зрителях. По эмоциональному отклику зала во время спектакля и по последующему обсуждению ребята видят реальный результат своей работы. Это приносит творческую радость, воспитывает серьёзное отношение к делу и желание делиться своими мыслями и знаниями с людьми. Ребята понимают, что несут ответственность перед зрителем, что от них зависит, какой опыт получат обучающиеся, придя на спектакль. Кроме того, они привыкают брать на себя ответственность за те идеи, которые они несут в мир.

Список литературы

  1. Мелик-Пашаев А.А. О профилактическом значении художественного творчества. Киев, 2016.
  2. Платон. Диалоги. Апология Сократа. М., 2020.
  3. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М., 2009.
  4. Судакова И.И. От этюда к спектаклю. М., 2014.
  5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М., 2019.

Добавить комментарий

Войти с помощью: