О методических аспектах разработки модульных дополнительных общеразвивающих программ

В статье систематизированы подходы к разработке и внедрению дополнительных общеразвивающих программ, основанных на модульном принципе представления содержания образования. Несмотря на то, что разработка и реализация модульных программ заявлена как приоритетное направление, вопросов у практиков возникает много, поэтому в статье подробно рассматриваются особенности, основные характеристики и примерная структура таких программ. Статья адресована методистам и педагогам дополнительного образования детей и поможет им разрабатывать модульные программы, корректировать и обновлять содержание и методики дополнительного образования.

Л.Н. Буйлова,
старший методист,
ГБПОУ города Москвы «Воробьевы горы»,
кандидат педагогических наук, доцент,
Почетный работник общего образования,
г. Москва
E-mail: l.buylova@mailvg.ru

Для обеспечения доступности дополнительного образования для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями в рамках реализации «Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» используются различные формы организации образовательной деятельности, в том числе основанные на модульном принципе представления содержания образовательных программ, образовательных проектов…(п. 2.4) и построения учебных планов, при использовании соответствующих образовательных технологий» (ФЗ № 273, гл.2, ст. 13, п. 3). В этой связи рекомендуется апробация и внедрение … модульных программ» (п. 3.6.).

Модуль (лат. моdulе – часть, устройство, узел) – это самостоятельная, логически завершенная структурная часть дополнительной общеобразовательной программы, в рамках которой изучается несколько учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). В этом случае понятие «модуль» употребляют в качестве синонима «рабочей программы». 

Модуль является автономной структурной частью, «дидактической единицей» образовательной программы и имеет:

  • более детальную цель (в отличие от цели программы);
  • дидактические задачи, которым соответствует принципиально важная учебная информация (теория и практика);
  • нацеленность на конкретные результаты обучения и четко сформулированные критерии оценки;
  • сопровождается контролем знаний и умений обучающихся на выходе;
  • может рассматриваться как самостоятельная программа и, вместе с тем, как одна из частей, например, модульной, сетевой или разноуровневой дополнительной общеразвивающей программы.

Модулем может быть:

  • раздел дисциплины/предмета/курса,
  • отдельная дисциплина/предмет/курс, 
  • комплекс дисциплин одной направленности,
  • единый комплекс, включающий в себя совокупность дисциплин, предметов, курсов и практик, ведущих к достижению определенной цели.

Модули могут быть инвариантными (обязательными для изучения) и вариативными (обязательными по выбору и не обязательными по выбору).

В модуле четко определяются цель – задачи – планируемые результаты, необходимые методические, дидактические и оценочные материалы.

Модульная программа представляет собой:

  • конструкцию, построенную на модульном принципе предъявления содержания образования, состоящую из набора самостоятельных, информационно завершенных и методически обеспеченных модулей, связанных между собой базовой идеей или проблемой, на решение которой они ориентированы;
  • совокупность и последовательность модулей, направленную на формирование определенных компетенций, необходимых для достижения  определенного уровня обученности по данной программе и сопровождаемая контролем знаний и умений на выходе.

Такое построение программы увеличивает ее гибкость, вариативность и позволяет оперативно подстраиваться под запросы, потребности, интересы и способности обучающихся (Рис.1). 

Рис.1. Схема модульной образовательной программы

Модульная дополнительная общеразвивающая программа имеет преимущества в том, что позволяет обучающимся:

  • выбрать модули по своему желанию и интересу;
  • определить линейную или нелинейную последовательность их изучения (последовательно или параллельно);
  • освоить конкретное содержание образования, приобрести знания и практические навыки, оценить их качество на выходе, сделать вывод о результатах обучения;
  • самостоятельно или с помощью взрослого построить индивидуальный учебный план (маршрут), определив набор модулей, исходя из образовательных потребностей и уровня знаний, освоить программу в соответствии со своими возможностями и интересами на доступном уровне сложности (т.е. разработать различные индивидуальные траектории или, например, план входа в будущую профессию).

Модульный принцип построения содержания и организации образовательного процесса больше всего удобен для оказания краткосрочных (не более 4 месяцев) образовательных услуг. 

Продолжительность модуля может быть разной с учетом того, что оптимальный объем модуля логически соответствует завершенному разделу учебной дисциплины и не должен быть слишком мелким или продолжительным

Рекомендуемый объем каждого модуля – не менее 8 академических часов. Оптимальный объем модуля – 24-36 часов. 

В модульной программе может быть не менее 2-х модулей. 

Допускаются разные варианты структурирования программ в зависимости от возможностей образовательной организации и пожеланий учащихся. 

Продолжительность обучения по модульной программе возможно установить отдельно на каждый модуль и суммарно на всю программу.

На модульном принципе может быть построена как вся образовательная программа, так и какой-то один ее уровень сложности (например, стартовый, базовый или продвинутый), но при этом образовательные модули программы проектируются на едином методическом основании. Каждый модуль должен быть нацелен на достижение конкретных результатов, но при этом все входящие в программу модули логически между собой связаны. 

Цели модульных программ ориентированы на личностные и метапредметные результаты и могут быть сформированы по уровням:

1-й уровень – образовательные и социально-педагогические цели, связывающие в единую систему все компоненты программы; 

2-й уровень – образовательные цели модуля, отражающие его содержание и специфику; 

3-й уровень – образовательные цели учебного элемента модуля, направленные на организацию различных видов деятельности учащихся.

Содержание модульных программ

Обозначенные цели служат общим ориентиром для конструирования как содержания программы в целом, так и каждого модуля в отдельности.

Содержание каждого модуля подвижно, оно легко изменяется или обновляется по новые задачи.

Информационный материал модулей естественнонаучного содержания формируется вокруг базовых понятий изучаемой дисциплины с учетом целей программы, ориентированных на личностный рост учащегося. Содержание модулей социокультурной практики представляет собой совокупность практико-ориентированных комплексов, реализуемых как в форме проекта, акций, конференций, так и в форме исследовательской деятельности, где объектом изучения выступает природа и составляющие ее компоненты. Содержание модуля должно отвечать требованиям последовательности, целостности, компактности и автономности. Эффективность усвоения учебного материала повышается, если вводятся такие стимулирующие звенья, как проблемная ситуация, профессионально-прикладная направленность.

Схемы построения содержания модульных программ

Линейное построение содержания дополнительной общеразвивающей программы: обучающие изучают модули строго последовательно в установленном объеме, в определенные сроки, в соответствии с логикой обучения, нацелены на достижение определенного результата (групповая и индивидуальная формы: лекции, семинары, консультации, самостоятельная работа) (Рис.2).
Рис.2. Линейное построение модульной программы

Нелинейное построение содержания дополнительной общеразвивающей программы: 

  • составляющие модули приблизительно равноценны, вносят независимый вклад в образовательный результат, их можно изучать параллельно; 
  • последовательность изучения жестко не задана и обучающиеся имеют возможность индивидуально планировать последовательность изучаемых модулей (индивидуальный учебный план, дистанционное обучение при поддержке педагога) (Рис.3).
Рис. 3. Нелинейное построение модульной программы

Комбинированное построение содержания дополнительной общеразвивающей программы (Рис.4) – сочетается линейная нелинейная схема, т.е. программа может включать: базовый (обязательный, инвариантный) модуль и модули по выбору (вариантные). Например, модули для одаренных детей и детей с ОВЗ; модули разного уровня освоения программы (базовый и углубленный); модули, выстроенные в логике определенных видов деятельности по программе. Например, модуль проектной деятельности, модуль исследовательской деятельности, др. модули, выстроенные по содержанию образования (по темам или тематическим блокам).

Рис. 4. Комбинированное построение модульной программы

Преимущество модульной программы заключается в том, что разные уровни ее прохождения и модульное содержание дают возможность построить индивидуальный учебный план для каждого обучающегося и, в зависимости от возможностей и предпочтений каждого, определить набор модулей фактически для каждой целевой группы. Очевидно, что идея вариативного выбора обучающимся индивидуального образовательного маршрута наиболее эффективно реализуется в контексте модульного подхода в образовании (Рис.5). 


Рис. 5. Выбор индивидуального маршрута

Безусловно, сопровождение учащегося по индивидуальному учебному плану, администрирование краткосрочных услуг требует дополнительных организационных механизмов, в том числе кадровой обеспеченности (например, наличие педагога-организатора или тьютора).

Поэтому в рамках данной модели образовательной программы может оказываться не одна, а несколько образовательных услуг в нескольких объединениях (по числу модулей), которые будут оказывать разные специалисты. Необходимо понимать, что в силу особенностей здоровья, мотивации, семейных обстоятельств и многих других факторов, не все обучающиеся одинаково осваивают материал, поэтому индивидуальный учебный план может стать существенной поддержкой при освоении программы. 

Развитие обучающегося может осуществляться по нескольким траекториям//образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно (Рис. 6). 

Рис.6. Варианты построения индивидуального  образовательного маршрута на основе выбора обучающимся учебных модулей

Такая позиция соотносится с положениями государственной политики, направленными на обновление содержания и методик образования за счет усиления его индивидуализации и функциональности.

Индивидуализация процесса обучения осуществляется для обучающихся, которые по каким-либо причинам и обстоятельствам «не вписываются» в запланированный учебный процесс. Это дети с ослабленным здоровьем, с опережающим темпом развития, с низкой мотивацией, или, наоборот, талантливые и одаренные с ярко выраженными специальными способностями и качествами.

Рис.7. Уровни индивидуализации: последовательность проектирования индивидуализации процесса обучения

Индивидуальные учебные планы, программы и маршруты могут различаться по цели воздействия на обучающегося и выполнять разные функции: расширять образовательный диапазон программы, углублять, профилировать, интегрировать (сочетать в себе компоненты, например, расширения содержания и углубления компетенции), поддерживать (предполагает усилия по  стимуляции обучения, например, включение в значимый проект)  или корректировать (требует подключения помощи профильных специалистов, например, дефектолога).

Отсюда очевидна основная задача педагога — предложить обучающемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор модулей и составить каждому обучающемуся свой индивидуальный план, программу или маршрут. 

Необходимость разработки индивидуального учебного плана определяется образовательными запросами, познавательными возможностями обучающегося (уровень готовности к освоению программы) и условиями образовательного процесса; необходимость разработки индивидуальной образовательной программы определяется  приоритетными видами деятельности учащихся, технологиями обучения, методами и формами диагностики образовательных результатов;  необходимость разработки индивидуального образовательного маршрута определяется учетом образовательных потребностей и запросов, склонностей и интересов, способностей и познавательных возможностей учащихся (Рис.7). 

Конструируемые индивидуальные учебные планы для разных обучающихся отличаются:

  • сочетанием видов ресурсов (информационных, практических, диагностических, др.);
  • сочетанием средств обучения (справочники, пособия, энциклопедии, др.);
  • временем, планируемым для изучения учебного материала;
  • последовательностью изучения учебного материала;
  • характером помощи педагога и уровнем самостоятельности (консультации, специальные занятия, тьюторство, др.);
  • формой отчетности.

Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов: 

  • особенностями, интересами и потребностями самого обучающегося и его родителей в достижении необходимого образовательного результата; 
  • профессионализмом педагога; 
  • возможностями учреждения дополнительного образования удовлетворить образовательные потребности учащихся; 
  • возможностями материально-технической базы образовательной организации.

Индивидуальная образовательная программа (Рис. 8):

  • учитывает виды образовательной деятельности учащихся, технологии освоения ими учебного материала, методы и формы диагностики образовательных результатов;
  • составляется на основе выбора учащегося и согласования его интересов и потребностей с педагогическим коллективом;
  • представляет собой содержание образовательной деятельности учащегося на определенный временной период;
  • включает все компоненты образовательного процесса.
Рис.8. Структурные компоненты индивидуальной образовательной программы 

Индивидуальный образовательный маршрут:

  • это целенаправленно проектируемая индивидуальная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогической поддержки его самоопределения и самореализации;
  • это учет образовательных запросов, склонностей, личных и предпрофессиональных интересов, способностей и познавательных возможностей учащихся.

Разработка индивидуального образовательного маршрута происходит совместно педагогом дополнительного образования и учащимся и обязательно согласуется с его родителями. Главное условие – право выбора того или иного маршрута собственного образования должно принадлежать, прежде всего, самому обучающемуся. А задача взрослых заключается в том, чтобы помочь ему спроектировать и реализовать свой маршрут целенаправленного развития. Для этого в образовательном учреждении должны быть созданы определённые условия: изучение интересов, потребностей и способностей обучающихся, обеспечение многообразия и разнообразия программ и видов деятельности, предоставление свободы выбора, повышение степени готовности педагога к реализации индивидуального образовательного маршрута, организация мониторинга.

Дополнительная общеразвивающая программа, построенная на модульном принципе представления содержания образования может быть разноуровневой, дистанционной, конвергентной, интегрированной, комплексной и др. Модульная программа может реализоваться в сетевой форме без дополнительной адаптации и переработки, если есть возможность распределить модули между партнерами, а затем составить карту-схему, в рамках которой эти модули компонуются в зависимости от цели программы.

Примерная структура модульной дополнительной общеразвивающей программы и учебного модуля. К дополнительным общеразвивающим программам, представляющим содержание образования на модульном принципе, предъявляются все нормативно-правовые требования, установленные к этому виду программ. Следовательно, структура модульной дополнительной общеразвивающей программы и структура отдельного модуля оформляется в соответствии с установленными требованиями к структуре дополнительной общеразвивающей программы и формируются с учетом пункта 9 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (Приказ 196, п.5) и включают: основные характеристики программы, организационно-педагогические условия ее реализации и формы аттестации. Отдельные структурные элементы модульной программы имеют особенности, которые надо учитывать при разработке программы.

Примерная структура модульной дополнительной общеразвивающей программы (определяется локальным актом образовательной организации на основании законодательно установленных требований)

Структура модульной дополнительной общеразвивающей программыСтруктура учебного модуля 
1. Основные характеристики программы 
1.1.Пояснительная записка (характеристика программы: актуальность, направленность, категория обучающихся, форма обучения и форма организации образовательного процесса, объем и срок реализации, режим занятий). 
1.2.Цель и задачи программы.
1.3.Содержание программы: Учебный план Содержание учебного плана. 
1.4. Планируемые результаты.
2. Организационно-педагогические условия. 
2.1.Формы аттестации и оценочные материалы
2.2.Методические материалы
2.3. Рабочие программы учебных модулей:
Модуль 1.
Модуль 2.
Модуль 3.
2.4. Календарный учебный график
2.5. Условия реализации программы 
2.6. Список литературы
1. Основные характеристики модуля 
1.1. Пояснительная записка к модулю (характеристика модуля, включая цель, задачи и планируемые результаты). 
1.2.Содержание модуля: Учебный план, Содержание учебного плана.  
2. Организационно-педагогические условия. 
2.1. Формы аттестации и оценочные материалы.     
2.2. Условия реализации модуля 
2.3. Список литературы

Литература

  1. Будаева Н.А. Разработка и оформление индивидуального образовательного маршрута. Методическое пособие. Усть-Кут, 2015, 27 с. [Электронный ресурс]. – URL: https://gymn52.ru/files/Documents/razrabotka_i_oformlenie_individul.pdf 
  2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р [Электронный ресурс]. – URL: http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf (дата обращения 02.04.2022).
  3. Попов И. П., Сьянова Т. Ю. Разработка модульных структур сетевых образовательных программ горного профиля [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2523/ (дата обращения: 12.04.2022).
  4. Типовые модели организации образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn--38-jlcepm5bo.xn--p1ai/files/content/navigator/tipovie_modeli/tipovye_modeli_organizacii_obrazo vatel_nogo_processa_po_dopolnitel_nym_obweobrazovatel_nym_obwerazviva yuwim_programmam.pdf  (дата обращения 02.02.2022).
  5. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам и методические рекомендации по их применению (электронный ресурс) – https://dshi8.penz.muzkult.ru/media/2018/08/21/1229298360/Trebovaniya_k_dopolnitelnym_obshherazviv_rekomendacii_po_iKh_primeneniyu.pdf (дата обращения 22.03.2022).
  6. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерством Просвещения России от 3.09.2019 № 467. https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1100&documentId=12646 (дата обращения 24.03.2022)
  7. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»: (федер.закон: принят Гос.Думой 21 дек.2012 г.) – https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=387186 (дата обращения 22.03.2022)

Добавить комментарий

Войти с помощью: