Профессиональное самоопределение в постиндустриальную эпоху: к вопросу о систематизации моделей и терминологии

Проблема профориентации в российском и зарубежном образовательном дискурсе все чаще связывается с темами субъектности и агентности индивида, а также вопросами благополучия.  Поиск эффективных моделей профориентации для новых реалий стимулирует развитие профориентационного рынка, который характеризуется крайней неоднородностью – в едином пространстве сосуществуют концепции и модели индустриальной и постиндустриальной эпохи, что приводит к методологической и терминологической неустойчивости.  В англоязычной научной литературе встречается как минимум шесть наиболее распространенных терминов, раскрывающих различные дефиниции понятия «профориентация». В настоящей статье предложен первый подход к систематизации моделей и терминологии в данной сфере.

М.А. Зенкин
к.ф.н., заместитель директора,
Морской федеральный ресурсный центр дополнительного образования детей ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»,
г. Санкт-Петербург.
E-mail: ZenkinMA@gumrf.ru

Содержание традиционного термина «профориентация» в первой четверти XXI века в мировом и российском образовательном дискурсе существенно расширяется – на смену традиционной для индустриального общества концепции соответствия способностей человека той или иной профессии приходит концепция, в основе которой лежит навык конструирования своей профессиональной траектории, учитывающий факторы благополучия и удовлетворенности карьерой [1, 2, 3]. Это в значительной степени обусловлено переходом к постиндустриальному обществу, где понятия субъектности и агентности в вопросах построения карьеры выходят на первый план. 

В странах, которые согласно рейтингу Организации объединенных наций входят в первую двадцатку по развитию человеческого капитала, программы карьерного сопровождения на протяжении всей жизни приняты на государственном уровне [4], во многих странах ОЭСР карьерное обучение включено в школьный учебный план (куррикулум) [5, 6], что обусловлено проблемой соответствия ожиданий и компетенций экономически активного населения – рынку труда, программ и технологий подготовки кадров образовательными организациями – потребностям работодателей [7, 8, 3, 5, 9]. 

На уровне образовательной политики в странах, включившихся в борьбу за наращивание человеческого капитала, помимо установки на формирование благополучия и агентности экономически активного населения все более активно формируется запрос на модели взаимодействия реального сектора экономики и образования [см., например, 7, 10]; появляются новые исследования, доказывающие эффективность такого взаимодействия с точки зрения профориентации, когда взаимодействие учащегося с работодателем в школьном возрасте влияет на успешность в карьере в будущем [14]. 

При этом исследователи подчеркивают, что навыки проектирования карьеры не формируются чисто когнитивно, но складываются из системы практик и взаимодействия между сверстниками, учителями, карьерными консультантами, родителями, работодателями, представителями профессиональной сферы деятельности [3, 6]. 

Поиск эффективных моделей профориентации в новых условиях стимулирует развитие профориентационного рынка, который характеризуется крайней неоднородностью, что выразилось, в частности, в разветвленной терминологии. В англоязычной научной литературе среди наиболее распространенных терминов мы встречаем – «vocational guidance», «career guidance», «career learning», «career education», «career counselling», «life designing»; в русскоязычной – превалирует традиционный термин «профориентация», которому в последние годы все чаще составляет конкуренцию термин «карьерное консультирование».

Авторы исследования «Карьерное консультирование в современном мире: теории и практики в России и за рубежом» выделяют по меньшей мере пять моделей профориентации, которые были разработаны во второй половине XX века и применяются до сих пор – это модели Дж. Холланда, Д. Сьюпера, авторского коллектива Университета Миннесоты, Л. Готтфредсон, А. Бандуры [5]. 

I. Модель Дж. Холланда основана на типологизации профессий и личностно-профессиональных особенностей, интересов индивида, описанных в шести профессиональных типах. Задача профориентации – установить наилучшее соответствие между профессиональным типом личности и профессией. С помощью тестовых методик осуществляется подстановка индивида к определенному типу (подтипу) и в дальнейшем – подбор профессии. 

Тестовая методика Дж. Холланда получила широкое распространение в профориентационной практике и в современном контексте применяется, в частности, в форме «примерочной» профессий. Главные допущения такой модели – онтологическая природа профессиональных типов и представление о неизменности профессиональных интересов личности на протяжении всей жизни.

II. Профориентационная модель Д. Сьюпера акцентирует внимание на взаимном детерминизме профессионального и социального самоопределения личности. Профессиональное развитие происходит в течение всей жизни и связано с возрастной психологией, изменением социальных ролей и статуса человека. Д. Сьюпер первым обратил внимание на значимость контекстных факторов, влияющих на карьерное развитие индивида.

III. В основе модели Университета Миннесоты, как и в модели Дж. Холланда, лежит метод типологизации. С помощью тестовых инструментов устанавливается соответствие между ценностями индивида и ценностями профессиональной среды, прогнозируются перспективы адаптации индивида к работе – его желание и возможность приспособиться к среде или же изменить свои установки (или среду).

IV. Модель профориентации Л. Готтфредсон так же основана на соответствии установок индивида той или иной профессиональной области и поиске компромисса между его ценностными установками и реальным предложением рынка труда. Л. Готтфрендсон предложила методику формирования карьерной траектории – последовательное исключение неподходящих альтернатив и последующее принятие компромиссного решения.

V. Социально-когнитивная модель профориентации основа на учете контекстных факторов, влияния среды на формирование представлений индивида о желаемой карьере. Данная модель, сформированная в 1994 году под влиянием идей канадского психолога А. Бандуры, использует методологический аппарат предыдущих моделей в рамках развития теории социального научения.

В основе данных пяти моделей, которые можно отнести к профориентационной концепции контекстуализма, лежит представление об определяющем влиянии социокультурных факторов (контекста) на профессиональную траекторию индивида, человек как бы встраивается в существующий рынок труда, приспосабливаясь к нему. 

Терминологический аппарат, описывающий модели контекстуализма – «vocational guidance», «career guidance», «career education», «career learning» (см. Рис. 1.)

C:\Users\zenki\ownCloud\Проекты\ТГ Отраслевое ДОД\Профориентационная схема.jpg

Рис. 1. Профориентационные концепции, модели и термины.

В другой логике работает концепция конструктивизма, ярким представителем которой является М. Савикас. Согласно данной концепции индивид конструирует свою карьеру, вписывая работу в жизнь, а не наоборот. Контекстные факторы учитываются в той степени, в которой формируют, в первую очередь, пространство личностного самоопределения и лишь во вторую – пространство профессиональной ориентации.

М. Савикас предлагает авторскую систему классификации профориентационных моделей на основе субъектности: три базовые модели «vocational guidance», «career education», «career construction counseling» или «life designing» соответствуют трем позициям индивида: «актор – агент – автор» [15].

В рамках данной парадигмы модели «vocational guidance» (профориентация) соответствует позиция «актора», цель которого – понять свой тип личности и выбрать в соответствии с ним наиболее подходящую профессию из перечня (фактически это модель Дж. Холланд). 

В модели «career education» (карьерное обучение) индивид выступает в роли «агента», который через череду выборов и непрерывное внутреннее развитие выстраивает свою карьерную траекторию, основанную на разумном выборе и реалистичных ожиданиях. (К этой модели можно отнести теории адаптации Л. Готтфредсон и университета Миннесоты.) 

Высшая степень субъектности индивида – «автор», по М. Савикасу, достигается в модели «life designing», являющейся воплощением концепции конструктивизма. Предтечей этой модели сам М. Савикас считает Д. Сьюпера, который сфокусировал внимания карьерного консультирования на множественности социальных ролей индивида, где профессиональная не всегда оказывается главной [15]. 

Модель «life designing» отличает подчеркнутый антропоцентризм – профессиональная деятельность индивида рассматривается как серия сменяющих друг друга проектов на протяжении всей жизни, каждый из которых конструируется в соответствии с личными установками и запросами («Lifelong self-construction»). 

B. Bassot, развивая концепцию конструктивизма, использует метафору подвесного моста для описания парадигмы: «образование – профессиональная деятельность» и места в ней индивида [3]. В течение жизни человек множество раз перемещается по этому мосту, становясь автором своей карьеры, которая принадлежит человеку, а не организации [2]. Среди важных факторов, обеспечивающих устойчивость «подвесного моста», исследователи наряду с рынком труда и государством называют семью и личные паттерны, в том числе благополучие и удовлетворенность карьерой («career happiness») [2, 3, 5, 15]. 

Таким образом, сегодня в сфере профориентации сосуществует несколько моделей, развивающихся в русле двух основных концепций – контекстуализма и конструктивизма. Проблема демаркации границ между ними представляется сложной, а соотнесение профориентационных моделей с конкретными терминами – до определенной степени условным. Авторы в поисках наиболее адекватных современным реалиями технологий профориентации и карьерного консультирования нередко закладывают противоположные концептуальные основания в свои модели, что приводит к методологической и терминологической неустойчивости. Так, М. Савикас в основание позиции «автор» закладывает одновременно контекстуализм, конструктивизм и нарративную психологию [15]. 

Тем не менее представляется важным продолжать поиски в направлении систематизации моделей и терминологического аппарата профориентации как важного феномена современного образования и культуры.

Литература

  1. Wehmeyer M., Nota L., Soresi S., Shogren K. Morningstar M., Ferrari L., Sgaramella T.M., DiMaggio I. A Crisis in Career Development: Life Designing and Implications for Transition // Career Development and Transition for Exceptional Individual. – 2019. – Vol. 42(3). – P. 179-187.
  2. Savickas M., Nota L., Rossier J. and more. Life designing: A paradigm for career construction in the 21st century // Journal of Vocational Behavior. – V. № 75. – 2009. – P. 239 – 250.
  3. Bassot B. Career learning and development: a social constructivist model for the twenty – first century // International Journal for Educational and Vocational Guidance. – V. № 12. – 2012. – P. 31 – 42.
  4. Human Development Index (HDI) Ranking / Unated Nations development programme Human Development Reports. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: свободный / Официальный интернет – сайт Human Development Data Center. – http://hdr.undp.org/en/data (дата обращения: 23.05.2021).
  5. Карьерное консультирование в современном мире: теории и практики в России и за рубежом / Е.В. Минина, Е.С. Павленко, М.А. Кирюшина, А.А. Якубовская. – М.: НИУ ВШЭ, Институт образования, 2021. – 102 с. – (Современная аналитика образования. №2(51)).
  6. Анализ резильентности российских школ / Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: свободный / Официальный интернет-сайт ФИОКО. – https://fioco.ru/ (дата обращения: 20.08.2022).
  7. Qualifications Systems: Bridges to Lifelong Learning // Education and Training Policy. – OECD, 2007. – P. 9 – 16. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: свободный / Официальный интернет – сайт OECD. – https://www.oecd.org/education/skills – beyond – school/38465471.pdf (дата обращения: 23.05.2021).
  8. Ainslie P., Huffman S. Human Resource Development and Expanding STEM Career Learning Opportunities: Exploration, Internships, and Externships // Advances in Developing Human Resources. – Vol. № 21(1). – 2019. – P. 35 – 48.
  9. Ключевые тезисы концепции профессионального самоопределения в условиях постиндустриальной эпохи / И.С. Сергеев, В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина и др. – М.: Изд – во «Перо», 2019. – 20 с.
  10. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года / Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России). – Москва, 2013. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: свободный / Официальный сайт Правительства Российской Федерации. – http://static.government.ru/media/files/41d457592e04b76338b7.pdf (дата обращения: 18.12.2021).
  11. 30 фактов о современной молодежи: исследование Сбербанка. – 2017. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: свободный / Официальный сайт НИУ «Высшая школа экономики». – https://clck.ru/Ncs79 (дата обращения: 04.06.2021).
  12. Russia 2025: resetting the talent balance. – The Boston consulting group (BCG), 2017. – 70 p. 
  13. Spencer-Keyse J., Luksha P., Cubista J. Learning Ecosystems: an emerging praxis for the future of education. – Moscow school of management Skolkovo & Global education futures, 2020. – 157 p. 
  14. Mann A., Kashefpakdel El.T., Rehill J., Huddleston P. Contemporary transitions: Young Britons reflect on life after secondary school and college. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: свободный / Официальный интернет-сайт Education and Employers. – https://www.educationandemployers.org/wp-content/uploads/2017/01/Contemporary-Transitions-30-1-2017.pdf (дата обращения: 20.08.2022).
  15. Savickas M. The 2012 Leona Tyler Award Address: Constructing Careers – Actors, Agents, and Authors // Counseling psychologist. – № 4. – 2013. – V. 41. – P. 648 – 662.

Добавить комментарий

Войти с помощью: