Социальная успешность старшеклассника в условиях медиаобразовательной среды

В статье рассмотрена практика формирования социальной успешности старшеклассника с помощью педагогически организованного проектирования медиаобразовательной среды и включения обучающихся в творческую деятельность по производству медиапродуктов. Данная работа была проведена в рамках сетевого взаимодействия школ и учреждения дополнительного образования. Описаны структура программы и этапы реализации. В качестве важного фактора формирования социальной успешности старшеклассника отмечена презентация итогового медиапродукта – лонгрида – для внешней оценки педагогами, экспертами, социальными группами, сообществами.

Д.В. Ларионова,
педагог дополнительного образования
МБУДО ДЮЦ «Радуга» г.о. Пущино Московской области

Значимость педагогической работы по социализации, социальной адаптации ребёнка, содействию его активности, формированию мотивации к достижению успеха и адекватной самооценки на сегодня не подвергается сомнению. Во многом эту деятельность можно определить как педагогически направленный процесс формирования социальной успешности обучающегося. 

Социальная успешность – позиция, которая декларируется в Федеральном государственном образовательном стандарте как пункт о том, что основная образовательная программа общего образования направлена на «социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность» [1]. Именно социальная успешность во многом определяет то, как сегодняшний ребёнок оценивает собственные достижения, в том числе и социальные. В целом социальная успешность – это комплексное понятие, объединяющее и общественное признание, и собственное восприятие успеха, и отношения к нему личности. Социальная успешность включает компоненты, характеризующие как её объективную, так и субъективную стороны [2].

В современном мире, где серьёзная часть жизни ребёнка проходит в сети, следует учитывать актуальные времени реалии и механизмы для формирования социальной успешности. Дети, в особенности старшего возраста, хотят быть признанными аудиторией, к примеру, не только класса в 25-30 человек, а группой в сотни и тысячи – в медиасреде. Не учитывать её влияние на развитие старшеклассников сегодня невозможно. Превратить медиасреду в союзника, в инструмент для формирования социальной успешности помогает медиаобразовательная среда. Спроектированная медиаобразовательная среда трактуется специалистами как организованная информационно-образовательная среда – педагогическая система, с максимальным привлечением для целей обучения современных средств медиа, используемых в качестве полноправных средств педагогического процесса [3].

Развитие медиаобразовательной среды происходит за счёт педагогически организованного проектирования и включения обучающихся в творческую деятельность по производству медиапродуктов. Так, примером данной образовательной практики может служить курс по медиаобразованию, реализованный в трёх школах городского округа Пущино Московской области в 2020-2022 годах в рамках модуля «Медиаобразование» общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования «Школа журналистики». В работе принимали участие ученики 10 классов (112 обучающихся), продолжительность курса – 12 часов. Описываемая образовательная практика, основанная на принципах медиаобразования, направлена на совместную работу педагогов и старшеклассников в рамках сетевого взаимодействия учреждения дополнительного образования и общеобразовательной школы. В ходе неё старшеклассники на базе школы в течение курса создают под руководством медиапедагога актуальный медиапродукт – лонгрид (это новый способ подачи больших текстов в Интернете, в котором, создавая единую атмосферу, гармонично сплетаются текст, видео, фото, материалы, усиливающие его интерактивность). Он впоследствии должен быть опубликован и презентован. Так, к примеру, один из подготовленных лонгридов был посвящён тому, как связана наука и школа (http://nauka-v-shkole.tilda.ws/), другой – школе вне уроков (http://bolshe-chem-shkola.tilda.ws/). 

Приведём отзывы обучающихся.

Таисия Хорошилова, ученица 10 Б класса школы № 3 г.о. Пущино: «Лонгрид – это что-то новое, что-то современное. Несмотря на то, в каком городе мы живём (г.о. Пущино – наукоград, центр биологических исследований), в Интернете почти нет информации о том, как выглядит в принципе наука в жизни людей в Пущине». 

Фёдор Кузнецов, ученик 10 А гимназии «Пущино»: «У нас был курс медиакоммуникаций в школе. Собственно, на нем нас учили создавать сайт, брать интервью, писать правильные тексты, чтобы они были интересны людям, захватывали читателя. Весь процесс был очень увлекательным, всем всё понравилось и, собственно, получился такой результат. Мы сделали сайт, в котором рассказали, что такое Генеральная Ассамблея, чем она занимается, зачем нужна. Взяли интервью у учителей, принимающих участие в развитии структуры, а также выпускников».

Анна Тетеричева, ученица 10 Б класса школы № 3 г.о. Пущино: «На самом деле работа повлияла на меня, мне кажется, очень сильно. Потому что лично сейчас у меня есть желание создать ещё что-нибудь похожее. Я познакомилась с новыми людьми, в какой-то степени это помогло мне больше раскрыться. Я увидела, что людям действительно нравится наша работа. И это на самом деле очень приятно, когда ты понимаешь, что делаешь что-то не зря».

Ирина Масленникова, ответственный секретарь редакции «Пущинская среда»: «Мне очень нравится идея того, что ребята сами делают продукт, который дарят школе, причём делают его таким образом, что он получается разносторонним».

Подготовка проектов подразумевает мозговой штурм при выборе темы и идеи произведения, определение путей достижения поставленных целей. Старшеклассники самостоятельно описывают ресурсы, определяют критерии успешности проекта. Перед учениками стоят задачи определить целевую аудиторию публикации, написать текст в рамках выбранного направления, основанный на обнаруженных фактах, сформулировать предложения и выводы, продумать структуру материала, разработать план съёмки и снять видео, продумать структуру лонгрида и его дизайн, освоить платформу для создания лонгрида. Для полноценного изучения темы запланировано проведение интервью с экспертами. Обучающиеся брали интервью, писали тексты, фотографировали и даже самостоятельно готовили видеоматериалы и сюжеты. К примеру, для лонгрида о науке – о победительницах олимпиад и их наставнике (материал был показан на местном телеканале «ТВС Пущино» и размещён в лонгриде). Авторы разработали такую структуру сайта, которая включила и исторический блок, где на фотографиях можно было сравнить, как выглядела школа раньше и как она выглядит сейчас, и интервью директора, и перечень форматов научно-популярных мероприятий, и Топ-5 возможностей развития в науке для старшеклассников и выпускников Пущина. Таким образом формируются основы исследовательской и проектной деятельности, позитивный опыт применения современных технологий. Подготовленные в процессе медиаобразования итоговые проекты – медиапродукты – выступают как элемент формируемой обучающимися и педагогами медиаобразовательной среды.

В ходе курса обучающиеся получают представление о композиции материала, спектре журналистских профессий, усваивают основы профессиональной культуры журналиста; осваивают навыки поиска информации в различных источниках, проверки её подлинности. Они осваивают основы журналистской работы, развивают умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников творческой деятельности. Особенностью программы является её практико-ориентированный характер. Старшеклассники проходят обучение в ходе процесса проработки темы и подготовки лонгрида, то есть в процессе работы над реальным продуктом. Такая работа имеет чёткие сроки, накладывает на весь коллектив и каждого человека большую ответственность за выполнение взятых на себя обязательств. Занятия направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию, раскрытие литературного таланта, способствуют экспериментальному поиску, развитию способности мыслить гибко и чётко, реализации потребности в коллективном творчестве.

Структура программы:

– знакомство с жанрами журналистики;

– цели и особенности интервью;

– сбор материала и написание текста;

– основы композиции материала; 

– основы операторской деятельности;

– анализ видеоматериала;

– законы монтажа;

– основы подготовки лонгрида. 

При выполнении практических заданий класс может делиться на подгруппы численностью от 4 человек. Особенность курса заключается в том, что он позволяет каждому старшекласснику учиться работать как индивидуально, так и в коллективе.

Выполнение старшеклассниками практических заданий направлено на обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам; формирование умений применять полученные знания на практике; развитие аналитических, проектировочных навыков; выработку при решении поставленных задач таких качеств, как самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, творческая инициатива.

Важным фактором для формирования социальной успешности является то, что при проектировании медиаобразовательной среды предусмотрено включение обучающихся в активную деятельность по созданию общего для класса медиапродукта с его обязательной последующей презентацией для внешней оценки педагогами, экспертами, социальными группами, сообществами (для этого могут быть также использованы ресурсы и сетевые площадки местных СМИ, а также Интернет-ресурсы школ, личные страницы пользователей, где медиапродукт старшеклассников получает широкое распространение). Презентация также предусмотрена в рамках специально организованных школьных конференций, педагогических советов, круглых столов (материал об этом: https://inpushchino.ru/sayt-v-podarok).

Помимо того, что подготовка медиапродуктов старшеклассниками ведёт к повышению медиакомпетентности обучающихся, существует и эффект от формирования нового информационного поля, создания нового творческого продукта, способного призвать ко взаимодействию с новыми для обучающегося социальными институтами, группами, сообществами, организациями, это способствует социализации обучающихся и росту социальной успешности. Важную роль в этом играет осознание старшеклассниками значимости собственной деятельности, т.к. их проектная работа направлена на решение практических задач (популяризация научных достижений, создание информационных продуктов для телевидения, знакомство аудитории с организациями и людьми города).

Список источников:

  1. Федеральный Государственный образовательный основного общего образования [Текст]: утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. от 11.12.2020)
  2. Кожакина, С.О. Формирование социальной успешности подростков : автореферат дис. … кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Кожакина Светлана Олеговна; Саратов, 2014.
  3. Гура В.В. Философские аспекты педагогического дизайна электронной медиаобразовательной среды // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства, 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskie-aspekty-pedagogicheskogo-dizayna-elektronnoy-mediaobrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 29.09.2022)

Добавить комментарий

Войти с помощью: