Опыт использования артпедагогики как технологии работы с детьми с ОВЗ

В статье автор транслирует собственный опыт работы с детьми с особыми образовательным потребностями по программе «Артпедагогика. Развитие учащихся с ОВЗ средствами музыкального искусства».  Автор статьи показывает, как приобщение к музыкальному творчеству дает толчок к реализации всех внутренних ресурсов человека, способствует развитию его личности и психики. В статье рассматриваются основные аспекты использования специфических методик артпедагогики, нацеленных на установление контактов с внешней средой через музыкально-звуковые образы, а также технологии интегрированного или инклюзивного образования. Автором предложен ряд конкретных рекомендаций по преодолению трудностей, возникающих в процессе организации занятий.

Н.И. Мужичкова,
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования г. Москвы «Зеленоградский дворец творчества детей и молодёжи»
г. Москва, Зеленоград

Каждый педагог, даже не обладая специальной подготовкой, понимает, что обучение детей с ограниченными возможностями требует не просто особого подхода, но и специфических знаний, владения определенными методиками, технологиями. Но не каждый знает, что существуют специальные программы, помогающие «особенным» детям интегрироваться в социум, «научиться  учиться», поверить в себя. Рекомендовать родителям подобные программы, относящиеся к разряду дополнительных общеразвивающих, популяризировать, привлечь их потенциал к решению общеобразовательных задач в настоящее время позволяет стремительно развивающаяся система дополнительного образования города Москвы и Российской Федерации, учреждения которой должны быть включены в программу социальной реабилитации каждого ребенка. 

В 2014 году в Зеленоградском дворце творчества детей и молодежи впервые стали реализоваться программы для обучающихся с особыми образовательными потребностями – для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Такие дети и ранее обучались в нашем учреждении, но специальные программы для них не разрабатывались, поэтому и количество таких обучающихся было единичным. Как бы ни велико было значение инклюзивного образования, необходимость и важность индивидуального подхода к детям с особенными потребностями определяет специфику целей, задач, средств и методов их обучения. Безусловно, именно адресность обучения привлекает родителей таких детей, которые хотят, чтобы их ребенка не только поняли и приняли, но и нашли те особенные пути, которыми он сможет продвинуться в своем развитии. Сейчас в нашем учреждении дополнительного образования таких «особенных» учеников уже более трехсот. В ГБОУДО ЗДТДиМ на занятия музыкой приходят обучающиеся, имеющие инвалидность по зрению, нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, нарушения речи и слуха, синдром Дауна, диагноз аутизм (с потерей речи, ярко выраженной агрессивностью). Для наших учеников с поведенческими проблемами, часто не имеющих речевых навыков, но проявляющих интерес к музыкальному искусству в различных его видах (пение, восприятие музыки, знакомство с музыкальными инструментами), создана дополнительная общеразвивающая программа «Артпедагогика. Развитие учащихся с ОВЗ средствами музыкального искусства».

Исследования ученых доказывают, что приобщение к музыкальному творчеству дает толчок к реализации всех внутренних ресурсов человека, способствует развитию его личности и психики [16]. Доказано, что занятия музыкой активизируют слух, который является важнейшим каналом информации для любого человека. Музыкальное развитие очень помогает обучающимся в преодолении задержки речевого и психического развития, позволяет повысить общую грамотность. Музыка влияет на развитие эмоциональности и эмпатии, что очень важно для обучающихся с ментальными нарушениями.

Как показывает наш многолетний опыт, занятия музыкой, приобщение к музыкальному творчеству обеспечивают полноценную эмоциональную жизнь обучающегося с ОВЗ, активизируют его интеллектуальную деятельность, обеспечивают социальную интеграцию, полное или частичное восстановление способностей к коммуникации. 

 В организации образовательного процесса для обучающихся с особыми потребностями мы учитываем возможные преграды к обучению, которые проявляются в том, что у ребенка с ОВЗ (особенно с диагнозом РАС) могут быть нарушены связи с миром, возникают сложности в общении с окружающими. Обучение и развитие детей с ОВЗ часто затруднено низкой работоспособностью обучающихся, их повышенной утомляемостью, ограниченностью когнитивной деятельности.

 Одним из возможных вариантов занятий с обучающимися с ОВЗ в области их музыкально-эстетического развития является использование технологий и методик артпедагогики.

Артпедагогика – отрасль педагогической науки, которая базируется на слиянии педагогики и искусства, изучает закономерности воспитания и развития человека посредством искусства [7]. Педагогическая практика артпедагогики использует компенсаторные, катарсические и коммуникативные функции искусства для оптимизации условий педагогического взаимодействия, скрытой диагностики ценностных отношений, установок, мотивов. Близкое понятие «арт-терапия» (направление психотерапии), в свою очередь, используется для разрешения внутри- и межличностных конфликтов, кризисных состояний, выражения чувств и мыслей в художественной форме [10, с. 72].

Задачи и функции артпедагогики значительно отличаются от существующих программ художественного воспитания тем, что целью является не только обучение ребенка основам музицирования, но и развитие способности к самовыражению, самопознанию, к приобретению коммуникативных навыков. Поэтому цель нашей образовательной программы сформулирована как «музыкально-эмоциональное и интеллектуальное развитие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, установление контактов с внешней средой через музыкально-звуковые образы».

В силу того, что дети имеют различные медицинские диагнозы, группа детей с ОВЗ получается крайне неоднородной. Задачей учителя в данном случае является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям обучающихся методов и форм организации обучения. Как показала практика, наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с обучающимися, имеющими ОВЗ, являются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля. При реализации программы используются следующие методы и приемы обучения: беседа, объяснение, работа с использованием приема «рука в руке» самостоятельная работа, творческая работа. Контакт с внешней средой укрепляется через анализ содержания исполняемых музыкальных фрагментов (детские песни, звукоподражающие мотивы, скороговорки и т.д.)

На занятиях с обучающимися с ОВЗ в рамках реализации данной программы используются технологии «интегрированного или инклюзивного образования», которое признано мировым сообществом основной формой социальной интеграции детей-инвалидов [2].

Учитывая ограниченные контакты детей-инвалидов, их замкнутость в рамках семьи и лечебно-оздоровительных учреждений, мы предлагаем детям «музыкальное общение» внутри творческого коллектива, отдельного занятия, концертного, конкурсного или внеклассного мероприятия. Так, например, в конкурсах и фестивалях, проводимых Зеленоградским дворцом творчества детей и молодежи («Зеленоградские музы», «Моя музыка», «Зеленоградская сюита детства») дети-инвалиды, успешно освоившие навыки игры на фортепиано, принимают участие в общих конкурсных прослушиваниях и нередко становятся победителями.

Мы считаем, что для наших «нормотипичных» обучающихся и их родителей такая практика тоже очень полезна, так как повышает их общую осведомленность о возможности контакта с «особенными» детьми и способствует развитию толерантности всего общества. 

В чем же состоит специфика работы с обучающимися с особыми потребностями? Какими навыками нужно овладеть педагогу, работающими с «особенными» ученикам? На наш взгляд, первое и самое необходимое качество педагога в этом образовательном пространстве – это владение приемами прикладного анализа поведения, которое помогает в преодолении причин внеучебных ситуаций, стабилизирует эмоционально-волевое состояние ученика. Не будем забывать о главном тезисе АВА-терапии [12]: поведение обусловлено подкреплением. Также необходимо настроиться на длительный период ожидания результатов и владеть методикой многократных повторений учебного материала, но так, чтобы каждый урок был для ученика интересным и захватывающим. Нужно иметь множество вариантов развития сценария занятия и безошибочно, опираясь на метод педагогического наблюдения, выбирать именно тот, который увлечет юного музыканта. Для успешного проведения занятия необходима визуализация учебного материала. Поэтому нужно использовать в работе музыкальные яркие интересные пособия, в которых нотный материал будет доступен пониманию и восприятию.

Нашим ученикам очень нравится заниматься по нотным пособиям И. Корольковой «Крохе музыканту» [8], «Я с музыкой дружу!» [9], Н. Соколовой «Ребенок за роялем» [11], О. Геталовой «В музыку с радостью» [6].

Возвращаясь к компетенциям педагога в работе с «особенными» учениками, отметим необходимость активного диалога с его родителями. Одним из вариантов преодоления преград в обучении является включенность семьи обучающегося в реабилитационно-развивающий процесс. Поэтому программа развития и обучения должна быть направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, коррекцию семейных взаимоотношений. В нашей работе мы стремимся создать условия для максимальной сепарации ребенка, активизируем его самостоятельность, организуя занятие без полного или частичного присутствия родителей, делаем видеозаписи занятий для последующего совместного анализа. После каждого урока родители получают рекомендации по организации домашних занятий, которые предусматривают закрепление полученных навыков.

Что же мы делаем на занятиях, какие формы работы рекомендуем использовать?

 Мы активно стремимся к развитию дикции и речевых навыков. Для этого используются следующие приемы:

 – совместное пение с педагогом;

 – сопровождение песни движениями;

–  игра на шумовых инструментах (сопровождение).

 Мы занимаемся развитием мелкой моторики пальцев, овладевая первоначальными навыками игры на фортепиано и шумовых инструментах (самостоятельно или при помощи педагога, «рука в руке») при этом знакомимся с клавиатурой фортепиано и учимся концентрировать внимание на клавишах, играем упражнения для пальцев. В активизации  интеллектуального восприятия нам помогают:

–   изучение нотной грамоты,

–  сольмизация (итал. solmisazione — по названию ступеней гвидонова гексахорда соль и ми; также итал. solfisazione от позднелат. solfisatio) — способ распева мелодий с помощью условных слогов, назначенных для каждой ступени (главным образом, диатонического) звукоряда. В основе сольмизации лежит мнемоническое ассоциирование отношения отдельных ступеней звукоряда с комбинацией таких слогов;

– сольфеджирование (пение, при котором вместо слов произносят названия нот) [1].

Нельзя забывать о формировании общего интереса к музыке и эмоциональной отзывчивости. Для это мы много играем в ансамбле с педагогом или другими обучающимися и слушаем музыку, вместе придумываем музыкальные игры. Например, нужно изображать звуки природы или голоса животных, аккомпанируя себе на шумовых инструментах, или соотносить картинки с изображениями животных с их «пением». 

Подобная работа с детьми обогащает не только ученика, но и самого педагога, который может наблюдать, как буквально на глазах меняется ребенок, как появляются у него новые возможности и способы коммуникации, как он раскрывается и расцветает, улыбается и радуется, ощущая свой успех и встречную радость педагога. В нашей практике был даже такой случай, когда после нескольких месяцев занятия музыкой неговорящий мальчик 6 лет сказал первые слова, и это были названия нот. Именно с названия нот ученики, имеющие диагноз «алалалия» или «эхолалия», начинают приобретать первые навыки активной речи. 

Радуясь достигнутым результатам, каждый новый учебный год мы начинаем уже с гораздо большим арсеналом методов и приемов реализации программ артпедагогики, при минимуме средств и материальных затрат. Наличие музыкального инструмента и активная работа в союзе с родителями – вот, что требуется для нашей работы.

Изучение механизмов музыкального воздействия на развитие детей с ограниченными возможностями, пробуждение у них эстетических потребностей позволяет педагогу другими глазами взглянуть на ценность музыкального образования для обычных детей, видеть в нем те глубинные пласты, которые обычно скрыты и не привлекают особого внимания педагогов с точки зрения развития личности в целом.

Все вместе – педагоги, дети с особыми образовательными потребностями, родители – мы идем трудной дорогой постижения волшебного искусства музыки, которая раздвигает все границы!

Советы для педагогов, реализующих подобные программы, либо просто работающих с детьми-инвалидами: 

1.  Всегда будьте позитивно настроены на проведение занятия;

2. Осуществляйте постоянный самоконтроль и активируйте свою способность к адаптивности;

3. Строго организуйте учебное пространство и последовательность проведения занятия;

4. Осуществляйте постоянное саморазвитие, накопление знаний по проблемам обучения обучающихся с ОВЗ, будьте в курсе всех методических новинок;

5. Проявляйте толерантность к любым учебным ситуациям, уступайте в требовательности во имя устойчивости желания ребенка заниматься музыкой.

Список литературы

  1. Баренбойм Л. Система музыкального воспитания К. Орфа. Л.: «Музыка», 1970.
  2. Бельгисова, К. В. Совершенствование правового регулирования инклюзивного обучения в системе высшего образования в Краснодарском крае: монография. Краснодар: Южный институт менеджмента, 2017.
  3. Вертов А. Техника постановки голоса. М.: Гос. муз. изд-во, 1961.
  4. Витт Ф. Практические советы обучающимся пению. Л.: «Музыка», 1968.
  5. Выготский Л. Психология искусства. М.: «Педагогика», 1987. 
  6. Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. СПб.: Композитор – Санкт-Петербург, 2005.
  7. Корженко О. М., Заргарьян Е. А. Артпедагогика сегодня: цели и перспективы развития // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт–Петербург, май 2013 г.). СПб.: Реноме, 2013. С. 95–97. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3855/ (дата обращения: 05.04.2018)
  8. Королькова И.С. Крохе-музыканту. Нотная азбука для самых маленьких. Часть I, Часть II. М.: Феникс, 2022.
  9. Королькова И.С. Я дружу с музыкой. Нотная азбука для маленьких пианистов. М.: Феникс, 2019. 79 с.
  10. Сергеева Н.Ю. Арт-педагогика и арт-терапия: к вопросу о разграничении понятий // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2016. №2. С. 69—75.
  11. Соколова Н. Ребенок за роялем. Для фортепиано в 2 и 4 руки с пением. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Музыка, 2018.
  12. Шрамм, P. Детский аутизм и ABA: ABA (Applied Behavior Analisis : терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения / Р. Шрамм ; пер. с англ. 3. Измайловой-Камар ; науч. ред. С. Анисимова. Екатеринбург: Рама Паблишинг. 
  13. Вопросы вокальной педагогики под ред. А. Яковлевой. Сб. Вып. 7. М.; «Музыка», 1984.
  14. Вопросы вокальной педагогики под ред. Л. Дмитриевой. Сб. Вып. 5. М.: «Музыка», 1976.
  15. Восприятие музыки. Сб. статей. М.: «Музыка», 1980.
  16. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальности 0318 «Специальное дошкольное образование». М., 2002.

Добавить комментарий

Войти с помощью: