«Театр – это не украшение школы, а педагогический инструмент»: интервью с координатором проекта «Содружество школьных театров города Москвы» В.С.Злотниковым
Глава Министерства просвещения Сергей Кравцов сообщил, что к 2024 году в каждой школе должен появиться свой театр. Театральная педагогика сегодня выходит на первый план в основном и дополнительном образовании детей.
Для объединений детских и молодежных театров, созданных на базе образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, создан специальный проект «Содружество школьных театров Москвы», где можно познакомиться с деятельностью школьных театров, стать участником или зрителем открытых показов в рамках ежегодного фестиваля-конкурса «Живая сцена» и узнать о проектах Содружества. Редакция портала «Про ДОД» поговорила с координатором этого проекта Вадимом Семёновичем Злотниковым и узнала, какие задачи решает проект «Живая сцена» и как принять участие в конкурсе.
– Почему тема школьных театров стала именно сейчас очень заметна, важна?
Актуальность самой темы школьных театров и его важное место в образовании были очевидны всегда. В образовании всегда востребованы по-настоящему творческие инструменты педагогической работы. Именно к таким универсальным инструментам и относится школьный театр.
– Поиск новых форм педагогической работы действительно совпал с интересом государства. Как бы Вы в широком смысле обозначили, какие личностные качества развивает театр у ребёнка?
– Театр затрагивает в человеке абсолютно всё – и интеллектуальную, и эмоциональную, физическую, психологическую и социальную сферы. Это происходит потому, что театр – искусство синтетическое, а еще театр – искусство коллективное. Не случайно театрализация существует с того момента, как человечество осознало себя таковым. Театр работает с физикой тела, с психологией поведения, тренирует память, фантазию и воображение. Как говорил Пабло Пикассо, «…всё, что человек может вообразить он в состоянии сделать». Воображение, фантазия – это основа актерской профессии и любой театрализации. Театр всегда существовал в образовании, начиная с античности и до наших дней. Поэтому мы можем говорить, что театр как искусство всегда был интегрирован в цивилизацию и в ее развитие. И всегда театр был отражением мира людей. Его моделью. И если мы хотим понять что-то про современный мир, мы должны идти в современный нам театр, даже если пьесе много веков. Мы ведь смотрим не сюжет, мы идём в театр за переживанием и сопереживанием, чтобы почувствовать свое единство с окружающим миром. Именно поэтому театр является серьезным педагогическим инструментом, дающим возможность человеку развиваться в самом широком смысле, личностно расти образовываться (от слова «образ»). Театр – это игра по правилам, которые принимают все, и взрослые и дети. Для взрослых театр — это место, где все условно, но зрительское переживание объединяющие человека с другими людьми – самое настоящее. Для подростка – это возможность прожить то, что он хотел бы прожить, но прожить безопасно, играя, при этом получить настоящий опыт общего дела, успеха и узнавания себя. Для младшего школьника игровая деятельность является основным способом познания мира и взаимодействия с ним, а, значит, театр для него естественная среда.
– Какой репертуар оказывается актуальным для современного ребёнка? Что ему показывать?
– Вопрос репертуара для школьного театра возможно самый актуальный. Мы в настоящее время собираем специальную драматургическую библиотеку. На портале «Содружество школьных театров» уже выложено более 50 пьес и инсценировок. Тем, кто занимается театром в школе и стоит перед выбором репертуара для своего детского коллектива, необходимо помнить, что здесь задачи профессионального и школьного театра не очень совпадают.
Профессиональный театр должен не просто ставить спектакли, он, по сути, завод, по производству спектаклей. Чаще всего он существует на кассу, которую получает от продажи билетов. И когда есть совпадение высокого художественного качества и при этом есть очередь в билетную кассу – это для театра великое счастье. И выбор репертуара тут во многом определяется именно кассой. Театр во все времена датировался. К примеру, никакого Мольера бы не было, если бы не было Людовика XIV, который покровительствовал драматургу, по сути, содержал театр и был его самым главным зрителем. Соответственно и репертуар не должен противоречить вкусу «главного зрителя». Профессиональный театр — это сложный дорогостоящий механизм, он нуждается в инвестициях, значит, он будет учитывать и вкус того зрителя, который придёт на спектакль и тех, кто его реально поддерживают.
Репертуар же школьного театра должен формироваться исходя из вопросов «зачем и почему?» мы берем данное произведение и предлагаем его конкретным школьникам, в данной школе к постановке. Конечно, спектакли школьного театра далеко не всегда соответствуют канонам сценического искусства, но они создаются без оглядки на «кассу» и в этом смысле мы можем сказать, что это чистое, не подверженное «конъектуре рынка» искусство. Дети приходят в школьные театральные студии, потому что у них есть личная заинтересованность, они хотят расти, а не потому, что они хотят стать профессиональными актёрами и режиссёрами. Пространство школы задумано, в первую очередь, как пространство развития, пространство становления, пространство, где взрослые помогают детям стать умными, умелыми и знающими людьми. Поэтому и выбор репертуара будет связан с той педагогической задачей, которую необходимо решать здесь и сейчас. С теми детьми, которые перед нами, в той конкретной школе, где и существует театр. И театральная деятельность внутри образовательного учреждения – это возможность решать педагогические задачи в школе на очень высоком уровне качества. Поэтому если школьный театр не является частью образовательного учреждения, в котором он живет, если его руководитель решает собственные творческие задачи, если студийцы свысока посматривают на сверстников, то это не школьный театр, и место такого коллектива в профессиональной среде, где никто никаких педагогических задач перед театром не ставит. Где я могу выбирать репертуар без оглядки на то, что я работаю в школе, а студийцы — это обычные школьники.
– Получается, что школьный театр – это способ повысить мотивацию, с его помощью могут решаться различные педагогические задачи, конкретные для каждой образовательной организации?
– Да, конечно, дети, занимающиеся театром, как правило, и к самой школе лояльней и жизненный тонус у них выше и, соответственно, они более мотивированны к образованию. Но не стоит забывать, что театр – это искусство. У него есть законы, о которых надо знать, технологии, способы работы и далеко не каждый учитель взявший на себя труд по созданию театра имеет специальную подготовку, опыт и знания. Мы не можем преподавать математику или литературу, если специально этому не учились. Великий советский актёр Андрей Миронов на своем бенефисе рассказывал, что, когда он встречается со зрителями, то ему всегда дают советы, как правильно играть, что и где он делает, неправильно создавая своих героев. И дальше он говорит: «А вот представьте, что человек с улицы, не строитель приходит на стройку и говорит работягам, что они там неправильно чего-то делают…, представляете, что ему ответят?». Я это к тому, что театр – это искусство, имеющее строгие и даже жёсткие законы. И отсюда остро встаёт вопрос, кто может заниматься с детьми театром в школе? Специальных факультетов в театральных или педагогических вузах нет. Профессиональные режиссеры стремятся попасть в профессиональные театры. Есть конечно курсы повышения квалификации. Исследовательские лаборатории при педагогических вузах, есть много замечательных энтузиастов и очень серьезных исследователей школьного театра, как феноменального явления, практикующих педагогов работающих по всей стране. Но при этом в обычной школе, как правило в зале нет элементарного затемнения, прожекторов, мест для хранения сценического имущества и оборудования. Статус тех педагогов, которые занимается школьным театром не очень высок, и их профессиональная подготовка основана в основном на собственном зрительском опыте, личном культурном багаже и стремлении к саморазвитию. И поэтому необходимо уделять отдельное внимание подготовке специалистов, которые работают именно в условиях школьного театра, в самых обычных образовательных учреждениях.
– Правильно ли я понимаю, что подготовка специалистов, которые занимаются школьным театром, — это одна из задач проекта «Содружество школьных театров»?
– Да, правильно. Проект основан на федеральной инициативе «Школьный театр». И есть документ, в котором сказано, что к 2024 году в каждой школе должен быть свой театр. Задача не простая, ведь создание школьного театра в каждой школе — это подготовка кадров, и оснащение, и включенность в образовательные процессы и изменение отношения к этой работе с детьми со стороны коллег, родителей и администрации. Школа должна и может серьезней относиться к этому явлению. А это не только работа школьной театральной студии, но и использование театрализации в самых разных сферах жизни и работы школы. Поэтому мы ввели понятие «Театральное Образовательное Пространство (ТОП)». ТОПы могут быть четырёх уровней. Подробней вы можете об этом прочесть на портале «Содружества школьных театров». Для самоопределения собственного уровня ТОПа, для поддержки уже имеющихся достижений, для выстраивания отношений с ТОПами других школ, для повышения собственного профессионального уровня, для перехода на более высокий уровень ТОПа и еще много для чего мы создали фестиваль «Живая сцена». В этом году он начинает свою работу в Москве.
– Пожалуйста, расскажите про направления внутри фестиваля.
– Внутри фестиваля два направления. Первое – «Школьная Мельпомена». Мельпомена – это муза трагедии, в которой закаляется человеческий дух. Второе – «Благосклонная Талия». Талия – это муза комедии. Обе – дочери Зевса. Эти два направления созданы для того, чтобы театральные пространства любого уровня могли бы в этом участвовать. Например, театр, которому несколько десятилетий и театр, который открылся в сентябре этого года не всегда могут соперничать в одной конкурсной программе. Поэтому «Школьная Мельпомена» – для спектаклей опытных коллективов, которые готовы показывать их не только для своей публики, претендующие на творческий продукт, созданный по законам сценического искусства. «Благосклонная Талия» – это номинация для тех, кто занимается театрализацией, но еще не имеет спектакля как продукта, который можно показывать не только у себя в школе. Например, спектакль связан со школьной традицией или он создавался специально для малышей именно этой школы, или для родителей определенной параллели, или просто не хотим и все.
– То есть это для тех, кто хочет работать в своих стенах?
– Любая форма работы ТОПа школы – это, в первую очередь, приобщение к театральной культуре. «Благосклонная Талия» — это еще и посещение спектаклей, проведение интервью, организация собственных фестивалей. Это колоссальная работа, и она имеет огромное педагогическое значение. В положении о фестивале «Живая сцена» в направлении «Благосклонная Талия» внесена большая таблица, в которой описаны разные формы театральной активности, и вы, как руководитель школьного театра, эти активности фиксируете и выкладываете в личном кабинете. Каждая активность оценивается в баллах. И даже не имея публичного спектакля вы имеете все шансы получить грант поддержки своего ТОПа, просто по сумме набранных баллов. Грантов целых три, и эти гранты достаточно серьезные. Грант невозможно потратить ни на что иное, кроме как на нужды школьного театра
– Кто будет входить в жюри?
– Жюри еще только формируется. В него войдут профессиональные педагоги, известные актеры и действующие режиссеры.
– Какое количество театров в Москве? Какое количество участников вы ждёте?
– Точное число назвать сложно. Одна из задач «Содружества», это создание реестра школьных театров. Сейчас их примерно 500-600.
– Можно ли принять участие в двух направлениях конкурса-фестиваля «Живая сцена»?
– Да, можно. По всем организационным вопросам можно обращаться к координаторам проекта (https://theatre.shkolamoskva.ru/#/festivals/).
– Каким Вы видите идеальный результат этого проекта?
– Очень хорошим, на мой взгляд, результатом, будет, если во второй тур номинации «Школьная Мельпомена» пройдут не меньше 70 спектаклей, а в третий 12—14. Ко всем, кто выходит на второй тур, приезжают члены жюри и смотрят спектакль в живую, на площадке театра. Такие коллективы сразу становятся лауреатами фестиваля. Особые надежды мы возлагаем на «Благосклонную Талию», потому что школ, желающих принять участие в фестивале, но не имеющих спектакля для показа вне своих стен абсолютное большинство. Так же необходимо, чтобы все со всеми познакомились, подружились, чтобы появились «горизонтальные связи», сформировалось настоящее профессиональное сообщество. Для этого мы создали Клуб руководителей школьных театров, это «Московская педагогическая театральная мастерская». Занятия проходят два раза в месяц. Есть служба консультантов-наставников, дипломированных режиссеров, имеющих большой опыт работы с непрофессиональными коллективами. Это люди, которые могут выезжать в школы и помогать, подсказывать, проводить мастер-классы. Помогать выходить в публичное пространство. Одна из задач нашего фестиваля – помочь людям выйти из тени. Почувствовать себя нужными и значимыми.
– Станет ли фестиваль ежегодным? О каком долгосрочном результате тогда можно говорить?
– Фестиваль, безусловно, должен быть ежегодным. А в долгосрочной перспективе и это уже мое личное видение, это формирование отдельной профессии «руководитель школьного театра». Это человек, который, как педагог, организатор и режиссёр работает в школе. Его место в школе определено, значимо, и он является участником образовательного процесса наравне с учителями математики, физики, химии, литературы. Дам простой образ будущего, например, чтобы родители, записывая первоклассника в школу, спрашивали затаив дыхание: «…а можно сразу записать ребеночка в школьный театр?»
– Получается конкурс объединяет два направления работы – работу с педагогами и работу с детьми?
– Здесь важно взять курс на одновременную работу со всеми участниками процесса. К примеру, «Живая сцена» смотрит спектакли не в записи, что подразумевает непосредственное общение и возможность последующего анализа проделанной работы, как с ребятами, так и со взрослыми. Конечно, невозможно объехать все школы, поэтому у фестиваля есть три этапа. Первый заочный, второй очный и третий финальный. Причем третий этап конкурса – это предоставление участникам, прошедшим предыдущие этапы, профессиональной сцены для показа своих работ, что очень важно для школьного театра.
– А что получат ребята?
– Опыт выступления на большой сцене, поддержку и уважение сверстников, близких и своей школы. Обретут новых друзей, расширят круг общения. Познакомятся с такими же увлеченными ребятами и взрослыми. Узнают про себя, что они многое могут. Узнают про других, что они-то же могут чувствовать и переживать, то же, что и ты сам, что они нужны миру и мир нужен им. Все это опыт счастья.
– Расскажите, пожалуйста, про партнёров.
– Сейчас это театр Олега Табакова, Театральный институт им. Щукина, Бахрушинский музей, музей МХАТ. На сколько я знаю, идут переговоры со всеми театральными вузами, со многими московскими театрами и профильными музеями. Для нас наличие в этой работе профессионалов — гарантия сохранения и роста культурного уровня всего проекта. Профессиональные театральные вузы, вряд ли, хотели бы готовить тех людей, которые будут работать только в школе, у них все же иная задача, но они могут помочь в создании программ для подготовки таких специалистов, поддержать кадрами, поделиться опытом. Мы надеемся на сотрудничество с педагогическими вузами, с Психологическим факультетом МГУ, с разными специалистами в области педагогики, психологии, театра.
– Какое напутствие Вы могли бы дать участникам и тем, кто только задумывается, чтобы подать заявку на участие в проекте?
– Друзья и коллеги! Сейчас созданы уникальные условия для поддержки и развития школьного театра и все, что требуется от тех, кто этим занимается серьезно внутри школ, это включиться в работу и максимально использовать «окно возможностей». Дорогие друзья, выходите из тени. Давайте мы будем делать это вместе. Давайте мы будем обсуждать и показывать друг другу спектакли, учиться, делиться, грустить, создавать и радоваться вместе. Потому что театр — это не только синтетическое, но и коллективное искусство. То, что вы уже делаете, чрезвычайно важно для детей, родителей, школ и образования в целом. Потому, что театр – это не украшение школы, а уникальный и очень мощный педагогический инструмент работы с нашими детьми, а, значит, и с будущим.