Вышел информационно-методический журнал «Про_ДОД» №3 (2023)
Коллеги, рады представить вам новый номер информационного-методического журнала о дополнительном образовании детей «Про_ДОД» №3 (2023).
Читайте в выпуске.
ВЕКТОР ДВИЖЕНИЯ
В статье Н.М. Кураниной предпринята попытка теоретического осмысления современного наставничества на основе практических примеров поэтапного освоения этой современной технологии педагогическим коллективом ГБОУДО города Москвы ДТДиМ имени А.П. Гайдара. Автор делает вывод о том, что современное наставничество является действенным механизмом развития организации дополнительного образования детей, потому что становится инструментом повышения качества образования, механизмом создания эффективных социальных лифтов для обучающихся и кадровой технологией, обеспечивающей передачу профессиональных знаний от опытных сотрудников — менее опытным.
Работа З.И. Рамазановой и О.В. Сабировой посвящена анализу наставнической деятельности и становлению молодого специалиста на примере образцово-художественного ансамбля народного танца «Тантана». Взаимодействие между наставником и наставляемым осуществляется в рамках ролевых моделей «опытный педагог – молодой специалист» и «педагог-новатор – консервативный педагог» через создание информационно-методического ресурса для педагогических работников ГАУ ДО «АОЦРТ» (семинары, методические объединения, мастер-классы, консультации и т.д.).
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Статья А.В. Павлова продолжает ряд работ автора по проблематизации и поиску путей развития сферы дополнительного образования детей в условиях изменяющейся реальности. Представлена альтернативная типологизация образовательных программ в дополнительном образовании, основанная на функциональных образовательных целях. Предложены новые типы образовательных результатов для дополнительных общеразвивающих программ с опорой на современные представления о предназначении данного вида образования.
ОТ СЛОВ К ДЕЛУ
В исследовании А.Ф. Зайнуллиной, О.В. Плотниковой, А.Р. Емельяновой подробно описаны методы проблемного обучения, метод проектного обучения, а также технологии 3D-моделирования и техники PaperCraft. Методические рекомендации составлены с целью разъяснения педагогическим работникам особенностей организации Steam-подхода в дополнительном образовании. Особое внимание уделяется приемам интеграции естественнонаучной, технической и художественной направленностей, предлагаются варианты использования дистанционных форм обучения с использованием современных информационных цифровых ресурсов.
Статья Е.Ю. Громовой, И.В. Ельчинова, К.А. Казибековой предлагает дополнительный педагогический инструмент, который может быть полезен для развития творческих способностей обучающихся, а также при пополнении комплексов упражнений различных образовательных дисциплин. Принцип инструмента заключается в том, чтобы обучающиеся внутри группы определяли конкретную образовательную задачу и искали способ её решения посредством создания уникальных упражнений. Иллюстрацией данного инструмента является описание результатов работы модуля Университетской гимназии МГУ им. М.В. Ломоносова «Искусство устной презентации».
В статье С.Ю. Жуковой описывается возможность использования театральных средств в проектной деятельности школьников на примере работы театрального направления проекта «Литературный музей «Текст и контекст»: прошлое сквозь призму современности». В статье описаны этапы работы над спектаклем, начиная с выбора сцен, написания инсценировок и заканчивая работой со зрителями после премьеры. Автор уверен, что создание уникального продукта – авторского спектакля – позволяет обучающимся отыскать в материале что-то новое, полнее изучить обстоятельства, обратить внимание на факты, которые ранее не были замечены, проверить на практике свои мысли и творческие догадки.
В работе О.А. Зубковой раскрывается разработанная автором методика формирования исследовательских способностей у подростков в системе дополнительного образования, которая учитывает специфику естественнонаучного дополнительного образования и включает в себя принципы отбора содержания, взаимодействие педагога и школьника, методы и формы реализации исследовательской деятельности, а также критерии оценки и уровни сформированности исследовательских способностей, характерных для научного познания.
ОПЫТ РЕГИОНОВ
Статья Т.В. Двойных и В.М. Сусаровой посвящена развитию инновационного образовательного пространства через внедрение кластерного подхода в муниципальной автономной организации дополнительного образования «Центр детского творчества Хибины» города Кировска. В сфере дополнительного образования все более широкое распространение получает социальное партнерство как один из важнейших механизмов удовлетворения требований потребителя образовательных услуг, обеспечивающий качественные изменения в содержании и формах обучения. Изучение научной литературы по проблеме социального партнерства и опыта педагогов в сфере образования привели авторов к выводу, что возможным решением задачи модернизации дополнительного образования является кластерный подход.
Публикация М.К. Корневой и И.Э. Соломахиной знакомит с практическим опытом работы по приобщению детей и подростков к изучению истории нашей страны и Тульского края через экспозиции музеев Дома детского творчества. Авторы представляют формы, методы и технологии, используемые в рамках комплексной музейно-педагогической программы «Музеи детям». Данный материал может быть полезен организациям, имеющим интерактивные музеи, в которых обучение и развитие детей строится на основе подлинных музейных экспонатов.