Возможности использования методики разработки упражнений при реализации дополнительных общеразвивающих программ​​ на примере создания авторских скороговорок

Данная статья предлагает дополнительный педагогический инструмент, который может быть полезен для развития творческих способностей обучающихся, а также при пополнении комплексов упражнений различных образовательных дисциплин. Принцип инструмента заключается в том, чтобы обучающиеся внутри группы определяли конкретную образовательную задачу и искали способ её решения посредством создания уникальных упражнений. Иллюстрацией данного инструмента является описание результатов работы модуля Университетской гимназии МГУ им. М.В. Ломоносова «Искусство устной презентации».

Е.Ю. Громова
преподаватель,

И.В. Ельчинов,
ученик,

К.А. Казибекова,
ученица,

Университетская гимназия
МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва

В современном мире, когда очень много образовательных активностей переходит в формат онлайн, вопрос умения грамотно и красиво говорить становится всё актуальней. Подрастающее поколение всё больше общается в сети, причём чаще в письменной форме и с определённой спецификой [4], мало развивая навыки устного общения.  Тем временем в профессиональной деятельности ценится конкурентоспособность, которая непосредственно связана с умением презентовать себя и свои проекты [3]. Таким образом, развитие навыков устного общения и грамотной красивой речи оказывается крайне актуальным.

В данной статье авторы предлагают дополнительный педагогический инструмент для занятий речевыми дисциплинами (риторика, ораторское искусство, сценическая речь и так далее). Особенностью предлагаемого метода является самостоятельное творчество обучающихся в рамках «вспомогательных» предметов. Данный аспект является ключевым, ведь творчество как инструмент познания позволяет быть не только объектом, но и субъектом учебного процесса. Необходимость развития творческих способностей у обучающихся не вызывает сомнений, а также закреплена в Федеральном Законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «Педагогические работники обязаны <…> развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности…» [1].

Идея создания детьми в рамках занятий уникального продукта широко применяется в педагогической практике [5]. Обучающиеся театральных студий всё чаще сами сочиняют литературные композиции, сами пишут пьесы, “кукольники” сами шьют кукол и т.д. Но возникает ощущение, что это очень мало касается вспомогательных предметов. Например, в театральных студиях ребята “творят” на мастерстве актёра, а сценическую речь и пластическую выразительность чаще воспринимают, как предметы, касающиеся исключительно техники: их нужно освоить, получить необходимые навыки, – не более того. Мы думаем, что вспомогательные дисциплины потенциально имеют намного больше возможностей для развития подрастающего поколения, чем принято считать. Эти дисциплины могут стать базой для создания обучающимися уникальных упражнений и внедрения их в учебный процесс.

Введение в образовательные программы подобного творческого элемента (не только игрового, но и “прикладного” – направленного на создание конкретного продукта) даёт обучающимся возможность глубже погрузиться в изучаемые темы, развить фантазию и воображение. Такой подход позволяет каждой группе разработать собственный тренинг, направленный на нужды конкретного коллектива, и обогатить уже существующие комплексы упражнений. Конкретная польза от продуктов творчества повышает социальную значимость обучающихся, их мотивацию и уверенность в себе, а также делает процесс обучения более увлекательным, ведь, по словам  мемуариста, поэтессы и переводчицы Варвары Григорьевны Малахиевой-Мирович, «вещь, сделанная самим ребёнком, соединена с ним живым нервом» [6]. Кроме того, сочинение собственных упражнений помогает полнее освоить изучаемые темы: «хочешь научиться сам – научи другого». То есть, мы ожидаем, что применение упражнений, которые разработал сам обучающийся, будет давать ему больше пользы.

При реализации данного замысла нужно понимать, что он может воплотиться в полной мере только при соединении базовых знаний по предмету с возможностью свободного самовыражения обучающегося в рамках творческой задачи. В данном случае второе (самостоятельность обучающегося) становится не менее важным, чем первое (его теоретическая подкованность).


C:\Users\Екатерина\Desktop\Для статьи\IMGL4079.jpg

Игорь Ельчинов и Камила Казибекова – обучающиеся модуля «Искусство устной презентации». Фото Юлии Михайловой.

Исходя из всего вышесказанного, необходимо, чтобы применение данного инструмента протекало по такой схеме:

  1. Постановка проблемы внутри группы;
  2. Изучение имеющихся вариантов её решения, существующих упражнений, теоретической составляющей (посредством семинара, прослушивания лекций, участия в тематических тренингах);
  3. Поиск наилучшего пути решения проблемы;
  4. Уточнение индивидуальных задач обучающихся;
  5. Самостоятельное творчество обучающихся, направленное на решение сформулированной проблемы;
  6. Презентация педагогу и товарищам результатов творчества, обсуждение, помощь педагога в редактуре;
  7. Применение продуктов творчества на практике.

Преимуществом данной схемы является использование принципов проектной деятельности и возможность проверить практическим путём полученные результаты: не только образовательные, но и прикладные.

Такой подход позволяет решать более узкие (индивидуальные) задачи, создавать тренинги, которые будут наиболее полезны конкретным обучающимся.

Чтобы апробировать описанный выше педагогический инструмент, мы внедрили его в программу «Искусство устной презентации» в качестве отдельного модуля. Данная программа реализуется в Университетской гимназии МГУ им. М.В. Ломоносова.

В рамках этого модуля обучающиеся самостоятельно создают материалы, которые служат целям развития техники речи. Для создания таких материалов ребятам необходимо разобраться в том, как устроен речевой и дыхательный аппараты, какого типа бывают упражнения и принцип их работы.

Разберем методику предлагаемого принципа на примере создания авторских скороговорок.

  1. Выявление определённой образовательной проблемы – необходимость проработки согласных звуков в наиболее органичных для человека условиях.
  2. Изучение принципов образования согласных звуков, освоение дикционных упражнений и знакомство с общепринятыми скороговорками.
  3. Поиск обучающимися наиболее продуктивного решения проблемы: преодоление оторванности скороговорок от реальной жизни, необходимость создания скороговорок-историй для освоения согласных звуков в наиболее органичных условиях, когда наличие сюжета делает текст естественнее, ближе к обычной речи.
  4. Распределение задач между обучающимися: кто с какой парой согласных звуков будет работать.
  5. Создание авторских скороговорок. Здесь педагогу нужно определить, кому из обучающихся необходимо дать конкретный образ, отталкиваясь от которого он будет писать свой текст, а кому лучше позволить выбирать тему самостоятельно. Тут важно учитывать индивидуальные особенности обучающихся. Кому-то слишком узкая задача мешает раскрыться, для кого-то подобные рамки – лишь дополнительный стимул, на который откликается фантазия. Также надо учитывать возрастные особенности обучающихся: младшему школьному возрасту, пока инструмент ещё не освоен, границы необходимы, чтобы избежать тревожности. При этом нужно помнить, что задача должна быть выражена в игровой форме – такой, которая заинтересует ребёнка.
  6. Презентация результатов работы. Хорошо, если обучающийся прочитает написанное вслух – это позволит ему самостоятельно проверить удобство и продуктивность созданной скороговорки. Далее скороговорку пробуют произнести товарищи. При необходимости педагог вносит коррективы, обращает внимание на не очень удачные или не совсем грамотные обороты. Скороговорка дорабатывается.
  7. Введение скороговорки в общегрупповой тренинг. Использование её в мастер-классах.

Результатом внедрения данной методики стал сборник авторских скороговорок, изданный в 2022 году на базе гимназии. Он включил в себя как дикционные упражнения и скороговорки на согласные звуки, так и чистоговорки для разработки гласных звуков и резонаторов.


C:\Users\Екатерина\Desktop\Для статьи\IMGL4037.jpg

Обучающиеся модуля со сборником (авторы скороговорок – А.Галеев, И.Ельчинов, К.Казибекова, И.Трофимова). Фото Юлии Михайловой.

Уже в аннотации данного сборника обозначен важный принцип, упомянутый выше: «Ребята постарались сделать каждую скороговорку некой историей: здесь есть персонажи, сюжет, иногда даже реплики героев. Это способствует наработке правильного произношения без отрыва от “живой речи”. Наши скороговорки – не просто “трудновыговариваемые фразы”. Это (в большинстве своём) небольшие сказки или сцены, которые могли бы быть отрывками из сказок. И относиться к ним надо именно так: не просто “набалтывать” текст, но произносить осмысленно, “донося” суть, “погружаясь” в происходящее…» [2]

Данный подход – одна из возможностей углубления и конкретизации задач, которые призваны решать авторские упражнения. Мы рекомендуем обратить внимание на этот аспект и, пробуя сочинять собственные скороговорки, сосредоточиться на определённой задаче, важной для группы. В приведённом примере такой задачей является создание «естественных» сюжетных скороговорок. Но возможности намного шире. Можно сосредоточиться на проработке определённых, вызывающих трудности, звукосочетаний. Или на действенности речи, когда текст состоит из предложений повелительного наклонения или является вопросом. Это поможет научиться подкреплять мысль и активное воздействие на партнёра (или слушателя) чёткой дикцией. Вариантов можно придумать множество, мы призываем не останавливаться, а продолжать поиск.

После выхода сборника творческая группа задумалась о том, что данный принцип построения образовательного процесса открывает богатые возможности для создания новой методической базы в рамках занятий сценической речью. Помимо дикционных упражнений, можно создавать упражнения на развитие других аспектов правильной речи.

Например, одним из важных разделов работы с голосом является постановка грамотного здорового дыхания. Здесь, помимо разработки смешанно-диафрагмального дыхания путём беззвучных дыхательных упражнений, очень важно помнить о том, что выдох необходимо уметь правильно озвучивать. А значит, необходимы тексты, которые удобно для этого использовать.

C:\Users\Екатерина\Desktop\Для статьи\IMGL4100.jpg

Обучающиеся модуля с руководителем. Речевое упражнение. Фото Юлии Михайловой.

Обычно на занятиях сценической речью с этой целью применяются скороговорки, пословицы или строчки из стихотворений. В рамках модуля было решено создать авторские тексты, направленные на решение конкретных задач.

Одна из них – научиться распределять дыхание так, чтобы его хватало на определённое количество текста. Для того чтобы легче тренировать данный навык обучающиеся составили упражнения, в которых количество слов в предложении подчиняется определённому правилу.

К примеру:

1.Свисток.

2.Слышны крики.

3.Дети играют в волейбол.

4. Юные волейболисты очень собраны.

5. Одна из команд почти победила соперников.

6. Мяч у другой команды – есть шанс отыграться.

7. Звучит свисток, подающий подкидывает мяч, бьёт по нему.

8. Едва не задев сетку, мяч быстро перелетает на половину соперников.

9. Игрок, что в дальнем конце площадки, бежит на мяч и готовится отбивать его.

10. Но вдруг он останавливается, а мяч улетает в аут, игра окончена, они победили.

(Автор – Игорь Ельчинов)

В данном случае история начинается с предложения, состоящего из одного слова, и в каждом последующем прибавляется ещё по одному, чтобы в итоге закончить предложением из десяти слов (союзы и предлоги не считаются). Таким образом, фиксированный выдох тренируется плавно, постепенно удлиняясь. Важно следить за тем, чтобы на коротких предложениях воздух тоже расходовался весь и перед следующим набирался снова. Необходимо также обратить внимание на длинные предложения, где на запятых может возникнуть желание поставить интонационную точку. Нужно помнить, что при запятой интонация идёт вверх и мысль продолжается.

Когда диафрагма обучающегося привыкнет к тому, что выдох может быть разной длинны, необходимо вводить упражнения, где длина предложения меняется более резко. Допустим:

1. Взрыв.

5. Нас моментально вдавило в наши сидения.

10. Из-за перегрузки и шума двигателей я не заметил, как командир отвечал на многочисленные вопросы из ЦУПа.

5. – Как ваше самочувствие? – спрашивал голос.

1. – Отлично!

5. Неужели этот человек не замечает перегрузок?

10. Погружённый в размышления о силе воли, я не заметил, как ракета начала выходить на орбиту.

5. Наконец-то наступило долгожданное ощущение лёгкости.

1. Невесомость…

(Автор – Игорь Ельчинов)

Здесь необходимо от предложения, длинною в одно слово, перейти к предложению, длинною в пять слов, потом – длинною в десять, и пройти такой же путь обратно.

Далее можно добавлять ещё более сложные конструкции:

1. Ночь.

5. Я пошёл гулять в соседний лес.

2. Ухает сова.

4. Луну застилают серые облака.

3. Был осенний вечер…

3. Скоро зимнее утро.

4. Хочу встретить его на природе.

2. Сейчас рассветёт.

5. Пора идти домой, ведь я не спал.

1. Завершаю. 

(Автор – Камила Казибекова)

Или:

5. В машинном зале стоит таинственная тишина.

1. Перерыв.

4. Программисты ушли пить кофе.

2. Нет ни души.

3. Из коридора доносятся разговоры.

3. Обсуждают прошедшее утро.

4. Но тут кто-то взглянул на часы.

2. Перерыв окончен.

5. Программистам предстоит тяжёлый день перед релизом.

1. За работу!

(Автор – Игорь Ельчинов)

Виды работы с данными текстами тоже могут отличаться в зависимости от индивидуальных особенностей группы. Кому-то достаточно произносить их в положении стоя, правильно распределяя выдох. Кому-то можно добавить их как утяжеление при “силовых” упражнениях на диафрагму.

Простор для воображения при создании упражнений огромен. Помимо дыхательных упражнений и скороговорок, обучающиеся модуля «Искусство устной презентации» сочинили набор словосочетаний, в которых при правильном произнесении активно меняется положение губ (с открытого на закрытое и обратно):

Пример:

Яркий аул; благоухающее алоэ; облачный день; радостный праздник; день числа Пи… (Попробуйте произнести их несколько раз подряд на одном дыхании, не “проглотив” ни одного звука).

А также небольшие тексты для развития резонаторов (на сонорные звуки).

К примеру:

Арнольд лениво разглядывал руны. Игорь рисовал Арнольду манжеты и пенсне. Игорь любил малевать с младенчества. Рамы были полны картин, дом блистал великолепными инкрустациями из бриллиантов. Снаружи стояла Ламборгини, знаменитый творец выкупил его у Камилы. Великолепную карму заработал в прошлой жизни Игорь, если принять на веру толкование индуизма. Недалеко и до брахманов ему.

(Автор – Камила Казибекова)

Руслан Мылин

Руслан Мылин занимался любимым делом: он мылил Ламборгини. Так как он не был владельцем Ламборгини, ему незамедлительно намылили шею. Но целеустремлённый мыльщик не унывал. Под практически не слышимый крик: «Куда намылился?!» – Мылин ускользнул от милиции. Он решил открыть мыльную мастерскую, где он бы мылил вещи за плату, чтобы получить необходимую сумму на Ламборгини. Через тридцать семь лет Руслан Мылин смог мылить Ламборгини так, чтобы ему не мылили шею.

(Автор – Игорь Ельчинов)

Это лишь немногие примеры того, как можно использовать предлагаемый педагогический инструмент в действии. Предложенная нами методика – это не конкретные правила, это скорее некая образная концепция, предложение дополнительных возможностей для расширения творческих дисциплин. Мы надеемся на развитие данного принципа, на продолжение творческого и методического исследования в данном направлении.

В заключение хочется ещё раз обратить внимание, что личное творчество обучающихся помогает мотивировать их активнее включаться в образовательный процесс. Сочинённое на занятиях самими ребятами лучше усваивается ими, становится для них ближе и привычнее.

Создание собственных упражнений помогает выстроить процесс обучения, исходя из индивидуальных особенностей группы, и обогатить методическую базу русской сценической речи.

Самое важное для преподавателя при реализации данного инструмента, не заниматься этим спекулятивно, а отталкиваться от конкретных нужд обучающихся. Тогда упражнения будут получаться «живыми» и действительно полезными. Более того, мы убеждены, что подобный  метод может быть апробирован и в других дисциплинах. Под наблюдением педагога обучающиеся могут придумывать физические упражнения на пластической выразительности, упражнения на внимание, воображение и т.д. на занятиях актёрским тренингом. Вариантов множество, простор для педагогического поиска огромен. 

C:\Users\Екатерина\Desktop\Для статьи\IMGL4123.jpg

Игорь Ельчинов, Екатерина Громова, Камила Казибекова. Фото Юлии Михайловой.

Список источников:

  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. – Доступ из справ.-правовой системы Гарант. – Текст: электронный. – гл.5, ст. 50.
  2. Авторские скороговорки / под ред. Е. Громовой – М.: Университетская гимназия МГУ им. М.В. Ломоносова, 2022. – 16 с.
  3. Арискин М.В., Медведева Л.М., Загарина М.С. Самопрезентация выпускника основа успешного трудоустройства // Вестник магистратуры. 2014. №11-1 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samoprezrezentatsiya-vypusknika-osnova-uspeshnogo-trudoustroystva (дата обращения: 13.06.2023).
  4. Кирюхина Д.В. Общение подростков в сети Интернет: границы нормативности [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 3. С. 40–47. DOI:10.17759/jmfp.2021100304
  5. Клепиков В. Н. Создание проектных продуктов в современной школе // Школьные технологии. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-proektnyh-produktov-v-sovremennoy-shkole (дата обращения: 14.06.2023).
  6. Малахиева-Мирович В.Г. «Воспитательное значение игрушки» / под ред. Н.Д. Бартрам. // Игрушка. Её история и значение: сборник статей. – М.: Типография Т-ва И.Д. Сытина, 1912. – с. 140-197
  7. Сценическая речь: Учеб. для студентов театр. учеб. заведений / С.А. Аристархова, И.П. Козлянинова, А.М. Кузнецова и др.; Предисл. и науч. ред. И.П. Козлянинова, И.Ю. Промптова.  – 3. изд. – М.: ГИТИС, 2002. – 508, [1] с.; ISBN 5-7196-0249-6

Добавить комментарий

Войти с помощью: