О некоторых подходах к практике наставничества в проектной деятельности (из опыта работы ГБОУДО «Дворец творчества детей и молодёжи имени А.П. Гайдара»)
В статье изложены некоторые взгляды, собранные по итогам исследования различных успешных практик сопровождения проектной деятельности учащихся в ГБОУДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара; выявлены рабочие модели компетенций наставника проектной деятельности, сформулированы выводы по итогам данного этапа наставничества. Эта статья – ответ на запрос участников наших семинаров и предъявление первых результатов работы по исследованию и реализации различных успешных практик наставничества в образовательной организации.
Надеемся, что представленные в статье материалы помогут эффективно и продуктивно организовывать различные практики по подготовке и поддержке наставников для проектной деятельности в различных направленностях дополнительного образования, а в дальнейшем будут способствовать созданию и развитию сообщества наставников.
Куранина Н.М.,
руководитель
ГБОУДО «Дворец творчества детей и молодёжи
имени А.П. Гайдара»;
Павлищев А.А.,
старший методист
ГБОУДО «Дворец творчества детей и молодёжи
имени А.П. Гайдара»
- Что является нормативно-правовой платформой наставничества в образовании?
В связи с тем, что сегодня под одними и теми же терминами не только различные научные школы, но и практики могут понимать разные понятия, свою работу мы начали с тезауруса, то есть с определения основных смыслов ключевых понятий.
Потребность в расширении практик наставничества в дополнительном образовании детей актуализируется на различных уровнях управления с 2013 года. Именно 23 декабря 2013 года на совместном заседании Государственного совета РФ и Комиссии при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития В.В. Путин подчеркнул, что необходимо возрождать институт наставничества. С этого момента наставничество становится одним из приоритетов федеральной образовательной и кадровой политики. В начале 2018 года был проведен Всероссийский форум «Наставник», организованный Агентством стратегических инициатив, по результатам которого 23 февраля 2018 года был сформирован перечень поручений Президента РФ [1, с. 4].
Указами Президента РФ от 21 июля 2020 г. No 474 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года” и от 2 июля 2021 г. № 400 “О стратегии национальной безопасности Российской Федерации” создание возможностей для самореализации и развития талантов, обучение и воспитание как основы формирования развитой и социально ответственной личности, стремящейся к духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому совершенству отнесены к национальным целям и приоритетам.
В настоящее время тема «наставничества» в образовании заявлена как центральная:
- Национальный проект «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы») содержит целевые показатели вовлеченности обучающихся в различные формы сопровождения и наставничества;
- Указ Президента Российской Федерации от 27 июня 2022 г. № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника» 2023 год объявляет Годом педагога и наставника;
- Распоряжение Правительства РФ от 18 февраля 2023 г. № 399-р утверждает план основных мероприятий по проведению в стране Года педагога и наставника.
Таким образом, сформировалась общая надежда на то, что система наставничества может стать инструментом повышения качества образования и механизмом создания эффективных социальных лифтов для разных детей [1, с. 7].
Вовлечение детей в проектную деятельность, развитие предметных, метапредметных и личностных свойств их образования, функциональной грамотности, формирование у детей обоснованных знаний о себе как о людях, которые способны ощущать и анализировать проблемы, формулировать цели, строить пути их достижения, планировать, организовывать свою целевую деятельность и участвовать в организации такой деятельности, оценивать и нести ответственность за результаты – все это соответствует национальным приоритетам страны и обеспечивает их воплощение.
Наставничество — дело небыстрое и трудоемкое, поэтому представленные в статье материалы – это первые результаты работы ГБОУДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара по реализации успешных практик.
- Что такое «педагогический проект»?
Проектирование — обоснованный способ управления будущим. Педагоги Дворца творчества детей и молодежи имения А.П. Гайдара могут научиться «проектировать» сами и могут научить этому наших детей.
Проектная деятельность в образовательной организации – мощный фактор развития кадрового потенциала этой организации, так как именно проектная деятельность дает возможность обучающемуся сознательно применить те предметные знания и навыки, которые он осваивает, в рамках дополнительной общеобразовательной программы для решения тех проблем, которые важны для него и для близких ему людей.
Получая опыт проектной деятельности, обучающийся учится видеть проблемы, откликаться на них, определять цели, ставить задачи, искать ресурсы и управлять ими, планировать и осуществлять деятельность в системе, он учится сравнивать образ цели с результатом, которые получает и оценивает. Он видит свой опыт, осознает себя человеком, который может выбирать, сознательно действовать, получать нужные результаты. Это и есть те метапредметные результаты и свойства личности, которые важны для каждого ребенка как результат образования [3].
Педагогический проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на эффективное достижение желаемых и уникальных результатов.
Проект – реалистичный замысел желаемого будущего, содержит в себе описание проблемы, цели, ресурсов, плана, результата, критериев и способов его оценки. Групповой проект – совместная проектная, исследовательская или творческая деятельность участников проекта. Индивидуальный проект – проект, выполняемый одним обучающимся под руководством педагога. Проектная деятельность – системная деятельность, направленная на создание продукта, использование которого решает значимую проблему [3]. |
Проектная деятельность в образовании относится к личностно-ориентированному обучению и воспитанию, что предполагает необходимость выстраивать образовательный процесс, базируясь непосредственно на интересах и способностях детей. На практике это выражается в том, что обучающимся предоставляется возможность выбирать тему проекта или исследования, форму его выполнения, уровень сложности проектной или исследовательской деятельности.
- В чем образовательное значение проекта и почему мы занимаемся проектной деятельностью в дополнительном образовании?
Дворец творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара воплощает в жизнь концепцию единой инфраструктуры открытого вариативного образования, которая открывает большой спектр образовательных возможностей и способствует реализации потенциала детей на каждом этапе их взросления через включение их в проектную деятельность [3].
Применяя нормы проектной деятельности, наша образовательная организация реализует инициативу «Школа проектов», направленную на создание образовательного партнерства в масштабе г. Москвы с учетом интересов:
- детей – к новой, интересной, познавательной и продуктивной деятельности по выполнению проектных и исследовательских работ;
- родителей – к развитию у детей навыков самоорганизации, компетенций по ведению системной и продуктивной деятельности;
- общеобразовательных учреждений – к реализации требований ФГОС в части выполнения школьниками творческих и исследовательских проектов;
- колледжей и университетов – к привлечению абитуриентов, имеющих осознанное понимание своих профессиональных интересов и планов, полученное в ходе реализации проектных и исследовательских работ.
В каждом из образовательных проектов детей и взрослых, реализуемых педагогами ГБОУДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара, заключена целостность предметного, метапредметного и личностного содержания образования.
Традиционно под содержанием образования понимается, как правило, некоторый объем информации, предназначенной для усвоения учениками и подкрепленный соответствующими умениями и навыками.
Предметное содержание задается областью исследований или творчества, в которой осуществляется проект. Проекты могут быть, например, в области хореографии или изобразительного искусства, социальных отношений, естественнонаучных практик, в области технического творчества, спорта или туризма. Можно сказать, предметное содержание проекта или исследования связано со знаниями и умениями в какой-то конкретной области познания.
Метапредметное содержание образования и метапредметные образовательные результаты выражаются в освоении знаний и умений, связанных с управлением временем, другими ресурсами, в организации действий и взаимодействий.
Метапредметные результаты образования подразумевают получение представлений о целостной картине мира через интеграцию содержания образования, которая направлена на устранение разобщенности знаний обучающихся по отдельным предметам, дисциплинам, профилям. Метапредметные результаты образования по своей сути управленческие, потому что люди, которые успешно занимаются проектами выполняют управленческие функции: они умеют самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы, контролировать и корректировать деятельность; использовать все ресурсы и условия для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; могут выбирать успешные стратегии в различных ситуациях и способны взаимодействовать с другими людьми, эффективно разрешать конфликты.
Личностное содержание образования – это «образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности» [7]. Обучающийся ставит цели, указывает на проблемы, говорит или пишет об актуальности того или иного действия на основе нравственный ценностей, ориентаций, позиций. Для достижения, защиты, утверждения этих ценностей он проявляет волю. Основная функция личностного содержания образования – обеспечивать и отражать становление системы личностных образовательных смыслов ученика. Личностный компонент образования мы рассматриваем как воспитательный, связанный с организацией поиска и обретения образовательных и личностных смыслов ученика по отношению к изучаемым объектам.
Все это аккумулируется и отражается в «проекте» как в большом, системном, законченном, полезном деле. Во Дворце творчества детей и молодежи имени Аркадия Петровича Гайдара мы приняли идею о том, что системно-деятельностный подход в образовании детей и в повышении квалификации педагогов в полной мере реализуется именно в проектных практиках.
Результаты проекта: 1) продукт проекта; 2) оценки и портфолио проекта; 3) педагогические результаты (предметные, метапредметные, личностные). Результаты предметные – новообразования в образах, понятийном аппарате и навыках ребенка, непосредственно связанных с предметным содержанием определенной области познания. |
Предметное, метапредметное и личностное содержание программ:
- создает возможность взаимозачетов результатов школьного и дополнительного образования;
- обеспечивает успешность детей в школе, создает условия для профессионального самоопределения и предпрофессиональной подготовки,
- предоставляет ребенку возможности построения и реализации индивидуальной образовательной траектории,
- способствует проявлению и реализации гармоничной взаимосвязи дополнительного, общего и профессионального образования.
- Как педагог, реализующий образовательную программу, становится наставником детей в их проектной деятельности?
В практике ГБОУДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара заметно реальное профессиональное стремление педагогов к переходу от ориентации на «усвоение всей суммы знаний», к такой организации обучения, которая способствует формированию субъектности ребенка, его способности к самоопределению, к сознательному, обоснованному построению будущего [3].
«Проекты» – это то, что может сделать образование интересным в каждой программе, учебном предмете и занятии.
Педагоги выступают в роли фасилитаторов, то есть организуют процесс обучения. Они объясняют задачи, предоставляют информацию и доступ к ресурсам обучения, поддерживают работу групп, поддерживают постоянную обратную связь. Этап проблематизации является ключевым.
Педагог:
– подводит обучающихся к значимой для них проблеме;
– «нащупывает» зону их интереса в рамках заданной программой темы;
– формулирует «движущий вопрос» проекта.
Обучающиеся работают в небольших командах: проводят исследование, создают оригинальный продукт или решение.
Делается упор на то, что проект должен иметь значимость в первую очередь для самого школьника и уже потом для целевой аудитории планируемого продукта.
Особенность организации деятельности заключается в том, что процесс работы над проектом оказывается важнее, чем результат (продукт). Проверка и оценка формирующихся знаний и компетенций происходит по ходу всего проекта. Активно используется формирующее оценивание. Рефлексия сопровождает все этапы проекта: обсуждение выбранного решения, анализ способа выбранного решения, рассмотрение возможностей применения выбранного решения и так далее.
Задача педагога проектного обучения — заложить в дизайн проекта достижение конкретных образовательных результатов, включающих формирование предметных знаний и мягких навыков: умение работать с информацией, развитие критического и творческого мышления и так далее.
Почти никто из педагогов, организующих и сопровождающих проектную деятельность, не называл себя наставником для обозначения своей позиции, хотя сегодня этот термин стремительно распространяется на практике [2, с.106].
Роль педагога, создающего условия для проектной деятельности детей, – это роль тьютора-наставника, который по преимуществу «обращает» к ребенку вопросы, помогает ему найти и согласовать между собой ответы, ведущие к интересным и верным решениям.
Наставничество — это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве [5, с. 6]. Наставник — участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, компетентный и готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого [5, с. 6]. Наставник – профессионал, осуществляющий сопровождение проектных детских команд и отвечающий за введение их в проектную деятельность (т.е. транслирующий норму проектной деятельности) [2, с. 107]. Тьютор (англ.) — неформальная педагогическая должность. Синонимы — репетитор, частный преподаватель, специалист в области педагогики, который помогает обучающемуся определиться с индивидуальным образовательным маршрутом [5, с. 7]. Тьютор – наставник ребенка. Он помогает ребенку увидеть смыслы работы, ценности, которые она раскрывает и предоставляет самому автору проекта и людям, которым этот автор адресует проект. Педагог – наставник в роли тьютора помогает ребенку наладить управление действиями. Тьютор в своей роли не может дать это своим воспитанникам в готовом виде. |
В ГБОУДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара создана модель дополнительной общеобразовательной программы, которая в последовательности разработки и реализации соответствует логике педагогического дизайна. Программа делится на модули, осуществляется при комбинации дистанционного и очного форматов. Завершающий модуль – время работы обучающегося над своим собственным проектом. Тему и технологии проекта он определяет сам. Область проекта соответствует тому из модулей программы, который показался ребенку самым интересным.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, суждение, определение или классификация чего-либо. Компетенции – способность субъекта (например, обучающегося) к решению значимых для него задач (проблем) посредством применения знаний, умений и навыков в определенной области. |
Проектные работы обучающихся представляются экспертам для критериального оценивания посредством электронного сервиса «Гайдара». Файлы работы, их оценки, материалы рефлексии, а также другая информация, которую ребенок разместит в своем портфеле достижений загружается, хранится, предоставляется автору посредством электронного сервиса «Портфолио».
Во Дворце творчества детей и молодежи имения А.П. Гайдара мы сформулировали гайды – вопросы интервью, которые педагог предлагает детям.
На первом этапе работы над проектом, полагаясь на вопросы педагога, дети анализируют ситуацию, условия, формулируют и согласовывают цель проекта как образ желаемого будущего или как вопрос исследования. Так учебный материал программы становится полезным для достижения успеха в важном и интересном деле.
Затем, наставник предлагает детям вопросы, помогающие им выстроить последовательность действий, согласовать задачи работы, обозначить ресурсы и то, как они будут использованы. Гайды вопросов мы разработали так, чтобы коллеги могли выбрать те, которые подходят для детей с учетом их возраста или направленности образовательной программы.
Следующий этап работы – организация деятельности – выполнение работ проекта. Здесь тьютор также наставляет детей не только тем, что демонстрирует и контролирует правильное выполнение технологических операций. Дети отвечают на вопросы о характере и последовательности действий, об ошибочных и правильных решениях.
Важный этап работы – итоговый контроль качества, оценка результатов, подготовка работы к представлению. Здесь также используются гайды, формулируются критерии экспертизы продуктов проектной деятельности.
Каждая из работ завершается не только концертом, выставкой, участием в конкурсе или соревновании. Педагог организует рефлексию, обращение к полученному опыту. Дети, а иногда и их родители, партнеры говорят не только о качестве проекта, но и о том, чему научились, о своих переживаниях. О тех новых для них результатах образования, которые дала им образовательная программа, о решенных проблемах, а благодарности к людям, помогавшим в достижении целей.
- Какими компетенциями должен обладать педагог, который становится наставником не только для обучающихся, но и для своих коллег?
Опыт ГБОУДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара показывает, что распространение практик реализации дополнительных общеобразовательных программ, построенных в проектной логике, открывает для педагогов и учителей широкие возможности обогащения профессионального репертуара и повышения профессионального мастерства.
Проектный подход предполагает освоение целого спектра актуальных педагогических компетенций [7], к которым можно отнести:
- умение увидеть, обеспечить, оценить предметное, метапредметное и личностное содержание образования,
- создание модульных образовательных программ,
- способность к осуществлению задач тьюторов и экспертов образовательных проектов.
В ГБОУДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара появляются педагоги, которые становятся наставниками для своих коллег (педагог – педагог). Они умеют:
- ориентироваться в информационных потоках, критически оценивать и интерпретировать сведения из различных источников;
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий, соблюдать требования эргономики, безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовые и этические нормы;
- формулировать и верно оценивать решения, выражающие целевую направленность и ценности образовательной организации;
- излагать суть процессов и явлений, грамотно использовать понятийный аппарат и образные средства иллюстрации того, что исследуют, создают или согласовывают;
- организовывать процессы и явления, управлять временем;
- определять и применять наиболее эффективные способы достижения результатов;
- использовать модели педагогического дизайна (ADDIE, SMART), SWOT – анализа, рефлексии;
- разрабатывать и представлять оригинальные идеи творческих работ, сопровождать проекты в качестве тьюторов;
- выполнять роли ответственных, объективных экспертов творческих работ детей и коллег;
- участвовать в профессиональных дискуссиях, в работе творческих групп и проектных команд «Гайдара».
Педагоги, имеющие такие компетенции, становятся участниками рабочих групп проектов «Гайдара», экспертами ежегодного конкурса Дворца творчества детей и молодежи имени Аркадия Петровича Гайдара «Проектный рейс», авторами инициатив и культурных образцов образовательных программ, проектных разработок и публикаций.
Долгосрочная цель этой работы – формирование сообщества педагогов, ориентированных на общие цели и объединенных нормами проектной деятельности. Педагоги будут способны к организации такого обучения, в процессе которого научат детей целеполаганию и системным проектным действиям. Это неизбежно даст такие образовательные эффекты как повышение качества проектных работ детей, достижение ими планируемых результатов (предметных, метапредметных и личностных), открытие новых горизонтов достижений детей в конкурсах и олимпиадах.
Значимым фактором развития компетенций педагогов и первым шагом на пути развития новых умений является получение опыта создания и реализации образовательных программ, построенных в проектной логике. Деятельность педагога при реализации таких программ выходит за рамки передачи информации о предмете и научения детей навыкам. Она позволяет освоить педагогу новые профессиональные роли: тьютора, эксперта, организатора групповой и индивидуальной проектной деятельности обучающихся, ментора и наставника.
Таким образом, планируемые меры в ДТДиМ имени А.П. Гайдара по развитию наставничества позволят развить компетенции педагогов, обеспечат им возможность не только последовательно и системно управлять процессами самореализации, но и решать вопросы развития профессионального мастерства.
Список литературы:
- Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. №3. С. 4-18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-v-obrazovanii-nuzhen-horosho-zatochennyi-instrument (дата обращения: 10.07.2023).
- Глазунова О.В. О различных подходах к практике наставничества и сопровождения проектных и исследовательских работ // Исследователь/Researcher. 2020. №1 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-razlichnyh-podhodah-k-praktike-nastavnichestva-i-soprovozhdeniya-proektnyh-i-issledovatelskih-rabot (дата обращения: 10.07.2023).
- Книга ответов на вопросы о проектной и исследовательской деятельности детей. Методические рекомендации по проектной и исследовательской деятельности для педагогов дополнительного образования, работающих с детьми всех возрастов при осуществлении образовательных программ всех направленностей. Москва: ГБОУДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара, 2021. – URL: https://drive.google.com/file/d/1UnuaXX7xqAocW6uBMW6pmfQG0FnS-7is/view (дата обращения: 12.07.2023)
- Методические рекомендации по проектной и исследовательской деятельности для педагогов дополнительного образования, работающих с детьми всех возрастов при осуществлении образовательных программ всех направленностей. URL: https://drive.google.com/file/d/1UnuaXX7xqAocW6uBMW6pmfQG0FnS-7is/view (дата обращения: 12.07.2023)
- Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-метод. материалы / авт.-сост. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. — 2-е издание, доп., перераб. — Казань: ИРО РТ, 2020. URL: https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2858362.pdf (дата обращения: 13.07.2023)
- Никольский В.С., Неслуховская А.В. Компетенции наставника проектного обучения и его роль в освоении проектного подхода учащимися // Исследователь/Researcher. 2020. №1 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentsii-nastavnika-proektnogo-obucheniya-i-ego-rol-v-osvoenii-proektnogo-podhoda-uchaschimisya (дата обращения: 10.07.2023).
- Якиманская И. С. Личностно-ориентированное образование // Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов. – Вып.1 / Ред.-сост. Н. Б. Крылова. – М., 1995.