Выбор программы дополнительного образования для ребёнка. Советы родителям

Статья предназначена для педагогов, сталкивающихся с необходимостью давать рекомендации родителям по выбору программ дополнительного образования, которые были бы интересны и полезны для их детей. Автор предлагает рассмотреть типичные родительские ошибки и трудности, с которыми сталкиваются родители при выборе кружков и секций. Отдельно к статье добавлен список со ссылками на печатные издания и интернет-ресурсы, которые могут быть использованы взрослыми с целью сделать общение с детьми более доверительным и эффективным.

Русанова Н.Л.,
методист
ГБПОУ «Воробьевы горы»,
Москва

На сегодняшний день подавляющее большинство родителей понимают важность дополнительного образования для детей. Ведь и сами они когда-то ходили в кружки и секции и потому часто чувствуют потребность отправить ребенка именно туда, где когда-то учились сами, где впервые раскрыли свой талант и получили первый импульс дальнейшего интеллектуального и творческого развития, где были счастливы. Либо, напротив, хотели посещать кружок или секцию, но в силу неких причин не смогли этого сделать и теперь мечтают о том, чтобы дети реализовали свои возможности как можно полнее и лучше. Вот и получается, что из года в год и даже из десятилетия в десятилетие именно эти факторы – собственный опыт и собственные же нереализованные желания – мотивируют родителей при выборе детских внешкольных занятий.

Однако главная цель дополнительного образования состоит не в том, чтобы дети осуществили родительские мечты (у них есть свои!) – имеются и другие проблемы, на которые следует обратить пристальное внимание при выборе детских образовательных программ. Чего же следует придерживаться в данном вопросе? А от чего, наоборот, воздержаться? В данной статье мы рассмотрим такие аспекты, связанные с выбором кружка, как:

  • типичные родительские ошибки;
  • желания и интересы ребенка;
  • уровень общего развития;
  • личностные особенности;
  • возрастные потребности;
  • взгляд в будущее;
  • критерии отбора учреждения дополнительного образования;
  • взаимные ожидания образовательного учреждения и родителей.

Типичные родительские ошибки

Итак, воздержаться, в первую очередь, следует от типичной родительской ошибки «Я ходил в эту секцию – и ты будешь ходить» или «У меня в свое время не было возможности ходить в кружок – а ты осуществишь мою мечту». Такой подход к выбору дополнительных образовательных программ говорит не только о невнимании к желаниям и интересам ребенка, к тому, чем он живет, то есть к его настоящему, но и о беспечном родительском отношении к его будущему.

Другая родительская ошибка состоит в том, чтобы занять ребенка чем угодно во что бы то ни стало: «Лишь бы дома не сидел» и «У меня все равно не хватает на него времени (сил)». Между тем у ребенка должно быть личное время на усвоение и осмысление всей получаемой им многогранной и разнородной информации, на отдых и даже на скуку. Гораздо полезнее для ребенка будет, если он сам найдет себе достойное занятие на досуге, чем если родители преподнесут ему готовое решение. Как ни парадоксально это звучит, но здоровая скука мотивирует детей на творчество [17], в то время как готовые решения взрослых могут воспитать в них выученную беспомощность [18].

Третья наиболее часто встречающаяся ошибка заключается в выборе кружка или секции без учета возрастных и личностных особенностей детей. Так, если большинство младших школьников тяготеет к подвижным и творческим видам деятельности с очень четкой, пусть и не всегда осознаваемой ими целью – снять психоэмоциональное напряжение, то старшие школьники в большинстве случаев связывают выбор внешкольных занятий со своей дальнейшей учебой, предпрофессиональной подготовкой и выбором сферы приложения своих физических и интеллектуальных способностей в будущем.

Ну и наконец, еще одно распространенное родительское заблуждение – это выбор кружка или секции в противовес природным задаткам ребенка. К сожалению, очень часто родители следуют такой логике: то, что у ребенка получается хуже всего, и следует развивать. Однако вряд ли ребенок без явного таланта к выполнению определенного вида деятельности будет чувствовать себя хорошо в группе детей, более предрасположенных к ее освоению. Ведь будет страдать его самооценка и, как следствие, скорость и качество адаптации в детском коллективе. В выборе кружка правильнее отталкиваться не от неспособности ребенка к чему-то, допустим, к пению, а именно от его способностей – ведь обязательно есть и найдется то, что получается у него очень и очень хорошо, например, наблюдать за природой, конструировать, рассказывать, программировать – эти таланты и следует развивать. «Музыканты должны создавать музыку, художники должны писать картины, поэты – сочинять стихи, чтобы оставаться в согласии с собой». (А. Маслоу) [11]

Природные склонности, желания и интересы ребенка

Согласно проведенным образовательными платформами опросам, более половины школьников выбирают будущую профессию именно на основе своих навыков и интересов [19]. Следует помнить, что ребенок любого возраста – это, прежде всего, личность. «Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое „я” и отделил себя от окружающего мира» (Д.И. Писарев) [13].  Поэтому выбор дополнительных занятий без учета его природных задатков [12], интересов и устремлений вряд ли приведет к успеху.

Хорошо, когда детские желания и интересы выражены ярко и четко, когда ребенок демонстрирует явные склонности, таланты в занятиях определенным видом деятельности, когда у него уже есть определенные достижения. Но что делать, если способности ребенка не столь очевидны и ярки, а успехов в каком-либо деле он еще не достиг? Для того, чтобы выявить скрытые возможности и помочь ребенку проявить себя, надо всего лишь понаблюдать за ним, присмотреться к нему и прислушаться. Может быть, эти возможности не такие уж и скрытые, если:

  • ребенок тратит на увлечение все свое свободное время;
  • просит купить что-либо, связанное с этим увлечением;
  • часто ищет в интернете информацию по интересующей его теме;
  • просит поиграть с ним в тематические игры;
  • читает книги на одну и ту же тему или об одной и той же сфере человеческой деятельности;
  • задает вопросы или часто рассказывает о том, что ему интересно.

Если же и этого не происходит, можно предложить ребенку занятия по той или иной программе или просто спросить: «А было бы тебе интересно заняться тем-то и тем-то? Могло бы это тебя увлечь?» Расскажите ребенку о каком-либо виде деятельности. Ребенка, не определившегося в своих желаниях, пригласите на пробные занятия и мастер-классы разной направленности – возможно, что-то из предложенного придется ему по душе. Также можно посоветовать родителям записать его сразу в несколько кружков (например, в 2-3) и посмотреть, где ему больше понравится.

В случае неуспеха не стоит опускать руки, а стоит продолжить наблюдение. Главная беда современных взрослых – это не только постоянная спешка и дефицит времени, но и отсутствие терпения и элементарной наблюдательности и, как следствие, ожидание результатов не просто быстрых, но и «глобальных» по своей эффективности. Вот только иногда они ничем не обоснованы. В то время как ростки того, что завтра будет востребовано в нашем стремительно меняющемся мире, того, что будет продолжать двигать вперед нашу культуру, науку, промышленность и экономику, сегодня могут быть очень и очень скромными, и здесь наша задача – вовремя их заметить и не обесценить, а дать шанс на существование. «Лучшее, что мы можем сделать для детей – это разглядеть их». (Т. В. Черниговская) [21]

Уровень общего развития

При выборе программы дополнительного образования для ребенка следует отталкиваться от уровня его общего развития (физического, интеллектуального, психоэмоционального), а также от его уровня начальной подготовки в выбранном виде деятельности. Дополнительное образование – мощный ресурс для повышения качества того, что изучается в школе, а программы углубленного уровня формируют интерес ребенка к его будущей профессии.

Все реализуемые в Московском дворце пионеров программы дополнительного образования делятся на ознакомительные, базовые и углубленные. Поэтому у будущих воспитанников всех возрастов и их родителей всегда есть возможность выбора кружков или секций в зависимости от конкретных компетенций каждого конкретного ребенка.

Личностные особенности

При выборе кружка или секции чрезвычайно важно учитывать темперамент [12] ребенка, преобладающий канал восприятия информации [5, 6] и психологический тип личности [10]. От этого зависит, подойдут ли ребенку групповые или индивидуальные занятия, выберет ли он плавание и начальную военную подготовку или предпочтет более спокойные виды деятельности, такие, как наблюдение за животными и уроки органической химии, или же сможет одинаково хорошо адаптироваться в любой среде и посвятить себя любому делу.

Специфика поведения личности и темп ее деятельности в любом возрасте определяется именно темпераментом, который является постоянным на протяжении всей жизни [12]. Поэтому для детей-холериков, которым свойственна разнообразная, энергичная и цикличная деятельность, лучше выбирать спортивные секции или занятия танцами; для флегматиков, склонных к монотонной работе, и меланхоликов, которых чаще всего относят к творческим личностям, – спокойные виды деятельности, конструирование, живопись или лепку, а дети-сангвиники довольно хорошо адаптируются в любой среде (например, в инженерной) хоть и уступают флегматику в терпении.

Визуалам [5, 15], детям, воспринимающим информацию преимущественно посредством зрения, подойдут уроки изобразительного искусства или декоративно-прикладного творчества; аудиалам [5, 15], тем, кто лучше всего воспринимает информацию на слух, – занятия музыкой, вокалом, пением и декламацией; кинестетикам [5, 15], тем, для кого важны телесные и тактильные ощущения, – хореография, спорт и та же лепка; а дискретам или дигиталам [5], познающим мир посредством логики, – занятия точными и естественными науками, программирование, робототехника.

Тип личности (акцентуация характера [10]) человека, будь то взрослый или ребенок, определяется сильными функциями его психики, они-то и показывают, что мы несем миру, в чем лучше всего разбираемся, где искать области наших талантов. Так, чувствительным детям (сенситивный [10] тип личности) подойдут занятия в мини-группах или индивидуальные уроки. Если же ребенок не боится «себя показать», бурно выражает свои чувства и нуждается во внимании и одобрении окружающих (гистрионный или истероидный [10] тип личности), то ему подойдут занятия одним из сценических искусств.

Сама потребность в творческой реализации или в самоактуализации [11] помогает человеку двигаться в направлении большего психологического здоровья или еще более полной человечности. «Человек должен быть тем, чем он может быть. Люди должны сохранять верность своей природе». (А. Маслоу) [11]   Поэтому в целом можно сказать, что творчеством в широком смысле этого слова может заняться любой тип личности в любом возрасте. 

Возрастные потребности 

Ранний возраст (1-3 года) характеризуется возникновением и развитием у ребенка специфически человеческой, общественной по своей природе деятельности и формы сознательного отражения действительности. Ребенок овладевает предметами – манипулирует ими в процессе игры. Его речь становится все более включенной в деятельность и все чаще выполняет функцию средства общения. На этой стадии и́гры ребенка носят исключительно предметный характер. В процессе игры у ребенка интенсивно развиваются восприятие, способность к анализу и обобщению, происходит формирование мыслительных функций. Малышей, особенно если они не посещают дошкольные учреждения, можно записать на развивающие занятия. Им будут полезны различные игры, рисование, музыкальные уроки и физкультура, а при необходимости занятия с детским логопедом и психологом. Целесообразно выбрать образовательное учреждение недалеко от дома, чтобы ребенок не уставал. Для всех без исключения детей, а в особенности для самых маленьких, очень важна атмосфера, царящая на занятиях, и личность педагога, преподавателя или тренера. Ребенок в возрасте до 3 лет обязательно должен получить базовые тепло и защиту. На этом этапе развития маленькому человеку очень важно чувствовать себя в безопасности, уютно и комфортно – «как дома». 

В дошкольном возрасте (3-7 лет) интересы ребенка перемещаются из мира предметов в мир взрослых людей. Ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи. В социальном плане дошкольник превращается из «ребенка» в «общественного взрослого», носителя общественных функций [8]. Преобладающие потребности детей в этот период – научение и игра. Игра, теперь уже сюжетно-ролевая, представляет собой символический, моделирующий тип деятельности и выступает как особая форма познания мира и освоения реальности путем ее воспроизведения. В игре ребенок проявляет фантазию, мечтает, «творит» свои желания и принимает живое участие в их исполнении. Это возраст «Волшебника» и «Маленького профессора». Преподаватель должен стать для дошкольника не только наставником, но и затейником, товарищем по игре.

Младший школьный возраст (7 -12 лет) также имеет свои особенности. Поступление ребенка в школу характеризует новый этап развития его психики. Ведущая психическая активность детей этого возраста – учебная деятельность, а основная закономерность их психического развития – развитие интеллекта. Примечательно, что теперь система отношений ребенка с миром определяется не только его взаимоотношениями со взрослыми, но и с ровесниками. Ребенок выходит за рамки семьи, расширяется круг значимых для него лиц. Теперь для него важно занять определенное место в социуме, возрастает авторитет сверстников, поэтому в младшем школьном возрасте дети часто выбирают кружки, которые посещают их друзья. Поэтому педагогам следует заранее подготовить родителей, чтобы они не удивлялись, не расстраивались и тем более не ругали ребенка, если он «вдруг» бросил кружок, который в свое время выбрали для него они либо выбрал он сам, – дети растут, и меняется не только их физиология, но и психология, а вместе с нею и интересы. Так, сегодня 17% детей с 5 по 11 класс при выборе кружка вдохновляются историями успеха известных бизнесменов и мнениями популярных блогеров, и только по 6% ориентируются на советы учителей и родителей [8].

Подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет) характеризуется продолжением обучения. Главная потребность и задача данного этапа – развитие интеллекта, способности мыслить. Происходит дальнейшее формирование личности, отмечается бурное развитие организма. В процессе этого формирования происходит дальнейшее изменение интересов ребенка, он все более включается в жизнь общества. В отрочестве и ранней юности (до 14 лет) у ребенка формируется воля, способность к действию и достижению цели. В это время для него важны мотивация, стимул и поощрение, получаемые от преподавателя. Наставник как бы бросает воспитаннику вызов, ставя перед ним актуальные для его возраста задачи и наблюдает за их выполнением, направляя и исправляя в случае необходимости. Применительно к этой возрастной категории уже можно и нужно более серьезно говорить о дисциплине, ведь речь идет о приобретении реальных академических навыков и мастерства. Подросток может задуматься о выборе кружка или секции, которые впоследствии могли бы стать делом его жизни. Юность (до 18 лет) – время обобщения жизненного опыта, самостоятельного обдумывания и придания значения и смысла тому, что происходит в жизни молодого человека. На этом этапе целесообразно подумать о выборе программ профориентации и предпрофессиональной подготовки.

Взгляд в будущее

В наши дни занятия в кружках – это не только живопись, футбол и хореография, но и уроки финансовой грамотности, и создание БПЛА, и занятия экологией, генетикой, биофизикой, органической химией, проба сил в таких областях, как медиа и IT, – то есть целый веер возможностей в изучении технических и естественнонаучных дисциплин, что в конечном итоге способствует выходу нашей страны на лидирующие позиции в целом ряде отраслей науки и производства. Кружки и секции нужны детям не только для организации их досуга, развития и самореализации, но и для ранней профессиональной ориентации и формирования у них в условиях стремительно меняющейся действительности таких ключевых навыков и компетенций, как:

  • программирование, искусственный интеллект, робототехника;
  • мультиязычность и мультикультурность;
  • работа в условиях неопределенности;
  • навыки художественного творчества;
  • межотраслевая коммуникация;
  • клиентоориентированность;
  • бережливое производство;
  • экологическое мышление;
  • управление проектами;
  • системное мышление;
  • работа с людьми.

Сегодня более 50% школьников с 5 по 11 класс выбирают будущую профессию на основе своих увлечений и приобретенных умений и навыков. Самые популярные направления – предпринимательство (11%), робототехника и биотехнологии (12%), интернет-маркетинг (13%), IT и программирование (14%), а также финансовая грамотность (15%) и психология (17%) [19]. 

«Гибкие навыки»

При принятии решения о выборе кружка или секции для ребенка важно учитывать и необходимость формирования у него так называемых «гибких навыков» (англ. soft skills). «Гибких» – потому что они пригодятся ему не только в будущей профессии, но и в любом виде повседневной деятельности. К «гибким навыкам» чаще всего относят следующие:

  • социально-коммуникативные навыки (коммуникативные и межличностные навыки, групповая работа, лидерство, социальный интеллект, ответственность, этика общения;
  • когнитивные навыки (критическое и новаторское мышление, навыки решения проблем, управление интеллектуальными нагрузками, навыки самообучения, информационные навыки, тайм-менеджмент;
  • атрибуты личности и составляющие эмоционального интеллекта (эмоциональный интеллект, честность, оптимизм, гибкость, креативность, мотивация, эмпатия) [14].

Согласно проведенным опросам, для успешной карьеры школьники считают важным уметь анализировать информацию, быть стрессоустойчивыми и быстро адаптироваться к новым условиям. По 9% учеников особо выделяют профессиональные навыки и развитое логическое мышление, а по 8% – умение быстро концентрироваться и знание иностранных языков [19]. 

Критерии выбора учреждения дополнительного образования

Опрос родителей детей дошкольного и школьного возраста показал, что основная трудность, ограничивающая их в выборе кружков или секций, – это большие расстояния большого города и, как следствие, острая нехватка времени. Поэтому при выборе учреждения дополнительного образования необходимо учитывать и чисто организационные моменты:

  • место проведения занятий;
  • время проведения;
  • формат проведения (очный, дистанционный или смешанный).

Учреждение дополнительного образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста предпочтительнее всего выбирать в шаговой доступности. Прежде, чем записывать ребенка в кружок или секцию, куда его пришлось бы возить, родителям стоит подумать: выдержит ли он дорогу туда и обратно?

Принимая во внимание загруженность современных детей в школе, в некоторых случаях целесообразнее подобрать для них дополнительные занятия в дистанционном или смешанном формате. Так ребенок будет заниматься дома в спокойной привычной ему обстановке, а время, которое он потратил бы на дорогу, может быть использовано им для прогулок на свежем воздухе, игр с друзьями и отдыха в кругу семьи. Другой совет – подождать, пока ребенок подрастет, будет лучше переносить дорогу, и уже тогда записать его на занятия по интересующей программе.

Другими немаловажными критериями отбора учреждения дополнительного образования являются:

  • принцип прозрачности дополнительного образования;
  • личность педагога.

Принцип прозрачности [1], информационной открытости системы образования на всех уровнях, является одним из приоритетов современной российской образовательной политики [2]. Идеальная прозрачность достигается тогда, когда родители имеют доступ к сведениям об образовательном учреждении, об истории его создания и о программах дальнейшего развития – то есть ко всем процессам и всей деятельности образовательной организации. Поэтому следует советовать родителям выбирать кружки или секции для их детей в тех учреждениях дополнительного образования, которые четко его придерживаются. На всех этапах образовательного процесса информация о нем должна быть не только открытой, но и полной, достоверной, а главное, понятной для родителей. Кроме того, она должна быть сопоставимой, значимой, востребованной и полезной

Своеобразие профессии педагога заключается в том, чтобы понять общественные цели и направить усилия своих учеников на их достижение. По своей природе эта профессия имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. Подавляющее большинство родителей считают, что основные качества, которыми должен обладать современный педагог, – это любовь к детям, глубокие теоретические познания, а также знание детской психологии. Все чаще родители заинтересованы в том, чтобы их дети получали на дополнительных занятиях не только качественные фундаментальные знания, но и чтобы рядом с ними находился наставник, обладающий, в первую очередь, высоконравственными личностными качествами, заботящийся о сохранении здоровья детей. Часто именно этим продиктован выбор учреждения дополнительного образования. Многие родители записывают своих детей «на педагога» вне зависимости от направленности занятий, которые он ведет. По их мнению, иногда не важно, чему учиться, если учишься у мастера. Настоящий мастер способен «заразить» учеников своей увлеченностью и способствовать раскрытию дремлющего в них потенциала – это особенно значимо для детей, еще не определившихся в своих желаниях. Таким образом, очень часто поворотным моментом в выборе кружка или секции для ребенка выступает так называемый человеческий фактор. «Самовыражение у высокого профессионала является не целью, а неизбежным побочным следствием самозабвенной преданности делу» [7].

Взаимные ожидания образовательного учреждения и родителей

Записывая ребенка в кружок или секцию, каждый родитель в праве ожидать выявления и наиболее полного раскрытия детских талантов, приобретения ребенком знаний и гармоничного развития его личностных качеств. Кроме того, родители рассчитывают на то, что благодаря занятиям в кружке или секции их ребенок получит опыт позитивного коллективного общения, и наконец, просто хорошо и интересно проведет время. Однако и образовательное учреждение в праве рассчитывать на сотрудничество родителей. Оно ожидает от них доверия как к самой образовательной организации, так и к работающим в ней педагогам, к их профессиональному мастерству. В первую очередь это касается тревожных родителей. Доверие же главным образом заключается в том, чтобы родители спокойно и с интересом наблюдали за образовательным процессом, принимая в нем деятельное участие, давая своевременную и соразмерную обратную связь и с оптимизмом ожидая положительных результатов обучения своих детей.

Спокойно и с оптимизмом – поскольку дополнительное образование в нашей стране защищено законодательно и реализуется с использованием современных образовательных технологий:

  • развивающего и личностно-ориентированного обучения;
  • развития творческих способностей;
  • индивидуального обучения и коллективно-творческой деятельности;
  • обеспечения безопасной для здоровья организации обучения в образовательной среде;
  • создания психологически безопасной образовательной среды и других.

Содержание дополнительных общеразвивающих и предпрофессиональных программ и сроки обучения по ним определяются, разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Образовательное учреждение ждет от родителей активного участия в образовательном процессе, которое подразумевает участие в опросах и анкетировании, в событиях образовательной организации и предоставление обратной связи с использованием разных каналов коммуникации. Только так можно выстроить отношения конструктивного сотрудничества и сотворчества всех участников образовательного процесса, в основе которого лежит взаимопонимание, взаимное уважение и общая заинтересованность в успешном развитии. 

«Прежде всего, я хочу видеть своего ребенка счастливым человеком»

На вопрос о том, кем бы родители хотели видеть своих детей в будущем, большинство их отвечают так: «Прежде всего, я хочу видеть своего ребенка счастливым человеком».

Ряд экспертов утверждает: скорость изменений в мире настолько высока, что невозможно определить, какие профессии будут востребованы через 5 или 10 лет, а через 50 лет мир изменится до неузнаваемости [20, 22]. Педагогам вместе с родителями важно следить за актуальными исследованиями в этой области, чтобы оперативно подстраиваться под перемены.

Устаревшие профессии исчезают, появляются новые, но самым ценным были и остаются люди, а всегда востребованными – физическое здоровье, душевная гармония, доверительные отношения, семейные, национальные и общечеловеческие ценности. Именно мы, взрослые, создаем тот мир, в котором будут жить сегодняшние дети. И надо, чтобы они вступили в него не только интеллектуально развитыми, но также здоровыми и счастливыми. Поэтому главная задача и родителей, и педагогов заключается все-таки в том, чтобы ребенок выбрал себе занятие по душе.

В этой связи очень важна работа педагогов именно с родителями. Важно научить родителем доверять своим детям. Присматриваться к ним, задавать вопросы: о чем дети мечтают? Кем видят себя в будущем? Что интересует их в настоящем? И не забывать внимательно выслушивать ответы. Обсуждать текущие дела, удачи и возникающие трудности. Помнить, что, прежде всего, ребенок – это личность [3, 13], нуждающаяся в безусловной родительской любви, принятии и поддержке, тогда и положительные результаты школьного и дополнительного образования не заставят себя долго ждать, и все вместе мы сможем по праву гордиться успехами наших детей и воспитанников.

«„Ребенок с большой буквы” не существует: существует личность, переживающая пору своего детства, личность, которая, по сути, уже есть то, чем будет всегда». (Ф. Дольто) [3]

При вдумчивом и ответственном родительском подходе к выбору детских кружков или секций – при условии, что этот выбор осуществлен с учетом пожеланий ребенка, его интересов, способностей, возрастных и личностных особенностей, с заботой о его настоящем и будущем, с учетом организационных моментов, при условии доверия родителей к профессионализму образовательных организаций и работающих в них педагогов, при условии активного родительского участия в образовательном процессе – ребенок оказывается наилучшим образом замотивирован на занятия любимым делом и проявляет бóльшую осознанность, организованность и силу воли, равно как и демонстрирует лучшие достижения.

Это лишь наиболее общие рекомендации по выбору программ дополнительного образования для детей. Ниже мы предлагаем вашему вниманию список литературы и интернет-ресурсов для тех родителей, которые хотят сделать общение со своими детьми еще более эффективным, научить их принимать взвешенные решения и научиться принимать их самостоятельный выбор.

ИСТОЧНИКИ:

  1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 04.08.2023), Ст. № 36.
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации», Ст. №№ 29, 97.
  3. Дольто, Ф. На стороне ребенка = La cause des enfants / Пер. с франц. – М.: Рама Паблишинг, 2021.
  4. Зомороди, М. Разреши себе скучать. – М.: МИФ, 2018.
  5. Зудилина, И.Ю. Возрастная психология [Текст]: методические рекомендации. – Кинель: РИО СГСХА, 2017. – 38 с.; см.
  6. Кислов, А.В., Пчелкина Е.Л. Диагностика видов памяти и восприятия информации. Рекомендации по развитию каналов восприятия. – М.: Солон-пресс, 2021.
  7. Климов, Е.А. – Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2004.
  8. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Е.Е. Соколова. – Москва: Смысл, 2005 (ППП Тип. Наука). – 431 с.: ил., портр.; 22 см.; ISBN 5-89357-113-4 (в пер.).
  9. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Смысл, 2020.
  10. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – СПб.: Питер, 2020.
  11. Маслоу, А. Мотивация и личность. 3-е изд. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2019.
  12. Немов, Р.С. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – Москва: Просвещение: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 1995. – 507, [1] с.: ил. – (Психология. В 3 кн.).; ISBN 5-09-007343-0 (В пер.): Б. ц.
  13. Писарев, Д.И. [Сочинения]. Т. 3. Статьи и рецензии 1861 (июнь-декабрь). – 395, [1].
  14. Раицкая, Л.К., Тихонова, Е.В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта. // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика, 2018, т. 15, № 3.
  15. Fleming, Neil D. (July 1995) I’m different; not dumb. Modes of presentation (V.A.R.K.) in the tertiary classroom.
  16. Fleming, Neil D. (2014) The VARK modalities.
  17. Mann S. (2017) The Upside of Downtime: Why Boredom Is Good. ISBN: 9781472135995.
  18. Peterson, C., Maier, S.F., Seligman, M.E.P. (1995) Learned Helplessness: A Theory for the Age of Personal Control. New York: Oxford University Press. ISBN 0-19-504467-3.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. Арбузова А. Как современные школьники выбирают себе профессии. URL: http: //trends.rbc.ru/trends/education/62876ace9a79474c09ba6367 (дата обращения 20.08.2023)
  2. Каким станет мир через 50 лет: доклад ученых – KP.RU URL: https://www.kp.ru/daily/27022.4/4085190/?ysclid=llnffsqhxy469416707 (дата обращения 20.08.2023)
  3. Черниговская Т.В. Лучшее, что мы можем сделать для детей – это разглядеть их. URL: https://azbyka.ru/deti/tatjana-chernigovskaja-luchshee-chto-my-mozhem-sdelat-dlja-detej-jeto-razgljadet-ih (дата обращения 20.09.2023)
  4. What the world will look like in 50 years time | Daily Mail Online URL: https://www.dailymail.co.uk/sciencetech/article-7402781/What-world-look-like-50-years-time.html (дата обращения 20.09.2023)

ПОЛЕЗНЫЕ КНИГИ

Универсальные правила воспитания

  • Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ, 2022. – (Эксклюзивная психология).
  • Корчак, Я. Как любить ребенка. / Пер. Сенкевич, К.Э. М.: Эксмо-Пресс, 2021. – (Pocket book).
  • Курпатов, А. В. Первое руководство для родителей. Счастье вашего ребенка. – М.:  ОлмаМедиаГрупп / Просвещение, 2014. – (Доктор Курпатов. Новый бестселлер).
  • Курпатов, А. В. Счастливый ребенок. Универсальные правила. – М.: Капитал, 2021. – (Универсальные правила).

О самых маленьких

  • Анковски, Э., Анковски, Э. Что у него в голове? Простые эксперименты, которые помогут родителям понять их ребенка. – М.: МИФ, 2016.
  • Баркан, А. И. Мир глазами младенца. Младенец глазами психолога. – М., 2007.

Развитие детей. Тесты и упражнения

  • Айзенк, Г.Ю, Эванс Д. Тесты IQ для выявления талантов. Для детей 10-15 лет. – М.: Эксмо-Пресс, 2011. – (Психология. Мозговой штурм).
  • Айзенк, Г.Ю, Эванс, Д. Тесты IQ для юных гениев от 10 до 15 лет. – М.: Эксмо-Пресс, 2011. – (Психология. Мозговой штурм).
  • Безруких, М. М., Филиппова, Т. А. Развиваем воображение и творческое мышление. – М.: Просвещение, 2023. – (Ступеньки к школе).
  • Кислов, А.В., Пчелкина, Е.Л. Диагностика видов памяти и восприятия информации. Рекомендации по развитию каналов восприятия. – М.: Солон-пресс, 2021. – (Развивающая литература).
  • Тейлор, К., Психологические тесты и упражнения для детей. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2008. – (Детская психология).

Учим детей делать выбор

  • Леви, Г., Леви, А. Как поступить Дэнни? – М.: Эксмодетство, 2023. – (Учимся делать выбор. Мировой бестселлер для детей).

Ребенок с характером

  • Курчинка, М. Ш. Ребенок с характером. Как его любить, воспитывать и не сойти с ума. – М.: Альпина Диджитал, 2016.
  • Латта, Н. Прежде чем ваш ребенок сведет вас с ума. – СПб.: Питер, 2020. – (Родителям о детях).
  • Мурашова, Е. В. Ваш непонятный ребенок. Психологические прописи для родителей. – М.: Самокат, 2017. – (Самокат для родителей).
  • Оклендер, В. Скрытые сокровища. Путеводитель по внутреннему миру ребенка. – М.: Когито-Центр, 2014. – (Современная психотерапия). 

Учимся договариваться с детьми

  • Крэри, Э. Советы родителям. Не разбрасывай носки! Советы родителям. – М.: Айрис-Пресс, 1999. – (Внимание: дети!).

Воспитываем подростков

  • Фабер, А., Мазлиш, Э. Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили. – М.: Эксмо, 2021. – (Мировые бестселлеры по воспитанию).

Тревожным родителям

  • Литкотт-Хеймс, Дж. Отпустите их. Как подготовить детей к взрослой жизни. – М.: МИФ, 2017. – (Книги для родителей).
  • Свитленд, Д. Научите ребенка думать. Как вырастить умного, уверенного и самостоятельного человека. – М.: Альпина, 2018.

Родители – это бывшие дети

  • Берн, Э. Игры, в которые играют в люди. Люди: которые играют в игры. – М.: Бомбора, 2023. – (Книги, о которых говорят).

Профориентация

  • Варламова, Д., Судаков, Д. Атлас новых профессий. – М.: Альпина ПРО, 2021.
  • Волкова, В. Г. Дело по душе. Как найти любимую работу и оставаться востребованным специалистом в трудные времена – М.: Бомбора, 2023. – (Книги-драйверы).
  • Волкова, В. Г. Как найти дело по душе. Практическое руководство по профориентации. – SelfPub, 2020; ISBN 978-5-532-08092-8.

ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ

Воспитание и образование

Развитие

Психология и педагогика

Кружки

Профнавигация

Добавить комментарий

Войти с помощью: