Через основы социального проектирования в грантовые проекты
В статье представлен пример успешной практики социального проектирования и участия в грантовых проектах группы обучающихся объединения «ProДобро» Центра детского творчества Чамзинского района Республики Мордовия. Статья будет полезна педагогам дополнительного образования, занимающимся социальным проектированием с подростками, а также педагогам, которые находятся в поиске источников финансирования своих проектов. Приведены конкретные примеры социальных практик, которые получили грантовую поддержку и в данный момент находятся на стадии реализации. Предложена пошаговая инструкция по работе над социальным проектом.
О.В. Петякина,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО Центр детского творчества
Чамзинского муниципального района,
Республика Мордовия
Социальное проектирование – это способ (технология) выражения идеи улучшения социальной среды, решения социально значимой проблемы посредством конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла, конкретных сроков и прогнозируемых результатов [1]. Социальное проектирование является одним из основных навыков, которыми должен овладеть волонтер для своей профессиональной деятельности. Волонтёрство является важным компонентом в решении актуальных социально-значимых проблем общества. Развитию профессиональных компетенций, формированию социального опыта подростков способствует социальное проектирование как средство воплощения добровольческих инициатив [4].
Каждый обучающийся объединения ProДобро Центра детского творчества Чамзинского района Республики Мордовия, четко представляет себе план изменений окружающего мира, который приведет его к измеримым изменениям. В процессе работы педагогу приходится часто сталкиваться со снижающейся активностью подростков, когда они не видят конкретного итогового результата своей работы-проекта, и, как следствие, снижается заинтересованность обучающихся в решении проблемы, которая еще совсем недавно казалась им важной и злободневной. Я, как педагог, долго размышляла над тем, как заинтересовать таблицами и схемами, научить рассчитывать сметы, проводить исследования, пока не встретилась с реальной возможностью для подростков получить финансирование на решение своих же проектов. Когда человек понимает, что его труд не станет достоянием пыльных полок, а имеет шанс, пусть и небольшой, то работа строится совсем другим образом.
Информация о возможности получить грантовую поддержку своей инициативы от Росмолодежь.Гранты уже с 14 лет, стала дверью в мир реального социального проектирования.
В чем плюсы площадки Росмолодежь. Гранты для молодых людей?
- возможность получить грантовую поддержку с 14 лет;
- формат командной работы над проектом дает возможность обучающимся выстроить деловые связи внутри команды, научиться управлять процессами и людьми, это опыт для участников попробовать себя в новой роли;
- на платформе https://grants.myrosmol.ru/ есть пошаговая инструкция по заполнению карточки проекта, возможность редактировать проект перед отправкой, работать командой над проблемными вопросами;
- каждый участник закреплен за экспертом, помощь доступна в любое время;
- круглосуточно с любым посетителем платформы работает цифровой помощник Росмолодёжи.
Структура типового социального проекта выглядит следующим образом:
- краткая информация о проекте;
- описание проблемы, решению/снижению которой посвящен проект;
- основные целевые группы, на которые направлен проект;
- основная цель проекта;
- опыт успешной реализации проекта;
- перспектива развития и потенциал проекта;
- задачи проекта;
- команда и наставник проекта;
- предполагаемые результаты проекта (количественные и качественные);
- календарный план и медиа план проекта;
- смета (расходы проекта).
В дополнительной информации можно указать письма поддержки и имеющиеся собственные средства или иные источники финансирования [2].
Начать написание проекта следует с идеи, в ней отобразится особенность, уникальность, принципиальное преимущество проекта.
На практической работе над грантовой заявкой обучающимся было предложено вынести свои идеи на общий суд, так как часто одному человеку сложно объективно оценить свою идею. Путем голосования и долгих дискуссий определились лучшие идеи, и подростки самостоятельно разделились на группы проектов, которые им были больше интересны. Так образовались команды проекта, а авторы идей – стали руководителями. В каждой команде были распределены роли, исходя из умений и опыта волонтера. Мы выстроили работу надо блоками исходя из образца заявки грантового конкурса в котором принимали участие. На каждом занятии изучали блок и уже на практике отрабатывали сложности и заполняли постепенно грантовую заявку.
Отдельно нужно проработать цель проекта, от правильности формулировки цели будет зависеть и оценка проекта в целом. Цель проекта – это конкретный результат, характеризующий решение поставленной социальной проблемы. Постановка цели вытекает из выявленной проблемы.
Для того чтобы максимально точно и конкретно сформулировать цель, необходимо использовать технологию СМАРТ, отвечая на следующие вопросы:
1) ЧТО нужно сделать в результате (из проблемы “что не так”);
2) У КОГО произойдут изменения (целевая группа);
3) ГДЕ, на какой территории (география);
4) КАК, посредством чего (проектный ход, механизмы);
5) КОГДА, сроки (временные рамки) [5].
Во время работы над заявкой обучающиеся сами составляли письма, научились общаться и презентовать свою идею представителям администрации и бизнеса, научились находить и привлекать ресурсы. Совсем другая атмосфера – успеха и заинтересованности витает на занятии. Обучающиеся делятся своими реальными переживаниями, когда команда получила письмо поддержки или не получила поддержку там, где ее ждали. Навык составления писем поддержки и работа с представителями администрации, бизнеса, общественными деятелями – неоценимая реальная практика общения в нетипичном для подростка сообществе, это работа над речью, самопрезентация, ведь результат встречи зависит от того, как обучающиеся смогли убедить в необходимости реализации своей идеи.
Автору социальной инициативы необходимо уметь рассказывать о своем проекте так, чтобы заинтересовать сторонников, партнеров. Вся презентация не должна длиться больше 10 минут, выступающий должен уверенно владеть терминами и быть готовым ответить на возникающие вопросы. А самое главное он должен свободно оперировать данными, иметь чёткий план дальнейшего развития проекта [3].
Одним из важных показателей в проекте является смета. Для составления сметы используется кассовый метод: все расходы учитываются в бюджете и после составления общей суммы расходов на проект учитываются собственные средства и средства партнеров.
Смета должна строго соответствовать содержательной части проекта. При изменении содержательной части проекта следует проверить бюджет на необходимость корректировок. Должна отвечать требованиям реалистичности, обоснованности, прозрачности, целевого использования, эффективности и полноты. Низкие оценки различных заявок часто были связаны с размером запрашиваемых средств. При оценке сметы проекта эксперты будут руководствоваться следующими критериями [1]. Это:
- реалистичностью бюджета проекта и обоснованностью планируемых расходов на реализацию проекта;
- соотношением планируемых расходов на реализацию проекта и его ожидаемых результатов, адекватностью, измеримостью и достижимостью таких результатов;
- собственным вкладом команды проекта и дополнительными ресурсами, привлекаемыми на реализацию проекта.
Участие в грантовом конкурсе дало равные возможности всем командам, т.к. соревновались они не только между собой. На сегодняшний день проектные команды под моим руководством имеют 6 выигранных грантовых проектов на общую сумму 796 тыс. руб. Работа кипит, столько идей, столько мнений, социум становится объектом изменений подростков, они видят свою значимость. И успешный опыт выпускников подстегивает нынешних обучающихся идти по их следам – добиваться новых побед и результатов.
Данные проекты реализуются на благо нашей малой Родины и мало, кто мог подумать, что эти перемены родились из обычных детских идей и мечты об изменении мира.
Отрадно заметить, что команды, которые на сегодняшний день не получили финансирование, активно участвуют в реализации проектов своих коллег. Поддерживают советами, реальной помощью, подготовкой волонтеров проекта. Один из популярных реализуемых проектов «Мой райOn-Зеленка» – очень простой в своей реализации проект, где команда из 10 человек берет шефство над 10 метрами земли, любым историческим, природным памятником и в течении года занимается его посильным благоустройством. Средства гранта идут на озеленение, уборку, посильный ремонт, волонтеры проекта не только сами активно участвуют, но и делятся историями преображения, гордятся своими результатами. Реализация данного проекта получила широкий отклик у целевой аудитории, места преображения стали местами притяжения для молодежи, чему свидетельствует большое количество фотографий в социальных сетях с указанием геолокаций.
Еще один из проектов, о котором нельзя не рассказать, проект «Тёплые ладошки» – направлен на работу с детьми с инвалидностью, не посещающими образовательные организации. Работа волонтерами выстроена в индивидуальном порядке. Все занятия проводятся в присутствии родителей и наставника проекта. С детьми проводятся посильные творческие занятия. В рамках реализации этого проекта родилась и опубликована книга «Лысогорские сказки», которые были написаны для детей, находящихся на длительном лечении в больницах. Эта книга своеобразный диалог с детьми.
Можно с уверенностью сказать, что любая деятельность подростков, направленная на реальные дела и изменения, всегда встречает отклик в их живых сердцах, а задача педагога остается прежней – узнать первым неизвестное и научить этому своих воспитанников. Быть всегда на волне, всегда двигаться в одном направлении, разделять ценности и вносить смыслы в любую деятельность подростка. Обучившись основам социального проектирования и успешному участию в грантовых конкурсах, педагог сможет поднять уровень деятельности детского объединения или класса на новый уровень социальной активности района или округа, показав обучающимся живой пример реальных дел.
Список литературы:
- Катаева В.И. Социальное проектирование: учебник / В.И. Катаева – 2-е изд., доп. и перераб. – Москва: Университет «Синергия», 2022. – 302 с. (Университетская серия). – DOI: 10.37791/978-5-4257-0532-7-2022- 1-302.
- Колмыкова М.А. Основы социального проектирования и прогнозирования: учебное пособие/ М.А. Колмыкова; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2021– 131 с.
- Самопрезентация при устройстве на работу: учеб. пособие / [Корягин А.М., Бариева Н.Ю., Волконская И. В., Скоренцева И. В.]. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 128 с.
- Социальное волонтерство под ключ. Меняем мир вместе. – Москва: Омега-Л, 2018. — 420 с.
- Социальное проектирование в образовании и практике социальной работы: учеб. пособие / Старшинова А. В. и др.; [под общ. ред. Старшиновой А. В.]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. — 160 с.