Применение социального заказа в реализации дополнительных общеобразовательных программ
В статье рассматривается Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» и особенности его применения в дополнительном образовании. Автор приводит особенности изменений, внесенных в закон в 2023 году, и рассматривает возможности, которые открываются для сферы дополнительного образования.
Д.Н. Жадаев,
заместитель директора
по научно-методической работе
Федерального государственного бюджетного
учреждения культуры
«Всероссийский центр развития художественного
творчества и гуманитарных технологий»,
Москва
Социальный сертификат является одним из инструментов реализации Федерального закона от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (далее – Федеральный закон № 189-ФЗ).
Предметом и сферой его применения являются отношения, связанные с формированием и исполнением государственных (муниципальных) социальных заказов на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим лицам за счет субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в отраслях социальной сферы, об этом говорится в статье 1 данного закона.
Федеральный закон № 189-ФЗ направлен на обеспечение поэтапного доступа социально-ориентированных коммерческих и некоммерческих организаций (НКО), в том числе индивидуальных предпринимателей и физических лиц, ведущих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемых властями на предоставление социальных услуг населению.
Данный закон разрабатывался для предоставления услуг по различным направления предоставления социальных услуг государством таким как спортивная подготовка, оказание паллиативной медицинской помощи, санаторно-курортное лечение, содействие занятости населения в части обучения, социальное обслуживание на дому, туризм. Федеральный закон № 189-ФЗ с 2020 года применяется уже в 30 субъектах Российской Федерации по тем или иным направлениям социальной сферы, и в дальнейшем планируется расширение географии его применения.
С 2023 года в связи с вступлением в силу изменений добавляются еще три вида предоставления государственных услуг в социальной сфере в рамках социального заказа: оказание физкультурно-оздоровительных услуг, профилактика социально значимых заболеваний и реализация дополнительных образовательных программ (за исключением дополнительных предпрофессиональных программ в сфере искусств). При этом важно отметить, что поправки в Федеральный закон № 189-ФЗ были максимально адаптированы под образовательное законодательство и удаленное в 2022 году из него понятие «услуга». Закон о социальном заказе трактует понятие «услуга» как деятельность, осуществляемая в отношении физических лиц.
Внедрение механизмов, предусмотренных Федеральным законом № 189-ФЗ, позволит субъектам Российской Федерации принимать обоснованные решения о вовлечении в сферу оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере негосударственных организаций и реализовывать такие решения на базе понятных, прозрачных, регламентированных принципов. В этом плане Федеральный закон № 189-ФЗ во многом идентичен с одним из ключевых мероприятий Целевой моделью развития систем дополнительного образования детей (далее – Целевая модель; утверждена приказом Минпросвещения России от 3 сентября 2019 г. № 467) – системой персонифицированного финансирования дополнительного образования детей. Целевая модель по состоянию на I полугодие 2023 года внедрена в 84 субъектах Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом № 189-ФЗ применительно к системе дополнительного образования детей вводятся два способа реализации социального заказа – через исполнение государственного (муниципального) задания учреждениями дополнительного образования детей и выбор исполнителя услуг с помощью социального сертификата.
При этом важно отметить, что государственное (муниципальное) задание и социальный заказ имеют много общего, а потому учреждениям ничего не нужно перестраивать в своей работе. Права организаций дополнительного образования детей ущемлены не будут. Как и государственное (муниципальное) задание, социальный заказ устанавливает для услуг качественные и количественные показатели, допустимые (возможные) отклонения от этих показателей, а также категории потребителей.
Основными отличиями от Целевой модели внедряемой ранее является предложение Минфина России считать стоимость сертификатов персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в часах, а на в рублях, хотя это и не запрещено федеральным законом.
Еще одним важным элементом Федерального закона № 189-ФЗ является определение стандарта качества оказываемых услуг. Субъектам Российской Федерации в соответствии с требованиями федерального законодательства необходимо разработать стандарт (порядок) оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, в основе которого будет лежать дополнительная общеобразовательная программа. Именно нормативные затраты на реализацию образовательной программы будут основой для расчета номинала социального сертификата.
Федеральный закон № 189-ФЗ предполагает осуществление документооборота в части реализации социального сертификата исключительно в электронном виде, в том числе между уполномоченным органом и исполнителем услуг. При это важно отметить, что уполномоченным органом является орган государственной власти, отвечающий за сферу образования в регионе/муниципалитете. В этой связи те регионы, которые реализуют у себя операторскую модель выдачи сертификатов ПФДО, должны будут привести в соответствие с требованиями Федерального закона № 189-ФЗ региональные (муниципальные) нормативные правовые акты, регламентирующие персонифицированное финансирование дополнительного образования детей.
Важным моментом для субъектов Российской Федерации при реализации Федерального закона № 189-ФЗ должно стать осуществление постоянного мониторинга выполнения социальных услуг для более точного планирования социального заказа и распределения объемов средств между способами предоставления социальных услуг, а также контролю за качеством и полнотой выполнения социального заказа со стороны исполнителе услуги.
В целом, механизм социального заказа в части реализации дополнительных общеобразовательных программ поможет:
- повысить конкуренцию в секторе государственных (муниципальных) услуг, а значит, их качество и доступность для потребителей;
- расширить участие организаций негосударственного сектора в реализации программ дополнительного образования детей;
- с помощью сертификата родителю (законному представителю) выбрать исполнителя услуги, а исполнителю гарантированно получить объем средств за оказанную услугу;
- сформировать единый подход к финансированию – субсидии из бюджета: расчёт субсидии производится по одинаковым правилам вне зависимости от организационно-правовой форма исполнителя: будет ли это бюджетное учреждение, некоммерческая организация или индивидуальный предприниматель;
- увеличить охват программами дополнительного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов, с которыми активно негосударственные организации.
Таким образом, реализация Федерального закона № 189-ФЗ в дополнительном образовании не противоречит организационно-финансовым принципам внедрения системы ПФДО и позволит вовлечь в сферу дополнительного образования детей негосударственные организации, тем самым создав условия для конкуренции на рынке услуг по реализации дополнительных программ.
Список источников:
1. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»
2. Федеральный закон от 28.12.2022 № 568-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 3 статьи 3 Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 № 678-р
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
5. Глухов П. П., Попов А. А. Состояние негосударственного сектора в региональных системах дополнительного образования детей / Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2022
6. Попов А. А., Глухов П. П., Ешматов Я. А. Доступность дополнительного образования в России: оценка благополучателей и региональная ситуация // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2020. Вып. 6 (212)