Формирование социальной успешности участников детского разновозрастного отряда в рамках реализации программы летней досуговой площадки
В статье представлен опыт реализации программы летней досуговой площадки учреждения дополнительного образования. Раскрываются некоторые аспекты формирования социальной успешности детей и подростков в разновозрастном отряде свободного набора.
В.М. Веселов,
методист,
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования г. Костромы
«Центр внешкольной работы “Беркут”
им. Героя Советского Союза О.А. Юрасова»
г. Кострома
Летние каникулы – самая лучшая и незабываемая пора для каждого школьника: происходит снятие накопившегося за учебный год напряжения, восстановление физических и моральных сил и здоровья. Этот период как нельзя более благоприятен для совершенствования личностных возможностей детей, приобщения их к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей и развития творческого потенциала.
Ежегодно с наступлением летних каникул перед педагогами и родителями встает вопрос: «Как качественно и разнообразно, с наименьшими затратами организовать летний отдых и досуг детей и подростков?» Конечно, одной из традиционных форм летнего отдыха, помимо санаториев, туристических поездок на отдых с родителями, является пребывание в загородном или пришкольном лагере. Но в силу ряда причин не все дети могут отдохнуть в летних оздоровительных лагерях или провести лето на море.
В настоящее время одним из эффективных способов решения заявленной проблемы является реализация программ летнего досуга и отдыха в учреждениях дополнительного образования. Социальная значимость подобных программ заключается в том, что сочетание разнообразных видов и форм отдыха и досуга (спорт, развлечения, праздники, творчество) с различными формами образовательной деятельности позволяет сократить пространство для праздного времяпрепровождения, снизить уровень подростковой преступности, создать условия для развития и успешной социализации детей и подростков.
МБУ ДО города Костромы «Центр внешкольной работы “Беркут” имени Героя Советского Союза О.А. Юрасова» (далее – учреждение) имеет многолетний положительный опыт реализации вариативных малозатратных программ летнего досуга и отдыха детей и подростков: «Школа выживания», «Вместе достигнем высот», «Гвардеец», «Формула успеха». Данные программы стали победителями городского конкурса программ летнего отдыха и занятости детей, подростков и молодежи и ежегодно реализуются на базе учреждения в летний каникулярный период.
Концептуальной основой для создания программ летнего отдыха и досуга детей стали труды А.С. Макаренко, А.Н. Лутошкина, С.Т. Шацкого, а также основные положения коллективно-творческой деятельности И.П. Иванова.
В настоящей статье мы постараемся осветить некоторые аспекты формирования социальной успешности детей и подростков на примере опыта реализации программы летней досуговой площадки «Вместе достигнем высот» (далее – программа).
Эта программа была разработана в 2018 году педагогами нашего учреждения, стала победителем муниципального конкурса программ летнего отдыха 2018 года и, судя по положительным отзывам детей, родителей и социума, успешно реализуется на протяжении последних пяти лет. Участники программы – дети и подростки, проживающие в близлежащем к учреждению микрорайоне г. Костромы в возрасте 7–14 лет, объединенные в детский разновозрастный отряд (далее – РВО).
Отличительные особенности программы:
– наличие общего замысла, сюжетной линии;
– вариативность (проведение разнообразных мероприятий для разных категорий детей и подростков, объединенных в РВО, как в помещении, так и на открытом воздухе);
– кратковременность;
– открытость (возможность для ребенка подключиться и стать участником программы в любой из дней ее проведения);
– малозатратность и реалистичность (опора на имеющиеся в учреждении кадровые, методические, материально-технические ресурсы, помноженные на уже имеющийся опыт проведения летних кампаний отдыха и досуга детей).
Педагогическая целесообразность/значимость программы обусловлена тем, что она позволяет:
– организовать летний отдых и досуг детей, способствующий снижению уровня детской безнадзорности и неконструктивного, пустого времяпрепровождения;
– раскрыть таланты и развить способности детей и подростков с учетом их интересов и потребностей;
– создать условия для позитивной социализации, формирования успешности ребенка;
– снять накопленные в течение учебного года усталость и напряжение.
В основу программы положен комплекс разнообразных мероприятий, организуемых в рамках работы летней досуговой площадки в течение нескольких часов во второй половине дня. Основу общего замысла и сюжета досуговой площадки составил мультсериала «Десантник Степочкин». Это позволило создать пространство, имеющее яркую содержательную линию, обладающее особыми ценностными ориентирами, основанное на взаимоотношениях взаимовыручки, доброжелательности, безоценочности, принятых в учреждении.
В ходе мероприятий, организованных в рамках летней досуговой площадки, участники РВО выполняли ряд заданий в соответствии с заданным сюжетом и предлагаемой маршрутной картой.
Следует отметить, что название «Вместе достигнем высот» характеризует основной посыл авторов программы. Для социального взаимодействия с ребенком, который включился в программу, ему на помощь приходят кураторы – педагоги и подростки, призванные из детских объединений учреждения. Взаимосвязь куратора и юного участника программы позволяет сделать обширнее границы общения как для одних, так и для других. Подобное сотрудничество, содружество, выводит интересы и возможности ребенка на более мыслящий, творческий уровень. Стоит отметить, что куратор играет важную посредническую роль между миром взрослого и миром ребенка.
Летняя досуговая площадка, помимо всего прочего, является одним из инструментов, содействующих формированию социальной успешности. Это пространство, которое характеризуется гибкостью, открытостью и ориентацией на интересы и потребности ребенка. Поэтому педагогами и волонтерами создается деятельностный настрой, который мотивирует участников совершать достижения уже сейчас, не откладывая их на потом.
Именно в таком пространстве ребенок или подросток может не только получить положительный опыт социального успеха, но и запомнить те способы и механизмы, которые помогли ему достичь такого результата, чтобы в любом другом коллективе вновь стать успешным.
Поэтому при разработке программы особое внимание обращалось на создание условий для удовлетворения потребностей детей в активности, общении, творчестве, разнообразной личностно привлекательной деятельности, а также на создание ситуаций, содействующих социальной адаптации и развитию социальной успешности детей и подростков в условиях РВО.
В педагогических исследованиях успешность рассматривается с различных позиций:
– как качество личности, делающей что-либо с успехом, легко, без затруднений;
– как личностная характеристика, предполагающая «определенный уровень владения социальной информацией, социальными представлениями, опытом руководства ими в ситуациях. Социальная успешность опирается на сочетание знаний, опыта и готовности школьника, базируется на мотивациях и способностях, находит свое выражение в умении взаимодействовать и принимать решения, а процесс ее формирования предполагает динамику продвижения от научения к обучению и самообогащению» (Трубникова Г.В.) [1, с.1].
– как синоним удачи в каком-либо деле, ее признания обществом, а также одобрения окружающими чьих-либо достижений и достоинств.
Анализ исследований разных авторов, изучающих социальную успешность детей и подростков, позволяет сделать вывод, что формирование социальной успешности способствует эффективному формированию социального опыта ребенка и является системообразующей целью воспитательной деятельности педагога.
Такое понимание предопределило необходимость максимального включения участников РВО в разнообразные виды деятельности, содействие достижению ими реальных результатов, демонстрируемых в том числе и в детско-взрослом сообществе, а также использование понятных и прозрачных механизмов оценки успешности (например, право отметить пройденный путь на карте).
Проанализировав многолетний опыт реализации программы, можно отметить некоторые результаты, связанные с личностными изменениями ее участников.
Во-первых, раскрытие творческого потенциала участников программы, включенных в разные виды и формы привлекательной, социально значимой деятельности.
Во-вторых, возможность каждому проявить себя и заслужить уважение товарищей, выступая на сцене, создавая индивидуально или в малой группе творческий продукт (например, в творческой программе «Город на асфальте», в викторине «Музыкальный футбол» и др.).
В-третьих, приобретение участниками программы навыков конструктивного общения, умений индивидуальной и коллективной деятельности. После командообразующих мероприятий детский коллектив начинал действовать слаженно, точку зрения каждого участника слушали внимательно, каждый понимал свою ответственность за общую победу в сюжете.
В-четвертых, раскрытие у некоторых участников лидерских и организаторских качеств в различных мероприятиях: мальчики были лидерами в спортивных, военных делах; девочки стали организаторами в творческих и прикладных мероприятиях.
Подводя итоги реализации программы, можно сделать следующие выводы.
Летняя досуговая площадка является тем пространством, где ребенок может использовать ряд возможностей, способствующих формированию его социального опыта: многообразие творческих, познавательных, развивающих видов деятельности; определенные нормы отношений и взаимодействия, взаимоотношения сотрудничества и сотворчества; поддержка участников в преодолении внутренних барьеров, затруднений; мотивационные схемы и др.
Участие в программе, где авторам удалось создать интересную практику, соединив основные традиционные и интерактивные формы работы, дает возможность детям и подросткам в незнакомом разновозрастном коллективе проявить свои качества, попробовать ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, реализовать свои силы, знания и, как результат, стать успешными в данном временном социуме под названием разновозрастный отряд.
Опыт социальной успешности, полученный в ходе участия в летней досуговой площадке, может стать для ребенка ориентиром и примером нормы взаимодействия в других коллективах, в другой деятельности. После подобного положительного опыта ребенок может захотеть, а позже и стать успешнее в учебной деятельности, в дополнительном образовании, в социальных отношениях.
Список источников:
1. Комарова А.С. Проблема формирования социальной успешности у учащихся начальной школы // Молодой ученый. – 2017. – № 15 (149). – С. 586–59. – URL: https://moluch.ru/archive/149/42242/ (дата обращения: 24.12.2023).
2. Баранец H.A. Формирование социальной успешности младшего школьника как проблема социальной педагогики // Вестник Тамбовского университета. – 2010. – Вып. 12 (92). – С. 150–156. (Серия «Гуманитарные науки»).
3. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 199 с.
4. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: старшеклассникам об основах организаторской работы. – Москва: Просвещение, 1986. – 206 с.
5. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. – В 8 т. – М.: Педагогика, 1983–1986.
6. Трубникова Г.В. Социальная успешность детей – ограниченное вхождение в социальное окружение и участие в жизни общества. – URL: http://okha7.ru/storage/app/uploads/public/568/cd3/d21/568cd3d216542685260493.pdf. (дата обращения: 08.09.2023).