Опыт работы городского центра «Подросток» в организации социальной и педагогической поддержки детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации

В статье представлен опыт работы городского центра «Подросток» по социальной и психолого-педагогической поддержке детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Описаны направления, формы и содержание деятельности, способствующей личностному развитию, социализации трудных подростков в естественных условиях, учитывающих их индивидуальную трудную ситуацию, среду жизнедеятельности и возрастные особенности. Читателям будет интересно описание опыта организации воспитательного процесса через интенсивную работу с подростками в рамках профильных смен; использования потенциала городской среды как культурной и образовательной компоненты; взаимодействия с родителями, ориентированного на повышение уровня их социальных компетенций.

И.Н. Деветьярова,
магистр психолого-педагогического образования,
заместитель директора по научно-методической работе,
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»,
г. Ижевск

Муниципальное учреждение «Городской центр “Подросток”» (далее – Центр) создан в 1993 году в городе Ижевске как своеобразная «неотложка» для подростков и их родителей (законных представителей) – как некая переходная форма между органами милиции и нарождающимися тогда социальными учреждениями. Целью деятельности Центра было определено предупреждение безнадзорности детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее – дети и подростки ТСЖ).

Дети и подростки этой категории остаются за пределами организованной системы воспитания в силу того, что большую часть времени они проводят вне семьи и школы. Чаще всего своими действиями и поступками такие подростки провоцируют негативное отношение к себе, пренебрежение их законными интересами. Проведение с ними какой-либо профилактической работы весьма сложно, поскольку они гиперактивны, импульсивны, необязательны, непостоянны. 

В зону ответственности Центра вошли безнадзорные дети и подростки, родители которых в полной мере их воспитанием не занимались и которые по ряду причин еще не были переданы под опеку государства. Сегодня это дети и подростки ТСЖ, дети «зоны культурного отчуждения» [6]. Задача Центра – вернуть их в социум [4].

Организуя работу с несовершеннолетними и их семьями, коллектив Центра руководствуется двумя принципами:

1. Принцип доверия – инициативность в решении различных проблем с привлечением разных структур и ведомств (смысл данного принципа сосредоточен в хорошо известном высказывании: «Если в доме начинается пожар, необходимо попытаться потушить его своими силами»).

2. Принцип «Не навреди!» – для оперативной реакции на сложные ситуации, для оказания конкретной адресной помощи очень важно разобраться в причинах неблагополучия.

Опыт работы более 25 лет с детьми и подростками ТСЖ и их семьями позволил специалистам Центра разработать систему социальной поддержки в естественных условиях (Рис. 1). 

Такая система работы также используется как альтернатива и дополнение к реабилитации несовершеннолетних в приемных семьях и государственных учреждениях и ориентирована на снижение количества стрессов у подростков, связанных с изъятием их из семьи.

В основу данной системы работы положены концептуальные положения психологии взросления и развития человека как личности Д.И. Фельдштейна [7, 8],  психологии детей с нарушением поведения И.А. Фурманова [9], Б.Н. Алмазова [1],  воспитания и педагогической реабилитации Л.И. Новиковой [5], Б.Н. Алмазова [2]. 

При реализации системы социальной поддержки используются две взаимосвязанные/взаимно продолжающие формы работы – патронатный контроль и индивидуальное сопровождение, которые в комплексе представляют собой определенную «социальную прививку» через включение детей и подростков ТСЖ в комплекс разнопрофильных мероприятий и краткосрочных интенсивных событий (сформированных в маршрут) в условиях стационарного лагеря.

Выявление несовершеннолетних для взятия под патронатный контроль проводится по различным каналам – личное заявление самих подростков, родителей/законных представителей, заявление от педагогов, граждан и т.д.

Патронатный контроль – это управление процессом разрешения ситуации, включающее следующие шаги: мотивирование подростка и его семьи на разрешение трудной ситуации, создание возможностей успешного разрешении проблемы в естественных для них условиях, разработка индивидуального маршрута, его контроль и корректировка, оказание конкретной адресной социальной помощи совместно с другими субъектами профилактики.

Индивидуальное сопровождение – это совместное прохождение отдельных, наиболее сложных для подростка участков маршрута по принципу «делая вместе, учись делать самостоятельно». Оказание срочной социальной помощи с целью преодоления отдельных трудностей, мешающих продвижению по пути разрешения общей сложившейся ситуации и психолого-педагогической поддержки с целью установления подростком мира с самим собой и позитивных отношений с окружающими. Необходимое индивидуальное сопровождение осуществляется и с родителями, которые испытывают трудности в решении социальных вопросов, находятся в конфликтной ситуации с различными организациями, через оказание им консультативной помощи в вопросах воспитания, организации совместного досуга, большого семейного праздника.

Индивидуальное сопровождение с целью оказания помощи в реализации законных прав и интересов детей и подростков ТСЖ организуется и применяется в случаях, когда это сопряжено со значительными затратами времени и требует интенсивной систематической работы. В данном случае задача сопровождения – побудить подростка/родителей к действиям, способствующим изменению ситуации.

Оказание практической адресной помощи играет важную роль в достижении успешности разрешения трудной ситуации, которая включает преодоление конфликтов, проявление заботы о здоровье и физическом развитии детей и подростков ТСЖ, сопровождение их при выборе профессии и учебного заведения (фото 1). 

Сочетание этих форм социальной поддержки позволяет не изымать детей и подростков ТСЖ из семьи и, не подменяя их родителей (законных представителей), в необходимых случаях оказывать им конкретную помощь в достижении успеха, побуждая их к дальнейшей деятельности и обучая приемам преодоления жизненных трудностей самостоятельно.

Проведение «социальных прививок» – это организация системной разнообразной деятельности детей и подростков ТСЖ, способствующей снятию у них психологической напряженности, оздоровлению, развитию познавательных способностей, личностному росту, переоценке ценностей и коррекции поведения. В реализации данного направления используются ресурсы окружающей среды как широкого образовательного пространства – это временное трудоустройство подростков в летний и каникулярный период (фото 2), экскурсии, посещение досуговых учреждений, туристическая деятельность (фото 3), обучение компьютерной грамотности (фото 4), занятия в социальном театре. 

Организация краткосрочной интенсивной деятельности в рамках профильных смен в условиях стационарного лагеря обладает глубоким воспитательным потенциалом: совместное обеспечение жизнедеятельности временного коллектива, интенсивная деятельность подростков и взрослых, живущим по единым совместно установленным правилам, в сочетании с интенсивной психолого-педагогической работой (тренинги, мастер-классы, досуговые и спортивные мероприятия) в разновозрастных группах позволяют детям и подросткам ТСЖ успешно осваивать разные социальные роли (фото 5.1, 5.2, 5.3).

Вовлечение детей и подростков ТСЖ в активную социально актуальную деятельность способствует:

– расширению их социального кругозора, формированию социально позитивных отношений с окружающими и самими собой;

– воспитанию ценностного отношения к своей жизни, к жизни окружающих, формированию новых жизненных ценностей и ориентиров;

– становлению нравственных качеств личности: трудолюбия, ответственности, товарищества, требовательности;

– стремлению к самовоспитанию, стимуляции процесса рефлексии.

Такая комплексная «социальная прививка» позволяет выработать у подростков «социальный иммунитет» – привычки, формирующие их поведение между «прививками». Главное условие: «социальные прививки» должны быть дозированными и своевременными и продолжаться до тех пор, пока усвоенных знаний, умений не станет достаточно для самостоятельной деятельности детей и подростков ТСЖ в разрешении трудных жизненных ситуаций.

В основе работы Центра лежат социальные проекты, позволяющие более комплексно проводить воспитательную работу с детьми и подростками ТСЖ [3]. В 2011 году опыт работы Центра был обобщен в социальном проекте «Точка опоры», который получил грант «Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».  

Результативность данной системы работы с детьми и подростками ТСЖ обеспечивается высоким профессионализмом коллектива Центра, разделяющего ценности уважения к человеку. Благодаря использованию в работе социальной и психолого-педагогической поддержки нам удается достичь следующих результатов:

– позитивной социализации несовершеннолетних;

– приобретения подростками знаний, умений и навыков и применения их на практике для самостоятельного разрешения трудностей;

– осознания подростками ценности здоровья и жизни;

– создания ими условий для получения образования и выбора профессии;

– укрепления здоровья и приобщения к здоровому образу жизни;

– повышения родительской компетентности в воспитании детей. 

Список источников:

  1. Алмазов Б.Н. Психология проблемного детства. – М.: Дата Сквер, 2009. – 248 с.
  2. Алмазов Б.Н. Психологические основы педагогической реабилитации: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 285 с. 
  3. Деветьярова И.Н.,  Абызова Е.В. Социальный проект как инструмент профилактики и реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на базе социального учреждения // Профилактика правонарушений в молодежной среде. – Ижевск: УдГУ, 2011. –  С. 95–100.
  4. Котлярова Т.С. Профилактика безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защита прав подростков с девиантным поведением: из опыта практической работы. – Ижевск: [Б.и.], 2003. – 45 с.
  5. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды / под ред. Н.Л. Селивановой, А.В. Мудрика; сост. Е.И. Соколова. – URL: https://gpa.cfuv.ru/courses/os-ped-mast/Doc/Книги%20в%20формате%20(pdf) Новикова%20Л.И.%20Педагогика%20воспитания.PDF  (дата обращения: 12.12.2023).
  1. Попова И.Н. Дети «зоны культурного отчуждения»: анализ существующей проблемы в системе российского образования // Социальные проблемы современного общества и пути их решения: Коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2023. – С. 219–230.
  2. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательная характеристика процесса развития личности: Избранные труды. – Москва: Флинта, 2004. – 672 с.
  3. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. – В 2 т. –
    Т. 2. – М.: Изд-во Моск. псих.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2005. – 568 с.
  4. Фурманов И.А. Психология детей с нарушением поведения: Пособие для психологов и педагогов. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 351 с.

Добавить комментарий

Войти с помощью: