Сетевое взаимодействие школы и городской библиотеки – новые возможности для развития школьников (на примере микрорайона «Турынино» г. Калуги)

В статье рассматривается опыт реализации сетевой формы обучения по дополнительной общеобразовательной программе на базе школы и городской библиотеки на примере микрорайона «Турынино» г. Калуги в рамках реализации отдельных мероприятий национальных проектов «Образование» и «Культура». Описан реализуемый совместный проект и промежуточные итоги его реализации. Предложена сетевая форма взаимодействия школ и городских библиотек как одного из инновационных образовательных форматов, адаптированных к современным требованиям и интересам учащихся.

М.В. Марков,
к.б.н., педагог дополнительного образования
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 44»,
г. Калуга

Ипатьева И.П.
заведующая филиалом № 25
муниципального бюджетного учреждения
«Центральная библиотечная система»
г. Калуга

Угольникова Л.Н.,
заместитель директора
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 44»,
г. Калуга

Государственная поддержка и развитие отраслей культуры и образования является необходимым условием устойчивого развития российского общества, что отражено в стратегических документах государственной политики: в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и его указе от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [8, 9]. На их основе были разработаны 14 национальных проектов по трем направлениям: «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост», но остановимся на рассмотрении промежуточных результатов реализации отдельных мероприятий национальных проектов «Образование» и «Культура».

Целью нацпроекта «Культура» является увеличение доступности культурных ценностей для населения России, содействие лучшему восприятию и участию граждан в формировании культурной среды через выражение творческих инициатив. Культура играет важную роль в формировании национальной идентичности, культурного наследия и духовного развития общества [4], а образование является основой для развития человеческого капитала и экономического прогресса общества, и мы считаем, что одну из главных ролей здесь играют городские библиотеки.

Наиболее доступным источником знаний, информации и культурного наследия для широкого круга людей являются городские библиотеки. Их работа способствует популяризации литературных произведений, искусства, исторических документов и других материалов, что содействует повышению культурного уровня населения через формирование читательских интересов, организацию и поддержку культурных мероприятий [5].

Главной задачей нацпроекта «Образование» является обеспечение возможности для самореализации и развития талантов детей, так как именно школа играет решающую роль в формировании человеческого капитала, поскольку образование, полученное в школе, является основой для развития интеллектуальных, творческих и социальных способностей учащихся [1].

Реализация национальных проектов «Образование» и «Культура» оказала значительное воздействие на развитие учреждений социальной сферы, в том числе и на городские библиотеки. Включенность в реализацию названных проектов не только подтверждает важность библиотек как образовательных и культурных институтов, но и способствует их активному развитию, обогащая их функциональные возможности и повышая их роль в формировании образования и культуры в обществе. Основу этого развития составляют несколько значимых процессов.

Во-первых, это модернизация в рамках национального проекта «Культура» учреждений культуры – появление новых модельных библиотек, которые открываются по всей стране, где в современных удобно оборудованных помещениях, оснащенных новейшими технологиями, создана благоприятная атмосфера, обеспечивающая все необходимые условия для саморазвития и профессионального роста молодежи, интеллектуального досуга и повышения компьютерной грамотности пожилых людей. Посетители современной библиотеки имеют возможность не только читать печатные книги, но также работать за компьютером, посещать образовательные мастер-классы и лекции.

Во-вторых, в 2021 году был запущен федеральный проект «Придумано в России», одной из целей которого является создание на базе библиотек точек концентрации талантов «Гений места», суть которых – формирование креативной среды, команды единомышленников, новых ресурсов для обучения и реализации населением собственных проектов. Библиотеки страны, получившие такие точки, помогают развитию современной инфраструктуры для креативной экономики регионов, способствуют созданию новых интеллектуальных продуктов (игр, кино, музыки, компьютерной графики и др.), основанных на местной идентичности и способствующих сохранению культурного наследия и уникальных особенностей территорий России.

В-третьих, в рамках национального проекта «Образование» реализуются мероприятия, направленные на формирование в общеобразовательных организациях новой обучающей среды с оснащением ее современным высокотехнологичным оборудованием: детских технопарков «Кванториум», центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», центров цифрового образования «IT-куб».

Уже сейчас можно констатировать, что опыт реализации национальных проектов указывает на определенные вызовы, среди которых в качестве основного можно отметить необходимость совместного взаимодействия вышеуказанных инициатив для более эффективного использования ресурсов региона в целях расширения возможности самореализации личности ребенка, развития талантов подрастающего поколения, его лучшего будущего.

Одним из наилучших способов решения этой проблемы, на наш взгляд, является сетевое взаимодействие образовательных организаций, учреждений культуры и производственных предприятий [6]. Расскажем немного о нашем опыте сетевого взаимодействия.

Микрорайон «Турынино» в городе Калуге – это небольшой район с численностью жителей около 20 тыс. человек, в котором расположены два детских сада (№ 92 и № 95), школа (№ 44), филиал центральной библиотечной службы № 25 и городской культурно-досуговый центр. Из крупных предприятий – подразделение ООО «Калужский турбинный завод», вокруг которого в 1970-х годах и сформировался микрорайон.

В 2022 году в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 44» г. Калуги был открыт детский школьный технопарк «Кванториум», отремонтированы и оснащены современным оборудованием кабинеты физики, химии, биологии, информатики и кабинет Hi-tech, обеспечивающие реализацию дополнительных общеобразовательных программ по различным направлениям:

  • лазерные технологии (станок лазерной резки и гравировки);
  • аддитивные технологии (3D-принтеры, 3D-сканер);
  • технологии обработки (фрезерный станок с числовым программным управлением (далее – ЧПУ), простые электрические ручные инструменты и т.п.);
  • комплекс промышленной робототехники (роботехнические наборы и образовательные конструкторы).

Однако, помимо современного оборудования, важно обеспечить образовательный процесс актуальным источником получения информации, в первую очередь, из периодических изданий (журналы и научно-популярные публикации), которые позволяют обучающимся быть в курсе последних технологических достижений, инноваций и передовых методик обучения в выбранных ими областях. Аккумулятором современной постоянно обновляющейся периодики является городская библиотека – филиал № 25 МБУ «Центральная библиотечная система» г. Калуги.

Филиал библиотеки играет важную роль в образовании детей не только за счет доступа к классическим учебным материалам, но и благодаря новому поступлению периодических изданий. Часто филиал выступает центром, где дети встречаются, обсуждают свои проекты и идеи. Учитывая сложившийся опыт взаимодействия, специалисты библиотеки обратились с предложением к администрации школы реализовать совместный сетевой проект по созданию учащимися собственных настольных игр.

Результатом переговоров в сентябре 2023 года стал договор о реализации дополнительной общеобразовательной программы «Проектное 3D-моделирование» в сетевой форме. Эта программа ориентирована на формирование у детей интереса к науке, технологиям и предпринимательству, а также способствует созданию новых настольных игр.

Обучение по данной программе предоставляет подросткам возможность применить свои знания и навыки в практической деятельности с использованием высокотехнологического оборудования технопарка. Разработка настольных игр с использованием 3D-моделирования и печати, фрезерного и лазерно-гравировального станка с ЧПУ позволяет ребятам проявить творчество: они могут создавать уникальные игровые элементы, фигуры и детали, что способствует развитию их воображения, креативности и дизайнерских навыков. Именно библиотеке в дополнительной общеразвивающей программе отведена роль базы для формирования и апробации обучающимися школьного технопарка креативных идей собственных настольных игр.

На первых занятиях ребятами было придумано название проекта и разработан его логотип, который был выбран из нескольких предложенных вариантов по результатам голосования, проведенного на социальных страницах школы и библиотеки. Проект получил собственное название «Играющие создатели».

Фото 1. Эмблема проекта «Играющие создатели»

Впоследствии логотип проекта был изготовлен на фрезерном станке с числовым программным управлением из пенополиуретана. Процесс разработки логотипа сопровождался изучением основ графического дизайна, программ векторной графики и программы подготовки управляющего кода для фрезерного станка с ЧПУ. Учащиеся вручную покрасили эмблему проекта, и проект получил свою брендированную зону в библиотечном пространстве.

Фото 2. Эмблема проекта, выполненная из пенополиуретана на фрезерном станке с ЧПУ

В настоящее время ребята придумали идеи своих игр и приступили к практической разработке элементов. Ожидается, что к концу 2023/24 учебного года каждый из них разработает свою настольную игру и изготовит опытный образец.

Фото 3. Творческий коллектив учащихся в игровом процессе

Полученный опыт реализации совместного сетевого проекта по обучению детей подтолкнул сотрудников библиотеки принять участие в конкурсном отборе проектов библиотек в рамках ведомственного проекта Министерства культуры Российской Федерации «Придумано в России», созданным с целью формирования современной инфраструктуры для развития креативной экономики регионов. В декабре 2023 года филиалом библиотеки № 25 была подана конкурсная заявка, которая получила одобрение в числе 123 библиотек страны [2]. В результате проект «Играющие создатели» трансформировался в федеральный проект Минкультуры РФ «Гений места». В рамках этого проекта предполагается, что любой посетитель библиотеки может получить знания и предложить свою собственную настольную игру, а обучающиеся по дополнительной общеразвивающей программе будут выполнять роль наставников и оказывать помощь в технической реализации настольных игр.

В процессе обучения ребята смогли разработать сувенирную продукцию – брелоки для уже трансформированного проекта «Играющие создатели». Кроме этого, они получили навыки работы на лазерно-гравировальном станке с ЧПУ и изготовили из акрила сувенирную продукцию проекта.

Фото 4. Сувенирная продукция, изготовленная учащимися

В библиотеке поддержку креативным посетителям оказывает куратор точки концентрации талантов – заведующая филиалом: сопровождает проектную работу обучающихся по созданию настольных игр, ищет партнеров, организует тематические мероприятия, помогает посетителям и участникам мероприятий ориентироваться в творческих сферах и прорабатывать собственные уникальные инициативы.

Уже сейчас, всего за три месяца реализации проекта, удалось провести два совместных мероприятия с организациями-партнерами:

  • игротеку для жителей микрорайона с компанией «Мосигра – Калуга», предоставившей огромное количество настольных игр;
  • мастер-класс по компьютерной разработке игры «Змейка» с использованием языка программирования Pyton на базе Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского.

Дальнейшее развитие проекта предполагает не только получение библиотекой различных грантов на закупку современного оборудования для изготовления настольных игр, но и расширение роли библиотеки с культурного до образовательного центра. В своем новом качестве библиотека должна стать платформой для проведения различных образовательных мероприятий – курсов, лекций, мастер-классов и других форм обучения, объединяющих людей разного возраста и профессионального уровня в стремлении к получению новых знаний и навыков. Такой подход к развитию библиотек помогает не только повысить культурный уровень общества, но и способствует развитию образования, самообразования, профессионального роста и личностного развития каждого человека.

Даже небольшой опыт сетевой формы реализации дополнительных общеразвивающих программ на основе сотрудничества школ с городскими библиотеками представляет собой многообещающую эффективную практику, которая значительно расширяет возможности обучения и развития детей [3]. Такое сотрудничество открывает перед обучающимися новые возможности для получения знаний и навыков за пределами стандартной школьной программы. Библиотеки могут предложить разнообразные образовательные программы, мастер-классы, лекции, тематические мероприятия, которые дополнят учебный процесс и помогут расширить горизонты обучения.

Такое партнерство также способствует повышению общего культурного уровня обучающихся, формированию у них ценностных ориентаций, развитию творческих способностей и критического мышления. Благодаря сетевому взаимодействию школ и библиотек возможно создание инновационных образовательных форматов, адаптированных к современным требованиям и интересам обучающихся. Сетевое взаимодействие учреждений культуры и образования позволяет создать целостную систему образования, которая помогает развивать профессионализм в сфере технического творчества и инноваций среди детей и подростков с опорой на современные источники информации о новейших технологиях и методиках обучения, что в целом способствует достижению стратегической цели государственной политики страны [7].

Список источников:

  1. Авраамова Е.М., Логинов Д.М. Роль школьного образования в развитии человеческого потенциала // Экономика региона. – 2014. – № 2. – С. 53–62.
  2. В 2024 году будут запущены еще 123 точки концентрации талантов «Гений места». – URL: https://culture.gov.ru/press/news/tochek_kontsentratsii_talantov_geniy_mesta_v_2023_god u_stanet_na_101_bolshe/ (дата обращения: 22.03.2024).
  3. Колесникова О.Г. Взаимодействие публичных библиотек и образовательных учреждений. – URL https://unatlib.ru/images/bibliotekarjam/metod_materialy/analit_spravky/b-ki_obr-uchr.pdf (дата обращения: 29.03.2024).
  4. Маркова Т.Б. Библиотека в контексте культуры: философско-культурологический анализ: автореф. дис. … д-ра философ. наук. – Санкт-Петербург, 2008. – 35 с.
  5. Остапенко С. Роль библиотек в формировании культурной и национальной идентичности молодежи: исследования и практика. — URL https://spravochnick.ru/bibliotechno-informacionnaya_deyatelnost/rol_bibliotek_v_formirovanii_kulturnoy_i_nacionalnoy_identichnosti_molodezhi_issledovaniya_i_praktika/ (дата обращения: 29.03.2024).
  6. Попова И.Н. Сетевое взаимодействие как ресурс развития общего и дополнительного образования // Мир науки. Педагогика и психология. – 2016. – Т. 4. № 6. – С. 47.
  7. Пчела И.В., Разумная Н.В. Развитие исследовательских компетенций обучающихся в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/22PDMN522.pdf (дата обращения: 21.03.2024).
  8. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 июля 2020 г. – № 30. – Ст. 4884.
  9. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями) // Собрании законодательства Российской Федерации от 14 мая 2018 г. – № 20. – Ст. 2817.


Добавить комментарий

Войти с помощью: