Изменения в трудовом воспитании школьников: новые задачи
В статье рассматривается проблема возвращения трудового воспитания в образовательные организации; основные изменения в организации трудового воспитания анализируются с позиции использования потенциала дополнительного образования детей.
Л.Н. Буйлова,
старший методист
Управления дополнительных образовательных программ
ГБОУ «Воробьевы горы»
главный редактор журнала «Про-ДОД»,
Почетный работник общего образования,
кандидат педагогических наук, доцент
город Москва
В новых социокультурных условиях трудовое воспитание личности, незаслуженно недооценённое и даже исключенное под разными предлогами в последние годы, возвратилось в образование! Как в прежние времена, вспомнили про то, что трудовое воспитание является важнейшим условием личностного развития, приобщения детей к трудовой деятельности, реализации профориентационной работы. Более того, трудовое воспитание можно рассматривать как эффективное средство формирования профессиональных компетенций и развития профессионально значимых личностных качеств. Поэтому Федеральным законом от 4 августа 2023 г. N 479-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», которые возвратили в образовательные организации трудовое воспитание и закрепили право привлекать учеников к труду [ФЗ 479].
Несколько слов означениитрудового воспитания
Трудовое воспитание – один из ключевых элементов советской образовательной системы. Советская власть закрепила трудовое воспитание на законодательном уровне и встроило в школьную программу. Многие помнят уроки труда, дежурства и субботники, участие в которых было обязательным для всех школьников [3].
Справедливым будет отметить, что понимание огромной роли труда в воспитании подрастающего поколения, подготовка к выбору профессии, профориентация – всегда занимали особое место и в отечественной педагогике, и в обществе.
О значении трудового воспитания говорили многие известные педагоги. «труд серьезная и тяжелая деятельность человека, но именно с помощью него он может приобрести подлинное счастье», в связи с этим во время воспитания необходимо внушать «…неутомимую жажду труда, оказывать помощь в самореализации…», – считал К.Д. Ушинский. П.П. Блонский утверждал, что «трудовое воспитание направлено на планомерное упражнение в трудовой деятельности и создании полезных для человека предметов, а также развития у ребенка умений пользоваться орудиями труда». «Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим», — писал В.А. Сухомлинский, а А.С. Макаренко считал труд «одним из основных элементов» воспитательной работы.
Что такое трудовое воспитание?
Сущность трудового воспитания заключается в приобщении детей к трудовой деятельности и формировании у них положительного отношения к труду взрослых.
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ:
- это целенаправленная совместная деятельность педагога и обучающихся, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду [6];
- это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения потребности в разнообразной трудовой деятельности (учебной, трудовой, общественной и т. п.), глубокого уважения к труду человека, бережливого отношения к материальным и духовным ценностям, созданным трудом людей, осознанного и добросовестного отношения к своей работе и обязанностям [4];
- это целенаправленный процесс формирования у детей трудовых умений и навыков, уважения к труду взрослых, привычки к трудовой деятельности [9];
- это процесс вовлечения учащихся в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передать им минимум производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития у них творческого практического мышления, трудолюбия и создания рабочего человека. Воспитание трудовое – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних обще-трудовых умений и способностей, психол. готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии» [1]
- это совместная деятельность учителя и учеников, которая развивает полезные навыки, подготавливает к будущей профессии и прививает уважение к труду[3].
Таким образом, под понятием «трудовое воспитание» будем понимать совместную деятельность педагога и учащихся, направленную на формирование ценностного отношения к трудовой, профессиональной деятельности, на развитие полезных общетрудовых навыков и умений, на воспитание уважения к труду.
Что изменится в образовательных организациях с 2024 года?
Одна из главных задач школы сейчас — приучение ребят к труду, выработка у школьников «навыков работы». Труд важен для воспитания личности. Сначала — воспитание, а потом — образование.
Главное изменение заключается в том, что теперь школьников разрешено привлекать к труду, не предусмотренному образовательной программой, в соответствии с трудовым законодательством (ФЗ-273, ч. 4 ст. 34). Раньше на такой труд требовалось согласие родителя (законного представителя). А теперь согласие не нужно: установлено, что такое привлечение обучающихся к труду осуществляется в рамках Трудового кодекса (ТК). Это значит, что длительность ежедневной смены для подростков с 14 до 16 лет — максимум 2,5 часа, а с 16 до 18 лет — 4 часа в день. Формально — для этого придется заключить с каждым учеником трудовой договор, работу в ином качестве ТК не предусматривает. Следовательно, необходимо заключить трудовой договор.
Трудовой договор можно оформить с несовершеннолетним, если он достиг 16 лет. До этого возраста надо соблюсти ограничения. А если ученику 14 и меньше лет, то еще и получить согласие родителя (ст. 63 ТК). Дополнительно надо направить ученика на обязательный предварительный медосмотр (ст. 69 ТК).
Нововведения не коснутся учеников до 14 лет: согласно трудовому кодексу, дети такого возраста могут работать только в кино, театре, цирке или участвовать в концертах и рекламе.
Если ученик откажется трудиться, школа может применить дисциплинарные взыскания (замечания, выговор, отчисление). Отчисление применяется в случае неоднократных нарушений. Дисциплинарные взыскания не применяются к ученикам начальной школы и детям с ОВЗ.
ПОЯСНЕНИЯ
С 1 сентября 2023 года вступили в действие поправки в Федеральный закон «Об образовании в РФ», которые касаются трудового воспитания в школе (ФЗ от 04.08.2023 № 479-ФЗ).
Поправки о трудовом воспитании внесли в уже действующие статьи. Так, расширено понятие «воспитание». Теперь оно включает «формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам» (ФЗ-273, п. 2 ст.2).
Школьники обязаны, как это было и раньше, участвовать в трудовой деятельности, которую зафиксировали в ООП. Однако поправки в закон добавили и новые обязанности для учеников. Теперь они должны участвовать в общественно полезном труде в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями (ФЗ-273, п. 6 ч. 1 ст. 43). Еще учеников обязали бережно относиться к имуществу школы и поддерживать в ней чистоту и порядок (ФЗ-273, п. 5 ч. 1 ст. 43).
Образовательные организации наделены новыми полномочиями по содействию (добровольческой) волонтерской деятельности обучающихся, их участию в общественно-полезном труде (ФЗ-273, п. 19.1 ч. 3 ст. 28). Предполагается, что это поможет развивать у детей чувство причастности к единому делу, вырабатывать активную жизненную позицию.
Таким образом, Закон напрямую говорит о том, что трудовое воспитание в школе обязательно нужно отразить в основных общеобразовательных программах (ООП) всех уровней – НОО, ООО и СОО. ООП каждого уровня обязательны к освоению в полном объеме, поэтому согласие родителей на привлечение детей к такому труду не требуется. А школа должна всю трудовую деятельность, которую планирует организовывать в течение срока обучения на каждом уровне в рамках воспитания, зафиксировать в ООП.
Нужно ли отражать трудовое воспитание в дополнительной общеразвивающей программе, решает сам педагог дополнительного образования, так как закон эту позицию не регламентирует.
Какие задачи трудового воспитания поставлены в 2024 году?
Перед трудовым воспитанием в настоящее время стоят следующие задачи:
- обучить детей простым навыкам и самостоятельности,
- сформировать основы физического и умственного труда,
- сформировать у детей деловые качества, ответственность, целеустремленность.
Когда ребенок будет вместе со взрослыми заниматься какой-либо работой, у него появится интерес к труду, и он научится ценить его результаты. Ученики захотят применять полученные знания на практике, будут стремиться к самореализации и активной деятельности. Кроме того, совместная работа научит школьников и дошкольников трудиться в коллективе и взаимодействовать со сверстниками.
Каким будет школьный предмет «ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ)» с 1 сентября 2024 г.
Минпросвещения приняло новые поправки во ФГОС НОО и ООО обоих поколений, а также во ФГОС СОО. Изменения будут вступать в действие в два этапа – с 01.09.2024 и 01.09.2025.
С 1 сентября 2024 года у предмета «Технология» появляется дополнительное название. Теперь этот предмет называется – «Труд (технология)». Изменения были внесены во ФГОС НОО, ФГОС НОО-2021, ФГОС ООО и ФГОС ООО-2021.Предметные результаты остались без изменений.
Проект изменения в учебном плане. О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования
Если Проект будет одобрен, то приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 года, за исключением отдельных подпунктов, которые вступают в силу с 1 сентября 2025 г.
Изменения в связи с введением учебного предмета «Труд (технология)» в начальных классах.
Основными задачами реализации этого предмета являются: подготовка личности к трудовой, преобразовательной деятельности, в том числе на мотивационном уровне, формирование потребности и уважительного отношения к труду, воспитание осознанного отношения к труду.На учебный предмет «Труд» будет отведен один час в неделю.В содержание программы начального общего образования включены четыре модуля, общие для каждого года обучения, среди которых «Технологии, профессии и производства», «Технологии ручной обработки материалов» (в рамках которого школьники будут работать с бумагой и картоном, пластичными и текстильными материалами, а также пластиком, поролоном, фольгой и соломой), «Конструирование и моделирование» и «Информационно-коммуникативные технологии».
Изменения в связи с введением учебного предмета «Труд (технология)» в 5 – 9 классах.
Общее число часов, рекомендованных для его изучения, – 272 часа:
в 5 классе – 68 часов (2 часа в неделю),
в 6 классе – 68 часов (2 часа в неделю),
в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю),
в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю),
в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Дополнительно рекомендуется выделить за счёт внеурочной деятельности:
в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю),
в 9 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)» на уровне основного общего образования имеет модульную структуру, состоящую из
инвариантных модулей (обязательных для изучения), реализуемых в рамках, отведенных на учебный предмет часов («Производство и технологии», «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов», «Компьютерная графика. Черчение», «Робототехника», «3D-моделирование, прототипирование, макетирование»)
вариативных модулей (по выбору), разработанных по запросу участников образовательных отношений, в соответствии с этнокультурными и региональными особенностями, углубленным изучением отдельных тем инвариантных модулей («Автоматизированные системы», «Животноводство», «Растениеводство» и др.).Кроме того, могут быть разработаны дополнительные вариативные модули в зависимости от социально-экономических потребностей региона (например, «Авиамоделирование», «Медиатехнологии», «Сити-фермерство», «Ресурсосберегающие технологии» и другие)
ВАЖНО! Урок труда включит в себя элементы профориентации: учебные программы по предмету составляются с учетом наиболее востребованных рынке труда профессий с учетом реалий конкретного региона. Школа будет самостоятельно определять актуальные для учащихся вариативные модули.
Какое место занимает трудовое воспитание в документах и программах?
Трудовое воспитание детей в школе осуществляется через все виды образовательной деятельности: урочную, внеурочную, воспитательную. Поэтому трудовую деятельность нужно отразить в рабочих программах учебных предметов, курсов модулей, курсов внеурочной деятельности, рабочих программах воспитания и календарных планах воспитательной работы, в дополнительных общеразвивающих программах.
В каком из документов зафиксировать ту или иную трудовую деятельность школьников, зависит от ее вида – смотрите в таблице.
Как отразить трудовое воспитание в дополнительной общеразвивающей программе?
Основные виды труда, которые воспитывают в ребенке любовь к труду – это самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Он способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности, у него воспитывается уважение и интерес к труду [9].
В дополнительных общеразвивающих программах педагоги фиксируют следующие виды труда: учебный, общественно-полезный и производственный.
Учебный труд включает в себя труд умственный и физический. В процессе труда воспитывается коллективизм, уважение к людям и результатам их деятельности.
Умственный (или интеллектуальный) труд подразумевает прием и переработку учебной информации, которая требует от учеников напряженной работы внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы. А также больших волевых усилий, терпения, усидчивости.
Физический труд способствует проявлению у школьников нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности.
Физический труд предусмотрен не на всех учебных предметах, а только на тех, где он необходим для усвоения и закрепления знаний, формирования умений и навыков. Например, часть занятий проходит в учебных мастерских, на пришкольных участках, в производственных мастерских и т.п.
Учебная трудовая деятельность учеников отражается во всех разделах рабочей программы. Например, в содержании программы описывают содержание тем, которое подразумевает как изучение теории, так и выполнение практики. В учебном планировании можно указывать конкретные темы теоретических и практических занятий, формулировка которых предписывает ученикам необходимость приложить усилия.
В планируемых результатах освоения программы педагог фиксирует предметные и метапредметные трудовые умения и навыки, которым должен овладеть ученик в процессе изучения предмета. А также личностные результаты, которые являются итогом трудового воспитания и развития личности средствами предмета.
В дополнительные общеразвивающие программы включается:
- общественно полезный труд, который организуется в интересах всего коллектива и включает в себя работу в школе, в центре творчества и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.), летнюю работу во время школьных каникул;
- производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения.
Трудовое воспитание в дополнительной общеразвивающей программе можно отразить в воспитательном разделе или компоненте, а также в плане воспитательной работы.
Трудовое воспитание – воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности (Письмо Министерства просвещения РФ от 18 июля 2022 г. N АБ-1951/06 “Об актуализации примерной рабочей программы воспитания” р.1.2) https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404987883/
К какому труду можно привлекать учеников?
Чтобы привлекать учеников к трудовой деятельности, если она зафиксирована в образовательной программе, согласие родителей или законных представителей не требуется. При этом нужно учитывать возраст и состояние здоровья учеников. И важно понимать, к каким видам труда школьников можно привлекать, а к каким нет.
Так, например, можно организовывать участие детей в экологических субботниках, акциях, проектах, привлекать к дежурству в классе, столовой. Дежурство подразумевает обеспечение порядка и чистоты, уход за комнатными растениями. При этом дежурство не включает мытье полов, окон, посуды и других дел, которые должен выполнять младший обслуживающий персонал.
Также ученики могут заниматься шефскими трудовыми делами. Например, ухаживать за памятными местами, помогать ветеранам войны и труда, пожилым людям, младшим школьникам и т.п. Участвовать в волонтерской и добровольческой деятельности.
Нельзя привлекать учеников:
- к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается труд лиц моложе 18 лет,
- уборке туалетов, душевых, умывальных,
- мытью окон и светильников,
- уборке снега с крыш,
- выполнению ремонтно-строительных и отделочных работ,
- подъему и переносу тяжестей.
Основание: пункт 2.10.4 СП 2.4.3648-20 .
Нельзя привлекать школьников к труду из функционала младшего обслуживающего персонала. Это может вызвать непонимание со стороны детей и родителей. Также нельзя, чтобы школьники выполняли любые работы, которые опасны и могут навредить здоровью. Например, разгрузочно-погрузочные, малярные работы, любые работы с потенциально токсичными веществами.
Участие учеников в любой трудовой деятельности должно быть добровольным. Принуждение может вызвать конфликты с родителями и не принесет никакой воспитательной пользы. Наоборот – вызовет у школьников отторжение и негативные эмоции, которые в свою очередь, могут привести к проявлениям вандализма по отношению к школьному имуществу. Чтобы предотвратить подобные негативные проявления, проводите работу по формированию у школьников положительной мотивации к труду.
Литература
1. Кабуш В.Т. Система гуманистического воспитания школьников: пособие для педагогов / В.Т. Кабуш. – Минск : Полымя, 2000. – 208 с.
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 “Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи”. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74993644/
3.Трудовое воспитание в 2024 — 2025 году//Я знаю. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kp.ru/edu/shkola/trudovoe-vospitanie/
4. Трудовое воспитание как процесс, интегрирующий становление личности ребенка. [Электронный ресурс]. URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/trudovoe_vospitanie_kak_process_integriruyuschiy_stanovlenie_lichnosti_rebenka/
5. Трудовое воспитание в 2024 — 2025 году//Я знаю. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kp.ru/edu/shkola/trudovoe-vospitanie/
6. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников в системе дополнительного образования. Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/statya-trudovoe-vospitanie-i-professionalnaya-orientaciya-shkolnikov-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-7037624.html
7. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями; ред. от 02.07.2021) http://www.consultant.ru/document/consdocLAW 140174/
8. Федеральный закон от 04.08.2023 № 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации» http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202308040076
9. Черненко Ю.В. Сущность трудового воспитания ребенка в современных условиях / Ю.В. Черненко, Р. Амангелдикызы // Наука и реальность. – 2023. – № 2 (14). – С. 50–57. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-trudovogo-vospitaniya-rebenka-v-sovremennyh-usloviyah