От традиционной к цифровой трансформации дополнительного образования детей: основные направления, трудности и перспективы
В статье предпринята попытка разобраться в вопросах трансформации образования в условиях стремительной технологической эволюции современного мира. Особое внимание уделено цифровой трансформации как магистральному направлению изменения образовательных систем, закрепленному в национальной цели развития страны на период до 2036 года. Понятия «трансформация» и «цифровая трансформации» рассмотрены применительно к дополнительному образованию детей; выявлены приоритеты развития и практические аспекты внедрения этих направлений. Особое внимание уделено определению перспектив и рекомендациям по дальнейшему развитию цифровой трансформации дополнительного образования.
Л.Н. Буйлова,
старший методист
Службы организационно-методического
сопровождения дополнительного образования
ГБОУ «Воробьевы горы»,
главный редактор журнала «Про_ДОД»,
Почетный работник общего образования,
кандидат педагогических наук, доцент,
г. Москва
Нестабильный и изменчивый мир требует перемен – образование сейчас на перепутье: каким быть, куда двигаться, как развиваться? Ответы на эти вопросы самые разные, да и порассуждать готовы все – от ЮНЕСКО и Всемирного банка до Министерства просвещения России и самих педагогов. Разные участники дискуссии высказывают свои точки зрения и выделяют различные актуальные проблемы образования, которые требуют внимания и решения, но все сходятся в своих прогнозах на том, что к 2030 году во всем мире произойдет перезагрузка национальных систем образования под влиянием цифровых технологий [2], при этом будущее образования не будет полностью цифровым: аналитики прогнозируют доминирование гибридных моделей, где цифровые инструменты усиливают преимущества личного взаимодействия, а не заменяют его полностью[1].
В настоящее время мы становимся не просто свидетелями запуска обновленной национальной системы образования, а активными участниками длительного процесса по «трансформации образовательной архитектуры» [3], которая может занять годы. Уже сейчас обозначены контуры новой системы, отвечающей объективным потребностям общества и призванной решить вопросы качества обучения, развития человеческого капитала, формирования доступной и эффективной системы образования, способной обеспечить всестороннее развитие личности и реализовать потенциал каждого человека в различных сферах жизни. Среди трендов трансформации называют персонификацию, коммуникативную педагогику, концепцию смешанного обучения, которая сочетает разнообразные форматы очного и дистанционного взаимодействия между учащимися и педагогами, концепцию интеграции теории и практики, которая помогает целостному применению освоенных знаний и умений в деятельности.
В связи с такими масштабными изменениями, касающимися каждого, считаем необходимым разобраться в сути понятия «трансформация образования», проанализировать включенность в этот процесс дополнительного образования детей и выявить, какие направления трансформации дополнительного образования детей определены в стратегических документах.
Трансформация (от лат. transformatio):
– преобразование, изменение, превращение одной формы в другую;
– это процесс радикального преобразования, переход от одного элемента оппозиции к другому, превращение аномалии в норму[2].
Обратите внимание: традиционно понятие «трансформация» по отношению к любой сфере деятельности, к любому явлению трактуется крайне широко как процесс перехода из одного состояния в другое. Трансформация – всегда целенаправленная и управляемая, и это значит, что она осуществляется по заранее установленной стратегии или разработанному плану.
Рассматривая понятие «трансформация» применительно к системе образования, необходимо понимать ее специфику, определяющую необходимость именно трансформационного, а не эволюционного развития. Образование – ведущий социальный институт, который на протяжении многих веков удовлетворяет потребности общества в обучении и воспитании подрастающего поколения, в формировании человеческого капитала. Система образования достаточно консервативна, и любое изменение всегда подвергается широким дискуссиям по причине огромной важности образования для всех граждан. Например, цифровизация воспринимается не однозначно: с одной стороны, отказ от нее влечет необратимую стагнацию данной сферы, а с другой, форсирование событий без объяснения их смыслов, вызывает сопротивление. Поэтому сегодняшняя ситуация с многочисленными вызовами в социуме и экономике требует решительных действий по изменению, по трансформации образования.
Понятие «трансформация образования» – это:
– процесс качественного преобразования системы образования под влиянием экономических, технологических, социальных и политических факторов [4];
– системное обновление базовых составляющих образовательного процесса: содержания образования, организации процессов обучения и воспитания, оценивания его результатов, связанных с государственными решениями, динамикой общественного развития, изменениями в обществе и требованиями рынка труда [11];
– изменения системы образования, направленные на подготовку обучающихся к вызовам будущего, на получение нужных знаний, на формирование навыков и на повышение эффективности обучения [12];
– фундаментальное переосмысление того, как организовано взаимодействие между педагогами и учащимися (кто какие функции выполняет, какое содержание образования транслирует и как это содержание осваивает, какие методики и технологии применяет, какие результаты ожидает и как их оценивает) [10].
Как видите, понятие «трансформация образования» означает общие, системные, длительные, качественные изменения базовых составляющих в системе образования и предполагает его усовершенствование, реализацию преобразующих функций. В настоящее время это понятие размыто и трактуется очень широко – от системных изменений и качественных преобразований до конкретных изменений в организации и содержании образовательного процесса или деятельности педагога. Поэтому определить точные рамки трансформации образования сложно. Что делать? Нужно постоянно анализировать возникающие вызовы и тенденции, определять, на что они влияют, что меняют, а затем на этой основе планировать потенциальные изменения и формировать пути развития образовательных систем.
Назовем две группы глобальных трендов трансформации образования:
- в образовании включают направления, связанные с изменением социального заказа, с непрерывным обучением (life-long learning) [1][3], инклюзивностью, многопрофильностью и международным сотрудничеством. Эти тренды отражают изменения в образовательной сфере, вызванные технологическим прогрессом, изменением рынка труда и потребностями общества.
- обусловлены происходящей цифровой трансформацией, которая позволяет использовать весь спектр таких возможностей современных средств и методов обучения, как интеграция искусственного интеллекта, виртуальная и дополненная реальность, метавселенная, умные учебники и др. Цифровые технологии меняют экономические процессы, социальную среду, бизнес, позволяя всесторонне переосмысливать и образовательную деятельность.
Таким образом, на сегодняшний день технологические тренды играют особую роль в трансформации сферы образования, позволяя улучшать обучение и повышать количество и качество получаемых знаний и навыков, обеспечивая их мобильность и вариативность. Социально-экономические тренды также трансформируют сферу образования через многочисленные факторы влияния общественно-культурного, социального, финансового характера, а реализуются эти изменения благодаря системному подходу со стороны государства.
Можно рассматриватьболее краткосрочные явления в образовании – тенденции, которые оказывают системное воздействие и могут исчезнуть через несколько месяцев, а могут перерасти в тренд. Они тоже относятся к трансформации системы образования. Например, тенденции в образовательном процессе:
– компетентностный и практико-ориентированный подходы – не только тренды, но и способы решения существующих проблем, связанных с разрывом между образованием и требованиями рынка труда: акцент делается на навыках, востребованных в конкретных профессиях, больше времени отводится проектной работе, кейсам с заданиями и оценке по реальным результатам – портфолио, защита проектов;
– интерактивные методики и активное обучение – геймификация, перевернутые классы, дизайн-мышление и хакатоны – решение реальных задач в командах;
– междисциплинарность и сквозные навыки – совмещение дисциплин, упор на критическое мышление, экологию, цифровую грамотность – даже для гуманитариев.
Дополнительное образование детей – составная часть отечественной системы образования, имеющая свои специфические характеристики, –реагирует на вызовы времени, на преобладающие тенденции, изменяетсяс их учетом и таким образом включается в процессы трансформации. Приведем несколько примеров, которые доказывают, что дополнительное образование детей изменяется под влиянием современных тенденций.
- вызывает:
– формирование нового содержания с учетом востребованных на рынке труда современных компетенций (например, предпринимательских, проектных, исследовательских, метапредметных и др.);
– построение новой системы профориентации и самоопределения;
– рост вовлеченности детей в новые образовательные практики художественной, социально-гуманитарной, туристско-краеведческой направленностей, ориентированных на креативные индустрии;
– обновление технологий для формирования универсальных компетентностей (креативность, коммуникация и др.) и новых грамотностей (цифровой, технологической, финансовой и др.) и т.д.
- усиливают использование современных технологий в творческих объединениях, появление новых цифровых инструментов, повышение технологичности оборудования.
- изменения вызывают динамические преобразования в дополнительном образовании, связанные с усилением патриотической и гражданской направленности программ, с расширением тематики социальных творческих проектов; развиваются межрегиональные и международные проекты; содержание деятельности наполняют этнокультурные проекты.
- усиливает вариативность и разнообразие программ, расширяет использование новых технологий (сетевого и электронного обучения, визуальных и дистанционных технологий, виртуальных экскурсий и лабораторий, видеоконференций, образовательных квестов, игр и др.); реализуются индивидуальные учебные планы и маршруты в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями.
Обобщая приведенные выше определения и пояснения, можно сказать, что трансформация дополнительного образования – это системное и длительное явление:
– направленное на адаптацию дополнительного образования детей к запросам современного общества, к потребностям детей и родителей;
– охватывающее все компоненты деятельности образовательной организации (от технического, информационного и программно-методического оснащения до методического сопровождения, управления и администрирования);
– предполагающее качественные изменения базовых составляющих образовательного процесса (содержания, организации, технологий, методов, средств, результатов, условий).
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р) [7] направлена на определение приоритетных целей, задач, направлений и механизмов развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2030 года. Согласно этому документу, перечислим основные направления трансформации дополнительного образования:
- означает создание условий для самореализации и развития талантов каждого за счет расширения системы дополнительного образования (создания новых мест) и обновления содержания программ, методов и технологий обучения в соответствии с интересами и потребностями различных категорий детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- означает развитие личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины;
- в программы и мероприятия ранней профориентации, обеспечивающие ознакомление с современными профессиями и профессиями будущего; главная цель – формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, погружение в профессию через освоение программ и участие в конкурсных мероприятиях; преобладающим направлением в развитии современной профориентации является переход к практико-ориентированным формам работы с обучающимися;
- что означает предоставление каждому обучающемуся равных прав и условий для всестороннего развития, для реализации своих интересов и достижения успеха, независимо от личных особенностей или социального положения; создание равных возможностей для всех связано с понятием инклюзивности – концепции, основанной на принципе равноправия и уважения к каждому человеку;
- на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности; усиление воспитательной составляющей в содержании дополнительных общеразвивающих программ;
- то естьобъединение усилий, ресурсов и средств разных видов образования с целью формирования личности через выявление и развитие каждым ребенком своих интересов; планируется, что дети смогут исследовать свои интересы и выбирать направление развития на основе личных предпочтений, углубляя знания и приобретая навыки в разных областях деятельности;распространение эффективныхмоделей интеграции начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительного образования (школа полного дня и др.).
- означает перевод документов и материалов с бумажных носителей на цифровые, интеграцию цифровых технологий в привычные процессы, внедрение инновационных цифровых решений, которые оптимизируют и автоматизируют процессы, предоставляют пользователям доступ к услугам в цифровом формате, включая сервис записи на дополнительные общеразвивающие программы;
- дополнительного образования детей означает создание условий для углубленного изучения отдельных программ (модулей, дисциплин) в соответствии с предпочтениями учащихся, что поможет им сосредоточиться на определенных аспектах будущей профессии, развить необходимые навыки в выбранной области, осуществить профессиональные пробы и реализовать намерения в отношении продолжения образования, в частности, технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной направленностей; создание сети технологических кружков для подготовки нового поколения технологических лидеров, инженеров и ученых;формирование школьных спортивных команд, клубов и лиг по видам спорта для формирования здорового спортивного образа жизни обучающихся;
- включая работу с одаренными и мотивированными детьми; создание условий для социокультурной реабилитации детей-инвалидов; расширение возможностей для освоения адаптированных дополнительных общеразвивающих программ детьми с ограниченными возможностями здоровья; вовлечение в дополнительное образование детей, испытывающих трудности в освоении школьных основных общеобразовательных программ; развитие системы творческих конкурсов, фестивалей, научно-практических конференций для разных категорий обучающиеся;
- означает разнообразие тематики для более углубленного изучения определенной области знаний (история, культура, искусство, архитектура, литература, экономика и др.); разнообразие экскурсионных маршрутов, посвященных разным локациям и объектам (историко-культурным маршрутам, музеям и научным центрам, историческим памятникам, произведениям архитектуры, культурным традициям и др.),для чередования впечатлений у участников и сохранения элемента новизны; профориентационные экскурсии не только способствуют активизации социально-профессиональной позиции обучающихся, но и прояснению профессиональных ценностей, целей и смыслов;
- включая вовлечение молодых педагогов в сферу дополнительного образования и выработку мер их поддержки; реализацию механизмов подготовки и непрерывного повышения квалификации педагогических кадров; создание института наставничества в системе дополнительного образования детей; содействие в разработке и внедрении современных учебно-методических комплексов, в том числе цифровых, по всем направленностям дополнительного образования.
- [4].

В настоящее время процесс трансформации образования перешел на следующую ступень (рис. 1) в соответствии с реализацией «Стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящегося к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 18.10.2023 № 2894-р [14].
На первый план среди многочисленных направлений трансформации образования вышла цифровая трансформация, суть которой – приведение системы образования (содержания, методов, организационных форм и результатов) в соответствие с задачами, вызовами и возможностями информационного общества и цифровой экономики [6]. Теперь это не просто изменения, обновления, модернизация, превращение, а цифровая трансформация – глобальный вызов современности, ключевая характеристика современной эпохи, определяющей развитие всего мира и всех сфер жизнедеятельности [15]. Новые технологии стремительно врываются во все сферы жизни общества, оказывают на них значительное влияние и часто сопряжены с рядом серьезных проблем, требующих комплексного подхода к их решению. Многие перспективные технологии «проходят сквозь» разные отрасли и применяются в разных областях экономики, бизнеса, техники и в жизни в целом. Такие универсальные технологии, не связанные с конкретной сферой или продуктом, используются во всех отраслях и называются сквозными[5] (рис.2).

Помимо экономических, технологических, социокультурных изменений цифровизация затрагивает вопросы суверенитета страны, национальной безопасности, международной политики, социальной стабильности [15]. А такие изменения в разных сферах требуют быстрой реакции системы образования, потому что людей нужно готовить к жизни в новых условиях, формировать у них цифровую культуру, базовые знания и умения для успешного развития и профессионального продвижения, нужно готовить специалистов, способных успешно работать в условиях быстро меняющегося мира. В числе востребованных компетенций будущего – умение работать с большими данными, использовать инструменты искусственного интеллекта и аналитики, а также навыки проектной и командной работы в цифровой среде. Полученное образование позволит людям сформировать нужные компетенции и грамотно использовать открывающиеся возможности, чтобы органично встраиваться в информационное общество.
В нашей стране создается нормативно-правовая база цифровой трансформации образования (рис.3), включающая документы разного характера и уровня – от указов Президента Российской Федерации, Национальных и федеральных проектов и документов стратегического планирования до методических рекомендаций по реализации конкретных шагов в образовательных организациях.

Цифровые технологии, которые включают использование компьютеров и мобильных устройств, программного обеспечения и интернет-ресурсов, виртуальной и дополненной реальности, блокчейна и геймификации, искусственного интеллекта, нейросетей и машинного обучения для улучшения обучения и преподавания, меняют и буквально трансформируют систему образования.
Цифровая трансформация образования – это обновление планируемых образовательных результатов, содержания образования, методов и организационных форм учебной работы, а также оценивания достигнутых результатов в быстроразвивающейся цифровой среде для кардинального улучшения образовательных результатов каждого обучающегося [13].
В «Стратегическом направлении…» (2023) [14] отмечено, что цифровая трансформация поэтапно охватывает все уровни образования: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, среднее профессиональное образование, а также соответствующее дополнительное образование (п. 2).
Цифровая трансформация дополнительного образования – это:
– процесс, при котором система дополнительного образования адаптируется к запросам цифровой экономики и цифрового общества на основе современных педагогических и цифровых технологий;
– процесс создания современной и безопасной цифровой образовательной среды в организациях дополнительного образования детей [9];
– процесс внедрения цифровых технологий в образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования, то есть это тот же процесс системного обновления основных (базовых) составляющих образовательного процесса (содержания, технологий, условий), но при помощи цифровых технологий [16].
Обобщая приведенные определения, можно сформулировать следующее: цифровая трансформация дополнительного образования – это интеграция процессов создания современной и безопасной цифровой образовательной среды и внедрения цифровых технологий в образовательный процесс, что позволяет обновлять содержание образования, методы и организационные формы обучения и воспитания, а также планировать и оценивать образовательные результаты.
Такая трансформация направлена на создание адаптивных и гибких педагогических условий с использованием последних достижений науки и техники; способствует получению детьми дополнительных знаний, умений и навыков в соответствии с интересами, интеллектуальным и духовным развитием.
Цель стратегического направления цифровой трансформации образования – достижение высокой степени «цифровой зрелости» сферы образования на базе единого, качественного, безопасного образовательного пространства, построенного с учетом предоставления равного доступа к качественному верифицированному цифровому образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам на всей территории Российской Федерации для всех категорий участников образовательных отношений (п. 3) [14].
Применение цифровых технологий связано не столько с новыми запросами обучающихся и функциями педагогов, с обновлением содержания и методик обучения, сколько с неизвестными ранее процессами, технологиями и средствами обучения, которые:
– делают образование более доступным, предоставляя доступ к огромному количеству информационного контента;
– упрощают разработку, переработку, хранение и передачу информации;
– создают новые решения для расширения доступа к образованию обучающимся, которые столкнулись с трудностями в получении адекватных условий обучения;
– создают новые форматы дополнительного образования, сочетающие очные занятия, онлайн-курсы, проектную деятельность и конкурсы.
Использование цифровых технологий направлено на развитие познавательной активности, творческого мышления и социальных компетенций, а также на профессиональное самоопределение обучающихся.
В рамках «Стратегического направления цифровой трансформации образования», действующего до 2030 года, планируется реализовать следующие направления [14]. Для удобства восприятия они представлены на рисунке (рис. 4):
Направления цифровой трансформации, которые планируется реализовать до 2030 года

Цифровая трансформация играет важную роль в развитии современной системы дополнительного образования в целом. Быстрое развитие технологий и изменение запросов, потребностей и интересов школьников и их родителей требует от образовательных организаций адаптации к современным вызовам и использования новых педагогических и технологических возможностей.
Цифровая трансформация дополнительного образования детей включает в себя различные аспекты, некоторые из них [17] (рис. 5):
- Использование дистанционных технологий. Это позволяет детям, которые не могут присутствовать на занятии очно, присутствовать на нем онлайн и не выпадать из учебного процесса.
- Повышение мотивации. Интерактивность, геймификация и мгновенная обратная связь значительно повышают вовлеченность и внутренний интерес к учебе.
- Персонализация и индивидуализация обучения. С помощью цифровых технологий педагоги могут адаптировать содержание, темп и сложность заданий под индивидуальные особенности каждого ученика и создавать персонализированные программы обучения, учитывая уровень знаний и потребности учеников.

- Упрощение оценки знаний. Педагоги могут быстрее проверять работы детей и выставлять оценки, что позволяет им сосредоточиться на других аспектах обучения.
- Расширение возможностей обучения. Программы и приложения для обучения помогают детям запоминать материал.
- Инклюзивность. Разнообразие форматов подачи контента (аудио, видео, текст, интерактив) обеспечивает доступность образования для детей с разными образовательными потребностями и стилями восприятия.
- Помощь в общении с родителями и коллегами. С помощью цифровых технологий педагоги могут удобным и привычным образом общаться с родителями учеников, а также обмениваться опытом и идеями с коллегами.
- Использование цифровых ресурсов. Например, видеолекций, информационных баз данных с тестовыми задачами и образовательных квестов.
- Формирование цифровой грамотности. Работа с цифровыми инструментами готовит студентов к жизни в современном мире, где цифровые навыки стали обязательными.
- Использование виртуальных симуляторов и серьезных игр. Они позволяют ученикам экспериментировать и учиться на собственных ошибках в безопасной среде.
- Применение модели «Перевернутый класс». Теорию ученики изучают дома в удобном темпе через видеолекции, интерактивные модули и электронные учебники. А время в классе освобождается для практического применения знаний, дискуссий, решения кейсов, групповой работы и индивидуального общения с учителем.
- Использование метода «Микрообучение». Образовательный контент дробится на небольшие, логически завершенные модули, которые можно усвоить за 5–7 минут.
Внедрение цифровых образовательных инструментов в учреждениях дополнительного образования не предполагает отмены традиционных занятий. Но цифровая трансформация меняет подходы к дополнительному образованию, улучшая процессы с помощью новых технологий (искусственный интеллект, облачные решения, Вig Data, др.), которые помогают образовательным организациям развиваться и адаптироваться к современным вызовам, повышать эффективность образовательного процесса, обновлять его содержание и технологии, улучшать качество образования в целом.
До 2030 года в системе образования запланировано шесть стратегических инициатив по разработке цифровых сервисов [14] (рис. 6):
- «Библиотека цифрового образовательного контента»;
- «Цифровой помощник ученика»;
- «Цифровой помощник родителя»;
- «Цифровое портфолио ученика»;
- «Цифровой помощник учителя»;
- «Система управления в образовательной организации».
В рамках цифровой трансформации дополнительного образования детей указанные стратегические инициативы тоже могут использоваться – например, такие цифровые помощники для дополнительного образования, как «Цифровой помощник ученика», «Цифровой помощник родителя», «Цифровой помощник педагога».

Подведем итоги проведенного нами анализа современных процессов в образовании и попробуем сформулировать некоторые выводы.
Понятия «трансформация» и «цифровая трансформация» дополнительного образования отличаются тем, что первое означает общие изменения в системе образования, а второе – преобразования, связанные с использованием цифровых технологий.
Цифровизация позволяет обеспечить (или повысить) доступность, непрерывность, эффективность, персонализацию обучения, дополняя традиционные методы, освобождая педагогов от рутинной работы и способствуя более эффективному усвоению знаний обучающимися.
Цифровая трансформация – сегодня ключевое, главное направление трансформации образования в целом, часть большого и сложного процесса изменения образовательной системы. Это не просто модный тренд, а объективная необходимость, диктуемая современной ситуацией, технологическим прогрессом, когда система образования адаптируется к запросам цифровой экономики и цифрового общества.
Цифровая трансформация образования шире, чем просто цифровизация образования, так как:
– это уже не отдельные элементы, а комплексная интеграция цифровых технологий в образовательный процесс, которая выходит за рамки простой оцифровки материалов или интеграции цифровых технологий в привычные процессы;
– это фундаментальное переосмысление опыта, образовательных моделей и процессов с целью повышения их качества и эффективности;
– это ответы на вопросы «Как организовано взаимодействие между педагогами и учащимися в новых условиях?», «Какие методики применяются и какие результаты ожидаются?».
Ведь сегодня цифровые технологии проникают во все сферы жизни, а способность эффективно их использовать помогает решать сложные задачи и принимать обоснованные решения. Не случайно в 2025–2026 гг. владение цифровыми инструментами уже не пожелание, а базовый навык для каждого человека [5]. Даже в профессиях, не связанных напрямую с программированием, цифровые навыки становятся обязательными. Как говорят, цифровые навыки – это наша новая азбука.
Современный этап развития дополнительного образования связан с:
– развитием цифровой инфраструктуры дополнительного образования детей;
– разработкой цифровых учебно-методических материалов (включая дополнительные общеразвивающие программы, образовательные комплексы), обучающих цифровых инструментов и сервисов, включая цифровое оценивание;
– созданием и распространением новых моделей организации учебной работы.
Сегодня наша задача – не просто перевести документы и программы на цифровые носители, не просто автоматизировать разные виды деятельности и образовательный процесс, а перестроить архитектуру дополнительного образования и аккуратно ввести в нее цифровые изменения, связанные с внедрением новых технологий и подходов в организации образовательного процесса, с созданием и использованием цифровых ресурсов, с активным освоением различных типов цифровых средств и сервисов, под влиянием которых трансформируются цели, методики и результаты обучения.
Успешная цифровизация дополнительного образования требует баланса между техническими инновациями и педагогической деятельностью. А непосредственно технические инновации нуждаются в педагогической экспертизе, так как внедрение новых технологий должно сочетаться с разработкой адекватных образовательных подходов, чтобы обеспечить оптимальный образовательный результат. Как это будет происходить, что получится, а что будет отвергнуто, пока сложно прогнозировать. Но сейчас очень важно соблюдать меру:
– с одной стороны, нельзя игнорировать цифровые средства: они позволяют адаптировать образовательный процесс под индивидуальные потребности каждого ребенка, создавать интерактивные занятия, проводить онлайн-контроль, улучшать коммуникацию между педагогами и учащимися;
– с другой стороны, важно не допустить избыточного внимания к цифровым технологиям и не перенасытить ими образовательный процесс, поскольку это может причинить ущерб здоровью детей и педагогов, поставить под угрозу безопасность образовательного процесса, привести к негативным последствиям в социальных отношениях.
Цифровая трансформация давно перестала быть громким лозунгом – сегодня это рабочий инструмент, от которого зависит выживание и развитие любой системы образования. Важно находить баланс между виртуальным и реальным мирами, сочетать использование цифровых платформ с реальными встречами и контактами, чтобы создать гармоничное образовательное пространство, в котором технологии будут помогать, а не мешать обучению.
Педагогам важно помнить, что цифровые технологии не должны быть «принудительной мерой» и навязываться, но должны постепенно и обоснованно внедрятся и грамотно интегрироваться в образовательный процесс, их использование должно быть обоснованным, учитывать индивидуальные потребности и возрастные особенности учащихся, возможные негативные аспекты (зависимость от устройств, потеря внимания, ущерб здоровью и др.), специфику учебного материала [16]. А регулярная оценка педагогом влияния цифровых технологий на безопасность и качество образования поможет не только создать поддерживающую среду, но и определить, что работает, а что нет, и внести необходимые коррективы.
Список источников:
- Афанасьева И.А. К вопросу об интеграции экстенсивных и интенсивных систем в сфере дополнительного образования и концепте life-long learning // ПРО_ДОД. 2022. № 1 (37). С. 49–56 [Электронный ресурс]. – URL: https://vg.mskobr.ru/files/2022/prodod/Pro_DOD_february_2022_6.pdf (дата обращения: 21.09.2025).
- Гасимова А., Селендеева О. Образование 2030: учиться в эпоху искусственного интеллекта и постоянной неопределенности. [Электронный ресурс]. – URL: https://edu.partnerkin.com/blog/articles/obrazovanie-2030-kak-uchitsa (дата обращения: 21.09.2025).
- Галажинский Э. Не революция образования, а трансформация // Аккредитация в образовании. № 8. 2022 [Электронный ресурс]. – URL: https://akvobr.ru/new/publications/447 (дата обращения: 21.09.2025).
- Ефимова Г.З. Трансформация российских университетов и академическое развитие научно-педагогических работников: поиски согласования стратегических приоритетов // Вопросы управления. 2023. – № 5 (84) [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-rossiyskih-universitetov-i-akademicheskoe-razvitie-nauchno-pedagogicheskih-rabotnikov-poiski-soglasovaniya (дата обращения: 25.09.2025).
- Какие цифровые навыки необходимы школьникам в 2025 году? [Электронный ресурс]. – URL: https://hwschool.online/blog/tsifrovye-navyki-shkolnikov-2025-chto-nuzhno-znat (дата обращения: 21.09.2025).
- Козлова Н.Ш., Козлов Р.С. Тенденции цифровой трансформации образования в современных условиях // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. № 3 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-tsifrovoy-transformatsii-obrazovaniya-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 27.09.2025).
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/?ysclid=mg81l5q2x0828712170 (дата обращения: 21.09.2025).
- Не революция образования, а трансформация [Электронный ресурс]. – URL: https://akvobr.ru/new/publications/447 (дата обращения: 11.10.2025).
- Низамутдинова А.А. Цифровая трансформация образования в условиях учреждения дополнительного образования [Электронный ресурс]. – URL: https://clk.li/EmUd (дата обращения: 11.10.2025).
- Скачкова Е.А. Трансформация образовательной системы: от философии, ориентированной на преподавателя, до идеологии, ориентированной на обучающегося // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2024. № 4 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-obrazovatelnoy-sistemy-ot-filosofii-orientirovannoy-na-prepodavatelya-do-ideologii-orientirovannoy-na (дата обращения: 25.09.2025).
- Трансформация системы образования [Электронный ресурс]. – URL: https://pt.2035.university/project/transformacia-obrazovania (дата обращения: 21.09.2025).
- Тренды в глобальном образовании на 2025 год: технологии, вызовы и трансформации [Электронный ресурс]. – URL: https://educationschool.ru/trends-education-2025 (дата обращения: 09.10.2025).
- Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая и др. // НИУ «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. С. 15 [Электронный ресурс]. URL: https://ioe.hse.ru/data/2019/07/01/1492988034/Cifra_text.pdf (дата обращения: 29.09.2025).
- аспоряжением Правительства РФ от 18.10.2023 № 2894-р [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407790373/ (дата обращения: 25.09.2025).
- Шибанов К.С., Лосев А.Н. Глобальные вызовы для Российской Федерации в цифровую эпоху // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2025. № 2 (часть 1). С. 136–142 [Электронный ресурс]. – URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3994 (дата обращения: 21.09.2025).
- Чагарова И.Н. Рекомендации по внедрению цифровых ресурсов в учебный процесс учителей начальных классов. РГБУ ДПО «Карачаево-Черкесский республиканский институт повышения квалификации работников образования» [Электронный ресурс]. – URL: https://pedagog-rf.ru/journal/433-rekomendacii-po-vnedreniyu-cifrovyh-resursov-v-uchebnyy-process-uchiteley-nachalnyh-klassov/ (дата обращения: 23.09.2025).
- Чмир Р.А., Привалов А.А., Журавлева Л.А. Цифровая трансформация. Рецепт системы дополнительного образования // Наука и образование. 2023. № 1 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-sistemy-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 19.09.2025).
[1] Цифровое образование и трансформация: что это и зачем нужно // skypro [Электронный ресурс]. – URL: https://sky.pro/wiki/profession/cifrovoe-obrazovanie-i-transformaciya-chto-eto-i-zachem-nuzhno/ (дата обращения: 21.09.2025).
[2] Проективный словарь гуманитарных наук. Под ред. М.Н. Эпштейн. М.: Новое литературное обозрение, 2017.
[3] Афанасьева И.А. К вопросу об интеграции экстенсивных и интенсивных систем в сфере дополнительного образования и концепте life-long learning // Про_ДОД. 2022. № 1 (37). С. 49–56.
[4] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р); Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
[5] Сквозные цифровые технологии (СЦТ) – это технологии, которые «проходят сквозь» разные отрасли и применяются в разных областях экономики, бизнеса и в жизни в целом. Они универсальны и не связаны с конкретной сферой или продуктом, а используются во всех отраслях экономики, социальной сфере и государственном управлении. Термин «сквозные цифровые технологии» впервые был использован в тексте программы «Цифровая экономика РФ», утвержденной распоряжением Правительства 28 июля 2017 года. // НИУ ВШЭ. Цифровые технологии. [Электронный ресурс]. – URL: https://issek.hse.ru/analysis/digital_tech (дата обращения: 19.09.2025).
