От традиционной к цифровой трансформации дополнительного образования детей: основные направления, трудности и перспективы

В статье предпринята попытка разобраться в вопросах трансформации образования в условиях стремительной технологической эволюции современного мира. Особое внимание уделено цифровой трансформации как магистральному направлению изменения образовательных систем, закрепленному в национальной цели развития страны на период до 2036 года. Понятия «трансформация» и «цифровая трансформации» рассмотрены применительно к дополнительному образованию детей; выявлены приоритеты развития и практические аспекты внедрения этих направлений. Особое внимание уделено определению перспектив и рекомендациям по дальнейшему развитию цифровой трансформации дополнительного образования.

Л.Н. Буйлова,
старший методист
Службы организационно-методического
сопровождения дополнительного образования
ГБОУ «Воробьевы горы»,
главный редактор журнала «Про_ДОД»,
Почетный работник общего образования,
кандидат педагогических наук, доцент,
г. Москва

Нестабильный и изменчивый мир требует перемен – образование сейчас на перепутье: каким быть, куда двигаться, как развиваться? Ответы на эти вопросы самые разные, да и порассуждать готовы все – от ЮНЕСКО и Всемирного банка до Министерства просвещения России и самих педагогов. Разные участники дискуссии высказывают свои точки зрения и выделяют различные актуальные проблемы образования, которые требуют внимания и решения, но все сходятся в своих прогнозах на том, что к 2030 году во всем мире произойдет перезагрузка национальных систем образования под влиянием цифровых технологий [2], при этом будущее образования не будет полностью цифровым: аналитики прогнозируют доминирование гибридных моделей, где цифровые инструменты усиливают преимущества личного взаимодействия, а не заменяют его полностью[1].

В настоящее время мы становимся не просто свидетелями запуска обновленной национальной системы образования, а активными участниками длительного процесса по «трансформации образовательной архитектуры» [3], которая может занять годы. Уже сейчас обозначены контуры новой системы, отвечающей объективным потребностям общества и призванной решить вопросы качества обучения, развития человеческого капитала, формирования доступной и эффективной системы образования, способной обеспечить всестороннее развитие личности и реализовать потенциал каждого человека в различных сферах жизни. Среди трендов трансформации называют персонификацию, коммуникативную педагогику, концепцию смешанного обучения, которая сочетает разнообразные форматы очного и дистанционного взаимодействия между учащимися и педагогами, концепцию интеграции теории и практики, которая помогает целостному применению освоенных знаний и умений в деятельности.

В связи с такими масштабными изменениями, касающимися каждого, считаем необходимым разобраться в сути понятия «трансформация образования», проанализировать включенность в этот процесс дополнительного образования детей и выявить, какие направления трансформации дополнительного образования детей определены в стратегических документах.

Трансформация (от лат. transformatio):

– преобразование, изменение, превращение одной формы в другую;

– это процесс радикального преобразования, переход от одного элемента оппозиции к другому, превращение аномалии в норму[2].

Обратите внимание: традиционно понятие «трансформация» по отношению к любой сфере деятельности, к любому явлению трактуется крайне широко как процесс перехода из одного состояния в другое. Трансформация – всегда целенаправленная и управляемая, и это значит, что она осуществляется по заранее установленной стратегии или разработанному плану.

Рассматривая понятие «трансформация» применительно к системе образования, необходимо понимать ее специфику, определяющую необходимость именно трансформационного, а не эволюционного развития. Образование – ведущий социальный институт, который на протяжении многих веков удовлетворяет потребности общества в обучении и воспитании подрастающего поколения, в формировании человеческого капитала. Система образования достаточно консервативна, и любое изменение всегда подвергается широким дискуссиям по причине огромной важности образования для всех граждан. Например, цифровизация воспринимается не однозначно: с одной стороны, отказ от нее влечет необратимую стагнацию данной сферы, а с другой, форсирование событий без объяснения их смыслов, вызывает сопротивление. Поэтому сегодняшняя ситуация с многочисленными вызовами в социуме и экономике требует решительных действий по изменению, по трансформации образования.

Понятие «трансформация образования» – это:

– процесс качественного преобразования системы образования под влиянием экономических, технологических, социальных и политических факторов [4];

– системное обновление базовых составляющих образовательного процесса: содержания образования, организации процессов обучения и воспитания, оценивания его результатов, связанных с государственными решениями, динамикой общественного развития, изменениями в обществе и требованиями рынка труда [11];

– изменения системы образования, направленные на подготовку обучающихся к вызовам будущего, на получение нужных знаний, на формирование навыков и на повышение эффективности обучения [12];

фундаментальное переосмысление того, как организовано взаимодействие между педагогами и учащимися (кто какие функции выполняет, какое содержание образования транслирует и как это содержание осваивает, какие методики и технологии применяет, какие результаты ожидает и как их оценивает) [10].

Как видите, понятие «трансформация образования» означает общие, системные, длительные, качественные изменения базовых составляющих в системе образования и предполагает его усовершенствование, реализацию преобразующих функций. В настоящее время это понятие размыто и трактуется очень широко – от системных изменений и качественных преобразований до конкретных изменений в организации и содержании образовательного процесса или деятельности педагога. Поэтому определить точные рамки трансформации образования сложно. Что делать? Нужно постоянно анализировать возникающие вызовы и тенденции, определять, на что они влияют, что меняют, а затем на этой основе планировать потенциальные изменения и формировать пути развития образовательных систем.

Назовем две группы глобальных трендов трансформации образования:

  • в образовании включают направления, связанные с изменением социального заказа, с непрерывным обучением (life-long learning) [1][3], инклюзивностью, многопрофильностью и международным сотрудничеством. Эти тренды отражают изменения в образовательной сфере, вызванные технологическим прогрессом, изменением рынка труда и потребностями общества.
  • обусловлены происходящей цифровой трансформацией, которая позволяет использовать весь спектр таких возможностей современных средств и методов обучения, как интеграция искусственного интеллекта, виртуальная и дополненная реальность, метавселенная, умные учебники и др. Цифровые технологии меняют экономические процессы, социальную среду, бизнес, позволяя всесторонне переосмысливать и образовательную деятельность.

Таким образом, на сегодняшний день технологические тренды играют особую роль в трансформации сферы образования, позволяя улучшать обучение и повышать количество и качество получаемых знаний и навыков, обеспечивая их мобильность и вариативность. Социально-экономические тренды также трансформируют сферу образования через многочисленные факторы влияния общественно-культурного, социального, финансового характера, а реализуются эти изменения благодаря системному подходу со стороны государства.

Можно рассматриватьболее краткосрочные явления в образовании – тенденции, которые оказывают системное воздействие и могут исчезнуть через несколько месяцев, а могут перерасти в тренд. Они тоже относятся к трансформации системы образования. Например, тенденции в образовательном процессе:

– компетентностный и практико-ориентированный подходы – не только тренды, но и способы решения существующих проблем, связанных с разрывом между образованием и требованиями рынка труда: акцент делается на навыках, востребованных в конкретных профессиях, больше времени отводится проектной работе, кейсам с заданиями и оценке по реальным результатам – портфолио, защита проектов;

– интерактивные методики и активное обучение – геймификация, перевернутые классы, дизайн-мышление и хакатоны – решение реальных задач в командах;

– междисциплинарность и сквозные навыки – совмещение дисциплин, упор на критическое мышление, экологию, цифровую грамотность – даже для гуманитариев.

Дополнительное образование детей составная часть отечественной системы образования, имеющая свои специфические характеристики, реагирует на вызовы времени, на преобладающие тенденции, изменяетсяс их учетом и таким образом включается в процессы трансформации. Приведем несколько примеров, которые доказывают, что дополнительное образование детей изменяется под влиянием современных тенденций.

  1. вызывает:

формирование нового содержания с учетом востребованных на рынке труда современных компетенций (например, предпринимательских, проектных, исследовательских, метапредметных и др.);

построение новой системы профориентации и самоопределения;

рост вовлеченности детей в новые образовательные практики художественной, социально-гуманитарной, туристско-краеведческой направленностей, ориентированных на креативные индустрии;

обновление технологий для формирования универсальных компетентностей (креативность, коммуникация и др.) и новых грамотностей (цифровой, технологической, финансовой и др.) и т.д.

  • усиливают использование современных технологий в творческих объединениях, появление новых цифровых инструментов, повышение технологичности оборудования.
  • изменения вызывают динамические преобразования в дополнительном образовании, связанные с усилением патриотической и гражданской направленности программ, с расширением тематики социальных творческих проектов; развиваются межрегиональные и международные проекты; содержание деятельности наполняют этнокультурные проекты.
  • усиливает вариативность и разнообразие программ, расширяет использование новых технологий (сетевого и электронного обучения, визуальных и дистанционных технологий, виртуальных экскурсий и лабораторий, видеоконференций, образовательных квестов, игр и др.); реализуются индивидуальные учебные планы и маршруты в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями.

Обобщая приведенные выше определения и пояснения, можно сказать, что трансформация дополнительного образования – это системное и длительное явление:

– направленное на адаптацию дополнительного образования детей к запросам современного общества, к потребностям детей и родителей;

– охватывающее все компоненты деятельности образовательной организации (от технического, информационного и программно-методического оснащения до методического сопровождения, управления и администрирования);

– предполагающее качественные изменения базовых составляющих образовательного процесса (содержания, организации, технологий, методов, средств, результатов, условий).

«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р) [7] направлена на определение приоритетных целей, задач, направлений и механизмов развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2030 года. Согласно этому документу, перечислим основные направления трансформации дополнительного образования:

  • означает создание условий для самореализации и развития талантов каждого за счет расширения системы дополнительного образования (создания новых мест) и обновления содержания программ, методов и технологий обучения в соответствии с интересами и потребностями различных категорий детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • означает развитие личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины;
  • в программы и мероприятия ранней профориентации, обеспечивающие ознакомление с современными профессиями и профессиями будущего; главная цель – формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, погружение в профессию через освоение программ и участие в конкурсных мероприятиях; преобладающим направлением в развитии современной профориентации является переход к практико-ориентированным формам работы с обучающимися;
  • что означает предоставление каждому обучающемуся равных прав и условий для всестороннего развития, для реализации своих интересов и достижения успеха, независимо от личных особенностей или социального положения; создание равных возможностей для всех связано с понятием инклюзивности – концепции, основанной на принципе равноправия и уважения к каждому человеку;
  • на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности; усиление воспитательной составляющей в содержании дополнительных общеразвивающих программ;
  • то естьобъединение усилий, ресурсов и средств разных видов образования с целью формирования личности через выявление и развитие каждым ребенком своих интересов; планируется, что дети смогут исследовать свои интересы и выбирать направление развития на основе личных предпочтений, углубляя знания и приобретая навыки в разных областях деятельности;распространение эффективныхмоделей интеграции начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительного образования (школа полного дня и др.).
  • означает перевод документов и материалов с бумажных носителей на цифровые, интеграцию цифровых технологий в привычные процессы, внедрение инновационных цифровых решений, которые оптимизируют и автоматизируют процессы, предоставляют пользователям доступ к услугам в цифровом формате, включая сервис записи на дополнительные общеразвивающие программы;
  • дополнительного образования детей означает создание условий для углубленного изучения отдельных программ (модулей, дисциплин) в соответствии с предпочтениями учащихся, что поможет им сосредоточиться на определенных аспектах будущей профессии, развить необходимые навыки в выбранной области, осуществить профессиональные пробы и реализовать намерения в отношении продолжения образования, в частности, технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной направленностей; создание сети технологических кружков для подготовки нового поколения технологических лидеров, инженеров и ученых;формирование школьных спортивных команд, клубов и лиг по видам спорта для формирования здорового спортивного образа жизни обучающихся;
  • включая работу с одаренными и мотивированными детьми; создание условий для социокультурной реабилитации детей-инвалидов; расширение возможностей для освоения адаптированных дополнительных общеразвивающих программ детьми с ограниченными возможностями здоровья; вовлечение в дополнительное образование детей, испытывающих трудности в освоении школьных основных общеобразовательных программ; развитие системы творческих конкурсов, фестивалей, научно-практических конференций для разных категорий обучающиеся;
  • означает разнообразие тематики для более углубленного изучения определенной области знаний (история, культура, искусство, архитектура, литература, экономика и др.); разнообразие экскурсионных маршрутов, посвященных разным локациям и объектам (историко-культурным маршрутам, музеям и научным центрам, историческим памятникам, произведениям архитектуры, культурным традициям и др.),для чередования впечатлений у участников и сохранения элемента новизны; профориентационные экскурсии не только способствуют активизации социально-профессиональной позиции обучающихся, но и прояснению профессиональных ценностей, целей и смыслов;
  • включая вовлечение молодых педагогов в сферу дополнительного образования и выработку мер их поддержки; реализацию механизмов подготовки и непрерывного повышения квалификации педагогических кадров; создание института наставничества в системе дополнительного образования детей; содействие в разработке и внедрении современных учебно-методических комплексов, в том числе цифровых, по всем направленностям дополнительного образования.
Рис. 1. Переход от трансформации образования к цифровой трансформации

В настоящее время процесс трансформации образования перешел на следующую ступень (рис. 1) в соответствии с реализацией «Стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящегося к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 18.10.2023 № 2894-р [14].

На первый план среди многочисленных направлений трансформации образования вышла цифровая трансформация, суть которой – приведение системы образования (содержания, методов, организационных форм и результатов) в соответствие с задачами, вызовами и возможностями информационного общества и цифровой экономики [6]. Теперь это не просто изменения, обновления, модернизация, превращение, а цифровая трансформация – глобальный вызов современности, ключевая характеристика современной эпохи, определяющей развитие всего мира и всех сфер жизнедеятельности [15]. Новые технологии стремительно врываются во все сферы жизни общества, оказывают на них значительное влияние и часто сопряжены с рядом серьезных проблем, требующих комплексного подхода к их решению. Многие перспективные технологии «проходят сквозь» разные отрасли и применяются в разных областях экономики, бизнеса, техники и в жизни в целом. Такие универсальные технологии, не связанные с конкретной сферой или продуктом, используются во всех отраслях и называются сквозными[5] (рис.2).

Рис. 2. Сквозные цифровые технологии

Помимо экономических, технологических, социокультурных изменений цифровизация затрагивает вопросы суверенитета страны, национальной безопасности, международной политики, социальной стабильности [15]. А такие изменения в разных сферах требуют быстрой реакции системы образования, потому что людей нужно готовить к жизни в новых условиях, формировать у них цифровую культуру, базовые знания и умения для успешного развития и профессионального продвижения, нужно готовить специалистов, способных успешно работать в условиях быстро меняющегося мира. В числе востребованных компетенций будущего – умение работать с большими данными, использовать инструменты искусственного интеллекта и аналитики, а также навыки проектной и командной работы в цифровой среде. Полученное образование позволит людям сформировать нужные компетенции и грамотно использовать открывающиеся возможности, чтобы органично встраиваться в информационное общество.

В нашей стране создается нормативно-правовая база цифровой трансформации образования (рис.3), включающая документы разного характера и уровня – от указов Президента Российской Федерации, Национальных и федеральных проектов и документов стратегического планирования до методических рекомендаций по реализации конкретных шагов в образовательных организациях.

Рис. 3. Нормативно-правовые документы, регулирующие процессы цифровой трансформации образования

Цифровые технологии, которые включают использование компьютеров и мобильных устройств, программного обеспечения и интернет-ресурсов, виртуальной и дополненной реальности, блокчейна и геймификации, искусственного интеллекта, нейросетей и машинного обучения для улучшения обучения и преподавания, меняют и буквально трансформируют систему образования.

Цифровая трансформация образования – это обновление планируемых образовательных результатов, содержания образования, методов и организационных форм учебной работы, а также оценивания достигнутых результатов в быстроразвивающейся цифровой среде для кардинального улучшения образовательных результатов каждого обучающегося [13].

В «Стратегическом направлении…» (2023) [14] отмечено, что цифровая трансформация поэтапно охватывает все уровни образования: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, среднее профессиональное образование, а также соответствующее дополнительное образование (п. 2).

Цифровая трансформация дополнительного образования это:

– процесс, при котором система дополнительного образования адаптируется к запросам цифровой экономики и цифрового общества на основе современных педагогических и цифровых технологий;

– процесс создания современной и безопасной цифровой образовательной среды в организациях дополнительного образования детей [9];

– процесс внедрения цифровых технологий в образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования, то есть это тот же процесс системного обновления основных (базовых) составляющих образовательного процесса (содержания, технологий, условий), но при помощи цифровых технологий [16].

Обобщая приведенные определения, можно сформулировать следующее: цифровая трансформация дополнительного образованияэто интеграция процессов создания современной и безопасной цифровой образовательной среды и внедрения цифровых технологий в образовательный процесс, что позволяет обновлять содержание образования, методы и организационные формы обучения и воспитания, а также планировать и оценивать образовательные результаты.

Такая трансформация направлена на создание адаптивных и гибких педагогических условий с использованием последних достижений науки и техники; способствует получению детьми дополнительных знаний, умений и навыков в соответствии с интересами, интеллектуальным и духовным развитием.

Цель стратегического направления цифровой трансформации образования – достижение высокой степени «цифровой зрелости» сферы образования на базе единого, качественного, безопасного образовательного пространства, построенного с учетом предоставления равного доступа к качественному верифицированному цифровому образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам на всей территории Российской Федерации для всех категорий участников образовательных отношений (п. 3) [14].

Применение цифровых технологий связано не столько с новыми запросами обучающихся и функциями педагогов, с обновлением содержания и методик обучения, сколько с неизвестными ранее процессами, технологиями и средствами обучения, которые:

– делают образование более доступным, предоставляя доступ к огромному количеству информационного контента;

– упрощают разработку, переработку, хранение и передачу информации;

– создают новые решения для расширения доступа к образованию обучающимся, которые столкнулись с трудностями в получении адекватных условий обучения;

– создают новые форматы дополнительного образования, сочетающие очные занятия, онлайн-курсы, проектную деятельность и конкурсы.

Использование цифровых технологий направлено на развитие познавательной активности, творческого мышления и социальных компетенций, а также на профессиональное самоопределение обучающихся.

В рамках «Стратегического направления цифровой трансформации образования», действующего до 2030 года, планируется реализовать следующие направления [14]. Для удобства восприятия они представлены на рисунке (рис. 4):

Направления цифровой трансформации, которые планируется реализовать до 2030 года

Рис. 4. Стратегические направления цифровой трансформации образования

Цифровая трансформация играет важную роль в развитии современной системы дополнительного образования в целом. Быстрое развитие технологий и изменение запросов, потребностей и интересов школьников и их родителей требует от образовательных организаций адаптации к современным вызовам и использования новых педагогических и технологических возможностей.

Цифровая трансформация дополнительного образования детей включает в себя различные аспекты, некоторые из них [17] (рис. 5):

  • Использование дистанционных технологий. Это позволяет детям, которые не могут присутствовать на занятии очно, присутствовать на нем онлайн и не выпадать из учебного процесса.
  • Повышение мотивации. Интерактивность, геймификация и мгновенная обратная связь значительно повышают вовлеченность и внутренний интерес к учебе.
  • Персонализация и индивидуализация обучения. С помощью цифровых технологий педагоги могут адаптировать содержание, темп и сложность заданий под индивидуальные особенности каждого ученика и создавать персонализированные программы обучения, учитывая уровень знаний и потребности учеников.
Рис. 5. Некоторые аспекты цифровой трансформации дополнительного образования детей
  • Упрощение оценки знаний. Педагоги могут быстрее проверять работы детей и выставлять оценки, что позволяет им сосредоточиться на других аспектах обучения.
  • Расширение возможностей обучения. Программы и приложения для обучения помогают детям запоминать материал.
  • Инклюзивность. Разнообразие форматов подачи контента (аудио, видео, текст, интерактив) обеспечивает доступность образования для детей с разными образовательными потребностями и стилями восприятия.
  • Помощь в общении с родителями и коллегами. С помощью цифровых технологий педагоги могут удобным и привычным образом общаться с родителями учеников, а также обмениваться опытом и идеями с коллегами.
  • Использование цифровых ресурсов. Например, видеолекций, информационных баз данных с тестовыми задачами и образовательных квестов.
  • Формирование цифровой грамотности. Работа с цифровыми инструментами готовит студентов к жизни в современном мире, где цифровые навыки стали обязательными.
  • Использование виртуальных симуляторов и серьезных игр. Они позволяют ученикам экспериментировать и учиться на собственных ошибках в безопасной среде.
  • Применение модели «Перевернутый класс». Теорию ученики изучают дома в удобном темпе через видеолекции, интерактивные модули и электронные учебники. А время в классе освобождается для практического применения знаний, дискуссий, решения кейсов, групповой работы и индивидуального общения с учителем.
  • Использование метода «Микрообучение». Образовательный контент дробится на небольшие, логически завершенные модули, которые можно усвоить за 5–7 минут.

Внедрение цифровых образовательных инструментов в учреждениях дополнительного образования не предполагает отмены традиционных занятий. Но цифровая трансформация меняет подходы к дополнительному образованию, улучшая процессы с помощью новых технологий (искусственный интеллект, облачные решения, Вig Data, др.), которые помогают образовательным организациям развиваться и адаптироваться к современным вызовам, повышать эффективность образовательного процесса, обновлять его содержание и технологии, улучшать качество образования в целом.

До 2030 года в системе образования запланировано шесть стратегических инициатив по разработке цифровых сервисов [14] (рис. 6):

  • «Библиотека цифрового образовательного контента»;
  • «Цифровой помощник ученика»;
  • «Цифровой помощник родителя»;
  • «Цифровое портфолио ученика»;
  • «Цифровой помощник учителя»;
  • «Система управления в образовательной организации».

В рамках цифровой трансформации дополнительного образования детей указанные стратегические инициативы тоже могут использоваться – например, такие цифровые помощники для дополнительного образования, как «Цифровой помощник ученика», «Цифровой помощник родителя», «Цифровой помощник педагога».

Рис. 6. Шесть стратегических инициатив по разработке цифровых сервисов

Подведем итоги проведенного нами анализа современных процессов в образовании и попробуем сформулировать некоторые выводы.

Понятия «трансформация» и «цифровая трансформация» дополнительного образования отличаются тем, что первое означает общие изменения в системе образования, а второе – преобразования, связанные с использованием цифровых технологий.

Цифровизация позволяет обеспечить (или повысить) доступность, непрерывность, эффективность, персонализацию обучения, дополняя традиционные методы, освобождая педагогов от рутинной работы и способствуя более эффективному усвоению знаний обучающимися.

Цифровая трансформация – сегодня ключевое, главное направление трансформации образования в целом, часть большого и сложного процесса изменения образовательной системы. Это не просто модный тренд, а объективная необходимость, диктуемая современной ситуацией, технологическим прогрессом, когда система образования адаптируется к запросам цифровой экономики и цифрового общества.

Цифровая трансформация образования шире, чем просто цифровизация образования, так как:

– это уже не отдельные элементы, а комплексная интеграция цифровых технологий в образовательный процесс, которая выходит за рамки простой оцифровки материалов или интеграции цифровых технологий в привычные процессы;

– это фундаментальное переосмысление опыта, образовательных моделей и процессов с целью повышения их качества и эффективности;

– это ответы на вопросы «Как организовано взаимодействие между педагогами и учащимися в новых условиях?», «Какие методики применяются и какие результаты ожидаются?».

Ведь сегодня цифровые технологии проникают во все сферы жизни, а способность эффективно их использовать помогает решать сложные задачи и принимать обоснованные решения. Не случайно в 2025–2026 гг. владение цифровыми инструментами уже не пожелание, а базовый навык для каждого человека [5]. Даже в профессиях, не связанных напрямую с программированием, цифровые навыки становятся обязательными. Как говорят, цифровые навыки – это наша новая азбука.

Современный этап развития дополнительного образования связан с:

– развитием цифровой инфраструктуры дополнительного образования детей;

– разработкой цифровых учебно-методических материалов (включая дополнительные общеразвивающие программы, образовательные комплексы), обучающих цифровых инструментов и сервисов, включая цифровое оценивание;

– созданием и распространением новых моделей организации учебной работы.

Сегодня наша задача – не просто перевести документы и программы на цифровые носители, не просто автоматизировать разные виды деятельности и образовательный процесс, а перестроить архитектуру дополнительного образования и аккуратно ввести в нее цифровые изменения, связанные с внедрением новых технологий и подходов в организации образовательного процесса, с созданием и использованием цифровых ресурсов, с активным освоением различных типов цифровых средств и сервисов, под влиянием которых трансформируются цели, методики и результаты обучения.

Успешная цифровизация дополнительного образования требует баланса между техническими инновациями и педагогической деятельностью. А непосредственно технические инновации нуждаются в педагогической экспертизе, так как внедрение новых технологий должно сочетаться с разработкой адекватных образовательных подходов, чтобы обеспечить оптимальный образовательный результат. Как это будет происходить, что получится, а что будет отвергнуто, пока сложно прогнозировать. Но сейчас очень важно соблюдать меру:

– с одной стороны, нельзя игнорировать цифровые средства: они позволяют адаптировать образовательный процесс под индивидуальные потребности каждого ребенка, создавать интерактивные занятия, проводить онлайн-контроль, улучшать коммуникацию между педагогами и учащимися;

– с другой стороны, важно не допустить избыточного внимания к цифровым технологиям и не перенасытить ими образовательный процесс, поскольку это может причинить ущерб здоровью детей и педагогов, поставить под угрозу безопасность образовательного процесса, привести к негативным последствиям в социальных отношениях.

Цифровая трансформация давно перестала быть громким лозунгом – сегодня это рабочий инструмент, от которого зависит выживание и развитие любой системы образования. Важно находить баланс между виртуальным и реальным мирами, сочетать использование цифровых платформ с реальными встречами и контактами, чтобы создать гармоничное образовательное пространство, в котором технологии будут помогать, а не мешать обучению.

Педагогам важно помнить, что цифровые технологии не должны быть «принудительной мерой» и навязываться, но должны постепенно и обоснованно внедрятся и грамотно интегрироваться в образовательный процесс, их использование должно быть обоснованным, учитывать индивидуальные потребности и возрастные особенности учащихся, возможные негативные аспекты (зависимость от устройств, потеря внимания, ущерб здоровью и др.), специфику учебного материала [16]. А регулярная оценка педагогом влияния цифровых технологий на безопасность и качество образования поможет не только создать поддерживающую среду, но и определить, что работает, а что нет, и внести необходимые коррективы.

Список источников:

  1. Афанасьева И.А. К вопросу об интеграции экстенсивных и интенсивных систем в сфере дополнительного образования и концепте life-long learning // ПРО_ДОД. 2022. № 1 (37). С. 49–56 [Электронный ресурс]. – URL: https://vg.mskobr.ru/files/2022/prodod/Pro_DOD_february_2022_6.pdf (дата обращения: 21.09.2025).
  2. Гасимова А., Селендеева О. Образование 2030: учиться в эпоху искусственного интеллекта и постоянной неопределенности. [Электронный ресурс]. – URL: https://edu.partnerkin.com/blog/articles/obrazovanie-2030-kak-uchitsa (дата обращения: 21.09.2025).
  3. Галажинский Э. Не революция образования, а трансформация // Аккредитация в образовании. № 8. 2022 [Электронный ресурс]. – URL: https://akvobr.ru/new/publications/447 (дата обращения: 21.09.2025).
  4. Ефимова Г.З. Трансформация российских университетов и академическое развитие научно-педагогических работников: поиски согласования стратегических приоритетов // Вопросы управления.  2023. –  № 5 (84) [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-rossiyskih-universitetov-i-akademicheskoe-razvitie-nauchno-pedagogicheskih-rabotnikov-poiski-soglasovaniya (дата обращения: 25.09.2025).
  5. Какие цифровые навыки необходимы школьникам в 2025 году? [Электронный ресурс]. –  URL: https://hwschool.online/blog/tsifrovye-navyki-shkolnikov-2025-chto-nuzhno-znat (дата обращения: 21.09.2025).
  6. Козлова Н.Ш., Козлов Р.С. Тенденции цифровой трансформации образования в современных условиях // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. № 3 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-tsifrovoy-transformatsii-obrazovaniya-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 27.09.2025).
  7. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/?ysclid=mg81l5q2x0828712170 (дата обращения: 21.09.2025).
  8. Не революция образования, а трансформация [Электронный ресурс]. – URL: https://akvobr.ru/new/publications/447 (дата обращения: 11.10.2025).
  9. Низамутдинова А.А. Цифровая трансформация образования в условиях учреждения дополнительного образования [Электронный ресурс]. – URL: https://clk.li/EmUd (дата обращения: 11.10.2025).
  10. Скачкова Е.А. Трансформация образовательной системы: от философии, ориентированной на преподавателя, до идеологии, ориентированной на обучающегося // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2024. № 4 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-obrazovatelnoy-sistemy-ot-filosofii-orientirovannoy-na-prepodavatelya-do-ideologii-orientirovannoy-na (дата обращения: 25.09.2025).
  11. Трансформация системы образования [Электронный ресурс]. – URL: https://pt.2035.university/project/transformacia-obrazovania (дата обращения: 21.09.2025).
  12. Тренды в глобальном образовании на 2025 год: технологии, вызовы и трансформации [Электронный ресурс]. – URL: https://educationschool.ru/trends-education-2025  (дата обращения: 09.10.2025).
  13. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая и др. // НИУ «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. С. 15 [Электронный ресурс]. URL: https://ioe.hse.ru/data/2019/07/01/1492988034/Cifra_text.pdf (дата обращения: 29.09.2025).
  14. аспоряжением Правительства РФ от 18.10.2023 № 2894-р [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407790373/ (дата обращения: 25.09.2025).
  15. Шибанов К.С., Лосев А.Н. Глобальные вызовы для Российской Федерации в цифровую эпоху // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2025. № 2 (часть 1). С. 136–142 [Электронный ресурс]. – URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3994 (дата обращения: 21.09.2025).
  16. Чагарова И.Н. Рекомендации по внедрению цифровых ресурсов в учебный процесс учителей начальных классов. РГБУ ДПО «Карачаево-Черкесский республиканский институт повышения   квалификации работников образования» [Электронный ресурс]. – URL: https://pedagog-rf.ru/journal/433-rekomendacii-po-vnedreniyu-cifrovyh-resursov-v-uchebnyy-process-uchiteley-nachalnyh-klassov/ (дата обращения: 23.09.2025).
  17. Чмир Р.А., Привалов А.А., Журавлева Л.А. Цифровая трансформация. Рецепт системы дополнительного образования // Наука и образование. 2023. № 1 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-sistemy-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 19.09.2025).

[1] Цифровое образование и трансформация: что это и зачем нужно // skypro [Электронный ресурс]. – URL:  https://sky.pro/wiki/profession/cifrovoe-obrazovanie-i-transformaciya-chto-eto-i-zachem-nuzhno/ (дата обращения:  21.09.2025).

[2] Проективный словарь гуманитарных наук. Под ред. М.Н. Эпштейн. М.: Новое литературное обозрение, 2017.

[3] Афанасьева И.А. К вопросу об интеграции экстенсивных и интенсивных систем в сфере дополнительного образования и концепте life-long learning // Про_ДОД. 2022. № 1 (37). С. 49–56.

[4] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р); Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

[5] Сквозные цифровые технологии (СЦТ) это технологии, которые «проходят сквозь» разные отрасли и применяются в разных областях экономики, бизнеса и в жизни в целом. Они универсальны и не связаны с конкретной сферой или продуктом, а используются во всех отраслях экономики, социальной сфере и государственном управлении. Термин «сквозные цифровые технологии» впервые был использован в тексте программы «Цифровая экономика РФ», утвержденной распоряжением Правительства 28 июля 2017 года. // НИУ ВШЭ. Цифровые технологии. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/analysis/digital_tech (дата обращения: 19.09.2025).

Добавить комментарий

Войти с помощью: