Об инклюзии в дополнительном образовании

В 2016 году томский Дворец творчества детей и молодёжи начал реализацию проекта «Мягкая инклюзия». В хоре мальчиков «Глория» появился воспитанник, слепой от рождения. В танцевально-спортивном клубе «Калейдоскоп» в проекте «Танцы без границ» приняла участие студентка – инвалид-колясочница. Авиамоделированием, робототехникой и бисероплетением начали заниматься обучающиеся коррекционной школы-интерната.

Инновационный отдел Дворца принял решение о форсированной подготовке педагогического коллектива к участию в инклюзивном образовании – на кафедре дефектологии Томского Государственного педагогического университета прошли обучение на курсах повышения квалификации 21 педагог Дворца.

Педагог, реализующий образовательную программу «Пение с «закрытыми» глазами», прошла обучение в Охтинском центре, имеющим большой опыт обучения музыке, пению незрячих детей. Благодаря этому сотрудничеству, в Томске вновь появилась музыкальная грамота Брайля, пришедшая в негодность при переезде библиотеки имени А.С. Пушкина (когда-то в городе был целый оркестр незрячих музыкантов).

Был заключен договор о сотрудничестве с психолого-медико-психологической комиссией Томска и коррекционными школами, обучающиеся которых стали воспитанниками Дворца. Разработан пакет документов для работы Дворца в режиме стажировочной площадки. Поставлены две основные цели: разработка модели инклюзии в дополнительном образовании и легализация патронажа специалистами кафедры дефектологии.

В отдельный блок организации инклюзивного образования выделена работа с детьми с расстройствами аутистического спектра. Социальный запрос на организацию дополнительного образования этой категории детей очень высок: пятнадцать учащихся специализированной школы, несколько дошкольников, целесообразно, по мнению специалистов, обучать живописи. Обучение детей с этой патологией проводится в малых группах с обязательным участием родителей в качестве тьюторов и педагога-психолога. Выстроенное взаимодействие со специалистами кафедры дефектологии позволило грамотно сформировать группу дошкольников, разработать «тестовые» занятия. Каждое занятие не только тщательно готовится, но и детально обсуждаются его результаты для планирования следующего занятия педагогом, психологом, дефектологом.

В арсенале педагога дополнительного образования появилась новые методические рекомендации специалистов. При разработке адаптированной образовательной программы педагог Дворца учитывает разные варианты аутистического дизонтогенеза, представленные в адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра [3], в методических рекомендациях по использованию сюжетного рисования в коррекционной работе с аутичными детьми [1, 2,] и т.п.

Организация инклюзивного образования у многих, к сожалению, ассоциируется только с установкой пандусов. Учреждению дополнительного образования приходится решать много вопросов для готовности к инклюзии. Закупка танцевальных инвалидных колясок, костюмов, обуви и расходного материала для занятий была осуществлена при поддержке СИБУР, Управления молодёжной политики администрации г. Томска, депутатов городской Думы.

Но, самое главное, это формирование готовности педагогического, родительского и детского социума к инклюзии. Порой возникают абсурдные ситуации, например, педагогов и администрацию Дворца «испугала» инициатива создания психолого-медико-педагогического консилиума, столь привычного уже в общеобразовательной школе. Хотя именно консилиум выступает гарантом профессионализма проводимой инклюзии, выполняет роль буфера при работе с родителями детей с ОВЗ. В штатном расписании Дворца нет врача, дефектолога. Их участие в работе консилиума предполагается на договорной основе.

По мнению руководителя томской медико-психолого-педагогической комиссии, Дворец творчества детей и молодёжи – старейшее и крупнейшее учреждение дополнительного образования города, – приступил к организации образовательной деятельности с детьми и молодёжью со сложными патологиями (незрячие, инвалиды- колясочники, аутисты), в Томске наметился переход «от спонтанной инклюзии к управляемому процессу».

Литература

  1. Баенская Е.Р. Использование сюжетного рисования в коррекционной работе с аутичными детьми // Дефектология. – 2008. – №4.
  2. Баенская Е.Р. Возможности использования рисунка в коррекционной работе с аутичными детьми // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 1. – С. 46-54.
  3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра / Реестр примерных основных общеобразовательных программ.

Добавить комментарий

Войти с помощью: