От знания – к технологиям работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в системе инклюзивного образования
Инклюзивная форма образования является реальностью сегодняшнего дня, которая не только нормативно регламентируется, но и практически реализуется во многих образовательных комплексах города Москвы. В детские сады и школы приходят дети с особыми образовательными потребностями, среди которых особую группу составляют дети с ограниченными возможностями здоровья, т.е. дети, имеющие недостатки в психическом и/или физическом развитии. При этом необходимо понимать, что дети с ОВЗ представляют собой не однородную группу, а включают детей с нарушением слуха, зрения, речи, двигательного аппарата и интеллекта.
А.В. Лебедева,
доцент, заведующий кафедрой педагогики инклюзивного образования
центра метапредметной подготовки и конвергентных программ ГАОУ ВО МИОО
В нормативных документах подчеркивается, что включение «особого» ребенка в среду сверстников с нормативным уровнем развития возможно только при создании системы специальных условий их обучения и воспитания. Наряду с материально-техническим и информационно-методическим оснащением важным, и думается, первостепенным, является кадровое обеспечение образовательного процесса. В данном случае речь идет не только о наличии в образовательной организации специалистов-дефектологов, знающих общие закономерности и специфические особенности развития конкретной категории детей с ОВЗ, но и о воспитателях, учителях, педагогах дополнительного образования, которые непосредственно включены в процесс работы с такими детьми в условиях группы или класса в учебной, внеурочной деятельности, дополнительном образовании.
Понятно, что включение педагогов в практику работы с детьми с особыми потребностями по долгу службы, по желанию, или по приказу «сверху» не обеспечит того качества образования, которое необходимо каждому ребенку с проблемами в состоянии здоровья. При этом и у педагога возникает необходимость в получении информации о технологиях работы с такими детьми, об организации его взаимодействия с коллективом класса.
Учесть требования времени, удовлетворить профессиональные потребности педагогов способны разные формы работы, предлагаемые столичной системой дополнительного профессионального образования, в которой ключевую позицию занимает ГАОУ ВО МИОО.
Сотрудники кафедры педагогики инклюзивного образования центра метапредметной подготовки и конвергентных программ МИОО разрабатывают и реализуют программы курсов повышения квалификации в рамках построения модели обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС, осуществляют курсовую переподготовку педагогов и специалистов, организуют и проводят круглые столы и мастер-классы по обмену опытом.
Практико-ориентированная форма реализации курсов способствует осознанному пониманию общих тенденций развития отечественной системы образования, формированию четкого представления о месте, роли, назначении и функциях нормативно-правовых документов инклюзивной модели образования.
Особое внимание уделяется совершенствованию и формированию компетенций педагогов в области выстраивания образовательной деятельности с учётом знаний о специфических особенностях развития различных категорий детей с ОВЗ. Именно такая система знаний, накопленная в области специальной психологии и коррекционной педагогики и транслируемая на занятиях, является базой для овладения педагогами основными психолого-педагогическими технологиями, применяемыми в инклюзивной практике. Именно такая осознанная работа будет способствовать успешному развитию каждого ребенка и действительно обеспечивать качественное образование для всех в столичном регионе.
Сегодня в каждом образовательном комплексе города Москвы складывается опыт создания вариативно-развивающего пространства, позволяющего успешно решать задачи, обучения и воспитания детей с учетом специфики образовательных потребностей каждого ребенка. В этой связи, реализуя программы курсов повышения квалификации, мы нацелены на то, чтобы формировать и совершенствовать знания и умения учителей, специалистов, педагогов дополнительного образования в области комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Важным, по нашему мнению, является овладение педагогами технологией адресной помощи и поддержки семьи, воспитывающей «особого» ребенка. Это технология, базирующаяся на принципах партнерского взаимодействия, учитывает индивидуальные потребности и возможности ребенка, способствует успешной адаптации его к реалиям современной жизни.