Формирование ценностного отношения к семье через организацию семейного досуга и отдыха в рамках работы Городского Волонтёрского Отряда «Милосердие»

Основа любого государства – это общественные институты, главным из которых является семья. Формированию и развитию духовного и культурного облика каждого члена семьи способствует совместная досуговая деятельность. Ценности и атмосфера семьи определяют характер организации семейной досуговой деятельности.

Е.С. Сола,
педагог дополнительного образования,
координатор Городского Волонтёрского Отряда «Милосердие».
МБУ ДО «Центр детского творчества».
Междуреченск, Кемеровская область.
 

Семья. В этом слове – покой и счастье, история и судьба, в нём смысл жизни. Среди человеческих чувств одно из самых добрых – чувство любви к своей семье, её прошлому и корням. Знание своих корней, прошлого своей семьи необходимо каждому человеку. Изучение своей родословной является важной составляющей в деле формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, интересами, мотивами деятельности и поведения. Именно благодаря сотрудничеству педагогов с детьми и родителями через организацию семейного досуга и отдыха, происходит формирование ценностного отношения к семье. Все это, в рамках работы Городского Волонтёрского Отряда «Милосердие» в учреждении дополнительного образования «Центр детского творчества» города Междуреченска, приводит к поиску новых путей организации совместного семейного продуктивного досуга и отдыха.

Вопрос о социализации подрастающего поколения через семейную досуговую деятельность стал предметом обсуждения дополнительного образования конца XX – начала XXI века. Процесс становления личности, обучение, усвоение ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в обществе, является основой в формировании подростка как личности. Совершенствование семейной досуговой деятельности как фактора социализации отражается на формировании гражданских, личностных качеств, а также ценностных ориентиров и установок семьи.

Следует различать понятия «досуг» и «свободное время». Свободное время – это пространство свободной деятельности человека не являющейся необходимостью [3, 82]. В структуре свободного времени можно выделить время досуга. Досуг рассматривается как занятия для восстановления физических и духовных сил, во время которых происходит развитие личности [4, 75]. Современная теория рассматривает культурно-досуговую деятельность как процесс освоения человеком мира, в основе которого лежит многосторонняя деятельность, имеющая собственные функции, цели, средства, результат [8, 130]. Следовательно, семейная досуговая деятельность – это социокультурный и педагогический фундамент приобщения к ценностям через обучение и воспитание личности [10, 115]. Как вид развивающей деятельности, семейный досуг предоставляет возможности для активного отдыха, потребления духовных ценностей и личностного развития всех членов семейного коллектива при учете индивидуальных интересов и потребностей. Путь к успешной социализации семьи лежит через приобщение к семейной досуговой деятельности.

Таким образом, задачей «Центра детского творчества» является разработка и максимальная реализация развивающих досуговых программ для подрастающего поколения, в основе которых лежит принцип простоты организации, массовости, включения незадействованных подростковых групп. Всё это способствовало созданию на базовой площадке «Центра детского творчества» Городского Волонтёрского Отряда «Милосердие», работа, которого построена на системе мероприятий, нацеленных на формирование социальной духовно-нравственной гражданской позиции подрастающего поколения, на воспитание жизненно важных ценностей, на удовлетворение потребности в отдыхе и развитии способностей. В этом аспекте семейная досуговая деятельность выступает как основополагающий фактор становления и развития личности подростка. Этот процесс называется социализацией.

Процесс социализации С.И. Гессен [5, 57] рассматривал как три ступени: первая – дошкольный период произвольного существования ребенка, в котором преобладает игровая деятельность. Вторая ступень – это период активного познания окружающей жизни, ее законов и требований (здесь важна среда, в какой происходит развитие). Третьей ступенью является этап завершения ее формирования – процесс самообразования, совершенствование, формирование ценностной ориентации, мировоззрения. Организация семейной досуговой деятельности в учреждении дополнительного образования строится на принципах содружества, роста интереса, рекреации и познания, совместной деятельности, компенсации, социальной отдачи, авторитета.

Для того, чтобы выполнить социальный заказ общества и повысить уровень досуговой культуры подростков, отрядом «Милосердие» был разработан план образовательной и культурно-досуговой деятельности в рамках социального партнёрства с образовательными и общественными социально-значимыми организациями города Междуреченска: Храм Всех Святых, Городское общество инвалидов, Городской совет ветеранов, Управление по делам молодёжи и молодёжной политики, МКУ «Центр Семья», Общественная организация родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья «ОРДИ», Участники блокадного Ленинграда, детские общественные организации и волонтёрские отряды города.

Эффективность использования совместного семейного и подросткового досуга во многом зависит от ценностного отношения подростка к семье, а также от его культуры, интересов. Деятельность подростка в свободное время определяется объективными условиями: окружающей средой, материальной обеспеченностью и сетью окружающих его культурно-досуговых учреждений, к которым относится «Центр детского творчества», основной чертой которого является удовлетворение культурных интересов различных категорий населения в сфере свободного времени и формирование культурной среды.

В этих условиях нельзя не учитывать общих психологических особенностей подростков, проявляющихся и в познавательной, и в творческой деятельности. Деятельность добровольцев отряда «Милосердие» направлена на решение задач социального заказа и должна решать, прежде всего, социальные проблемы, предлагая новые модели образа жизни. Сфера досуга становится основным центром решения глобальных социальных проблем, которые общество не может решить в других сферах жизнедеятельности.

Эффективность организации семейной досуговой деятельности в рамках работы отряда «Милосердие» основана на принципах диагностической направленности, содержательной деятельности и психологической поддержки – это обеспечивает личностно-деятельностную включенность детей и родителей через формирование опыта организации совместной семейной досуговой деятельности. При этом огромная роль уделяется формированию семейных традиций, которые формируются через организацию семейного досугового пространства для образования, общения, самореализации семьи. Эффективная организация семейных традиций требует необходимого условия для преобразования семьи, а именно, реализацию совместного семейного опыта (знаний, умений, навыков), формирование отношения к семейной досуговой деятельности (пассивного, активного, творческого), родительское отношение к ребенку (адекватность, субъектность), а также ценностно-ориентационное единство семьи (направленность совместной деятельности, семейные интересы).

Виды семейной культурно-досуговой деятельности, используемые отрядом «Милосердие», многообразны. Это семейные праздничные и концертные программы, мастер-классы, походы выходного дня, совместные семейные вечера досуга и отдыха, консультации для родителей, тренинговые занятия, родительские всеобучи, тематические родительские собрания, деловые игры, творческие каникулы, дни открытых дверей, совместные спортивные соревнования и чаепития.

Праздничная программа «Рождественские гуляния», в рамках акции «Рождество для всех и каждого». Храм Всех Святых.

Свободный выбор участия в досуговой деятельности обеспечивает превращение имеющихся неустойчивых мотивов в положительную устойчивую мотивацию к организации семейной досуговой деятельности посредством предоставления «ситуации успешности» через совместные творческие усилия и переживания эмоционального насыщения в «ситуации эмоциональной привлекательности», удовлетворения потребности семьи в создании оригинального продукта совместной деятельности в «ситуации творческого насыщения».

Мастер-класс. «Руки, творящие добро» в рамках областной акции «Весенняя неделя добра» – Отдел технического творчества.

Семейная досуговая деятельность помогает преодолеть моральные и психологические трудности, способствует сплочению семьи как коллектива, формирует духовно-нравственные ценностные ориентации. И от того, какими ценностными ориентирами руководствуется в своей повседневной жизни семья, зависит и нравственный мир подрастающего поколения.

Проанализировав опыт работы отряда «Милосердие» по организации семейного досуга и отдыха, можно говорить о том, что семейная досуговая деятельность – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности всех её участников: детей, родителей, педагогов, основанная на добровольности при выборе рода занятий и степени активности. Семейная досуговая деятельность предполагает свободную творческую деятельность, способствует личностному росту, самовыражению, самоутверждению и саморазвитию через свободно выбранные действия, способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков, стимулирует творческую инициативу и выработку жизненной позиции. Семейная досуговая деятельность наполняет жизнь семьи новыми ощущениями и переживаниями. При этом у всех её участников расширяются и обогащаются представления о своих возможностях, способностях, развивается уверенность в своих силах, где все становятся признанными на основе своих достижений, что меняет их отношение к себе и другим.

Таким образом, можно говорить о том, что «Центр детского творчества» города Междуреченска является местом концентрации социальной культурной досуговой деятельности в сфере семейного и подросткового досуга, а также местом, где каждый участник деятельности, подросток, родитель или педагог, приобретает навыки самоутверждения и самореализации, а также опыт совместного досугового поведения. При этом Городской Волонтёрский Отряд «Милосердие» становится наиболее благоприятной сферой для развития личности. За двадцать лет существования отряда в его арсенале сформировались неисчерпаемые возможности создания ситуаций успеха для каждого участника. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что совместная подростковая и семейная досуговая деятельность – это своеобразная арена демонстрации успеха образовательной, развивающей, творческой, развлекательной, оздоровительной деятельности, направленной на формирование ценностного отношения к семье.

Праздничная программа «Масленичные Гуляния» в рамках областной акции «Весенняя неделя добра» – храм Всех Святых.

Можно утверждать, что важнейшим средством социализации семьи является её культурно-досуговая деятельность. В процессе организации семейной досуговой деятельности, у всех членов семьи формируются фундаментальные ценностные ориентации, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях, определяется стиль жизни семьи и жизненные устремления, а также планы и способы их достижения.

Отряд «Милосердие» является не только благоприятной средой защиты и активизации подрастающего поколения в их социальном и профессиональном самоопределении, но и становится сферой формирования личности, неотъемлемой частью духовного, интеллектуального и физического развития, сферой культуры, досуга, а главное – сферой непрерывного образования. Отряд «Милосердие», являясь открытой социально-педагогической площадкой, готов к укреплению и расширению взаимодействия с семьей.

Список литературы

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб., 1994.
  2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. // Педагогика. 1995. – № 4. – С. 29-36.
  3. Гребенников И.В. Повышение педагогической культуры родителей как основа совершенствования семейного воспитания школьников. – М., 1971.
  4. Дармодехин B. Семья и государство. // Педагогика. 1999. – №1. – С. 75.
  5. Дубровина И.В. Семья и социализацияребенка. // Мир психологии. 1998. – № 1. – С. 54-59.
  6. Журкина А.Я. Воспитательный потенциал дополнительного образования. // Дополнительное образование. 2000. – № 9. – С. 6-9.
  7. Казмин Н.В. Семья как воспитательная среда. // Воспитание и обучение. 1912-1913. – №3. – С. 81-99.
  8. Калантаров A. Этнопедагогика как средство формирования культуры семейного досуга. – СПб., 1992.
  9. Каптерев П.Ф. Задачи и основы семейного воспитания. – СПб., 1913.
  10. Методика и организация семейной досуговой деятельности / Сост. B.C. Русанова. – Челябинск, 1991.
  11. Плохова М.Г. Семейное воспитание как средство социализацииличности // Социализация личности: исторический опыт советского периода и современные тенденции. – М., 1993. – С. 45-55.

Добавить комментарий

Войти с помощью: