Из будущего в настоящее: Алексей Федосеев об ассоциации кружкового движения и проекте Worldskills Juniors
Ассоциация участников технологических кружков учреждена летом 2017 года с целью поддержки и развития российских технологических кружков и других организаций дополнительного образования в технической сфере, работающих в логике Национальной технологической инициативы и Стратегии научно-технического развития Российской Федерации, утвержденных указом Президента Российской Федерации. Мы решили подробнее разобраться в этой теме и поговорили с президентом Ассоциации участников технологических кружков и руководителем направления WorldSkills Russia Juniors Алексеем Федосеевым.
Материал подготовили:
И.С. Григорьев,
методист Ресурсного центра
ГБПОУ «Воробьевы горы»
Москва
А.Ю. Свинцицкая,
редактор Ресурсного центра
ГБПОУ «Воробьевы горы»
Москва
Краткая справка:
Алексей Игоревич Федосеев,
Ответственный секретарь Оргкомитета Олимпиады НТИ,
президент Ассоциации технологических кружков.
Руководитель направления юниоров
Союза «Молодые профессионалы» WorldSkills Junior Russia.
— Алексей, когда в Вашей жизни впервые появилось техническое творчество?
— Сейчас бы сказали, что я стал держателем инновационной технологической площадки уже в пять лет. Я оказался в уникальной ситуации – в 1988 году отец принес домой первый персональный компьютер советского производства. И для меня вся деятельность вокруг этого компьютера – и игры, и программирование, – была не только возможностью постичь новый мир, но и инструментом социализации, поскольку весь двор приходил ко мне смотреть на это и играть.
— Что послужило толчком к созданию Ассоциации кружкового движения?
— Накопилась критическая масса проектов, которые близкие по духу люди стали параллельно запускать в области дополнительного образования. Они начали пересекаться друг с другом и образовывать партнерскую сеть. Появились проектные школы «Лифт в будущее» и Ярославский форум, затем – проектные смены «Сириуса», Кванториумы. Возникли также соревновательные площадки, например, «Робофест», движение WorldSkills.
Все это выводило школьника из привычного формата сидения за партой и решения задач в тетрадке. Он погружался в совершенно новый мир: проекты, заказчики, технологии.
Появились инструменты объединения сообщества – общие темы, проекты, форумы. А в рамках Национальной технологической инициативы возникла возможность все это поддержать и усилить.
— Какие возникали трудности, возможности в процессе работы над созданием проекта?
— У нас в стране огромное количество людей, которые ищут различные пути, чтобы заниматься интересной деятельностью со школьниками и студентами вне жесткой системы формального образования. Их энтузиазм – это уникальная возможность для нас всех.
Достаточно серьезной трудностью оказалось то, что техническое творчество школьников не слишком популярно. При том, что в Интернете безграничное количество информации, а ЦМИТы (Центры молодежного инновационного творчества) на территории России расположены гораздо плотнее, чем можно было бы думать, основная проблема – это мотивация: мотивация самих детей, мотивация родителей. Все еще популярно мнение, согласно которому для молодого человека музыка и спорт куда важнее, чем техническое творчество.
— Почему для создания проекта было выбрано именно техническое направление?
— Технологии радикально меняют жизнь: мы часто не успеваем понять, что произошло, а мессенджер или приложение уже изменили наш способ заказа такси или взаимодействия с коллегами. Технологии – та область, где школьник может действовать уже сейчас. Технологии идут вперед, у молодых людей в руках оказывается уникальный инструмент влияния на мир. Им сегодня не нужно двадцать лет делать карьеру, занимать место в какой-то иерархии и только потом получать рычаги влияния на мир.
Они уже сейчас могут «взламывать» реальность. И при этом у молодого человека, даже подростка, мало обязательств: нет семьи, ипотеки и тому подобное, – и огромное количество энергии, которую он обычно вкладывает в противостояние родителям, а мог бы тратить на изменение мира.
— Как Вы считаете, есть ли в этом мире «место» для других направлений?
— Как только мы начинаем делать реальный проект, оказывается, что инженер, программист, технолог не слишком успешны, если в команде с ними не работают те, кто могут реализовать дизайнерскую или коммуникационную составляющую: понять, что нужно людям, обеспечить обратную связь, рассчитать финансовую сторону проекта, рассказать о нем.
Да, для учебной задачи – чтобы собрать робота, который ездит по линии, – дизайнер или маркетолог не нужен. Но любая реальная задача связана с решением проблемы живых настоящих людей. И она требует способности понимать их, разговаривать с ними. Поэтому все настоящие проекты создаются командами, где есть и технический, и предпринимательский лидер. Огромное число так называемых «гуманитариев» – людей, которые не нашли себя в математике и физике, по другим признакам сейчас школьники не самоопределяются, – могли бы реализоваться в технологических проектах, если правильным образом с ними работать.
— На сайте kruzhok.org Вы даете такую цитату: «Кружок мы понимаем как команду энтузиастов, которые принимают актуальные технологические вызовы и успешно справляются с ними». Скажите, чем Ваше понимание отличается от классического понятия «дополнительное образование детей»?
— Дети во внеурочное время приходят заниматься техническим творчеством с человеком, который передает им свой опыт. Умудренный профессионал ставит задачу, дети ее исполняют. Такое понимание кружка сложилось во второй половине ХХ века: еще одна форма обучения, просто менее зарегулированная, чем школьная.
Мы решили вернуться к пониманию конца XIX века, когда кружком называлась группа единомышленников: как революционные кружки или аэроплавательный кружок Н.Е. Жуковского. Современный кружок – это детско-взрослая команда, в которой разрабатывается проект. Лидером проекта может быть ребенок, когда он горит идеей и его энергетика заряжает всех. А взрослый может выступать в роли исполнителя, лаборанта, который не делает проект за детей, а обеспечивает среду, в которой проект станет возможным.
Именно такая форма работы нам кажется важной и с образовательной точки зрения. Молодые люди начинают брать на себя ответственность и совершать ошибки в том масштабе, когда ошибка будет ценна как опыт, но не будет нести критических последствий. Это важно, и это то, что школьники точно не получат в рамках основного образования, выстроенного очень вертикально: тебе дают задание, ты его выполняешь. В кружке школьник сам начинает формулировать задания для себя и других.
Ключевой фигурой становится не преподаватель, дающий новые знания, а наставник, обеспечивающий возможность реализовывать свой проект. Наставник организовывает среду, помогает распределить роли внутри команды, подсказывает, где взять эксперта. Наставничество – совершенно новый профессионализм, которого может и не быть у специалиста из КБ, который всю жизнь получал задания от главного конструктора, а затем перешел преподавать в школьный кружок. Чтобы быть наставником, надо иметь за душой проектный опыт.
Поэтому нам сейчас нужно создать систему поиска и поддержки такого рода наставников, их обучения, втягивания в наставничество людей, которые и не думали о том, чтобы работать в проектах с детьми.
— Каким требованиям, вызовам должно отвечать современное дополнительное образование детей?
— Первый вызов – это скорость обновления технологий. Даже высшее, самое, казалось бы, продвинутое образование, за технологиями не поспевает. Это значит, что нужно так выстроить работу, чтобы все современные инструменты, создаваемые профессиональной средой (вроде онлайн-курсов по блокчейну), сразу становились инструментом нашей работы. Мы не можем себе позволить все придумывать заново – отстанем.
Второй вызов – отсутствие проектной инфраструктуры. Ведь чтобы заниматься проектами, нужно очень много всего: нужно понимать, откуда брать темы и заказы, как привлекать дополнительные ресурсы, куда идти с готовым проектом. Должна заработать огромная, прозрачная, открытая для всех сеть, поддерживающая проектные команды.
— На сайте Вы указываете пять направлений работы для развития кружкового движения: «Вызовы», «Мероприятия», «Ресурсные центры», «Наставники», «Сети». Какое направление Вы считаете самым важным? Или они неотделимы друг от друга?
— Все эти направления прописывались в дорожной карте «Кружкового движения» в логике взаимного дополнения. В направлении «Вызовы» мы создаем специальный интерфейс, где можно прикоснуться к реальной задаче и попробовать ее решить. Мы используем для этого Олимпиаду НТИ и технологические конкурсы. Например, профилю «Большие данные и машинное обучение» Олимпиады НТИ в этом году задачу ставили онкологи из Национального медицинского исследовательского центра нейрохирургии имени академика Н.Н. Бурденко. Школьники искали алгоритмы обработки данных онкологических пациентов и за три дня научились предсказывать развитие рака мозга в несколько раз точнее, чем профессиональные онкологи.
Направление «Наставники» – это система поддержки тех, кто уже сейчас создает среду и «ведет за руку» кружковые команды. Создан большой онлайн-курс «Как стать наставником проектов», куда уже на первый запуск записалось 12,5 тысяч человек. Проводятся интенсивы «Школы наставников» – недавно в Сколково завершился шестой. Будет создаваться система сертификации наставников, биржа наставников, где они смогут найти для себя стажировки и гранты.
Направление «Ресурсные центры» связано с площадками, где можно заниматься проектной деятельностью. В стране довольно много проектов по созданию инфраструктуры. Существует система ЦМИТов, открываются «Кванториумы» и другие детские технопарки, «Сириус» создает свои региональные центры. Эти площадки будут объединяться, станут более открытыми. Уже сейчас там работают над тематикой научно-технических исследований, например, проектная смена «Сириуса» учитывает вызовы НТИ, а многие площадки включились в конкурс «Умник НТИ» Фонда содействия инновациям.
Направление «Сети» связано с цифровой платформой, где можно будет отследить портфолио людей, проектов, проектных команд. Участники смогут использовать цифровую платформу для поиска наставников или членов команд. На Олимпиаде НТИ мы сталкиваемся с тем, что команды собираются из разных регионов просто через социальную сеть. А здесь можно будет строить команды более осознанно, с пониманием бэкграунда каждого участника.
Направление «Мероприятия» рассказывает о ценностном ядре происходящего. Мы формируем сообщество, а сообщество – это не просто партнеры по бизнесу или стартаперы-конкуренты. Это люди, объединенные общими ценностями. Поэтому критически необходимо создавать ситуацию, когда ребенок взаимодействует с людьми, которые «заряжены» на работу, использование технологий, изменение мира. Только здесь, на мероприятиях – фестивалях, проектных школах, конференциях, – где человек «выпадает» из привычной среды, формируются ценности.
И бывает так, что вечерняя программа Олимпиады НТИ, где школьники встречаются с учеными и инженерами, оказывается для них более важной, чем дневная, где они соревнуются в программировании роботов. Именно там они обретают целостность и осмысленность существования.
— Как попасть в Ваш проект ребенку или педагогу? Кого Вы приглашаете к сотрудничеству?
— Сотрудничество и взаимопонимание возникают в процессе деятельности, так что мы и наставников, и детей приглашаем в наши форматы. Осенью снова запустится онлайн-курс «Как стать наставником проектов», в сентябре стартует новый сезон Олимпиады НТИ, по всей стране проходят проектные конкурсы, проектные школы.
Для тех, кто уже понимает, что ему это интересно, мы создали Ассоциацию участников технологических кружков: педагогов, организаторов, школьников. Это максимально открытая структура, мы надеемся, что она станет инструментом поддержки и защиты сообщества.
Также можно концентрировать деятельность вокруг отдельных форматов, например, включиться в систему площадок подготовки к Олимпиаде НТИ.
— Что бы Вы хотели пожелать педагогам, работающим в сфере дополнительного образования детей?
— Не бросать то, чем они занимаются.
— Мы знаем, что Вы руководите юниорским направлением проекта WorldSkills Juniors. О каких успехах можете рассказать?
— WorldSkills – движение соревновательное. В августе прошлого года в Абу-Даби наша сборная взяла все золотые медали, следующий чемпионат мира проходит у нас, в Казани, в 2019 году. Там будут юниоры из разных стран, определен десяток компетенций, по которым они будут соревноваться. Это внешние яркие успехи, задающие тон.
На самом деле нам очень важен охват – в этом году в более чем 50 территориях прошли региональные соревнования юниоров. Почти половина компетенций WS проводятся на юниорском уровне – 14-16 лет, и число этих компетенций растет. Юниорская ступенька для всех компетенций – это не только способ находить будущих чемпионов, но и система профориентации, когда школьник может попробовать сразу несколько видов деятельности и понять, что ему подходит.
— Как обычному школьнику попасть в команду WorldSkills Junior?
— Это серьезный вопрос, потому что сейчас, когда юниорскому движению меньше года, у нас не все хорошо с «открытыми дверьми». Есть площадки, которые готовят юниоров: школы, ЦМИТы, колледжи, иногда ВУЗы, но они неохотно принимают подростков со стороны. В Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске уже началась системная работа с молодыми людьми. В чемпионат Digital Skills включиться гораздо проще – туда в октябре запустится сетевой онлайн-отбор, любой школьник сможет подать заявку, пройти испытания и попасть в финал.
— Как будет развиваться движение WorldSkills Junior?
— Принципиально развитие цифровых компетенций и компетенций будущего – в рамках программы «Цифровая экономика». Здесь будет серьезный рост в ближайший год: появление новых компетенций, расширение существующих соревнований, распространение юниорского движения во все регионы. Профориентация, работа с более младшими категориями школьников – это тоже направления развития, потому что сейчас важно расширять стартовую ступеньку.
Наконец, всероссийский проект «Билет в будущее» – это способ реализовать в масштабе всей страны профориентационную практику, образцы которой были разработаны в рамках движения WorldSkills. Проект запускается в сентябре, рассчитан на десятки тысяч школьников, которые попробуют разные форматы прикладной, практической работы и решат, чем им стоит заниматься дальше, получат рекомендацию по площадкам и кружкам, где им можно будет развиваться.
Надеемся, что это не только популяризует кружки технического творчества по всей стране, но и повысит осознанность молодых людей в выборе будущей специальности.