Новая веха в истории JuniorSkills, или Абу-Даби – 2017

Российская программa  «JuniorSkills – Профессионалы будущего», выступившая с инициативой проведения международных соревнований юниоров в профессиональном мастерстве, празднует успех: 14-18 октября 2017 года впервые в истории движения WorldSkills состоялись презентационные международные соревнования Junior Skills  в рамках мирового чемпионата WorldSkills Competition Aby-Dhabi 2017.

Программа «JuniorSkills – Профессионалы будущего» инициирована в 2014 году Фондом Олега Дерипаска «Вольное Дело» при поддержке Агентства стратегических инициатив, WorldSkills Russia, Министерства образования и науки РФ, Министерства промышленности и торговли РФ. С 2014 года традиционно проходят национальные и региональные cоревнования JuniorSkills  для школьников 10-17 лет. В этом году 300 школьников-юниоров 10-17 лет приняли участие в Национальном чемпионате в Краснодаре по 19 профессиональным компетенциям, в том числе 7 команд юниоров из Швейцарии, Нидерландов, Белоруссии.

А в Абу-Даби школьники 14-16 лет покажут свое профессиональное мастерство на одной площадке со взрослыми по трем компетенциям: графический дизайн, мобильная робототехника, электромонтажные работы. Юниоры четырех стран  примут участие в чемпионате: Россия, Белоруссия, Объединенные Арабские Эмираты, Финляндия.

В состав российской сборной вошли победители III национального чемпионата JuniorSkills в Краснодаре, состоявшегося в мае 2017 года. Они представляют 4 региона России. Москву – Арсений Сухман и Никита Лудяков (гимназия 1519). Татарстан – Владислав Хобта и Илья Макаров (Набережные Челны, МАОУ ЛИТ №36). Обе пары выступают в номинации «Мобильная робототехника». Свердловскую область – Глеб Московкин (Екатеринбург, Гимназия 104), направление «Графический дизайн». Новосибирскую область – Игорь Горн (Вторая Новосибирская гимназия) и Данила Лунев («Экономический лицей» г. Бердск Новосибирской области) направление «Электромонтажные работы».

JuniorSkills

Работа команды началась задолго до поездки в ОАЭ. Сначала российская сборная проходила подготовку в расширенном составе (вместе с командой дублеров) в рамках  специальной программы на базе федерального детского центра «Смена» (г. Анапа). Программа каждого дня у ребят была расписана с утра и до вечера: занятия профессиональным мастерством с наставниками,  занятия  английским  языком, консультации психолога, арт-сессии, встречи с интересными людьми и многое другое. Каждый день – открытие своей уникальности, каждый день – командная работа и драгоценный опыт общения, каждый день – новый шаг к познанию себя и даже победа над собой!

В такой кипучей жизни лагеря ребята внутренне менялись каждый день, практически оправдывая слова гимна JuniorSkills:

Меняется время. Меняемся сами.
Всё лучшее делаем своими руками.
Рабочая лига. Наш принцип таков:
Профессии учимся у мастеров!
Какими мы были? Какими мы стали?
Усердия наши не ради медали.
Мы – сила России. Наш принцип таков:
Профессии учимся у мастеров!

Учиться и вправду есть у кого: с ребятами постоянно работали и работают опытные наставники и эксперты. В области мобильной робототехники это такие педагоги, как  Дмитрий Евгеньевич Фомин (Набережные Челны, МАОУ ЛИТ №36), Полещенков Андрей Александрович (Москва, гимназия 1519). По направлению «Электромонтажные работы»Мищенков Артем Андреевич («Экономический лицей» г. Бердск Новосибирской области). Эксперты по графическому дизайнуЧернов Александр Валерьевич и Котусов Сергей Александрович ( ГАПУО ОО «Уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства»).

Да и друг у друга есть чему поучиться! Ребята собрались сильные, хорошо подготовленные, со  своими жизненными принципами, со своей историей вхождения в программу  JuniorSkills, а главное – с огромным  желанием работать и побеждать!

Я впервые встретилась с ними в Анапе, на арт-сессиях, куда они приходили в конце дня, чтобы снять напряжение, пообщаться, переключится, отдохнуть от жестко регламентированной работы в профессиональном сегменте  и заняться творчеством.  Мы учились искусству живого слова и интонации, постигали науку убеждения, осваивали язык мимики и жеста, выполняли задания в общем ритме, пели хором, рисовали, танцевали  и учились быть командой. Кстати, пели с удовольствием, и в первую очередь – гимн JuniorSkills. Причем, не только на русском,  но и на английском языке. Хотя, в первую очередь, быть на высоте в ходе международной встречи  ребятам позволят их профессиональная подготовка,  умение быть партнерами по выполнению единой задачи и, как говорил Б.Л. Пастернак, «упрямая вера в себя».

Программа JuniorSkills инициирована в 2014 году фондом О. Дерипаски «Вольное дело» и поддержана Президентом и Правительством России, региональными властями. Она обращает внимание на важность и необходимость работы по профессиональной подготовке школьников. Выход на международный уровень – это большой успех и поэтому подготовка к международному чемпионату была выстроена интенсивно и ответственно.

В Анапе, в ФДЦ «Смена» наставники ежедневно  анализировали профессиональные действия участников во время тренировочных занятий, командную работу каждой пары участников, на настроение и взаимоотношения ребят, их «боевой дух» и готовность улучшать свой результат. Оказывается,  очень важно уметь содержать в порядке свое рабочее место, эффективно пользоваться инструментом. Не у всех ребят это сразу получается. Но на соревнованиях на это обращают внимание, даже при отличных результатах выполнения задания. Вот такая многофакторность важна при подготовке.

JuniorSkills

Международный уровень чемпионата потребовал дополнительных занятий по английскому языку, на которых участники осваивали специальную техническую лексику, осваивали навыки самопрезентации и презентации своей деятельности на английском языке, проигрывали возможные диалоги знакомства с ребятами из других стран, обретали языковую «свободу». Дружно  читали английскую версию гимна JuniorSkills в стиле рэп:

There are experts and teachers. We are seeking for knowledge.
We are trying to discover our own devotions.
We – forces of Russia! We have a good will:
You can be a master! To practice a skill!
You and me – this is JuniorSkills! We are all – team of JuniorSkillls!
We are masters of future professions. We are JuniorSkills!
We are masters of our future. We are JuniorSkills!

Кстати, в процессе подготовки визитной карточки – видеоклипа сборной команды – для выступления в Абу-Даби все это пригодилось. Представили себя на русском и английском языках  как профессионалов будущего из России!

Вторая моя встреча со сборной юниоров произошла в сентябре, в Москве, где проходил очередной этап подготовки к чемпионату в Абу-Даби.  Вначале я оказалась на планерке наставников и экспертов, которая разом погрузила меня во все внутренние процессы и переживания: теперь, когда у участников сборной отточены профессиональные навыки, нужно тренировать ребят показать свои умения в обстановке конкурса. Здесь свои нюансы.

Например, участникам номинации  «Мобильная робототехника»  мало просто сконструировать робота, нужно уметь управлять им. И не просто управлять, а выбирать правильные («дорогие» с точки зрения стоимости в баллах) маршруты и успешно проходить их со своими роботами. Задача не из легких!  Дети учатся на своих ошибках (чужой опыт не всегда убеждает). И эту практику принятия решений в условиях сосредоточения усилий нужно наработать. Необходимо научиться следить за временем, считать баллы, держать темп, чтобы стать лучшими в своей номинации. Наставники дают конкурсантам рекомендации, каким образом добиться в этом успеха. Иногда в этом процессе участвуют и родители ребят.

Любая конкурсная номинация требует от ребят умения быть стратегами и вырабатывать  свой уникальный план действий для каждой конкретной ситуации.

Конкурс – это всегда напряжение, концентрация усилий, ощущение конкуренции, эмоции и азарт!  Потому и нужна изобретательность, способность рождать идеи, талант выстраивать свою стратегию и воплощать ее.

На этот раз, в Москве, была только «великолепная семерка» основного состава участников сборной команды России JuniorSkills Russia и их наставники. Я не видела их чуть меньше месяца. Но они вошли в учебную аудиторию какими-то повзрослевшими, собранными. Мне даже было удивительно видеть их такими серьезными! (Все-таки арт-сессии настраивали на  другой стиль нашего общения). А тут был обозначен формат пресс-конференции накануне международного чемпионата.

Первый вопрос, на который отвечали ребята, располагал к разговору: «С чего для вас началось участие в JuniorSkills?» Инициативу взял Игорь Горн из Новосибирска (летом он был абсолютным лидером в разговорном жанре) и рассказал, что два года назад он услышал о программе JuniorSkills от учителя и сразу загорелся идеей попробовать. Так и начал заниматься электромонтажными работами.

Никита Лудяков из Москвы тоже оказался  в программе благодаря своему учителю и совсем скоро принял участие в соревнованиях.  На международном уровне ему сразу удалось оказаться на 150 месте из 650 возможных. И это на первом году занятий  мобильной  робототехникой!

Арсений Сухман подхватил ответ Никиты, сказав, что этот путь они прошли вместе: сначала школьные уроки, а затем – занятия по робототехнике. Поначалу уставали,  но потом это стало привычной нагрузкой, заинтересовало, увлекло. И по выходным они часов по пять уж точно посвящали робототехнике. Прекрасно, что родители поддерживают  и даже рады, что дети так увлечены, и все эти испытания на деле формируют их характер и отношение к жизни.

Владислав Хабта начал свой путь с занятий в кружке. А потом его просто попросили выступить на соревнованиях. И получилось!  Оценил, что те навыки, которые освоил, жизненно важны, что JuniorSkills для него – это путь к  профессии.

Илья Макаров тоже начинал с кружка робототехники. В JuniorSkills пришел благодаря Владу, своему напарнику.  Илье нравится, что он занят творческим процессом конструирования, а вместе с тем, учится дисциплине и порядку. Правда, на вопрос: «Для чего тебе эти навыки в жизни?», – он честно отвечает: «Поживём – увидим!».

Глеб Московкин из Екатеринбурга связал свою судьбу с графическим дизайном. Человек увлеченный, рисовал с детства. Говорит, что все листы бумаги, которые ему приносил отец, изрисовывал без устали. Закончил художественную школу, и для него графический дизайн – это призвание, образ мысли. Глеб считает, что всякий вопрос нужно прорабатывать глубоко:  например, знать историю создания компании, чтобы разработать логотип, знать целевую аудиторию, чтобы изготовить флайер или огромный билборд. Нужно уметь выбирать цвета и знать их соответствие эмоциям, находить необычное в обычном  и иметь свой особый взгляд на мир. Смотрю на него и думаю, что он уже нашел свою дорогу в жизни.  Уже профессионально смотрит на многие вещи: «Вижу чей-нибудь логотип и сразу анализирую: как он сделан, в какой программе». Говорит, что стал больше читать – профессия того требует!

Данила Лунев из города Бердск Новосибирской области сначала несколько лет занимался робототехникой в школе, а тут его вдруг позвали на областные соревнования по электромонтажным работам. C этого момента и началась его дорога в программу JuniorSkills. И главное, что ему хочется развивать свои профессиональные навыки.  Данила уверенно ведет свою линию самосовершенствования. В классе  его увлечение никто не разделяет, особенно не интересуются. Но Данила рад тому, что у него есть поддержка классного руководителя  и родителей, видит, что сам он очень изменился за время участия в программе и считает, что в будущей профессии ему это всё пригодится.

JuniorSkills

В какой-то момент мы спросили ребят: «Какими вы видите себя на международном чемпионате?»

Игорь: «Победившими».

Глеб: «Нарядными и презентабельными».

Илья: «Решительными».

Арсений: «Уверенными».

Никита: «Целеустремленными».

Данила: «Счастливыми».

Ребята были готовы этот список продолжить, но тут к разговору присоединились взрослые, дополнив этот список  важными прилагательными:

Директор программы JuniorSkills И.Ю. Николаева: «Дружными и сплоченными».

Наставник Д.Е. Фомин: «Посланниками будущих соревнований от России».

Руководитель  образовательных программ Фонда Олега Дерипаски «Вольное Дело», директор программы JuniorSkills Ирина Ювенальевна Николаева задала участникам очень взрослый вопрос: «Теперь, когда вы стали готовиться к чемпионату, изменились ли ваши отношения, стали ли они жестче? И, может быть, детям не нужно это напряжение?». И если вы думаете, что такой вопрос застал врасплох нашу команду, то ошибаетесь! Игорь Горн однозначно заявил, что этот опыт нужен, ребята не против испытать это напряжение, но считают, что концепцию чемпионатов нужно совершенствовать  и менять в той части, которая может дать больше возможности для творчества и многогранного взаимодействия с другими участниками. И этот ответ прозвучал вполне убедительно.

Ирина Ювенальевна коснулась важного аспекта взрослой жизни – ответственности, подчеркнув, что взрослые даже на творчество смотрят с этой позиции и умеют просчитывать «зоны риска», взвешивают аргументы. И весь этот разговор подвел нашу беседу к вопросу о том, чувствуют ли ребята ответственность перед страной за результаты своих выступлений на чемпионате?

Слово от команды взял Владислав Хобта, честно признавшись, что всё-таки дети от взрослых отличаются.  «Мы пробуем себя в роли взрослых и понимаем эту ответственность. Одновременно нам трудно все-все сделать по-взрослому, хотя одно точно: мы вырабатываем привычку трудиться». Арсений продолжил мысль Влада и сказал: «Все моменты переживаем по-настоящему, как взрослые и, пожалуй, это готовит нас к той самой ответственной взрослой жизни».

Чувствовалось, что есть в команде и решимость, и сплоченность, и интерес пройти весь этот путь до конца, показывая достойные результаты. Нам оставалось только сказать слова напутствия, но ребята опередили нас, вспоминая, как их напутствовали родители и друзья, провожая на соревнования: кто-то желал победы и удачи,  кто-то напоминал девиз: «Никогда не сдавайся!». Глебу мама сказала, что главное – не победа, а участие, но тут веское слово сказал отец: «Сынок, не слушай маму, возвращайся с победой!». Мы дружно рассмеялись, поняв, что на какой-то момент ребят отпустило напряжение, которое всегда есть перед стартом, и они понимают всю ответственность того, что им доверили представлять Россию в Абу-Даби 14-19 октября 2017 года. Удачи и отличной командной работы!

М.А. Шкробова,
Старший методист РНМЦ НО
ГБПОУ «Воробьевы горы»

Добавить комментарий

Войти с помощью: