Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского

В статье рассказывается об истории Всероссийских юношеских Чтений имени В.И. Вернадского, которые за 25 лет своего существования прошли путь от маленькой школьной конференции до Всероссийской программы, известной и уважаемой во многих регионах нашей страны. Тематика работ, представляемых на Чтения, охватывает практически все области естественных и гуманитарных наук.

А.В. Леонтович,
к.пс.н., в.н.с.,
Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО,
председатель Межрегионального общественного движения
творческих педагогов «Исследователь».

В 2018 году исполнилось 25 лет Всероссийским юношеским Чтениям имени В.И. Вернадского. В далеком 1993-м, в год 130-летия со дня рождения В.И. Вернадского, коллектив педагогов «Донской гимназии» № 1333 и Дома научно-технического творчества молодежи Московского городского Дворца творчества детей и юношества (ныне – ГБПОУ «Воробьевы горы») выступил с инициативой проведения Чтений. На сегодняшний день они являются крупной межрегиональной образовательной программой в области дополнительного образования.

Среди первых организаторов и экспертов были тогда еще совсем молодые А.В. Леонтович, Д.Л. Монахов, Н.В. Свешникова, О.Д. Калачихина, А.С. Обухов, Е.М. Гурвич, Г.Л. Данильцев, А.Н. Митрофанов, Г.И. Сайткулова и многие другие. Испытание временем только сплотило нашу команду. К ней присоединились бывшие участники Чтений, которые стали известными учеными, врачами и общественными деятелями, теперь они работают уже в качестве маститых экспертов.

На сегодняшний день Чтения являются итогом Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского, который проводится Российской академией наук, Комиссией по разработке научного наследия академика В.И. Вернадского при Президиуме РАН, Федеральным агентством научных организаций, Неправительственным экологическим фондом им. В.И. Вернадского при поддержке многих государственных учреждений и общественных организаций. Бессменными организаторами Чтений являются Межрегиональное общественное движение творческих педагогов «Исследователь» и Школа № 1553 имени В.И. Вернадского (бывшая «Донская гимназия»).

За прошедшие годы к команде Чтений присоединились многие коллеги из регионов, которые проводят региональные туры Чтений в почти 40 субъектах нашей страны. И в какой бы регион вы ни приехали на наши Чтения, всюду окунаешься в такую родную атмосферу – атмосферу доброжелательности, научных традиций и приоритета исследовательского содержания. Единая система оценки, внятные критерии, серьезная подготовка экспертов, не соревновательный характер определяют «лицо» и популярность Чтений, к которым участники относятся более тепло и заинтересованно, чем ко многим другим научно-практическим конференциям школьников. Действительно, наши эксперты не надменные менторы, а доброжелательные коллеги; не всезнающие начальники, а мудрые старшие товарищи.

За два с половиной десятилетия Чтения прошли большой путь – от маленькой школьной конференции до Всероссийской программы, известной и уважаемой во многих регионах нашей страны.

Часто, встречаясь с людьми непосвященными, слышишь вопрос: а зачем дети приезжают на Чтения? Им дают льготы при зачислении в университеты? Дети получают большие денежные премии? И не могут понять, когда мы объясняем, что прямой зависимости здесь нет. Что навыки самостоятельной работы, умение о ней рассказать, высокоинтеллектуальный круг общения, мотивация к дальнейшей работе, которую школьники получают на Чтениях, дает им стимул учиться лучше, ориентирует на лучшие университеты. И тогда вопрос поступления становится гораздо проще и доступнее.

Чем обусловлена популярность нашей программы?

Главные отличительные особенности Конкурса: возможность прямого участия любого школьника из России и Зарубежья, выполнившего исследовательскую работу; рецензирование каждой поступившей работы специально приглашенным ученым, работающим в соответствующей научной области, с предоставлением рецензии автору.

Очный этап Конкурса – Чтения имени В.И. Вернадского, – мы рассматриваем, прежде всего, как образовательное мероприятие, когда главное – не оценка работ и «раздача» мест, а Встреча автора со старшими коллегами – экспертами, учеными из университетов и научно-исследовательских институтов, заинтересованное обсуждение с ними хода и результатов работы.

Чтения породили союз удивительных людей из разных регионов России и стран мира, которых объединяет Межрегиональное общественное движение творческих педагогов «Исследователь». Среди его участников – учителя, педагоги дополнительного образования, организаторы и участники таких конференций, как Всероссийские юношеские Чтения имени В.И. Вернадского, Российская открытая конференция учащихся «Юность. Наука. Культура», Российский конкурс творческих проектов и исследовательских работ дошкольников и младших школьников «Я – исследователь», Всероссийский конкурс детских экологических проектов «Человек на Земле», Всероссийский слет друзей заповедных островов и других.

Именно такая профессиональная общественная координация исследовательской деятельности является оперативной и действенной. Исследовательская и проектная деятельность трудно поддается стандартизации и унификации; попытки организовать их административными методами нередко терпят провал, поскольку методики проведения и качество результатов учебных исследований и проектирования может быть выявлено преимущественно экспертным путем, – специалистами, имеющими собственную практику организации ученических исследований и проектов. За рубежом это направление координируется, в основном, общественными организациями (RED в Мексике, МИЛСЕТ в Европе, Science Service в США и т.д.).

Задачами движения «Исследователь» является развитие механизмов общественной поддержки научно-практического образования в регионах страны, создание общественной системы экспертизы, научно-методического и консультационного сопровождения региональных образовательных учреждений путем поддержки и методического сопровождения региональных научно-практических конференций и конкурсов школьников, научно-методических мероприятий педагогов, курсов повышения квалификации руководителей проектных и исследовательских работ школьников.

Страницы истории

Начиналось все в 1990-х годах. Тогда было удивительное время: рухнул СССР, государство было слабо, цены высоки, будущее непонятно. У меня было ощущение, что завтра могут отключить отопление, и тогда придется ехать на дачу за походной печуркой и топить ее на кухне, как в книжках про войну.

Зато все было можно. Все, что позволяла совесть и куда звала душа. Кто-то приватизировал рудники, кто-то привозил и продавал одежду из Китая, кто-то обманывал посетителей рынков, играя в наперстки. Это было время, когда возникли Лукойл и Альфа-Банк. Я тогда работал в Доме научно-технического творчества молодежи (ДНТТМ), вместе с друзьями мы открыли школу – «Донскую гимназию»; подобралась удивительная команда молодых выпускников МГУ им. М.В. Ломоносова. Мы считали, что детей нужно учить не так, как учили нас в советские времена, и свято верили, что именно нам под силу это делать; основной идеей была организация с детьми исследований в разных областях науки, а самих нас научили этому в Университете.

Как известно, непременным атрибутом науки является профессиональное общение ученых – это дискуссии на семинарах и конференциях. И для детей необходимо было создать подобную среду, где бы они могли представлять результаты своих исследований. С самого начала работы ДНТТМ его директором, Дмитрием Львовичем Монаховым. была заведена традиция: каждое учебное подразделение организует тематическую конференцию, на которую приглашает ребят из дружественных школ Москвы и других городов. Эти конференции назывались секциями научно-практической конференции «Поиск». С 1990 года была такая секция и в лаборатории Природы Земли, которой я тогда руководил. Но в 1993 году Александру Сергеевичу Саввичеву, вдохновителю детских работ в области естественных наук, пришла в голову идея назвать ее именем В.И. Вернадского. Почему? Во-первых, нам был нужен светлый образ выдающегося человека, который можно ставить в пример детям. Во-вторых, тематика работ на секции расширялась и возникал вопрос – что их объединяет? А сфера интересов Вернадского была настолько широка, что любая область знаний входила в нее.

В 1993 году на I Чтениях было всего 20 работ. В 1994 году Д.Л. Монахов познакомил меня с удивительным человеком – работником Министерства образования Людмилой Филипповной Фоминой. Она отвечала за краеведение и исследовательскую деятельность, знала региональные учреждения, занимавшиеся этой тематикой. С ней мы отработали Положение о Чтениях (тогда оно приняло современный вид), утвердили его у заместителя министра Е.Е. Чепурных и сделали рассылку по регионам. Поэтому в 1995 году в Чтениях участвовало уже более 15 делегаций из регионов России. Примерно в то же время возникла идея стендовой формы представления материалов, как наиболее распространенной в мировой практике. Она оказалась очень удачной, позволила организовать не только экспертизу работ, но и широкое взаимное общение школьников из разных городов.

Примерно в это же время сложилось сотрудничество с Комиссией по разработке научного наследия академика В.И. Вернадского при Президиуме РАН, которую тогда возглавлял академик Александр Леонидович Яншин. Он регулярно приезжал на Чтения и выступал перед участниками. Впоследствии его супруга, Фидан Тауфиковна Яншина, многие годы была неизменным другом Чтений. После Александра Леонидовича пост председателя Комиссии занял академик Эрик Михайлович Галимов, который также всегда поддерживает Чтения. Программа научного лектория ежегодно формируется с непременным участием членов Комиссии.

С самого начала Неправительственный экологический фонд имени В.И. Вернадского стал одним из главных организаторов Чтений. Помню, когда я в первый раз позвонил ученому секретарю, а впоследствии Генеральному директору Фонда, Александру Ивановичу Ревякину, он с удивлением сказал: «Вернадский и дети? Как-то несерьезно, – что они могут понять в творчестве В.И. Вернадского?». Но потом горячо поддержал Чтения. В настоящее время Фонд является одним из главных организаторов Чтений, а его Президент, Владимир Александрович Грачев, оказывает нашей программе постоянную и неоценимую поддержку. Одной из добрых традиций является проведение в рамках Чтений олимпиады «Экоэрудит», разработанной Фондом.

Были и такие уважаемые организации, не буду перечислять их названия, руководители которых при приглашении к сотрудничеству говорили: «А что это у вас за учредители такие? Какие-то несерьезные. Мы будем главными вашими учредителями, и вы будете формировать программу в соответствии с нашими пожеланиями». Оргкомитет Чтений всегда старался уходить от подобных предложений, хранить наработанные за годы работы традиции даже несмотря на крайнюю стесненность в средствах. И, безусловно, был прав – многих подобных амбициозных организаций уже не существует, а Чтения живут и развиваются.

Каждый год возникала новая традиция. Среди них – конкурс самодеятельности, которым руководили Алексей Сергеевич Обухов и Тимофей Владимирович Пискунов, он давал возможность участникам познакомиться друг с другом с совершенно другой стороны, проявить таланты исполнителей, танцоров, создателей фильмов. Это – научный лекторий, с лекций которого мы стали начинать ежедневную программу Чтений, его формировал Алексей Сергеевич Обухов. За годы Чтений в рамках лектория выступили видные ученые, которые рассказали о своей жизни в науке – это академики Георгий Сергеевич Голицын, Евгений Павлович Велихов, Никита Николаевич Моисеев, Сигурд Оттович Шмидт, Диана Борисовна Богоявленская, Константин Георгиевич Скрябин, Лев Львович Кисилев, Вадим Сергеевич Урусов, Александр Петрович Лисицын, Юрий Дереникович Апресян и многие другие.

Видную роль в становлении организационной структуры Чтений сыграл Алексей Николаевич Митрофанов. Принципиальным явилось создание в 2003 году по инициативе Максима Алексеевича Бабошина дистанционной системы сбора и обработки информации на основе сайта www.vernadsky.info, одной из первых систем подобного рода в нашей стране. С этого момента кардинально упростились все технические вопросы.

Чтения дали толчок многим начинаниям. Примерно с пятых Чтений оказалось, что руководители делегаций тоже хотят представить свой методический опыт коллегам. Так возникла методическая секция и вскоре стало понятно, что для продуктивной работы ее целесообразно проводить отдельно от Чтений, поскольку ответственность и забота о детях сильно отвлекают от систематической методической работы. Так, в 2005 году возникла Общероссийская конференция «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве», которая проводится раз в полтора года и в настоящее время насчитывает свыше 20 секций.

В 1990-е годы определился круг руководителей, которые из года в год привозили на Чтения ребят с качественными работами. Было решено создать Ассоциацию творческих педагогов Чтений имени В.И. Вернадского. Развитие Ассоциации привело к тому, что в 2007 году была зарегистрирована общественная организация – Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», одной из главных задач которого стала популяризация наследия В.И. Вернадского в регионах России. В настоящее время Движение имеет отделения в 57 регионах России; региональные отделения реализуют более 300 ежегодных программ и проектов. На базе региональных отделений успешно развивается сеть региональных туров Конкурса. Их проводят удивительные люди – сотрудники школ и центров творчества, которые, подчас на голом энтузиазме, без всякого финансирования, организуют масштабные конференции с участием учащихся из большинства районов своего субъекта РФ. С 2008 года решающий вклад в координацию региональных туров вносит Нина Васильевна Мазыкина.

Сообществу участников Чтений был необходим свой печатный орган, и в 2002 году начал выходить научно-методический журнал «Исследовательская работа школьников», в котором мы печатали материалы известных ученых, выступавших на Чтениях, методики организации исследовательской работы школьников, наиболее интересные исследования школьников с комментариями специалистов, информацию о школьных конкурсах и конференциях. С созданием Общероссийского движения «Исследователь» мы начали издавать журнал «Исследователь/Researcher».

Тематика работ, представляемых на Чтения, охватывает практически все области естественных и гуманитарных наук. Значительное количество работ посвящается природе нашей страны и культуре населяющих ее народов.

С нашей точки зрения, главная миссия Чтений состоит в том, чтобы ребята лучше узнали и полюбили родную землю. Этому способствуют специальные номинации, в которых подводятся итоги – такие, как «Лучшая работа на территории национального парка или заповедника» (учреждена ЭПЦ «Заповедники»), «Лучшая работа, представленная учащимся сельской школы», «Лучшая работа по проблематике устойчивого развития» (учреждена Неправительственным экологическим фондом имени В.И. Вернадского).

Исследования жизни животных, особенностей экосистем, геологических объектов становятся для ребят школой естествознания, а изучение народных традиций, истории своих городов и сёл, собственных семейных преданий делает их достойными гражданами нашей страны. И в этом значительное место занимает та работа, которая проводится заповедниками и национальными парками: это экологические лагеря, совместные с городскими школами программы исследовательских маршрутов в каникулярное время, организация работы школьных лесничеств, методические семинары для учителей. Представленные на Чтения ученические работы свидетельствуют о том, что охраняемые территории выступают серьезным фактором в деле становления мировоззрения подрастающего поколения.

На сегодняшний день юношеские Чтения имени В.И. Вернадского – одна из крупнейших исследовательских конференций школьников в России. Ее главной задачей является творческое развитие юных исследователей, которые прислали работы на конкурс, их руководителей. Поэтому оргкомитет не ставит задачу выявления и отбора лучших; его задача – работа со всеми, кто прислал свои работы на конкурс. Исходя из этого, в рамках конкурса организовано профессиональное рецензирование работ; каждый автор обязательно получает развернутую рецензию специалиста, в которой даются рекомендации по дальнейшему продолжению работы. При этом перед рецензентами ставится задача особенно серьезно подойти к рецензиям на работы, которые мы не приглашаем на Чтения ввиду их низкого уровня, чтобы подсказать авторам и их руководителям, как сделать работу конкурентоспособной на мероприятиях подобного уровня. В рамках чтений создано удивительное экспертное сообщество, которое объединяет более 200 специалистов в разных областях, умеющих грамотно и корректно работать со школьниками. Чтения не связаны ни с одной из систем отбора учащихся в вузы, что придает им независимый статус: на Чтения приезжают не за дипломами и льготами, а за знаниями и новыми знакомыми, увлеченными исследованиями.

В рамках конкурса проходят более 30 региональных конференций от Калининграда до Владивостока, в которых принимают участие более 10000 учащихся. На Чтения имени В.И. Вернадского подается более 2000 работ ежегодно из более чем 500 образовательных учреждений 75 субъектов РФ, а также из стран СНГ (Украина, Беларусь, Казахстан), дальнего зарубежья (Иран, Индия, Филиппины, Словакия, Чехия). Общее количество участников – авторы работ, руководители делегаций, эксперты – составляет более 1500 человек. Чтения входят в тройку крупнейших научно-практических конференций обучающихся России (наряду с «Шагом в будущее», проводимом МГТУ им. Н.Э. Баумана и «Юность. Наука. Культура», проводимом ДНТО «Малая академия наук «Интеллект будущего»), а также в десятку в мире (наряду с INTEL ISEF (США), EXPO SCIENCES (ежегодно разные страны), конференциями в Форталезе (Бразилия), Пуэбле (Мексика) и др.) и пользуются международным признанием.

На основе Конкурса сложилось сообщество ученых, педагогов, учащихся, объединенных общими ценностями исследования, традиций российских научных школ, обновления содержания школьного образования. Многие ребята, участвовавшие в Чтениях прошлых лет, теперь приезжают на них в качестве руководителей и представляют нам своих учеников, выполнивших интересные и порой неожиданные работы. Участие в Конкурсе и Чтениях имени В.И. Вернадского для юных исследователей – признание их стараний и научных устремлений.

Публикации

  1. Леонтович А.В. V юношеские Чтения имени В.И. Вернадского. // Лицейское гимназическое образование. 1998. № 3.
  2. Леонтович А.В. Всероссийский юношеский конкурс имени В.И. Вернадского // Школьные технологии. 2000. № 3.
  3. Леонтович А.В. 10 лет программы «Всероссийские юношеские Чтения имени В.И. Вернадского» // Исследовательская работа школьников. 2003. № 3. С. 131-135.
  4. Леонтович А.В. Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского (юношеские Чтения имени В.И. Вернадского) как инновационная система // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2005. № 2.
  5. Леонтович А.В. Всероссийские юношеские Чтения имени В.И. Вернадского. // Народное образование. 2011. № 1. С. 46-49.
  6. Леонтович А.В. Личность В.И. Вернадского и программа исследовательского образования школьников // Вопросы современной науки и практики. Университет имени В.И. Вернадского. Спец. выпуск (39) 2012. Ассоциация «Объединенный университет имени В.И. Вернадского». С. 77-88.
  7. Леонтович А.В. Наследие В.И. Вернадского и развитие содержания современного школьного образования в России // Вклад В.И. Вернадского в развитие мировой цивилизации. Неправительственный экологический фонд имени В.И. Вернадского. М. 2013. С. 164-176.
  8. Леонтович А.В. XXV Всероссийские юношеские Чтения имени В.И. Вернадского // Дополнительное образование и воспитание. 2018. № 5. С. 55-61.
  9. Леонтович А. В., Мазыкина Н.В. Об итогах Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского // Техническое творчество молодёжи. 2017. № 4 (104). С. 31-33.
  10. Леонтович А.В., Мельникова А.А. Юношеские Чтения имени В.И. Вернадского // Наука и жизнь. 2004. № 6. С. 41-42.
  11. Леонтович А.В., Ревякин А.И. Всероссийские юношеские Чтения имени В.И. Вернадского // Ноосфера. 2001. № 9. С. 19.
  12. Леонтович А.В., Сентюрин Ю.П. XV Всероссийские юношеские Чтения имени В.И. Вернадского // Дополнительное образование и воспитание. 2008. № 5. С. 42-44.

Добавить комментарий

Войти с помощью: