ОЛИМПИАДА «ПРИРОДА РОССИИ»: как московские школьники проводят Год экологии в ведущем детском экоцентре

Д.В. Моргун,
директор ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ

Последние несколько лет в России ознаменованы яркими историческими событиями международного масштаба – это проведение в России Зимних Олимпийских игр в 2014 году, проведение в городе Москве Кубка конфедераций FIFA 2017 года и Чемпионата мира по футболу FIFA в 2018 году. Необыкновенный патриотический подъем, особый, острый дух соревнования, эмоциональная насыщенность олимпийских мероприятий не оставили равнодушными ни одного жителя нашей страны. Кроме того, 2017 год – это Год экологии и особо охраняемых природных территорий в нашей стране!

Олимпийский дух захватил различные сферы нашей жизни. Он породил множество интересных и общественно значимых инициатив, которые единой волной прокатились по нашему отечеству. Так, в Москве реализуется План информирования общественности о мерах по охране окружающей среды в рамках подготовки к проведению в Москве Кубка конфедераций FIFA 2017 года и Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года. Одним из проектов этого плана стала популярная в детско-юношеской среде столицы Московская эколого-биологическая олимпиада «Природа России», которая проводится вот уже 16 лет.

Какой же вклад вносят юные экологи Москвы в современное олимпийское движение?
Олимпиада – это всегда эстафета, передача достижений и побед от одного участника другому. Поэтому олимпиада «Природа России» строится на основе преемственного формирования единой команды участников от каждого административного округа в течение учебного года. Осенью образовательные организации Москвы рекомендуют к участию в отборочном окружном этапе олимпиады среди образовательных организаций межрайонных советов директоров школ – лучших знатоков экологии и биологии, учащихся от 5 до 11 класса. В декабре-феврале в округах города формируются и работают окружные оргкомитеты, которые проводят свои этапы. Их задача – отобрать не более 9 человек – будущих олимпийцев городского этапа олимпиады. Уже на этом этапе происходит жесткая борьба за олимпийское первенство и право представлять свой округ на городском этапе.

В связи с подобной структурой проведения олимпиада «Природа России» демонстрирует существенный организационно-методический потенциал, который характеризует дополнительное эколого-биологическое образование в городе. Во всех округах есть специалисты и отдельные учреждения, выполняющие функцию координаторов данного направления. На городском уровне координацию дополнительного естественнонаучного образования осуществляет ведущий в этой области Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма.

Центр является городским координатором развития системы дополнительного образования как основного механизма формирования культуры детства и юношества. Недаром в его образовательном арсенале свыше 200 образовательных программ естественнонаучной и туристско-краеведческой направленности, а также более 50 общегородских массовых мероприятий в год.

Качественные изменения в системе дополнительного образования в последние годы увеличило проведение образовательных и культурно-просветительских проектов совместно с учреждениями, подведомственными Департаменту культуры и Департаменту природопользования и охраны окружающей среды, что привело к расширению межведомственного взаимодействия для развития дополнительного образования детей и взрослых.

Инфраструктуру экологического образования составляют общегородские конкурсные мероприятия и проекты, позволяющие диагностировать достижения обучающихся, повышать их мотивацию к изучению экологии. Они также являются важнейшим звеном в социальном партнерстве с природоохранными учреждениями, которые занимаются экопросвещением и не реализует непосредственно образовательную деятельность. Мероприятия проходят, в том числе с использованием ресурсов природоохранных учреждений Москвы.

В 2017 году городской этап олимпиады «Природа России» провёл Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма 19 марта. Проведению городского этапа предшествует большая организационная и консультационная подготовка. Победители отборочных этапов специально готовятся к определению коллекционного биологического материала, приезжая на консультации в центр, изучают вопросы олимпиады прошлых лет. Оргкомитет городского этапа создает методическую комиссию для подготовки вопросов, формирует состав жюри.

Учитывая разнообразие московского образовательного пространства, иногда создается впечатление, что в Москве проводится множество сходных конкурсов и олимпиад. Как учителю и ученику ориентироваться в большом количестве предложений для участия? Олимпиада «Природа России», имеющая многолетние традиции в московской системе образования, – особенная, и это известно и ученикам, и педагогам города. Во-первых, это единственная профильная олимпиада, которая охватывает столь широкий возрастной диапазон школьников. Тем самым она дает старт экологическим познаниям с раннего школьного возраста, заставляет задуматься об актуальных проблемах современности и мотивирует на дальнейшее участие в обширной сфере экологических мероприятий. Во-вторых, это олимпиада скорее надпредметная: она посвящена широчайшему кругу эколого-биологических дисциплин и даже включает этапы, связанные с экологическим творчеством. Поэтому в составе жюри работают ведущие ученые и педагоги-экологи, что постоянно обеспечивает устойчивую связь науки и практики. Наконец, в-третьих, олимпиада отличается высоким организационным и психологическим комфортом, проходит в рабочей доброжелательной атмосфере и нисколько не похожа на жесткий экзамен, что ежегодно отмечается всеми участниками.
В городском этапе олимпиады 2017 года приняли участие 500 учащихся от всех межрайонных советов директоров школ, приехали сплоченные команды юных экологов, нацеленные на олимпийские достижения. Участвуют в олимпиаде и учащиеся ведущих юннатских кружков на базе Зоологического музея МГУ, Биологического факультета МГУ, а также природоохранных организаций ГПБУ «Мосприрода». Это яркое доказательство того, что олимпиада «Природа России» – это интеллектуальная площадка для развития социального партнерства и взаимодействия экологических объединений различной ведомственной принадлежности.

Работа городского этапа олимпиады «Природа России» строится на основе 5 циклов, каждый из которых включает два кабинета. Это олимпиадные испытания в циклах:

•    Эколого-зоологическом (в двух кабинетах: Зоология позвоночных, Зоология беспозвоночных);
•    Эколого-ботаническом (в двух кабинетах: Высшие растения, Низшие растения);
•    Человек и окружающая среда (в двух кабинетах: Социальная экология и проблемы устойчивого развития, Охрана природы);
•    Науки о Земле (в двух кабинетах: География России, Геология и палеонтология);
•    Эколого-эстетическом (в двух кабинетах: Экологический рисунок, Эко Арт).

Олимпиада «Природа России» уникальна разнообразием предлагаемых участникам заданий. Многие школьники, привыкшие к тестовому формату мышления, здесь вспоминают о своем красноречии и стремятся быть убедительными в изложении решений экологических проблем. В кабинетах эколого-зоологического и эколого-ботанического циклов участникам требуется не только рассуждать об особенностях экологии, морфологии и систематики животных и растений, но и уметь определять их по коллекциям и гербариям без использования каких-либо вспомогательных источников. Лишь для определения мелких беспозвоночных животных «олимпийцам»предлагается воспользоваться бинокуляром, а в остальном можно опираться только на собственный опыт и знания. Коллекция животных включает в себя экспонаты разной степени сложности: от микропрепаратов инфузорий до чучел крупных млекопитающих Центральной России. Вопросы по определению коллекций различаются по возрастной категории участника.
В кабинетах цикла «Человек и окружающая среда» школьники погружаются в сложный комплекс взаимоотношений человека и природы. По заданиям этого цикла им необходимо разрешить предложенные учебные ситуационные задачи по социальной экологии: представить себя руководителям заповедника и объяснить, какие задачи он выполняет для решения местных природоохранных проблем; вжиться в роль лесника или охотоведа, перед которым поставлена задача грамотного использования лесных и охотничьих ресурсов в определенном районе; описать экологические риски описанной в задании проблемы загрязнения среды. В кабинете «Охрана природы» участники описывают охраняемые виды животных и растений или охраняемые природные территории по предложенному фотографическому материалу или текстовой аннотации.

В естественнонаучном цикле школьники характеризуют экологические проблемы регионов России, отмечают регионы высокого биоразнообразия, а также, работая с картой, выявляют биогеографическое районирование нашей страны. Особый интерес у некоторых участников вызывают задания кабинета по геологии и палеонтологии, в котором необходимо грамотно определить образцы российских минералов, горных пород и палеонтологических материалов, собранных на территории нашей страны.
Но, пожалуй, самым зрелищным и ярким событием олимпиады является посещение кабинетов эстетического цикла. Школьникам на выбор предлагается выполнить экологический плакат на заданную тему, рисунок животного или растения с натуры или попробовать себя в качестве автора небольшого экологического литературного произведения – эссе, стихотворения, синквейна. Творческая обстановка в кабинетах позволяет участникам сменить вид деятельности и найти источник вдохновения в различных природных образах и мотивах.

Столь разнообразные по форме и содержанию задания составляются специально созданной методической комиссией специалистов, а ответы участников олимпиады оценивают ученые и видные деятели экологического образования. В составе жюри – 50 человек – доктора и кандидаты наук, а также преподаватели и общественные деятели, представляющие МГУ, Московский институт открытого образования, Российский геологоразведочный университет, Московский государственный университет прикладной биотехнологии, Палеонтологический институт РАН, Городской методический центр и многие другие организации. Особая атмосфера олимпиады, пронизанная духом соревновательности, но в то же время – сотрудничества науки и школы, создается именно за счет участия академической среды в организации и проведении этого мероприятия.

Ежегодно жюри отмечает заинтересованность школьников в решении экологических проблем, при этом подчеркивается все возрастающая актуальность гуманитарной направленности экологии как науки. В то же время необходимо отметить, что слабые познания учащихся в области полевой биологии наглядно демонстрируют навыки определения коллекционного материала. Это означает, что необходимо вернуться к регулярной практике проведения выездных практических занятий в полевых условиях – той возможности, которая предоставляется московским школьникам только в организациях дополнительного образования. Нередко мы отмечаем, что школьники гораздо лучше ориентируются в природе курортных зон Средиземноморья и Египта, но не знают нашу русскую природу и удивляются ее богатствам как какой-то экзотике. В системе столичного образования, в частности в Московском детско-юношеском центре экологии, краеведения и туризма, работает система полевой экспедиционной, выездной деятельности учащихся, направленная на компенсацию пробелов в их познаниях природы. Так, в конце мая вот уже 32 года лет центр проводит полевую «Зелёную олимпиаду», где московские школьники соревнуются в знаниях русской природы непосредственно в полевых условиях – в лесничестве ближнего Подмосковья.

Итак, городской этап олимпиады «Природа России» позади. Проведенный опрос школьников показал, что большая часть учащихся 5-7 и 10-11 классов пришли на олимпиаду попробовать свои силы, и лишь около 25 % ставили своей целью победу. Безусловно, опыт участия в такой олимпиаде позволяет участникам шире взглянуть на свои творческие и интеллектуальные способности, понять направление для дальнейшего самосовершенствования, а также пообщаться с ведущими специалистами – экологами и биологами. Так, излагая теорию одного известного ученого-ботаника, участник олимпиады, восьмиклассник, и не подозревал, что докладывает научные идеи их подлинному автору, который работал в жюри олимпиады!
Эта эксклюзивная для Москвы профильная олимпиада – площадка для творческого взаимодействия между ученической и академической средой. Организаторы и участники олимпиады говорят, что она построена на конструктивном диалоге различных поколений, смысл которого – в обсуждении и решении насущных проблем экологии и устойчивого развития общества.

Олимпиада «Природа России» включена в перечень конкурсных мероприятий, рекомендуемых Департаментом образования города Москвы. Она дает мощный стимул для участия во всероссийских конкурсах эколого-биологического направления, которые проводятся в системе дополнительного образования. И у нее еще множество других перспектив и преимуществ.

В 2017 году победителями олимпиады стали ученики школ и организаций дополнительного образования, а также ребята, занимающиеся в объединениях при ВУЗах и институтах РАН – на Биофаке МГУ, в Палеонтологическом институте. Есть и многолетние победители и призеры.

Значимость олимпиады «Природа России» для развития экологического образования в столице очевидна. Она выявляет мотивированных, лучших юных экологов, которые в будущем будут охранять окружающую нас среду, оберегать страну от эскалации природных катаклизмов, заботиться о природе на благо будущих поколений. Олимпиада формирует будущую интеллектуальную элиту ученых-биологов. Педагоги и ученики, принявшие в ней участие, оставили емкий и ценный для организаторов отзыв: «Замечательная олимпиада. Спасибо за творческую среду!».

Добавить комментарий

Войти с помощью: