К вопросу об актуальных программах повышения квалификации в сфере дополнительного образования
В 2015-2016 году РНМЦ НО ГБПОУ «Воробьевы горы» совместно с федеральным порталом «Дополнительное образование» (dopedu.ru) было проведено пролонгированное исследование «Повышение квалификации специалистов дополнительного образования детей».
И.С.Григорьев,
методист РНМЦ НО
ГБПОУ “Воробьёвы горы”
В ходе работы был использован метод интернет-опроса, что позволило привлечь к участию специалистов со всей России. Всего в опросе приняли участие 858 респондентов, занимающих различные должности в образовательных организациях дополнительного образования детей. Основными категориями являлись: педагоги, преподаватели комплекса, представители администрации и руководители структурных подразделений, методисты (подробнее на рисунке № 1). Благодаря участию в интернет-опросе различных профессиональных групп, результаты исследования позволяют оценить отношение к повышению квалификации многомерно, выявить дефициты и перспективы развития системы повышения квалификации.
Рисунок 1
Целью данного исследования являлось формирование целостной картины представлений различных профессиональных групп, задействованных в дополнительном образовании детей, об идеальном образе адекватной их запросу форме и содержанию программ повышения квалификации. Полученные мнения послужат материалом при разработке и реализации Ресурсным научно-методическом центром программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для сотрудников ГБПОУ «Воробьевы горы».
Базовые задачи исследования связаны со сбором информации в следующих смысловых полях:
– Информация об участниках;
– Условия повышения квалификации;
– Формы и содержание повышения квалификации
Первые два блока состояли из закрытых вопросов, так как основной задачей было зафиксировать данные об участниках и существующей системе повышения квалификации. В третьем блоке присутствовало большое количество открытых вопросов, что позволяло: а) учесть реальные мнения каждого респондента; б) дифференцировать ответы по группам, связанным с профессиональной направленностью респондентов. Полученные ответы этого блока могли бы послужить опорой при проектировании программ повышения квалификации.
Результаты исследования
1. Информация об участниках
В интернет-опросе «Повышение квалификации специалистов дополнительного образования детей» приняли участие 858 сотрудников организаций дополнительного образования детей. По полученным данным, в настоящий момент 8% респондентов нуждаются в профессиональной переподготовке, так как имеют высшее непедагогическое образование. На момент проведения опроса такую переподготовку уже прошло 12% респондентов.
Интерес представляют данные последнего вопроса этого раздела «Когда Вы проходили повышение квалификации?». Респондентов, которые попали в третью категорию (более 5 лет назад) можно считать незаинтересованными в повышении квалификации (отказываются, даже если есть возможность) – таких 7% от общего количества респондентов. Также повышение квалификации не проходили молодые специалисты (по причине недавнего трудоустройства). Для всех остальных такой ресурс имеет значение. Более подробная информация на рисунке № 2.
Рисунок 2
Из числа респондентов большая часть имеет трудовой стаж более 10 лет – 55% опрошенных, 20% работают от 5 до 10 лет и 25% имеют стаж работы менее 5 лет. Большинство сотрудников (53%) находится в возрасте между 35 и 50 годами, доля более молодых специалистов и перешагнувших 50-летний рубеж примерно равно.
2. Условия повышения квалификации
Основные данные в разделе об условиях повышения квалификации связаны с тем, как часто и при каких условиях респонденты проходят подобные курсы. Результаты позволяют говорить о том, что респонденты имеют возможность прохождения курсов повышения квалификации не реже, чем установлено законодательством, а также в большом количестве случаев дополнительно мотивируются к участию в подобных мероприятиях руководством. Чаще всего личной целью, мотивом к прохождению курсов респонденты отмечали получение необходимых знаний, компетенций (33%), расширение кругозора и знакомство с передовыми образовательными технологиями (26%) и лишь 1% рассматривал этот ресурс как необходимый для карьерного роста и повышения заработной платы.
Наиболее интересным результатом в данном разделе стоит назвать количество респондентов, которые дополнительно самостоятельно оплачивают повышение квалификации (рисунок № 3). При этом «коэффициент полезного действия» курсов повышения квалификации респонденты часто оценивают невысоко, что говорит о низком качестве некоторых программ. Это позволяет сделать вывод о необходимости создания программ, которые бы удовлетворяли запросы на повышение квалификации, как по тематике, так и по уровню качества.
Рисунок 3
На вопрос «Кого бы Вы предпочли видеть, в основном, в качестве преподавателей и экспертов курсов повышения квалификации?» более половины (53%) респондентов высказались за своих коллег, специалистов-практиков, что явно обозначает существующий крен спроса в сторону практико-ориентированных учебных программ. Сухие теоретические курсы являются менее востребованными, если сотрудник не понимает, как именно можно применить полученные знания в своей практической деятельности.
3. Формы и содержание повышения квалификации
Наиболее ценным для разработки программ повышения квалификации и проектирования их структуры являлся именно данный раздел. Благодаря ему удалось составить список наиболее актуальных запросов, разделенный по профессиональным группам. Полученные данные будут использованы в дальнейшей работе.
Рисунок 4
Помимо этого выявлены наиболее приемлемые для респондентов продолжительность (см. рисунок № 4) и формы повышения квалификации. Эти данные в очередной раз подтверждают, что курсы повышения квалификации актуальны для сотрудников только тогда, когда они ориентированы на практику, на конкретные и понятные проблемы. Тренинги, обсуждения, круглые столы и мастер-классы являются наиболее подходящими методами обучения по мнению 67% опрошенных. При этом смешанные и использующие дистанционные технологии курсы востребованы примерно также (по мнению 60% опрошенных).
Заключение
Полученные данные позволяют составить целостную картину того, какими именно работники сферы дополнительного образования видят актуальные и полезные курсы повышения квалификации. С учетом этой информации, сотрудниками РНМЦ НО разработаны несколько программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для работников ГБПОУ «Воробьевы горы».
Данные мероприятия будут проводиться для прохождения планового повышения квалификации, а также для повышения компетенций, необходимых для эффективного решения актуальных для образовательного комплекса задач.